ГЛАВА 2. Эмпирические исследования взаимосвязи учебной деятельности студентов и их направленности на избегание неудачи
2.1 Методика оценки стремления к избеганию неудачи
Методика предложена Т. Элерсом для оценки стремления к избеганию неудачи, страха перед несчастьем, наказанием. [15]
Инструкция. Вам предлагается список слов на 30 строк, по 3 столбца на каждой строке. В каждой стоке выберите только одно из тех слов, характеризующее вас наиболее точно, и отметьте его.
1 |
а) смелый |
б) бдительный |
в) предприимчивый |
2 |
а) кроткий |
б) робкий |
в) упрямый |
3 |
а) осторожный |
б) решительный |
в) пессимистичный |
4 |
а) непостоянный |
б) бесцеремонный |
в) внимательный |
5 |
а) неумный |
б) трусливый |
в) недоумевающий |
6 |
а) ловкий |
б) бойкий |
в) предусматривающий |
7 |
а) хладнокровный |
б) колеблющийся |
в) удалой |
8 |
а) стремительный |
б) легкомысленный |
в) боязливый |
9 |
а) незадумывающийся |
б) жеманный |
в)непредусмотрительный |
10 |
а) оптимистичный |
б) добросовестный |
в) чуткий |
11 |
а) меланхоличный |
б) сомневающийся |
в) неустойчивый |
12 |
а) трусливый |
б) небрежный |
в) взволнованный |
13 |
а) опрометчивый |
б) тихий |
в) боязливый |
14 |
а) внимательный |
б) неблагоразумный |
в) смелый |
15 |
а) рассудительный |
б) быстрый |
в) мужественный |
16 |
а) предприимчивый |
б) осторожный |
в) предусмотрительный |
17 |
а) взволнованный |
б) рассеянный |
в) робкий |
18 |
а) малодушный |
б) неосторожный |
в) бесцеремонный |
19 |
а) пугливый |
б) нерешительный |
в) нервный |
20 |
а) исполнительный |
б) преданный |
в) авантюрный |
21 |
а)предусмотрительный |
б) бойкий |
в) отчаянный |
22 |
а) укрощенный |
б) безразличный |
в) небрежный |
23 |
а) осторожный |
б) беззаботный |
в) терпеливый |
24 |
а) разумный |
б) заботливый |
в) храбрый |
25 |
а) предвидящий |
б) неустрашимый |
в) добросовестный |
26 |
а) поспешный |
б) пугливый |
в) беззаботный |
27 |
а) рассеянный |
б) опрометчивый |
в) пессимистичный |
28 |
а) осмотрительный |
б) рассудительный |
в) предприимчивый |
29 |
а) тихий |
б) неорганизованный |
в) боязливый |
30 |
а) оптимистичный |
б)бдительный |
в) беззаботный |
2.3 Анализ полученных результатов [16]
Испытуемые |
Переменная А |
Переменная Б |
d (ранг А- ранг Б) |
d2 |
||
Кол-во троек |
ранг |
Избегание неудачи |
ранг |
|||
Аксюта |
0 |
1 |
19 |
10 |
-9 |
81 |
Ефимова |
10 |
10 |
14 |
5 |
-5 |
25 |
Короченцева |
7 |
7 |
17 |
8 |
-1 |
1 |
Агеева |
3 |
3 |
17 |
8 |
-5 |
25 |
Бабина |
5 |
5 |
20 |
11 |
-6 |
36 |
Шивцова |
2 |
2 |
18 |
9 |
-7 |
49 |
Димитрова |
11 |
11 |
19 |
10 |
1 |
1 |
Ищенко |
18 |
16 |
14 |
5 |
11 |
121 |
Акопян |
16 |
15 |
21 |
12 |
3 |
9 |
Брагина |
14 |
14 |
14 |
5 |
9 |
81 |
Вербицкий |
28 |
18 |
12 |
3 |
15 |
225 |
Калюжный |
30 |
19 |
14 |
5 |
14 |
196 |
Омельченко |
13 |
13 |
18 |
9 |
4 |
16 |
Ведерман |
20 |
17 |
18 |
9 |
8 |
64 |
Брюханова |
0 |
1 |
15 |
6 |
-5 |
25 |
Вахнюк |
0 |
1 |
15 |
6 |
-5 |
25 |
Хижняк |
0 |
1 |
10 |
2 |
-1 |
1 |
Геворкян |
12 |
12 |
13 |
4 |
8 |
64 |
Чекулаева |
0 |
1 |
22 |
13 |
-12 |
144 |
Железняк |
0 |
1 |
15 |
6 |
-5 |
25 |
Панин |
8 |
8 |
19 |
10 |
-2 |
4 |
Полтавская |
4 |
4 |
16 |
7 |
-3 |
9 |
Невечеря |
8 |
8 |
16 |
7 |
1 |
1 |
Кряхова |
9 |
9 |
14 |
5 |
4 |
16 |
Рвачева |
10 |
10 |
14 |
5 |
5 |
25 |
Оганесян |
0 |
1 |
17 |
8 |
-7 |
49 |
Фроленко |
0 |
1 |
6 |
1 |
0 |
0 |
Демиденко |
4 |
4 |
18 |
9 |
-5 |
25 |
Бабина |
11 |
11 |
19 |
10 |
1 |
1 |
Борисова |
6 |
6 |
23 |
14 |
-8 |
64 |
Лозовская |
12 |
12 |
20 |
11 |
1 |
1 |
Суммы |
244 |
242 |
507 |
234 |
|
1409 |
среднее |
7,9 |
|
16,4 |
|
|
|
Коэффициент ранговой корреляции:
Полученное эмпирическое значение близко к 1
Из полученных данных видно, что коэффициент ранговой корреляции попадает в зону значимости. Это говорит о том, что успеваемость в учёбе у студентов связана с их стремлением к избеганию неудачи.
Вывод. В результате проведённого исследования было выявлено, что чем сильнее у студентов выражено стремление к избеганию неудачи, тем эффективнее них учебная деятельность. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Однако следует отметить, что полученные результаты и вывод относятся именно к данной группе испытуемых, и могут вообще не относиться к другим студентам.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворённости родом занятий, т.е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, что может привести к отрицательному результату. Так же, следует отметить, что оценка успеха и неудачи самим человеком всегда субъективна и, что значительное влияние на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива и стремление к успеху оказывает социально психологический климат в коллективе.
От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигать к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая проходит более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к ней, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, чувство долга, ответственности и другие мотивы учения. Существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания студента не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения.
Ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». На разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и прагматический. На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов.
В результате проведённого исследования было выявлено, что чем сильнее у студентов выражено стремление к избеганию неудачи, тем эффективнее их учебная деятельность. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Однако следует отметить, что полученные результаты и вывод, сделанный на их основании, относятся именно к данной группе испытуемых, и могут вообще не относиться к другим студентам.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.. Питер, 2000 – с.
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М., 2001
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
5. Карпов А.В. Психологический анализ процессов принятия решений в деятельности. Ярославль., 1985
6. Копеина Н.С. Мотивация учебной деятельности: Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. Л., 1984
7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
8. Москвичёв С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. Киев.,1974
9. Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., 1994
10. Николаев Л.С. Структуры человеческой деятельности. М, 1984
11. Наумова Н.Ф. Социальные и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988
12. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. Казань., 1988
13. Сырнева М.Р. К вопросу о мотивации жизнедеятельности личности: Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас.,1971
14. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1985
15.Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СП., 2005
16.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. изд. Речь, СП., 2000
17.Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. М., 1986
18.Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
19.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.
20.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.