Содержание деятельности педагога группы продленного дня по развитию коммуникативных навыков у учащихся первых классов

В-третьих, наблюдение может быть одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Одноразовое наблюдение проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей — представителей разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

Пролонгированное (лонгитюдиональное, или лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей). Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упомянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.

Метод эксперимента

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты. Тест — это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (т. е. какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов, показанных ребенком, с возрастной нормой позволяет определить, нормально ли для своего возраста развит ребенок или его развитие отклоняется от нормы (отстает или опережает). С помощью тестов можно выявить результат решения той или иной задачи, но невозможно определить качественные особенности (или способ) ее решения. Поскольку детскую психологию интересуют, прежде всего, особенности внутренней, психической жизни ребенка, а не его объективные результаты, метод тестов в детской психологии не может применяться как основной.

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный, вспомогательный.

Метод беседы (метод вопросов, или интервью) возможно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод. Первая группа детей называется экспериментальной, вторая — контрольной. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп показывает ту «прибавку», которую дают организованные в эксперименте условия. [21,с.20].

Заключение


Общение школьников – это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентаций учащихся), который происходит в форме диалога школьника как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Воспитательные функции общения школьников6 нормативная (отражающая освоение школьниками норм социально-типического поведения т.е. общение как нормативный процесс), познавательную (отражающую приобретение школьниками индивидуального опыта в процессе общения, т.е. общение как познавательный процесс) эмоциональную (отражающую общение как аффективный процесс), актуализирующую (отражающую реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т.е. общение как способ и средство социального утверждения личности). [10,с.15].

Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. Исключительно велика роль общения в формировании личности ребенка.

В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.[14,с.239].

Анализ педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы позволил выдвинуть и подтвердить идею об определенной мере управляемости общения школьников со стороны педагогов. Предложенные способы управления общением школьников» конкретизируют идеи комплексного подхода и оптимизации воспитания, позволяют более многообразно организовывать жизнедеятельность учащихся и распространять педагогическое влияние на сферу межличностного общения школьников.

Выявленные возрастные типы общения школьников расширяют знания педагогов о специфике жизнедеятельности школьников разные возрастов и позволяют учитывать особенности социальных явлений и процессов, свойственных тому или иному возрасту при определении содержания, форм и методов воспитательной работы.

Сравнительный анализ педагогического опыта и результатов опытно-экспериментальной работы показал, что целенаправленная организация общения школьников в системе учебно-воспитательной работы способствует более быстрому сплочению ученических коллективов, приводит к тому, что содержание жизнедеятельности коллектива становится основой содержания общения учащихся, способствует формированию гуманистических отношений в коллективе и повышению воспитательного воздействия коллектива на личность школьника.

Предложенные способы педагогического воздействия на общение школьников способствуют благоприятной позиции учащегося в процессе общения, его активной позиции, обеспечивают участие школьников в содержательном общении со сверстниками и взрослыми и благодаря всему этому повышают эффективность процесса становления этичности — ее идейно-нравственного, интеллектуального и психического развития, i

Разработанная в процессе опытно-экспериментальной работы система подготовки школьников к общению формирует у них общественно ценные социальные установки, вооружает их умениями, позволяющими эффективно peaлизовывать эти установки, т. е. конкретизирует решение проблемы подготовки учащихся к жизни, формирования у них активной жизненной позиции." [12,с.107].

Список литературы


1.     Алферов А.Д. Психология развития школьников Ростов-на-Дону «Феникс»2000. – 384с.

2.     Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов по специальности "Психология" / Г.М. Андреева. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.

3.     Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2006.:176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).

4.     Богомолов В. Автор-составитель Тестирование детей Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.352

5.     Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.

6.     Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов Издательство: "Логос", 2002, с 384

7.     Калинина Р. Тренингразвития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. И перераб. – Спб.: Издательство «Речь», 2002. – 160 с.

8.     Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция, - Спб.: Питер, 20004, - 480 с.: ил.

9.     Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. 180 с.

10. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития /И.Ю.Кулагина. – М.: Эксмо,2009. 176с: ил. – (Растим первоклашку).

11. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни//Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В.В. Давыдова. М., 1978.

12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика,1984. – 112с.

13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 456 с.

14. Немов Р.С. Психология Кн.1 изд.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. Пед учеб заведений: В 3 кн. Кн.2 Психология образования. – 3 – е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

16.  Петровский А.В, М.Г. Ярошевский Психология Москва ACADEMA 2000. – 512с.

17. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2006. – 464с.: ил. – (Серия Учебное пособие»)

18. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников   

Источник: журнал «Ребенок в детском саду» №1,2003 Автор: Гавриш С.В. Тип: статья Рубрика: Дошкольники

19. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 336 с.

20. Руденский Е.В Социальная психология Москва – Новосибирск 1997 --222с.

21. Сластенин В.А. ,ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

22. Смирнова Е.О.        Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов)

23. Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на Дону «Феникс»,1999 – 672с.

25. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций А.Н. Фролова.- Ростов н/Д: Феникс,2009. – 251,с.

26. Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. Библиотека психологии и психотерапии. Выпуск 67. М Класс. 1999г. 259с.

27. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – Спб.: Издательство «Союз», 2004. – 336 с.

Приложение


Методика

«ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ»


Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится с детьми 7 лет.

1.       Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

2.       Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста.

Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1)      умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;

2)      как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

3)      как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

4)      осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

5)      умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей. [4,с.68].


"Психотренинг. Игры и упражнения"


Упражнения на развитие умений общения у младших школьников

Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги.

Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:

Ø    настроение своего объекта;

Ø    последовательность действий объекта;

Ø    угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку.

На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий.

После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т.д.

В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т.д.

Выбери партнера

Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.


Формирование навыков невербального общения.


Групповой рассказ

Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

Комплимент

Комплимент - это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.

Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т.д. [24,с.120].

ТРЕНИНГ «СТРАНА ПОНИМАНИЯ»

(Развитие коммуникативных способностей)


Общие замечания

Этот цикл упражнений построен в форме психотренинга, цель которого — развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Психотренинг требует от его участников определенного уровня личностной зрелости и умственного развития, поэтому его целесообразно проводить начиная со старшего дошкольного возраста.

Организатор (тренер, ведущий) создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний, замечаний!

Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами, а вам узнать и для себя открыть ребенка.

Общие принципы тренинговой работы

Принцип творческой активности. Постоянно вовлекайте детей в различные игровые упражнения и их обсуждение, организовывайте ситуацию общения таким образов, чтобы дать возможность детям понять и попробовать новые способы поведения и экспериментировать с ними.

Принцип исследовательской позиции. В процессе работы в группе создаются такие ситуации, в которых участникам самим необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, идти собственным путем.

Принцип партнерского общения. Работая в группах, детей учат признавать ценность другого, его мнение, интересы. Учат все решения принимать с учетом мнения и состояния других, а не только стремиться к достижению своих целей.

Принцип объективизации поведения. Поведение ребят постепенно переводится с импульсивного на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим объективизировать (осознавать) свое поведение, является обратная связь. Тренер группы должен организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ним в контакт, и на основе полученных знаний сознательно изменять свое поведение.

Упражнения, включаемые в начало каждого занятия, являются важным элементом, позволяющим поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации.

Предлагаемый тренинг построен в рамках личностно ориентированной модели воспитания ребенка и учит прежде всего пониманию, принятию и признанию.

В ходе этой работы в процессе непрямого воздействия на ребенка, то есть исключая наставления, создаются ситуации, в которых у детей в процессе ролевых игр, отработки способов общения, создаются ситуации, требующие проявления интеллектуальной и нравственной активности, и в процессе динамики и стилей общения возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру.

Таким образом, четвертый блок реализует задачу гибкого изменения поведения на основе понимания эмоционального состояния себя и других.

Цели

Образовательные цели

1.       Обучать умению слушать и слышать другого.

2.       Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого.

3.       Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

4.       Развивать способность делиться своими переживаниями.

Воспитательные цели

1. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка.

2. Поощрять открытое проявление эмоций и чувств различными

социально приемлемыми способами (словесными, физическими,

творческими и т. д.).

3.       Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

4.       Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.

5.       Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.

6.       Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Методические приемы

1.       Беседы, направленные на знакомство с различными «волшебными» средствами понимания.

2.       Словесные, подвижные и релаксационные упражнения.

3.       Рисование.

4.       Проигрывание психогимнастических упражнений.

5.       Анализ и инсценировка различных психологических этюдов.

Тренинг рассчитан на 9 занятий по 50-60 минут каждое.

Каждое занятие начинается с нового вида приветствия, которое

предлагают сами дети, а заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты