Суицидальное поведение в подростковом возрасте

Пока еще невозможно определить частоту суицидов в каждой географической области земного шара. Тем более, что во многих из них существует множество частично перекрывающихся субкультур с различными экономическими условиями, обычаями и традициями.

Воина и мир.

Изучение уровня суицидов в десяти странах до, во время и после первой мировой войны показало, что в каждой из них они становились реже в 1915-1918 годы и снова учащались в 1926-1930 годы. Обычно война – это время патриотизма, общественной интеграции и единой национальной цели. От каждого гражданина, мужчины и женщины, белого, черного или желтого, молодого или пожилого, требуется огромные усилия для победы. С увеличением шансов на военный успех, особенно у мужчин, отмечается падение частоты суицидов.

Кроме того, во время войны открывается почетный путь для проявления агрессивных импульсов, за что людей награждают медалями и посвящают в рыцари. По словам Фрейда, «готовность воевать может определяться множеством побуждений, одни из которых возвышение и искренние, а другие не могут быть даже упомянуты вслух. Одним из них определенно является удовольствие, получаемое от агрессии или деструкции. Влечение к смерти разрушило бы человека, если бы он направлял его самого себя, а не на окружающие предметы. Разрушая что-либо вовсе, человек спасает свою собственную жизнь» Именно во время войны возникает прекрасная возможность направить энергию человека на экстернализованную агрессию – общего врага.

Не так давно внимание специалистов было обращено на ветеранов непопулярной войны в Юго-Восточной Азии. По данным Калифорнийского медицинского центра в Сан-Франциска, ветераны вьетнамской Войны чаще гибнут от самоубийства, чем их сверстники, которые не служили во Вьетнаме. По-видимому, испытания огнем, водой и сражениями не всегда заканчиваются миром.

Время года.

Больше всего самоубийств регистрируется весной когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Национальным Институтом психического здоровья предположено новое понятие «сезонное аффективное расстройство» (САР) для квалификации эмоциональных нарушений, возникающих во время праздников или зимней меланхолии. Когда дни коротки, ночи длинны, а погода холодна, частота госпитализации больных с депрессией повышается и растет число самоубийств.

Гомосексуализм.

Ряд исследований установи высокий уровень самоубийств среди гомосексуалистов обоих полов. Было выявлено, что они предпринимают попытки к самоубийству в 2-7 раз чаще, чем гетеросексуалы, причем от 20 до 60% успешно завершают их. Большое число суицидов среди гомосексуалистов объясняется психотравмирующими обстоятельствами в гомофобном обществе. Если принять во внимание экономическую дискриминацию и длительную изоляцию, которые отчуждают «голубых» от окружения, то не удивительно, что у них возникают свои особые социальные проблемы, включая самоубийство. Важно подчеркнуть, что социальная сегрегация, приводящая к нарушениям или разрыву связей с любимыми, семьей и друзьями, является одним из наиболее надежных коррелятов суицида.

Если гомосексуалисты злоупотребляют наркотиками, то они подвержены наибольшему риску самоубийства. Аддиктивное поведение для них было способом борьбы с ненавистью, изоляцией и страхом, которыми их встречали близкие. Видимо, поэтому 75% лиц. Предпринявших попытки самоубийства, и 16% совершивших суицид хотя бы один раз лечились от отравления наркотическими и токсическими веществами или злоупотребление алкоголем.

Религия.

Норман Фарбероу считает, что уровень суицидов среди евреев ниже, чем в общей популяции, потому что «евреи не для того так любят жить, достижения и творчество, чтобы совершать самоубийство». Еврейская традиция уподобляет суицид врагу, тому, кто подвергал предков постоянным преследованиям. Сильные семейные связи, приводящие к тесным контактам с близкими и обществом, также являются противовесом суицыда.

Некоторые исследования считают, что самое сильное табу против суицида имеют католики, кончающие с собой реже, чем представители других конфессий. Их религия привносит интеграцию в жизнь ее последователей универсальным сводом правил и догм, в котором суицид считается смертельным грехом, наказуемым после смерти. Поскольку католики верят в загробную жизнь, суицид не может быть для них приемлемым выбором.

Наиболее высокий уровень суицидов, по общему мнению, отмечается среди верующих многочисленных и малосплоченных протестантских деноминаций. Между тем среди католиков и протестантов в Ирландии уровень самоубийств одинаково низок, а в католической Австрии в ХХ веке наиболее высок.

Исследователи, изучавшие связь между религией и суицидом, считают, что обстоятельства места и времени играют зачастую более важную роль, чем вера человека. В нашем мире стены гетто рассыпаются, а религиозные и этнические различия, когда-то разделяющие народы, постепенно исчезают. Кроме того, статистика, касающаяся религиозных аспектов суицида, с трудом поддается анализу.

На основании изучения связи между суицидом и религиозной принадлежностью не могут быть сделаны однозначные выводы. Религиозные конфессии судят о самоубийстве по – разному. Кроме того, со временем появляются изменения в этом вопросе даже внутри одной религии. На сегодня ясно, что во многом уровень самоубийств определяется другими факторами, помимо религии. Он зависит, например, от сложности экономических условий, социальных традиций, степени урбанизации и политического климата в стране.


1.3 Возрастные особенности суицидального поведения


1.3.1 Детский возраст

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер. ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам .

По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение.

Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 — 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начи-нает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость; беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.


1.3.2 Подростковый возраст

Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа. А.Е.Личко 'отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % — это крик о помощи, Б.Н.Алмазов, обследовав группу подростков 14—18 лет, умышленно: нанесших себе порезы, установил, только 4% из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство: же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания».Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14—18 лет, пришли к выводу, что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л. Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные».

Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультур ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорйна, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернейшинал»; несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

Молодежь кончает с собой почти в эпидемических масштабах. В течение последнего десятилетия частота суицидов у них возросла почти в 3 раза. Новые впечатляющие статистические данные показывают, что наибольшая их частота наблюдается в возрасте от 15 до 24 лет, причем за прошедшие 30 лет суициды детей от 5 до 14 лет возросли в 8 раз. Кроме того, судебные эксперты полагают, что за множеством случаев так называемой «смерти вследствие несчастного случая» (в результате автомобильных аварий, употребление токсических препаратов или использования огнестрельного оружия) в действительности скрываются суициды.

Молодые люди предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. В этих случаях они чувствуют себя биологическими чужаками, понимают, что шагают не в ногу с родителями и не подходят в качестве приемных членов семейного круга. Кроме того, у них часто безо всякой причины может появиться чувство своей нежеланности, они уверены в том, что родители не хотят их появления на свет. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка».

Еще одним значительным событием, которое может предшествовать суицидам молодежи, является переживание утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь (смерть близких или развода). Для этих ситуаций характерно внезапное крушение важных психологических опор и потеря привязанностей. Существует также тесная связь между саморазрушающим поведением подростков и жестокостью, насилием, отвержением или заброшенностью в семьях.

Суицидальная молодежь редко хочет умереть: она жалеет уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми.

Взрослым необходимо уделять больше времени внимательному выслушиванию своих детей и стараться понять, что они на самом деле имеют в виду и о чем думают. Со своей стороны молодежь тоже должна с пониманием относиться к взглядам и ценностям взрослых. Детям и родителям для более эффективного общения вовсе не обязательно соглашаться всегда и во всем. Если возникают различия во взглядах, то тем и другим важно показать словом и жестом, что между ними сохраняются безусловная любовь и поддержка.


1.3.3 Зрелый возраст

Самым частым психическим заболеванием зрелого возраста является депрессия, Седеющие волосы и углубляющиеся морщины напоминают о неуклонном движении жизни вперед. Именно в возрасте от 40 до 60 лет появляется лишний вес, облысение или ухудшается зрение. Страх стать сексуально не полноценными обычен для многих мужчин после 40 лет, когда мужественность все еще измеряется сексуальной потенцией.

Депрессия зрелого возраста часто бывает сопряжена с самоубийством. Вместе с телесными изменениями происходят и психологические перемены. Родители, которые раньше поддерживали своих детей, теперь становятся зависимыми от них. Менопауза часто начинается тогда, когда дети навсегда покидают родительский дом, а мужья, занятые собственными заботами, оказывают все меньше внимания. Еще одним источником психического дистресса и кризиса может стать супружеская неверность и развод.

Чувство разочарования, постигающее человека, может быть вызвано не только семейной жизнью, но и профессиональной карьерой. Если его надежды и цели почему-то не реализовались, то теперь он осознает, что они уже и не достижимы. Для других, наоборот, разочарованием является профессиональный застой из-за того, что больше нет конкуренции и соперничества.

С течением времени уровень самоубийств в зрелости повышается. Статистика фиксирует, что в течение только одного года происходит 1400 суицидов американцев в возрасте 30-34 лет; 1800 – в возрасте 35-39 лет; более 2000 – в возрасте 45-49 лет, и более 2200 – среди американцев 50-54 лет.


1.3.4 Пожилой возраст

Ежегодно более 20 000 американцев старше 60 лет кончают с собой. Хотя люди за 65 лет составляют только 11% всего населения, среди них отмечаются 25% всех самоубийств. Пожилые люди легко маскируют свои суицидальные намерения тем, что могут буквально заморить себя голодом, передозировать, перепутать или не принять вовремя лекарство.

Старость приносит с собою физическую немощь. Почти 9 из 10 пожилых людей страдают, по крайней мере, одним хроническим заболеванием. Одним из наиболее распространенных возрастных расстройств является потеря слуха. Частичная глухота усугубляет тревогу, неприспособленность и изоляцию. С возрастом ухудшается и зрение. При старении нарушается деятельность нервной системы, изменяется мышечный тонус, рефлекторная деятельность, ославляется контроль за положением тела в пространстве и чувство равновесия. Из-за атеросклероза, побочных действий медикаментов, депрессии и тревоги возникают нарушения памяти. Смерть отнимает у пожилых людей братьев, сестер, супругов, коллег, друзей и даже взрослых детей. Без работы постепенно исчезают компенсаторные механизмы, которые ею опосредуются: ощущается не только недостаток денег, но и самооценки, и удовлетворения, которое она приносила в прежние годы.

Ряд групп пожилых людей подвержены еще большому риску. Среди белых мужчин старше 65 лет в США уровень самоубийств в 4 раза выше его среднего уровня для всего населения. А у Женщин – в 2 раза выше. Белые пожилые мужчины совершают самоубийства в 10 раз чаще, чем женщины. В целом уровень суицидов среди пожилого цветного населения ниже, чем среди белого. Прежние исследования отмечали более высокий уровень самоубийств у пожилых людей из обеспеченных слоев общества. Однако сегодня большинство работ указывают на большую частоту суицидов и среди бедных. Наибольшему риску самоубийств подвергаются пожилые горожане, живущие в центре городов. Многие врачи, психологи и социологи, по-видимому, не отдают себе отчета в серьезности проблемы суицида для пожилых людей.

Показано в частности, что 76% пожилых мужчин, совершивших самоубийство, обращались к врачу в течение месяца до этого, 33% - в переделах одной недели, 10% посещали врача по крайней мере за день до суицида. Следовательно, врачи не смогли определить, что их соматические жалобы были поведенческими и вербальными индикаторами, сигнализировавшими о суицидальных намерениях. Следует отметить, что алкоголизм и злоупотребление наркотиками, являющиеся факторами риска самоубийства, также не часто распознаются у пожилых людей.


1.4 Профилактика подростковых суицидов

Распознавание суицида: профилактика.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывает свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозой является легко узнаваемыми. Очень важно, что ¾ тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течении блажайщих месяцев. Они ищу возможности высказаться и быть выслушанными.

Призыв к действиям общества.

В нашем обществе на проблему смерти наложено суровое табу. Проблема смерти стала основной запретной темой, заменив секс как неприличную тему для разговора.

Смерть не только камуфлируется; ее обсуждение тщательно избегается. Для многих эта тема является непристойной, они не обсуждают или даже не упоминают о ней. До сих пор в воздухе растворен предрассудок, что если о ней не говорить, то она просто-напросто исчезнет. Смерть «уйдет» сама. Существует и подход, который некоторые социологи называют «умиранием смерти».

Однако это отношение к смерти существовало не всегда. В средние века и позже многие считали смерть обыкновенным аспектом жизни. Из-за высокой смертности она была частым гостем в семьях. В отличие от этого ребенок, рожденный сейчас в Америке, вероятно, проживет более 74 лет, на целые 29 лет дольше, чем могли рассчитывать в начале ХХ века его предки. Поскольку наши предки были в постоянном контакте со смертью, то они смотрели на нее как на обычный и естественный феномен.

После прогресса медицинской науки и изменений религиозности общества, возникли демографические сдвиги. Некоторые еще хорошо помнят времена, когда большинство бабушек и дедушек, радетелей и детей жили совместно или, по крайней мере, в близи друг от друга. Но сегодня с расширением миграции членов большинства семей разделяют штаты или даже континенты. И это также ограждает их от переживаний, связанных с болезнью и приближающейся смертью.

Следует заметить, что престарелые, наиболее подверженные смерти, находятся часто вне поля зрения близких. В современном западном обществе они стареют в специальных учреждениях. Некоторые старики доживают свой век в домах для престарелых, сообществах пожилых граждан или, в ряде случаев, в больницах. Там они ожидают смерти подобно тому, как в древности ее ждал прокаженный. А многие, более того, даже не видят процесса естественного старения.

Люди ХХ века стараются устранить смерть из жизненной реальности, надеясь, что они могут раскрыть ее таинственную загадку. Примитивной верой, что смерть может перестать быть неизбежной, современный человек пытается отрицать или смягчать ее наличие.

Толь в течении последних десятилетий смерть и умирание стали достойной уважения проблемой, над которой работают в сфере здравоохранения и социологии. Эта тема должна стать частью образовательных программ школах и других учебных заведениях. Тем более, что отрицать смерть никак нельзя в нашем мире войн, насилия и угрозы ядерной катастрофы. Помня о взрывающихся ракетах, убийствах политических деятелей, которые можно увидеть в цвете по телевизору, и о потерях в наших семьях, обществу следует рассекретить тему смерти и сделать ее открытой.

Центр профилактики самоубийств.

Давно существуют общественные организации для работы, например, с больными, страдающими прогрессивной мышечной дистрофией, рассеянным склерозом или церебральным параличом. Однако до последнего времени усилия общества по борьбе с такой серьезной проблемой, как суицид, были не значительными.

Для того чтобы предоставить потенциальным самоубийцам эффективное убежище, пока не исчезнут разрушительные импульсы, были организованны центры профилактики самоубийств. Они являются местом, куда отчаявшемуся человеку можно обратиться, если все остальное кажется потерянным.

В Англии еще в 1774 году было создано Королевское Гуманитарное Общество, одной из целей которого было предотвращение самоубийств. В США Национальная Лига спасения жизни была учреждена только через 133 года, в 1907 году. Ее основал священник Герри Уоррен.

Другой священник, Чад Вара организовал группу помощи суицидентам в Англии, назвав ее «Самаритяне». Первая служба «Самаритян» в США основана в 1974 году в Бостане. Другие отделения этого уже интернационального объединения распространены от Бразилии до Новой Зеландии и занимаются профилактикой суицидов, оказывая людям в отчаянии дружескую помощь.

Движение превенции суицидов США получило еще больший общественный резонанс, когда Национальный институт психологического здоровья в 1966 году создал Центр по изучению и профилактике суицидов. В дальнейшем два клинических психолога Эдвин Шнейдман и Норман Фарбероу в Лос-Анджелесе основали Центр профилактики суицидов, являющейся сегодня одним из самых известных в мире учреждений.


Глава 2. Практика

План

1. Цель: Выявление детей с суицидальными наклонностями.

2. Этапы нашего практического исследования.

а) Проведение теста с детьми на выявление суицидальных наклонностей.

б) Индивидуальная работа с выявленными детьми.

в) Сделать вывод, провести сравнительный анализ, дать необходимые рекомендации.


Цель: Практики заключалась в выявлении детей с суицидальными наклонностями.

Этапы нашего практического исследования:

1. Этап:

Проведение теста с детьми 7 "б" класса на выявления суицидального риска.

В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по повод высказываний о смысле жизни и смерти. Ребятам предлагается тест в виде игры, или теста на определение интеллекта.

Инструкция:

Ребятам был выдан раздаточный материал, в виде бланка для ответов, в верхней части которого были указаны определенные темы и свободные ячейки под ними для ответов. В дальнейшем зачитываются пословицы которые ребята должны соотнести в соответствующие колонки с темой которой они считают более подходящей для данного высказывания. При этом на обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд.


Алкоголь, наркотики

Несчастная любовь

Противоправные

действия

Деньги и проблемы

с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные

неурядицы

Потеря Смысла жизни

Чувств неполноценности, ущербности уродливости

Школьные проблемы, пробл. выбора жизненногопути

Отношение

с окружающими












После заполнения бланков ответов, мы подсчитали количество отметок в каждой колонки и ответы в соответствующей интерпретационных таблицах. Которые делятся на две, одно специально для мальчиков, а другая для девочек.

Таблица №1 (мальчики 5-7 класс)


Требуется особое внимание

Требуется формирование

Антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношение с окружающими

15-18

Более 18


Таблица №2 (девочки 5-7 класс)


Требуется особое внимание

Требуется формирование

Антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы выбора жизненного пути

12-14

Более 14

Отношение с окружающими


Более


Глядя на полученную нами таблицу мы можем сказать, что:

Темы которые требуют особое внимание:

- алкоголь и наркотики 1 человек;

- противоправные действия 1 человек;

- деньги и проблемы с ними 2 человека;

- добровольный уход из жизни 1 человек;

- потеря смысла жизни 1 человек;

- чувство неполноценности, ущербности, уродливости 1 человек;

- отношение с окружающими 1 человек.

Темы при которых требуется формирование антисуицидальных факторов:

- чувство неполноценности, ущербности, уродливости 3 человека;

- отношение с окружающими 5 человек.

И так мы видим, что основными темами, которые являются важными для данного возраста являются:

- чувство неполноценности, ущербности, уродливости;

- отношение с окружающими.

В обоих случаях мы видим, что преобладает тенденция к формированию антисуицидальных факторов.

1. Этап:

Индивидуальная работа с выявленным ребенком.

После анализа полученных результатов в проведении теста, мы выявили ребенка нуждающегося в индивидуальной работе. После чего он был приглашен на беседу, в ходе которой была проведена диагностика.

Тест:........................................

Результат:...........................................

Вывод:...............

Проведение "Цикла потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида. ( смотреть в приложении)

3. Этап:

Вывод: Благодаря проведенному исследованию с учащимися 7 "б" класса, мы получили интересные результаты, которые нам помогают понять, какие темы являются актуальными для подросткового возраста, что может повлиять на совершение суицида. Еще в ходе исследования, был выявлен ребенок с результатом " добровольный уход из жизни", после чего была проведена индивидуальная работа с выявленным ребенком, что помогало еще больше понять подростковый возраст и их переживания.

Заключение


Рассмотрев особенности суицидального поведения в подростковом возрасте можно сделать следующие выводы. Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим ей мотивом. Суицид есть “следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта”. Эти конфликты могут быть связанны как с семейными отношениями так и со сверстниками. Дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний. Конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения, алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

Подростки с аддиктивным суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем.

Следует также донести мысль до подростка, что самоубийство на самом деле не является “изысканной” или “благородной” смертью “мужественного человека”. Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни.

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Для суицидента характерна как заниженная самооценка так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль.Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

Список литературы

1. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 1996. - №4.

2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

3. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

5. Жезлова Л.Я. Об осоенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подроттковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1978. - № 10.

6. КондрашенкоВ.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

8. Попов Ю.В., Бруг А.В. Сан-П. Научно - иследовательсикй психоневрологический институт им. В. М Бехтерева.

9. Персидская А.Е. Взаимосвязь семейного воспитания и суицидального поведения подростков. Город Чита. Россия.

10. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - № 10.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты