Стресс и его последствия

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.





2.Стресс в управленческом труде

2.1 Стресс на работе


Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то счастье будет неполным.

Конечно работа – это стресс. Особенно, когда работаешь над серьёзным проектом, и вдруг выключается компьютер, когда остаешься после рабочего дня, доделать работу за коллег, которые ушли в отпуск, когда сотрудники и начальник не дают спокойно жить и прочее.

Хотя не весь стресс – это плохо. Положительный стресс улучшает производительность труда. Установленные сроки сдачи проекта стимулируют и организовывают. Адреналин, выделяющийся перед устным докладом, позволяет выступить более эмоционально, и доклад звучит живее. Положительный стресс обеспечивает чувство удовлетворенности, делая работу увлекательной.

К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:

Фактор информационной нагрузки. На работе, нам приходится иметь дело с большим количеством информации, это огромная нагрузка для нашего организма, она выступает, как негативный фактор, приводящий к напряженности и к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. На работе очень много информации, которую нам необходимо переработать, но ее может и не хватать. И тогда рабочему, необходимо искать недостающий материал. Следовательно, это также напряженность, которая приводит к стрессовым ситуациям.

Фактор ответственности. На работе, приходится отвечать за проделанную нами работу, за ее результат.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени - это знакомо всем типам работ. Это также приводит к напряжению, а затем уже и к стрессу.

Фактор межличностных конфликтов. У всех на работе бывают межличностные конфликты, это очень сильный источник появления стресса.

Фактор внутриличностных (ролевых) конфликтов.

Система внешнесредовых факторов. Внешняя среда организации является источником многочисленных стрессоров.

Обратите внимание на продолжительность стресса. Слишком длительный стресс приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткого действия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры, улучшает презентативность.

Таким образом, нужно найти тот комфортный индивидуальный уровень стресса, а не исключить стресс вовсе. Если стресса не будет вообще, потеряется интерес к труду, снизится концентрация и исчезнет мотивация. Когда стресс очень сильный, о результате говорить не приходится. И так оптимальный уровень стресса индивидуален для каждого.

Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это задача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая свои возможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника.

У большинства кампаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе.

Бизнес в России — прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, и стресс.

Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимальной вовлеченности в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил.

Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний. Это выражается в:

- снижении производительности и качества труда;

- некорректных управленческих решениях;

- болезнях сотрудников и производственных травмах;

- расходах на замену сотрудников;

- прогулах;

- ухудшении имиджа компании.

Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса — работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику — предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом.

Например, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеров оказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у его подчиненного

Таким образом, стресс на работе зависит как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.


2.2 Причины возникновения стресса на работе


Наиболее существенными глобальными факторами возникновения стресса являются:

- развитие научно-технического прогресса;

- увеличение темпа жизни;

- рост плотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеров транспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму.

Реструктуризация компаний и сокращения штатов приводят к тому, что меньшее количество людей выполняет больший объем работ. Необходимость выдерживать конкуренцию, отвечать предъявляемым требованиям, а иногда и опасение постоянного контроля приводят к эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это усиливают неблагоприятная обстановка в офисе, конфликты в коллективе и нестабильность.

Во многом стресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подвержены люди, чья работа связана с:

- высокой степенью ответственности (топ-менеджеры);

- постоянным общением с людьми (сотрудники отделов продаж);

- проявлением заботы о людях (медицинский персонал);

- дефицитом времени;

- монотонностью (массовое обслуживание, производство, конвейер);

- нестабильностью;

- тяжелыми условиями труда.



2.3 Методы борьбы в управленческой сфере


При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагрузки. Полезными являются и другие формы корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Не всякий человек может грамотно оценить свое эмоциональное состояние и принять соответствующие меры. Поэтому антистрессовое воздействие должно быть основано на профессиональном опыте и знаниях. Такими качествами обладает квалифицированный психолог.

В последнее время распространено проведение корпоративных психологических тренингов, нацеленных на снижение воздействия стресса и укрепление связей в коллективе. У такого способа существует ряд недостатков: недоступность услуг психолога в момент необходимости, относительно высокая стоимость, субъективность. Существенный барьер для использования услуг психолога — преобладание в обществе устойчивого стереотипа против профессиональной помощи в данной области. Большинство людей болезненно отнесется к предложению работодателя посетить психолога.

Применение медикаментов обладает рядом схожих недостатков, самым страшным из которых является то, что некоторые могут наносить вред здоровью.

Еще один метод — использование технических средств. Современная техника может анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. В отличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен и его лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15–20 минут).

Метод снятия стресса, приемлемый для использования в компаниях, должен отвечать следующим требованиям:

- преследовать профилактические цели;

- создавать комфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета;

- адаптироваться под конкретные нужды;

- интегрироваться в корпоративные системы;

- использовать несколько методов восстановления работоспособности;

- быть рассчитанным на самостоятельное использование.

Оптимальным решением для компании в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических средств для оперативного решения возникших проблем и различных форм корпоративного отдыха и спорта.

Современные приборы способны считывать физиологические параметры, которые характеризуют состояние нервной системы, и подбирать индивидуальные программы для эмоциональной разгрузки и повышения стрессоустойчивости.

Эффект достигается за счет аппаратурного воздействия на органы чувств. Приятная музыка и природные пейзажи положительно воздействуют на зрение и слух, приятные запахи, вырабатываемые аромогенератором, — на обоняние, а температурное воздействие направлено на осязание человека. Чем большее количество органов чувств охвачено, тем эффективнее действие прибора.

Существует три основные разновидности техники для эмоциональной разгрузки

- Приборы, использующие компьютер, часто недостаточно эффективны из-за того, что воздействие оказывается прямо на рабочем месте, тогда как основная составляющая эмоциональной разгрузки — смена обстановки.

- Приборы, обособленные от компьютера, часто сложны в использовании и причиняют дискомфорт из-за необходимости присоединять датчики на голое тело, оказывают воздействие только на два-три органа чувств и не сочетают различные виды стимуляции.

- Специальные комнаты для психологической релаксации позволяют создать благоприятную, расслабляющую обстановку и дают возможность оказывать комплексное воздействие на нервную систему.

Сегодня появились комнаты, использующие современные технологии регистрации физиологических параметров организма бесконтактными методами. Интеграция используемых в них технических средств в единый аппаратно-программный комплекс позволяет упростить процесс их эксплуатации и дает возможность самостоятельного использования.

Сочетая в себе все достоинства, эти комнаты лишены недостатков. Оборудование такой комнаты требует определенных вложений, однако в перерасчете на одного сотрудника ее стоимость получается ниже услуг психолога и окупается в короткое время за счет снижения потерь, обусловленных стрессом.

Мы не можем жить как запрограммированные машины. Бывают моменты, когда не нервничать просто невозможно. В такие минуты стоит остановиться и не драматизировать события, чтобы сохранить нервы в порядке.

Если вы запутались и никак не можете найти решение давно мучающей вас проблемы, то сядьте перед зеркалом и начните проговаривать ситуацию вслух. Сначала вам подобное занятие покажется странным, но потом привыкните и, скорее всего, «договоритесь» до верного решения.

Психологи советуют разговаривать с животными, или хоть со стенами, лишь бы шел диалог или монолог. Подобные разговоры положительно влияют на эмоции людей. Если во время диалога задавать вопросы и искать ответ, то разговор будет вдвойне продуктивен

Если вы на кого-то сильно разозлились, то возьмите листок бумаги и напишите на нем все, что вы думаете об этом человеке, не стесняясь в выражениях. Затем листок сомните и зашвырните куда-нибудь, или сожгите. Сразу почувствуете прилив энергии, а заодно поймете, что тот тип и подметки вашей не стоит.

Если вам просто нужно разрядиться, то примите теплый душ, поплачьте под струей воды, спойте любимую песню, покричите, что захочется. Потом выпейте настойку валерианы или пустырника, и вам станет совсем хорошо.

Очень важно ко всем и ко всему относится более дружелюбно и добрее. Это целая теория (которая может подтверждаться на практике), что чем больше положительных эмоций мы излучаем, тем больше положительного в нашей жизни.




3. Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева»

3.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева


Практическая часть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева».

Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, где ведется профильное обучение по трем направлениям - естественнонаучному, физико-математическому и социально-гуманитарному. В школе постоянно проходят совещания, семинары, мастер классы как республиканского, так и всероссийского уровня, часто приходится принимать зарубежных гостей т.к. с. Шоршелы - это родина космонавта А.Г. Николаева.

Кроме того, Шоршелская средняя общеобразовательная школа – «Школа года – 98» (РФ), лауреат республиканского конкурса «Школа года» (3 место в номинации «Школа – хранительница села»), дипломант Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (октябрь 2006 г.).

В 2007 г. выиграла Грант Президента России (в размере 1 млн. руб.).

Педагогических работников 25 из них:

- 3 учителя получили грант Президента России;

- каждый пятый учитель работает по авторской программе;

- 82 % учителей имеют высшую и первую квалификационные

категории.

Ресурсы:

Информационные:

- 1 компьютер приходится на 6 учеников;

- выход в Интернет;

- мультимедийное оборудование;

- сайт школы в Интернете;

- мобильный класс.

Учебно-методические:

- в рамках ПНПО получено оборудование и мебель для учебных кабинетов и столовой, интерактивный комплект;

- произведен ремонт на 2,5 млн. рублей.


3.2 Цель исследования


Педагог – прежде всего личность, способная не только передавать определенную сумму знаний и умений, но и управлять процессом обучения и воспитания. Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия и сохранности психического здоровья. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем представителей других профессий, предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни преподавателей.

Цель исследования – выявить, последствия стресса у преподавателей сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева».

Задачи:

1.выявить источники и уровни стресса у преподавателей МОУ «Шоршелская СОШ», в составе которых 25 человек.

2.определить последствия стресса в зависимости от результатов выше указанного исследования.



3.3 Методы исследования


Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы.

Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень стресса. Данное исследование показало, что из 25 работников школы у 45% - средний уровень стресса, у 31%- высокий уровень стресса и у 24%- низкий уровень стресса .


Рис.1


1-высокий уровень стресса;

2-средний уровень стресса;

3-низкий уровень стресса.

Второе, был проведен опрос о том, какие последствия стресса возникают у преподавателей высокого, среднего и низкого уровня стресса. В ходе анализа данного опроса было выявлено, что самым популярным ответом, среди преподавателей среднего уровня стресса, на вопрос «Как на вас влияет стресс?» были следующие утверждения:

1.«К концу рабочего дня я сильно устаю, и на домашние хлопоты совсем нет сил и времени!»

2.«Я, как и ученики, жду каникул!»

Преподаватели, обладающие высоким уровнем стресса, выбрали следующие утверждения:

1.«Я могу сорваться на учениках!»

2.«Придя, домой, я несколько часов отдыхаю!»

Преподаватели, у которых низкий уровень стресса, выбрали утверждение:

1. « Я, как и ученики, жду каникул!»

В соответствии с полученными данными, вызывает интерес и метод борьбы со стрессом, у определенной группы людей, т.к. преподавательский состав в основном состоит из женщин, было выявлено, что справится со стрессом, помогают такие методы, как «поболтать с подружкой, коллегами». Некоторые, для борьбы со стрессом заводят домашних питомцев и заботятся о них, но есть и те, кто не прочь «пропустить и пару рюмок» для снятия стресса.


3.4 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом


Проведенное исследование актуально, а поэтому и интересно. Опираясь на данные практической работы, можно подчеркнуть, что на вопрос, «приходится ли вам испытывать стресс на своей работе?» все 25 человек ответили положительно, но при этом у всех разные уровни стресса, но последствия схожи. На многих преподавателей стресс оказывает большое влияние, не только физически, но и морально. А этому способствуют такие факторы, как напряжение, страх за огромную ответственность, боязнь начальника. Все это, постепенно, вызывает стресс, а само его присутствие мешает рабочему процессу. При высоком уровне стресса, преподаватель проводит свои занятия не охотно и не раскрывается в полной мере. При среднем уровне стресса, преподаватель старается не брать на себя много ответственности (кружки, научные работы). Низкий уровень стресса, как правило, к нему относится, преподаватели, для которых работа это жизнь, кроме работы у них ничего нет, они являются метрами в своем деле.

Дорогие преподаватели, Профессия преподавателя, которой вы занимаетесь, имеет большое значение для каждого человека, без знаний, которые вы нам даете дают нам не стать образованным и не найти места в жизни человеком. .

Во-первых, берегите себя нужно, следите следить за своим здоровьем, при конфликтах ищите искать компромиссы, одним словом кто, если не вы позаботится о вашем здоровье!

Во-вторых, ранее в моей работе было сказано, как бороться со стрессами, так вот больше занимайтесь спортом, бывайте чаще на воздухе спортом, не забывайте об общении с природой, она дарит необходимую тишину и покой, занимайтесь делами, которые приносят радость. Т.е. делаете все, что полезно для души и для здоровья.





Заключение


При ритме современной жизни без стресса никуда. Нас окружает огромное количество неблагоприятных факторов. Подавленность, плохое самочувствие – вот главные признаки стресса. У человека, активно работающего в управленческой сфере, количество таких неблагоприятных факторов увеличивается вдвое – ведь на нем лежит груз ответственности. За коллег, которые находятся у него в подчинении, за проект, который необходимо было выполнить в срок. Работа преподавателя занимает очень много времени, душевных сил, постоянно держит работника в напряжении. Именно поэтому, преподаватели так подвержены стрессу. Необходимо следить своим состоянием и во время оказывать помощь.

Руководитель, на мой взгляд, тоже обязан следить за стрессовой ситуацией, помогать работникам, избежать ее. Для этого существуют методы. Они помогут сплотить коллектив, чтобы избежать конфликтов, которые за собой поведут стрессы коллег. Методы будут помогать работникам, разобраться в своей ситуации, наладить внутреннее благополучие, убрать стресс, помешать ему и дальше расстраивать нервную и физиологическую деятельность.

Преподавателям важно следить за своим внутренним состояниям. Потому что, как было упомянуто в моей работе, стресс может привести к очень серьезным заболеваниям организма. При такой ответственной и напряженной работе, знать о последствиях стресса и как с ними бороться, очень важно.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует, и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно и работают лучше.





Список использованной литературы


1.Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: 2000.-584 с.

2.Гринбер Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002-400 с.

3.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004.-336 с.

4.Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.

5.Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М.: 2003.-448 с.

6.Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.-123 с.

7.Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов - СПб.: Питер , 2005.-464 с.

8.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

9.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.

10.Стресс в работе секретаря / И.К Безменова // Справочник секретаря и офис-менеджера.-2003.- N2.- С.74-80.

11.Стресс: тихий убийца // ГЕО. -2003.- N5.- С.167-179.

12.Стресс на рабочем месте // Управление персоналом.-2003.- N9. - С.74 - 75.

13.Метаморфозы стресса // Знание-сила.-2004.- N 4. - С. 34-38.

14.Пожиратель нервов, или Стресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.- 2003. - N 12. - С. 40-45.

15.Копонев, С. Душевное лекарство // Природа и человек (Свет).-2003.- N8.- C.38-39.

16.Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. –

2007 . - № 7 – С.98-105

17.Социальные катаклизмы и психическое здоровье//Наука и жизнь.-2008.-N1.-С.36-40.

18.www.sunhome.ru/journal/15336

19.www.abc-people.com/typework/psychology

20.www.beautynet.ru

21.www.stressa-net.ru

22.www.gov.cap.ru





Приложение 1


Шкала психологического стресса

Утверждения:

1.Я напряжен и взволнован (взвинчен):1,2,3,4,5,6,7,8.

2 .У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту:1,2,3,4,5,6,7,8.

3.Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени:1,2,3,4,5,6,7,8.

4 .Я проглатываю пищу или забываю поесть:1,2,3,4,5,6,7,8.

5 .Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются:1,2,3,4,5,6,7,8.

6 .Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым:1,2,3,4,5,6,7,8.

7.Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке:1,2,3,4,5,6,7,8.

8 .Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен:1,2,3,4,5,6,7,8.

9 .Меня внезапно бросает то в жар, то в холод:1,2,3,4,5,6,7,8.

10 .Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить:1,2,3,4,5,6,7,8.

11 .Я легко могу заплакать:1,2,3,4,5,6,7,8.

12 .Я чувствую себя уставшим:1,2,3,4,5,6,7,8.

13 .Я крепко стискиваю зубы:1,2,3,4,5,6,7,8.

14 .Я спокоен:1,2,3,4,5,6,7,8.

15.Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание:1,2,3,4,5,6,7,8.

16 .Я имею проблемы с пищеварением, кишечником:1,2,3,4,5,6,7,8.

17.Я взволнован, беспокоен, смущен:1,2,3,4,5,6,7,8.

18 .Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать:1,2,3,4,5,6,7,8.

19.Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть:1,2,3,4,5,6,7,8.

20 .Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание:1,2,3,4,5,6,7,8.

21.У меня усталый вид; мешки или круги под глазами:1,2,3,4,5,6,7,8.

22 .Я чувствую тяжесть на своих плечах:1,2,3,4,5,6,7,8.

23.Я встревожен(-а). Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте:1,2,3,4,5,6,7,8.

24 .Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты:1,2,3,4,5,6,7,8.

25.Я напряжен:1,2,3,4,5,6,7,8.

Значение баллов:

1- никогда;

2- крайне редко;

3– очень редко;

4– редко;

5– иногда;

6– часто;

7– очень часто;

8– постоянно.

Итог:

Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса.

Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;

100 – 125 баллов – средний уровень;

больше 125 – высокий уровень стресса.





Приложение 2


Был задан следующий вопрос, «Как на Вас влияет стресс?», обработав ответы, в работе я использовала наиболее популярные ответы:

1. К концу рабочего дня я сильно устаю, и на домашние хлопоты совсем нет сил и времени.

2.Я, как и ученики, жду каникул.

3.Я могу сорваться на учениках.

4.Придя, домой, я несколько часов отдыхаю.


Размещено на


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты