Становление и сущность психоаналитики
p> Соран

Соран был самым просвещенным врачом своего времени в своих подходах к пониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами.
«Помещение, в котором должен находиться больной, должно быть освещенным, — писал он, — причем окна должны быть расположены высоко, так как больные при этой болезни, оставшись без надзора, под влиянием их сумасшествия часто выбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплой или холодной комнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со времен
Сорана ограничения для возбужденных больных стали применяться в тех случаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинить ущерб самим себе. Какие бы ограничения ни применялись, они должны быть гуманными.
Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения недогматическими и практически целесообразными процедурами, назначение которых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высоко ценил практические выводы при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию полагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков, оставленных Сораном последующим поколениям психиатров, состоит в том, что, несмотря на описание психических болезней в терминах механистического органического подхода, лечил он душевнобольных психологическими средствами.

Святой Августин (354—430 н.э.)

Аврелий Августин, известный как Св. Августин, родился в городе Тагаст
(Нумидия, Северная Африка). Как священно служитель Августин занимал непримиримую позицию по отношению к еретикам, был нетерпим к тем кто считал основой счастья саму человеческую природу. Августин считал человека столь слабым и порочным, что признавал его спасение только через посредство
Божьей Милости. Эта позиция, безусловно, сформировалась в результате собственной внутренней борьбы с мирскими страстями, которые он преодолел, отказавшись от них полностью и посвятив себя исключительно Божественному.
Августин был блестящим полемистом, но часто он достигал успеха за счет того, что свои собственные внутренние конфликты и борьбу собственной греховностью он экстраполировал на других; выступая против своих оппонентов, он сражался с частью своего собственного существа.
Зигмунд Фрейд выдвинул в качестве опорной точки психоаналитического учения положение о том, что никто не может вступить в борьбу с неведомым и невидимым врагом, что невротические нарушения могут быть преодолены только посредством знания и открытия в себе их подсознательной природы. Этот принцип бескомпромиссной правдивости прежде всего перед самим собой был основополагающим принципом и Святого Августина. Предвосхитив Фрейда,
Августин резко и прямо критиковал тех, кто лицемерно пытался умалить значение скрытых мотиваций, которые не воспринимались сознанием. Он видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности
Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.
Однако главный вклад Августина в историю психоанализа — это его психологические методики, которыми он пользовался для построения концепции, ставших основой его религиозных теорий. Его «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа. В этой работе он последовательно анализирует воспоминания раннего детства и обнажает свою душу без всякой утайки. Он даже пытается реконструировать те далекие воспоминания, которые подверглись инфантильно амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и отдельных воспоминаний их своего раннего детства.
К таким познаниям Августин смог прийти после познания собственного конфликта между удовольствием и порядком. Удовольствие осталось в нем со студенческих времен, когда он время от времени предавался распущенным увеселениям, а порядок – сублимировался из веры в Божественное.
В его «Исповеди» психология становится реальной и конкретной в отличии от абстрактных концепций Платона и Аристотеля, она приобретает полоть и кровь,
Психология Святого Августина повествует о нам о чувствах, конфликтах и муках человека величайшей искренности и недюжинной силы. Именно поэтому
Святой Августин может справедливо считаться предтечей психоанализа.

Дофрейдисты

В течении второй половины XIX в. психология развивалась по влиянием философии и литературы. Творческий дар и интуиция Стендаля, Флобера,
Бальзака, Мопассана, Достоевского, Шоу и Ибсена повлияли на психиатров куда больше, чем труды и наблюдения Гризингера или Крепелина. Кроме того, исследования Гербарта, Лотце, Фишера, Спенсора, Шопенгауэра и Ницше способствовали формированию того интеллектуального климата, в котором стало возможным создание серьезных психологических работ. В конце XIX в. психология испытывала очень сильное влияние естественных наук, используя их методы исследований, что в свою очередь способствовало развитию физиологических аспектов психологической науки.

Пинель (1745-1826)

Свою систему классификации разработал во второй половине XVIII в.
Филипп Пинель. теоретик, педагог и реформатор. Пинель родился в Сент-Андре
1745 г. в семье врача. Он изучал медицину в Тулузе, писал диссертацию в университете Монпелье, затем жил и практиковал в Париже, где и скончался в
1826 г. Он работал главным врачом в клиниках Бисетр и Сальпетриер. Строгий и сдержанный, мягкий и чувствительный, однако эмоционально отстраненный, он навсегда остался верен своей научной привязанности, проявившейся в ранние студенческие годы.

Наблюдения Пинеля над больными в клинике стали основой весьма практичной и на удивление простой классификации психических болезней. Пинель разделил психотические расстройства на меланхолии, мании без бреда, мании с бредом в слабоумие, то есть умственное отставание и идиотизм. Его описание душевных расстройств, основанное на внешних признаках и проявлениях, значительно выше аналогичных классификаций его предшественников. Он описал галлюцинаций, хотя этим термином и не пользовался, полет идей маниакальных больных, непредсказуемые смены настроения и утрату интереса к окружающему миру, столь характерные симптомы определенных форм психоза. Более того, его описание симптомов также представляло собой систему. Он разграничил расстройства внимания, памяти и способности к суждению, а кроме того, признал значение аффектов. В этой области он испытал сильное влияние новой науки — психологии, — разработанной Локком и последователями.
Пинель считал, что в основе психического расстройства возможно, лежит повреждение центральной нервной системы, поскольку он следовал традиционным воззрениям физической причине психических заболеваний. Более того он считал психическое заболевание природным явлением. которое следует изучать в соответствии принципами естественных наук — сначала наблюдение, затем систематическое изложение всех данных. Пинель был убежден, что психическое расстройство не есть нечто привнесенное больному извне, но результат наследственности и жизненных переживаний. Пинель считал, что не только наследственность, но и неправильное воспитание может привести к умственному нарушению, равно как и нестерпимые страсти, страх, тревога, печаль, ненависть, радость и восторг. Пинель отдавал должное тем медикам прошлого, которые следовали психологическому подходу. В особенности ценил Цельсия,
Аретея и Целия Аврелиана за то, что Признавали значение взаимоотношений врача и больного, а также за их способность завоевать доверие пациента.

Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887)

Первым из психологов попытался решить фундаментальную проблему отношений между внешними физическими стимулами и ответными субъективными реакциями — оптическими, акустическими и тактильными. Работа Фехнера находилась в русле ранее сделанного Эрнстом Вебером (1795 — 1878). Психофизический закон
Вебера — Фехнера устанавливает, что интенсивность субъективных ощущений соответствует логаритму корреспондированного физического стимула. Однако главное историческое значение Фехнера не в создании этого закона, а в открытии экспериментального метода изучения психологического феномена, что раньше казалось невероятным. Своими психофизическими экспериментами он фактически превратил психологию в настоящую науку, явившись ее основателем.
В своих метафизических космологических предположениях Фехнер все еще продукт романтической эры. В своей метафизике он более ясен и постоянен, чем его предшественники. Для него Вселенная есть космическое единство, разделение на органическое и неорганическое весьма условно. Гармония есть сущность жизни; и гармония пронизывает всю Вселенную, организованную по единым законам. Вместо того чтобы пытаться объяснять происхождение органической материи из неорганической, как это традиционно делалось, он утверждает, что неорганическая материя может рассматриваться как результат дезорганизации органических систем. Психологические процессы характеризуют высшую форму организаций материи. Выделяя принцип организации как основное свойство жизни, он тем самым предвосхитил принцип гомеостаза, выраженный
Клодом Бернаром.
Экспериментальный подход Фехнера настолько вдохновил ряд физиологов и психологов, что развилось целое новое направление — физиологическая психология.

Рудольф Герман Лотце (1817 — 1881)

Вероятно наиболее влиятельный философ и психолог своего времени, разбил общий процесс восприятия на три ступени: первая — физическое раздражение органа чувств, вторая — продвижение этого импульса к высшим отделам головного мозга и наконец, третья — субъективное ощущение света, цвета, запаха, прикосновения, звука. Каким образом физиологический процесс в мозговых центрах трансформируется в эти объективные ощущения, оставалось неясным. Интересы Лотце в основном касались чисто психологических явлений —
Побуждения, желания, волевого усилия, памяти, — и он очень жестко отделял их от физиологических и физических проявлений.

Эпоха Зигмунда Фрейда


На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.
Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоанализа окончательно утвердили как факт то предположение, что психология — изучение личности — может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другие естественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность, было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине, не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делала отчаянные попытки спастись от того неуважительно-презрительного отношения, с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своей эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, что когда-нибудь психологию заменит химия. Однако он решил не дожидаться торжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемы личности и ее расстройств и отклонений при помощи адекватной методики, а именно психологической. Осознание и реконструкция подсознательных мотиваций, на чем основывается его методика лечения психических заболеваний, впервые дав возможность влиять на структуру человеческой личности.
Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено с помощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника или душевнобольного отличается от психологического рисунка, который наш сознательный опыт воспринимает как норму. Почему, например, человек реагирует на повышение по службе состоянием депрессии или самоубийством, объяснять невозможно, исходя из законов психологической каузальности, о которой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со времен
Гиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведение физическими или химическими причинами. Те же ограниченные представления остаются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников, мотивация действий которых кажется иррациональной.
Противоречия в таких ошибочных рассуждениях можно заметить лишь в том случае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов.

Условия, благоприятствующие появления психоанализу

Мы уже увидели, что психиатры периода романтизма всего лишь за полвека до того признали необходимость психологических методов для понимания и лечения психических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию и патопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сны представляют собой те же процессы, что и психотические симптомы, и что их изучение может дать ключ к пониманию природы психозов. Карус постулировал всепроникающее влияние подсознательных процессов на поведение человека — как нормальное, так и патологическое — и даже пошел дальше, объясняя все биологические процессы психологическими причинами. А Гербарт даже пользовался понятием и термином «вытеснение». И тем не менее этот период психологической ориентации был недолгим. Колоссальный прогресс в развитии естественных наук и, в частности, все углублявшееся знание о центральной нервной системе, затмили интерес к психологии и все, что не укладывалось в рамки материалистически-механистического мировоззрения, ставшего синонимом научного метода, пользовалось сомнительной репутацией и рассматривалось с подозрением. Фрейд нашел практическое применение психологическому методу.
То, что Фехнеру удалось в ограниченной области — в изучении сенсорного восприятия, — Фрейду удалось в области исследования личности, где он применил методическое наблюдение и технику исследования, соответствующую природе изучаемого явления. Фрейд заменил общие философские рассуждения конкретным изучением конкретных индивидов. Он создал науку психобиографию, реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историю жизни пациента, а это помогало пролить свет на происхождение психических симптомов. Он практически применил то, что другие — Пинель, среди прочих, более чем за сто лет до него — сформулировали в нечетких общих положениях, а именно: что психическое заболевание есть результат жизненного опыта индивида.
Он настаивал, чтобы его выводы подтверждались или опровергались не путем дедуктивной полемики, а путем повторения его метода наблюдений и оценки его выводов через фактические результаты. В своих теоретических размышлениях тем не менее он был все-таки философом. И не мог не быть им, ибо область изучения личности еще не нашла тех точных инструментов исследования я контроля, которые свойственны физике или биологии. Он, однако, ясно показал, что в своей работе больше всего дорожит солидным базисом наблюдений, а не философской надстройкой. В своих рассуждениях о строении
«психического аппарата» он писал: «Эти идеи суть часть «теоретической надстройки» психоанализа, которая без сожаления и потерь может быть отброшена или изменена, как только будет доказана ее несостоятельность. Но так много еще предстоит описать из того, что лежит в непосредственной близости к современному опыту»
Фрейд обладал не только чисто интеллектуальными достоинствами, необходимыми для преодоления трудного пути первооткрывателя. Он один, без помощи собратьев и коллег, выстоял перед всеобщим неприятием, что требовало недюжинной нравственной силы и глубокой убежденности в историческом призвании. В любой науке результаты могут быть в той или иной степени подвергнуты сомнениям, в зависимости от степени его развития и характера методов.

Биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком норавском городке
Фрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года (почти 80 лет).
Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью к чтению. Многочисленная даже по тем временам семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но старшему сыну родители старались создать все условия для учебы: он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные члены семьи обходились свечами,
В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. Впрочем, выбора ему не давали антисемитские законы Австро-Венгерской империи того времени. Это несомненно наложило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости его суждений, на привычку находиться в оппозиции.
В университете он приучился 8 лет, то есть на три года более обычного. В эти же годы он работал в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке (в которой в свое время стажировался И. М. Сеченов), провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины.
Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: «Ни в то время, ни позже я не чувствовал особой склонности к профессии врача. Мной двигало, скорее, своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам».
В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почта не оставляла его, и, чтобы хоть как-то приостановить прогрессирование болезни, он перенес 33 операции В то же время он много работал, издания его сочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.
По мере того. как работы Фрейда становились все более известными, усиливалась и критика его учения. Дни великого ученого были уже сочтены, он мучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября
1939 года.

Принцип психоанализа

Вклад Фрейда в науку можно разделить на четыре этапа, где первые два наслаиваются друг на друга по времени:
1) его вклад в анатомию нервной системы и в неврологию — с 1883 по 1897 г.;
2) изучение гипнотизма и истерии — с 1886 по 1895 г.;
3) обнаружение и изучение подсознательных явлений и разработка метода психоанализа как лечебного фактора—с 1895 по 1920г.;
4) систематическое изучение человеческой личности и структуры общества — с

1920 по 1939 г. Что касается существа и методов исследования, то ранние работы Фрейда в области анатомии и неврологии резко отличаются от последующих научных изысканий. И тем не менее будет ошибкой разделить развитие Фрейда как ученого, размежевав две сферы его интересов — неврологию и психологию. Их связывают долгие, трудные, изнурительные и по большей части безуспешные усилия в попытке объяснить отдельные психологические находки через понятия и термины физиологии мозга. Эти попытки Фрейда переложить новые открытия в области психологии на язык анатомии и физиологии отражают прежде всего влияние его учителей Брюкке и

Мейнерта. от которых он воспринял стремление к непременному предметному обоснованию.

Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны.
Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медицину методом исключения. Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился.
Параллельно с учебой и научными достижениями в области неврологии Фрей занимался психологией. В последствии он переходит на это направление и начинает заниматься проблемами психических заболеваний. Исходя из теории
Бернгейма, что вкушение есть сущность гипноза, Фрейд попытался сначала применить внушение, побуждая своих пациентов, находясь в полном сознании, вспоминать травмирующие события жизни, связанные с симптомами их болезни.
Фрейд вскоре понял, что, несмотря на всю полезность гипноза, он все же имеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны, не всякий человек поддается гипнозу. С другой — Фрейд убедился, что терапевтический эффект зачастую бывает преходящим: на месте исчезнувшего симптома появляется другой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функции своего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяет себя гипнотизеру. Таким образом он может вспоминать травмирующие события, которые в обычных условиях его «Я» вытесняет из памяти; но подсознательные воспоминания не становятся частью его сознательной личности, и при пробуждении субъект обычно не помнит, что произошло во время гипноза.
Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют причины забытия — сопротивления сознательной личности невыносимым, подавляемым мыслям. Отсюда и выплеск под гипнозом подавленных эмоций — обозначаемый термином
«отреагирование», — не приводящий к излечению, а дающий лишь временный эффект облегчения от накопившегося напряжения. После недолгого периода безуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 г.
Фрейд открыл метод свободной ассоциации.
Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Свободная ассоциация способствует невольному выходу подсознательного материала, который ищет этого выхода, но подавляется репрессивным противодействием. Когда пациент перестает направлять свои умственные процессы, спонтанными ассоциациями руководит скорее подавляемый материал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли таким образом выявляет взаимодействие двух противоборствующих тенденций — выразить или подавить подсознательное. Свободная ассоциация, как выяснил
Фрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально.
Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобно тому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно не столь внезапно и бурно выражено; и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты. В 1896 году
Фрейд впервые употребил термин «психоанализ», под которым подразумевал метод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новым методом; лечения неврозов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты