Стиль родительского воспитания и социальной адаптации ребёнка в дошкольном возрасте

Как видно из таблицы, с точки зрения ребёнка отношения в семье или отношения к нему родителей несколько иной, чем в субъективной оценке родителей (полученной на основании анализа стилей родительского отношения).

При анализе рисунков семьи детей-дошкольников было выявлено, что мать присутствует в 100% рисунках всех детей, что говорит о значимости матери и о восприятии матери, как основы семьи.

Отец нарисован в 80% рисунках. В некоторых же рисунках отсутствие отца означает напряжённые отношения в семье, доминантность в семье матери.

В 40% рисунков фигуры родителей отдалены друг от друга, находятся на значительном расстоянии, что указывает на слабость позитивных эмоциональных отношений между членами семьи. В то же время родители разделены – отец и мать не выступают, как супружеская или родительская пара - скорее как отдельные индивиды.

Примечательны те рисунки, где оба родителя нарисованы на переднем плане, как бы заслоняя фигуры детей. Это может быть связано с восприятием доминантности родителей.

Сплочённость семьи встречается только в 55% рисунков, что является психологическим благополучием, включённости в семью.

Такой критерий, как увеличение состава семьи встречается лишь в 10% рисунков, означающий неудовлетворённые психологические потребности ребёнка в семье.

Таким образом, с одной стороны родители выступают для ребёнка как важные, значимые в жизни люди, с другой стороны в детских рисунках отражены негативные моменты взаимоотношений родителей детей-дошкольников между собой.

Присутствие в рисунках братьев (15%) и сестёр (20%) можно интерпретировать, исходя из того, как они нарисованы.

Например, в рисунке Влада Ены (5,5 лет) он нарисовал младшую сестру негативной со злым лицом. Это может быть связано с конкурентными отношениями с сестрой в семье или ревностью.

То же самое касается тех рисунков, где дети рисуют животных вместо братьев или сестёр. Саша Галунов (5,5 лет) нарисовал зайчика вместо своего брата, а себя уменьшил в размерах. Таким образом, он обесценил своего брата, это означает «символическую агрессию».

Присутствие других членов семьи проявляется в 15 % рисунков. При этом отношение к кому-либо из других членов семьи (бабушек, дедушек и т.д.) может позитивным (такие рисунки встречаются в 40% случаев), так и негативным (такие рисунки встречаются в 55% случаев), связанным с агрессивными побуждениями относительно этого человека, что также отражает семейное неблагополучие.

Наличие «Я – образа» наблюдается в 85% рисунков. Отсутствие себя на рисунке у 15% детей говорит о чувстве отвержения, неприятия. Например, Александра Сергиенко (6 лет) сказала, что себя рисовать не умеет и нарисовала только родителей, что является отсутствие чувства общности.

Ваня Толстой (5,5 лет): « Себя не нарисовал, так как негде было».

Саша Скалозубов (6 лет) на вопрос: «Где ты?» ответил: «А я дома играю, и бабушка со мной дома играет».

Эмоциональные отношения можно охарактеризовать так:

- количество деталей тела – 55% детей изобразили все детали тела, присущие человеку, что говорит о позитивной концентрации на его рисовании.

- декорирование - 35% - детали одежды и украшения Низкий процент получился потому, что внимание декорированию в рисунках в основном уделяют девочки.

Чувство ненужности, незначимости испытывают 65% детей. Это видно из того, что они как бы уменьшают себя на рисунке.

Иллюстрацией этого положения может служить рисунок Карины Поликарповой (5,5 лет). Она нарисовала себя ненатурально маленькой. Это может быть связано и с тревожностью, чувством небезопасности.

Лада Кадочникова (5,5 лет) нарисовала себя отдельно от всех членов семьи, по другую сторону домика. Её рисунок в целом очень положительный, но при этом она испытывает чувство ненужности из-за того, что у неё есть старшая сестра, которая, по её мнению ближе к родителям.

Неприятие, отвержение со стороны родителей в той или иной степени наблюдается у 75% детей.

Наличие страхов можно зафиксировать у 45% детей. Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии.

Присутствие в рисунках животных наблюдается у 30% детей, то есть 30% детей испытывает потребность в заботе, сильное стремление к тёплым эмоциональным контактам.

55% детей имеют адекватную половую идентификацию, так как в рисунках девочек уделено внимание рисованию лица, мальчики рисуют туловище как у пап, овальное.

Таким образом, несмотря на то, что большинство родителей подчёркивают социально-одобряемый стиль воспитания, однако в детских рисунках отражается в большей степени серьёзное отсутствие чувства общности семьи, недостаток внимания со стороны родителей, недостаток тёплых эмоциональных контактов, нехватка ощущения близости.


2.4 Социальная адаптация ребёнка-дошкольника


Следующим этапом работы стало исследование социальной адаптации ребёнка с использованием методики Р. Жиля.

В случае, когда тот или иной персонаж методики выбирался детьми более, чем в 70% заданий, мы рассматривали такое отношение к данному персонажу как высоко-позитивное.

В случае, когда тот или иной персонаж выбирался детьми менее, чем в 40% заданий, мы рассматривали такое отношение к данному персонажу как низко-позитивное.

В остальных случаях – как умеренно-позитивное.


Таблица 2.3. Отношение к матери

Отношение к матери

Количество детей (в %)


Высоко-позитивное

40%

Умеренно-позитивное

60%

Низко-позитивное

0%


Высоко-позитивное отношение к матери выявлено у 40% детей. Умеренно-позитивное – у 60% детей. Низко-позитвного отношения к матери у детей выявлено не было.


Таблица 2.4. Отношение к отцу

Отношение к отцу

Количество детей (в %)


Высоко-позитивное

35%

Умеренно-позитивное

30%

Низко-позитивное

35%


Высоко-позитивное отношение к отцу выявлено у 35% детей. Умеренно-позитивное – у 30% детей, но наблюдается и низко-позитвное отношение, имеющее место у 35% детей.

Это может быть связано с отсутствием отца в некоторых семьях и с доминированием матери.


Таблица 2.5. Отношение к отцу и матери как к родительской чете

Отношение к отцу и матери как к родительской чете

Количество детей (в %)

Высоко-позитивное

55%

Умеренно-позитивное

30%

Низко-позитивное

15%


Отношение к отцу и матери как к родительской чете является высоко-позитивным у половины всех детей. Умеренно-позитивное отношение наблюдается у 30% детей. Однако имеет место и низко-позитивное отношение к отцу и матери как родительской чете – 15%.


Таблица 2.6. Отношение к братьям и сёстрам

Отношение

 к братьям и сёстрам

Количество детей (в %)

Высоко-позитивное

20%

Умеренно-позитивное

30%

Низко-позитивное

50%


Высоко-позитивное отношение к братьям и сёстрам выявлено у 20% детей. Умеренно-позитивное – у 30% детей. Однако половина всех детей испытывает низко-позитивное отношение, что может быть связано с тем, что не все дети имеют братьев (сестёр).


Таблица 2.7. Отношение к бабушке и дедушке

Отношение к бабушке и дедушке

Количество детей (в %)

Высоко-позитивное

20%

Умеренно-позитивное

35%

Низко-позитивное

45%


Высоко-позитивное отношение к бабушке и дедушке выявлено у 20% детей. Умеренно-позитивное – у 35% детей. Однако у 45% детей- низко-позитивное отношение, что также может быть связано с тем, что не все дети имеют бабушек и дедушек.


Таблица 2.8. Отношение к другу (подруге)

Отношение к другу (подруге)

Количество детей (в %)

Высоко-позитивное

10%

Умеренно-позитивное

45%

Низко-позитивное

45%


Высоко-позитивное отношение к другу (подруге) выявлено у 10% детей. Умеренно-позитивное – у 45% детей.. Однако почти половина детей испытывают некоторые проблемы в общении со сверстниками – 45% .


Таблица 2.9.Отношение к воспитателю

Отношение к воспитателю

Количество детей (в %)

Высоко-позитивное

10%

Умеренно-позитивное

60%

Низко-позитивное

30%


Высоко-позитивное отношение к воспитателю испытывают 10% детей. Умеренно-позитивное – у 60% детей. Имеет место и низко-позитивное отношение - третья часть всех детей.


Таблица 2.10. Любознательность

Любознательность

Количество детей (в %)

Высокая

20%

Умеренная

35%

Низкая

45%


Высокий уровень любознательности выявлен у 20% детей, умеренный у 35% детей. Однако наблюдаетя большой процент (45%) низкого уровня любознательности, как одного из параметров социальной адаптации.


Таблица 2.11. Доминантность

Доминантность

Количество детей (в %)

Высокая

20%

Умеренная

30%

Низкая

50%


Высокий уровень доминантности, как одного из параметров социальной адаптации выявлен у 20% детей, умеренный - у трети детей. Однако наблюдаетя большой процент (50%) низкого уровня доминантности.


Таблица 2.12. Общительность

Общительность

Количество детей (в %)

Высокая

50%

Умеренная

15%

Низкая

35%


Умеренный уровень общительности, как одного из параметров социальной адаптации выявлен у 15% детей, низкий - у трети детей. Однако наблюдаетя большой процент (50%) высокого уровня общительности.


Таблица 2.13. Закрытость

Закрытость

Количество детей (в %)

Высокая

5%

Умеренная

25%

Низкая

70%


Низкий уровень закрытости присутствует у 70% детей, что характеризует их как более общительных. При этом умеренная закрытость – 25%, и всего 5% детей склонны к высокому уровню закрытости.


Таблица 2.14. Социальная адекватность поведения

Социальная адекватность поведения

Количество детей (в %)

Высокая

30%

Умеренная

45%

Низкая

25%


Высокий уровень социальной адекватности поведения, как одного из параметров социальной адаптации выявлен у 30% детей, умеренный - у 45% детей. 25% детей имеют низкий уровень социальной адекватности поведения.


2.5 Взаимосвязь отношения параметров социальной адаптации ребёнка и стилей родительского отношения.


Таблица 2.15. Корреляционные взаимосвязи параметров социальной адаптации ребёнка.


Любознательность

Доминантность

Общительность

Закрытость

Соц. адекват. Повед


Любознательность


Доминантность


Общительность


Закрытость


Соц. адекватность поведения






0,46*


-0,52*








0,55*


-0,72*


0,44*


0,46*


0,55*




-0,46*


0,48*


-0,52*


-0,72*


-0,46*








0,44*


0,48*






На основании выявленных корреляций видно, что чем выше любознательность, тем более общителен ребёнок и менее закрыт.

Что касается параметра доминантности, то чем она больше, тем меньше оказалась закрытость и общительность, и тем выше социальная адекватность поведения.

Чем больше параметр общительности, тем больше любознательность и доминантность, и тем меньше, соответственно, закрытость.

Чем больше общительность, тем больше социальная адекватность поведения.

Таким образом можно рассматривать любознательность, доминантность, общительность, социальную адекватность поведения и низкую закрытость как комплекс параметров, свидетельствующих о социальной адаптации ребёнка.


Таблица 2.16. Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «отвержения» и параметров социальной адаптации ребёнка.


Отвержение

(мамы)

Р

Общительность

- 0,47

Р ≤ 0,05

Закрытость

0,51

Р ≤ 0,05


Корреляционный анализ показал, что стиль отвержения влияет на такие параметры как общительность и закрытость.

Чем больше отвержение ребёнка со стороны мам, тем меньше общительность ребёнка и тем меньше социальная адаптированность.

То есть, отвержение как стиль родительского отношения матери препятствует социальной адаптированности ребёнка


Таблица 2.17. Корреляционная взаимосвязь «образа социально желательного поведения» и параметров социальной адаптации ребёнка.


Образ соц. желат. поведения (мамы)

Р

Доминантность

-0,54

Р ≤ 0,05


Чем больше мамы используют социально желательное поведение, тем меньше доминантность ребёнка.


Таблица 2.18. Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «симбиоз» и параметров социальной адаптации ребёнка.


Симбиоз (мамы)

Р

Доминантность

-0,48

Р ≤ 0,05

Закрытость

0,57

Р ≤ 0,05


Чем больше мамы реализуют такой стиль родительского поведения как симбиоз, тем меньше доминантность ребёнка, и тем больше его закрытость.


Таблица 2.19. Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «авторитарная гиперсоциализация» и параметров социальной адаптации ребёнка


Авторитарная гиперсоциализация (мамы)

Р

Отношение к паре (родительской чете)

0,46

Р ≤ 0,05

Общительность

-0,40

Р ≤ 0,10


Чем больше авторитарная гиперсоциализация мам, тем лучше ребёнок воспринимает маму и папу как родительскую чету. Но, как показал корреляционный анализ, ребёнок становится при этом менее общительным.


Таблица 2.20. Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «маленький неудачник» и параметров социальной адаптации ребёнка


Маленький неудачник (мамы)

Р

Отношение к матери

-0,41

Р ≤ 0,10

Друг

-0,44

Р ≤ 0,10


Чем больше мама воспринимает своего ребёнка, как маленького неудачника, тем хуже его отношение к ней.

Соответственно хуже отношение к своим друзьям, по-видимому, из-за низкой самооценки, сформированной матерью.


Таблица 2.21. Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «социальная желательность поведения» и параметров социальной адаптации ребёнка


Соц. желательность поведения (папы)

Р

Братья

0,53

Р ≤ 0,05


Из таблицы видно, что взаимосвязь между параметрами социально желательного поведения пап и отношением ребёнка к братьям такова, что чем больше социально желательное поведение пап, тем лучше ребёнок воспринимает своих братьев.


Таблица 2.22. Корреляционная взаимосвязь стиля родительского отношения «симбиоз» и параметров социальной адаптации ребёнка.


Симбиоз (папы)

Р

Доминантность

0,65

Р ≤ 0,10


Корреляционная взаимосвязь между симбиозом и параметром доминантности показала, что чем больше симбиоз с папой, тем больше ребёнок чувствует себя доминантом.

Таким образом можно сделать вывод по результатам корреляционного исследования о влиянии стиля родительского отношения на социальную адаптацию ребёнка:

Оказалось, что отвержение мам напрямую влечёт за собой снижение общительности и повышение закрытости ребёнка. Чем больше мамы реализуют симбиоз, тем меньше доминантность ребёнка и тем больше его закрытость. Чем больше авторитарная гиперсоциализация мам, тем ребёнок лучше воспринимает отца и мать, как родительскую чету, но при этом становится менее общительным.

Чем больше социально желательное поведение со стороны папы, тем лучше ребёнок относится к братьям. И чем больше отцы реализуют симбиоз, тем дети чувствуют себя более доминантами и более уверены в себе.

Выводы:

Результаты исследования показали, что:

1.                 Как матери, так и отцы знают правильный стиль воспитания, несклонны к отвержению ребёнка, редко считают своих детей слабыми и неуспешными, но в некоторых случаях склонны навязывать ребёнку свою волю или ощущая тревогу за ребёнка, ограждать его от трудностей жизни.

2.                 На основании анализа рисунка семьи выявилось, что с одной стороны родители выступают для ребёнка как важные, значимые в жизни люди, с другой стороны в детских рисунках отражены негативные моменты взаимоотношений родителей детей-дошкольников между собой.

3.                 Несмотря на то, что большинство родителей подчёркивают социально-одобряемый стиль воспитания, однако в детских рисунках отражается в большей степени серьёзное отсутствие чувства общности семьи, недостаток внимания со стороны родителей, недостаток тёплых эмоциональных контактов, нехватка ощущения близости.

4.                 Отвержение как стиль родительского отношения матери препятствует социальной адаптированности ребёнка, что выражается в низкой общительности и повышенной закрытости ребёнка.

 Оказалось, что отвержение мам напрямую влечёт за собой снижение общительности и повышение закрытости ребёнка. Чем больше мамы реализуют симбиоз, тем меньше доминантность ребёнка и тем больше его закрытость.

5.                 Чем больше мамы используют стиль отношения “авторитарная гиперсоциализация”, тем ребёнок лучше воспринимает отца и мать, как родительскую чету, но при этом становится менее общительным.

6.                 Чем больше социально желательное поведение со стороны папы, тем лучше ребёнок относится к братьям. И чем больше отцы реализуют симбиоз, тем больше дети чувствуют себя более доминантами и более уверены в себе.


Заключение


Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие.

А Фрейд пыталась ответить на вопрос о том, какое детское достижение заслуживает название жизненно важного. Она писала: «игры, учения, свободная деятельность фантазии, тепло объектных отношений – все являются важными для ребёнка. Однако по значению их нельзя сравнить с такими фундаментальными понятиями «как способность любить» и «трудиться». Я возвращаюсь к более ранней гипотезе, когда я утверждаю, что только одна способность в детской жизни заслуживает этого положения, а именно способность нормально развиваться, проходит предписанные по плану ступени, формировать все стороны личности и выполнять соответствующим образом требования внешнего мира».


Литература


1.     Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребёнка.

2.     Бондарчук О.І. Психологія сім¢ї: Курс лекцій/ Міжрегіональна академія управління персоналом. – К.: МАУП, 2001

3.     Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка

4.     Дружинин В.Н. Психология семьи. – М: КСП, 1996

5.     Дошкільна педагогічна психологія за ред. Д.Ф. Ніколенка. – К.: Вища школа, 1987

6.     Ковалёв С.В. Психология современной семьи: Информ. – метод материалы к курсу “Этика и психология семейной жизни”. – М.: Просвещение, 1988

7.     Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. акад. образования. – М: Изд-во УРАО, 1999

8.     Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001

9.     Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Изд. центр «Акад»,1999

11.  Немов Р.С. Психология: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – Москва, 1997

12. Книга практического психолога, ч. 2 под ред. Рогова М.С, - М. - 2002


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты