Специфические особенности реального общения у подростков

 Во – первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка.

Во – вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации.

В – третьих, это совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система.

В – четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи.

 При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль ( в терминах В.Сатир), всегда характеризуется:

 - низкой самооценкой;

-         ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;

-         ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;

-         социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

Для зрелых семей характерны высокая самооценка, непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие. Члены этих семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.

Таким образом, с учетом,  как обыденных представлений, так и суждений специалистов к общению можно отнести: - психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т.д.);

-         коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);

-         нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.

То есть реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов.  [12]

     Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток общения может привести к задержкам умственного и физического развития, заболеваниям. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям,  к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные,  способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями подростки сами превращаются в личности. Общаясь, личность:

1)     усваивает опыт человечества;

2)     параллельно идет процесс накопления собственного опыта, который вместе с разумом, чувствами, эмоциями, навыками будет влиять на поведение;

3)     общаясь с людьми можно открыть различные стороны своей личности;

4)     общение со сверстниками очень важный специфический канал информации, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем, или иным причинам им не сообщают взрослые;

5)     это специфический вид деятельности и межличностных отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы, с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, особенно,  сильная  у мальчиков, служит ценной жизненной школой; 

6)     это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости, сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение. Рост влияния сверстников проявляется,  прежде всего,  в том, что они большую часть времени проводят с ровесниками. Нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, становятся в некоторых отношениях психологически более значимыми, чем те, которые существуют у старших.

В постоянном общении в коллективе человек приобщается к идейным, моральным, эстетическим и другим духовным ценностям и создает духовные и материальные ценности сам.

Если бы с рождения человек был бы лишен возможности,  общаться с людьми, то он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен,  оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо – физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей ( то есть так называемые «маугли»), или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобным.

Большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

В общении сначала через прямое подражание – викарное научение, а затем через словесные инструкции – вербальное научение приобретается основной,  жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей. И поэтому, для приобретения социально – психологического опыта ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения. Что и происходит в подростковом возрасте. Подросток стремится к общению со сверстниками, так как в этот период общение приобретает особую ценность в связи с возрастающим интересом друг к другу, потребностью сравнить себя со сверстниками и обрести дружбу. Различные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы, формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его подзарядкой. Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает  свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: коллективов, групп, организаций, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения:                 

    - условнорефлекторного;  

-         викарного;

-         вербального.

Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью,  около 2-3 лет. Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и самосовершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствии чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно,  лежит в основе всего развития человека, как личностного, так и собственно интеллектуального.  Таким образом, можно сказать, что в процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессах общения ребенка со сверстниками  вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

 


    


      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000.- 328с.; ил

2.     Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности: М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 176с.

3.     Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983.  272 с.

4.     Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Педагогика, 1989, 256с.

5.      Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина.- М.: Педагогика, 1984, 432с.

6.     Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов / Под ред. М.В.Гамезо – М.: Просвещение, 1984, 256с.

7.     Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, Н.А.Нартов и др.; Под общей ред. Проф. В.Н. Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.-160 с.

8.     Особенности обучения и психического развития школьников в 13-17 лет /Под ред. И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. - М.: Педагогика, 1988, 192с.

9.     Егидес А.П. Лабиринты общения. Издание 2-е, сереотипное – М.: Информационно – издательский Дом «Филинъ». Рилант, 2001.-392с.

10. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1989, 255с.

11. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». Ростов н/Д. «Феникс», 1997 – 224с.

12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- Спб.: Питер, 2001.-544с.

13. Курбатов В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д : Изд-во «Феникс», 1997- 352с.

14.  Личность в деятельности и общении. / Редакторы : В.А.Лабунская, А.К. Белоусова и др. Ростов н/Д : Изд-во «Гефест», 1997. 264с.

15. Леонтьев А.А.  Психология общения – 2-е изд., испр. и доп. – М: Смысл, 1997.-365с.- (Сер. «Психология для студента», вып. 4).

16. Проблема общения в психологии. Ред. Б.Ф.Ломов . – М. : «Наука», 1981. 280с.

17. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов н/Д: кн. Изд-во 1991, 224с.

18. Майерс Д. Социальная психология / Перев. С англ.- СПб.: Питер. Ком., 1998.-688с.: ил.

19. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для  студентов вузов. – М.: «Академия», 1997, 432с.

20. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.- 208с. / Серия: Психология успеха и эффективного управления.

21. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 1999, 301с.

22. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд.- Ростов н/Д: «Феникс», 1999, 512с.

23. Социальная психология : Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1987, 224с.

24. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994, 320с.

25. Психотехника общения: Учебное пособие по курсу «Психология и психотехника общения / Л.Д.Столяренко, С.И. Самыгин – Ростов н/Д : изд-во «Пегас» 1996 –59с.







  

 Заключение

Проведя анализ литературы по проблеме: «Специфические особенности реального общения у подростков», можно сделать следующие выводы. Во-первых: общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и попытками взаимного влияния. В процессе общения вырабатываются коммуникативные навыки и умения.

Функции общения многообразны: оно является решающим условием станов-

ления каждого человека как личности, осуществления личностных целей и удовлетворения важнейших потребностей; оно составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником для человека. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга.

Во-вторых: если говорить об общении подростка со сверстниками, то следует обратить внимание на то, что благодаря общению личность формируется и самоутверждается.  Так как именно общение помогает ему сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. И если подросток не находит в школе удовлетворяющего его общения,  он психологически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план. Таким образом, становится понятной смена типов ведущей деятельности в отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность, то в подростковом – общение. К центральному психологическому новообразованию этого возраста относят самосознание личности, становление которого возможно только посредством и благодаря общению. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.

В-третьих: выдвинутая нами гипотеза, насчет того, что реальное общение подростков со сверстниками имеет качественное отличие от других видов общения подростков, нашла свое подтверждение в ходе теоретического анализа литературы.

























                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 Введение.                                                                                                 Стр.4-6

Глава 1. Психологические характеристики общения: сущность, структура, форма, виды общения                                                                              Стр.7-15

Глава 2. Психологическая характеристика подросткового возраст    Стр.15

2.1. Новообразования подросткового возраста                                     Стр.18-22

Глава 3. Общение со сверстниками и с родителями и его роль в психическом и личностном развитии подростка                                                         Стр.22-30

Заключение                                                                                               Стр.31-32

Библиографический список использованной литературы                  Стр.33-34



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты