Далее была проведена методика, направленная на определение уровня депрессии среди учащихся старшего подросткового возраста. В результате были получены следующие данные.
Гистограмма 3
Анализ результатов показал, что у 3 (14%) человек депрессия отсутствует, у 10 (45%) человек она минимальна, а для 9 (41%) человек характерна лешкая депрессия.
Среднее арифметическое:
М = 450/22 = 20,5
Мода:
Мо = 26
Медиана:
Ме = 21
Таким образом, можно судить, что у большинства учащихся депрессии нет либо она минимальна.
Для подтверждения или опровержения гипотезы была проведена вторичная статистическая обработка данных с помощью критерия U – критерия Мана- Уитни.
Для начала определим характер влияния уровня тревожности на склонность к суициду. Определять значение U будем по формуле:
U = (n1 * n2) + nx * (nx+1) / 2 – Tx
где n1 – количество испытуемых в выборке 1;
n2 - количество испытуемых в выборке 2;
Tx – большая из двух ранговых сумм;
nx - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Uэмп. = 10 * 11 + 11 * 12 / 2 – 158 = 18
Uкр. = 31(p<=0.05)
22 (p<=0.01)
Uэмп<= Uкр
Таким образом, склонность к суициду у учащихся с умеренным уровнем тревожности ниже склонности к суициду у учащихся с высоким уровнем тревожности.
Далее определим характер влияния уровня депрессии на склонность к суициду.
Рассчитываем по формуле.
Uэмп. = 10 * 9 + 9 * 10 / 2 – 115 = 20
Uкр. = 24(p<=0.05)
16 (p<=0.01)
Uэмп<= Uкр
Таким образом, склонность к суициду у учащихся с минимальной депрессией ниже склонности к суициду у учащихся с легкой депрессией. Гипотеза подтвердилась: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.
Заключение
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.
Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств — Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств — в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ — 21 или Франции — 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва — 45,8; Россия — 41,8; Эстония — 40,9; Латвия — 40,6; Венгрия — 35,3.
В ходе проведения работы были выполнены следующие задачи:
1. Осуществлен теоретический анализ литературы по изучаемой литературе.
2. Были изучены особенности суицидального поведения. Суицидальное поведение имеет сложный комплексный характер: проявляется в разных формах , включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.
3. Ознакомлены со способами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду. Психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Оценка суицидального поведения заключается в учете разных сторон жизнедеятельности человека. Необходимо учитывать признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций в жизни человека, следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только в этом случае возможна своевременная психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.
4. Благодаря проведенному экспериментальному исследованию было выявлено влияние уровня тревожности и депрессии у лиц старшего подросткового возраста на склонность к самоубийству: чем выше уровень тревожности и депрессии, тем больше проявляется склонность к суициду.
Список литературы
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2001.
2. Гроф С. Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. – М., 1996.
3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2003.
4. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М., 2003.
5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие.- М.,2001.
6. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М.,1997.
7. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.,1997.
8. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика. Уч. пос. - М., 2000
9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. –СПб.,2005.
10. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб., 2000
11. Потапова А.В. Нартова-Бочавер С.К. Детская психологическая служба – М., 2001.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.,2001.
13. Сидоренко Е.В.Методы математической обработки в психологии. – СПб.,2006.
14. Словарь психолога-практика/ Сост. Головин С.Ю. – М.,2003.
15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.,2005.
16. Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования “Телефонов Доверия”. – Владимир, 2000.
17. Холмс Д. Анормальная психология. — СПб., 2003.
18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005.
Приложение 1
Таблица первичных показателей по независимой переменной (уровень тревожности)
№ п/п |
Код испытуемого |
Количественный показатель |
Качественный показатель |
1. |
20 |
47 |
Высокий |
2. |
23 |
47 |
Высокий |
3. |
4 |
48 |
Высокий |
4. |
7 |
48 |
Высокий |
5. |
12 |
50 |
Высокий |
6. |
8 |
51 |
Высокий |
7. |
15 |
53 |
Высокий |
8. |
16 |
54 |
Высокий |
9. |
14 |
57 |
Высокий |
10. |
5 |
56 |
Высокий |
11. |
9 |
53 |
Высокий |
12. |
13 |
28 |
Низкий |
13. |
21 |
29 |
Низкий |
14. |
1 |
34 |
Умеренный |
15. |
18 |
34 |
Умеренный |
16. |
2 |
35 |
Умеренный |
17. |
6 |
35 |
Умеренный |
18. |
22 |
35 |
Умеренный |
19. |
10 |
38 |
Умеренный |
20. |
17 |
38 |
Умеренный |
21. |
19 |
44 |
Умеренный |
22. |
3 |
45 |
Умеренный |
23. |
11 |
45 |
Умеренный |
Приложение 2
Таблица первичных показателей по зависимой переменной
Экспериментальная группа (умеренный уровень тревожности) |
Контрольная группа (Высокий уровень тревожности) |
|||||||
№ п/п |
Код испытуемого |
Показатель |
Ранг |
№ п/п |
Код испытуемого |
Показатель |
Ранг |
|
1. |
11 |
-11 |
1 |
1. |
8 |
-6,5 |
3,5 |
|
2. |
6 |
-8 |
2 |
2. |
15 |
-3 |
7 |
|
3. |
22 |
-6,5 |
3,5 |
3. |
7 |
-2,5 |
8 |
|
4. |
18 |
-4,5 |
5,5 |
4. |
14 |
4 |
13,5 |
|
5. |
19 |
-4,5 |
5,5 |
5. |
20 |
5 |
15 |
|
6. |
2 |
-2 |
9 |
6. |
9 |
6,5 |
16 |
|
7. |
3 |
-0,5 |
10 |
7. |
23 |
7,5 |
17,5 |
|
8. |
1 |
3,5 |
11,5 |
8. |
16 |
7,5 |
17,5 |
|
9. |
17 |
3,5 |
11,5 |
9. |
12 |
8 |
19 |
|
10. |
10 |
4 |
13,5 |
10. |
4 |
8,5 |
20 |
|
|
|
|
|
11. |
5 |
20 |
21 |
|
Сумма рангов |
73 |
Сумма рангов |
158 |
|||||