Современное состояние проблемы памяти и ее исследования

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области, например, феноменальная память людей-счетчикрв Иноди, Диаманди, Арну и др. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. Диаманди обладал зрительным типом памяти. Он видел цифры, написанные в форме квадратиков, причем его собственной рукой. В случае исключительной памяти обыкновенно мощная сенсорная основа памяти соединяется в том или ином соотношении с логическими компонентами (особенно у Иноди и Арну).

Феноменальная память - способность исключительно быстрого запоминания и точного воспроизведения большого по объему материала, нередко встречается у выдающихся людей, выступая как профессиональная память (музыкальная у В. Моцарта, А.Глазунова, зрительная у Ф.М. Достоевского)

Гипермнезия – усиление памяти, носит врожденный характер и заключается в способности запоминать информацию в большем, чем в норме объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается. Индивидуальные особенности памяти в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности, однако сами свойства нервной системы изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей.

1.6 Формирование и развитие памяти


Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.

Материал лучше запоминается в зависимости от характера деятельности, ее целей, установок, эмоциональной окрашенности, жизненного тонуса, усталости и т.д. В психологии выделяют четыре мненических действия, участвующих в запоминании (В.Я. Ляудис 1976 г)

1. ориентация в материале, связана с отношением личности к материалу

2. группировка материала по определенным признакам

3. Установление внутригрупповых отношений между элементами материала: ключевое слово, схема, образы, ассоциации

4. установка межгрупповых связей – завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы (т.е. схемы, воспроизводящей состав материала и его структуру.)

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция – смешение одной информации с другой.

Шадриков В.Д. предложил следующий состав мнемического действия: группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование (установление взаимного расположения частей, составляющих целое), схематизация, аналогия, мнемотехнические приемы, перекодирование (вербализация представление информации), достраивание материала, серийная организация материала, ассоциация, повторение.

Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемого материала рассматривается как основной путь эффективности работы памяти, ее развития и воспитания.



Глава 2 Экспериментальные исследования сравнительные характеристики различных видов образной памяти – зрительной и слуховой


2.1 Цель, задачи, методики исследования


Целью данного исследования является изучение сравнительной характеристики зрительной и слуховой памяти у взрослых.

Поставлены задачи настоящего исследования:    

1.                 Определение зрительной и слуховой памяти у взрослых.

2.                 Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти.

В качестве испытуемых были задействованы две возрастные группы людей: первая группа в возрасте 21-44 года, вторая группа 44-54 года по десять человек. 19 человек женского пола, 1 мужеского пола, образование средне-специальное; в том числе, четверо - студенты-заочники. Некоторое снижение зрения в виде близорукости имелось у одного человека в каждой группе. Таким образом, группы отличаются только по возрасту, исключается влияние по полу, образованию и профессии. Исследование проводилось в поликлинике города Козьмодемьянска среди медсестер по принципу «От простого к более сложному».

На первом этапе исследования использовались методики, направленные на изучение зрительной памяти, на втором этапе методики, направленные на изучение слуховой кратковременной и долговременной памяти; на третьем этапе исследования оценивалась сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти в разных возрастных группах.

Методика изучения и оценки особенностей зрительной памяти состоит из двух экспериментов: изучение произвольной зрительной памяти на образы и на числа.

Методика «Память на образы» предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики состоит в том, что испытуемым демонстрируется таблица с шестнадцатью образами, в течение 20 секунд, образы необходимо запомнить и в течение минуты воспроизвести на бланке.

Методика «Память на числа» предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности: испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двухзначными числами, которые необходимо запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

На втором этапе исследования применялись методики, направленные на оценку слуховой памяти – кратковременной и долговременной.

Методика «Слуховая память» предназначена для оценки объема произвольной кратковременной слуховой памяти. Испытуемым предлагалось запомнить 10 слов в одном предъявлении (на слух) после трех тренировочных серий, и записать те слова, которые удалось запомнить в четвертой серии.

Методика «Долговременная память»(11.с 20). Предназначена для определения объема кратковременной и долговременной памяти; состоит из двух серий экспериментов. В первой серии определялся объем кратковременной памяти, путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитываний 20 тестовых слов, затем через 30 мин необходимо воспроизвести запомнившиеся слова – это показатель долговременной памяти. Во второй серии эксперимента осуществляется запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью, сохраняя последовательность 10 главных мыслей. Средняя продуктивность запоминания определяется по результатам двух тестов.

Исследования проводились по группам, применяемые методики удобны для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени. Между экспериментами делались небольшие перерывы 5-6 минут. После проведения исследования устанавливались соотношения средних показателей зрительной и слуховой памяти в каждой возрастной группе.


2.2           Характеристика методик исследования

Изучение зрительной памяти. Эксперимент №1

Материал для проведения эксперимента: Методика «Память на образы» [12, с 238.] таблица с 16 образами:

Треугольник, 2, пистолет, В

Домик, мяч, елка, машина,

Гриб, корабль, кошка, часы

СО, бабочка, топор, куб

Проведение исследования: Группе испытуемых была продемонстрирована таблица с 16 образами, их задача заключалась в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов, через 20 секунд таблицу убирают, и испытуемые должны будут воспроизвести те образы, которые им удалось запомнить. Оценка результатов производится по количеству правильно воспроизведенных образов, норма – 6 правильных ответов и более.

Эксперимент № 2

Материал для проведения эксперимента: методика «Память на числа» [13,с 46] таблица с двузначными числами: для первой возрастной группы.


34

68

82

76

18

82

56

14

52

24

38

96


Для второй возрастной группы таблица


13

91

47

39

65

83

19

51

23

95

71

87


Проведение исследования: Двум группам испытуемых одновременно показаны две таблицы, задание заключается в том, что испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после кого, как таблица убрана, по команде «Пишите» записать на бланке в течение одной минуты запомнившиеся числа. Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Норма взрослого человека по количеству правильно воспроизведенных чисел – 7 и более.


Шкала бальных оценок

Количество правильно воспроизведенных чисел

 1-4

5-6

7-8

9-12

Баллы

2

3

4

5


Результаты исследования представлены в таблице № 1


Таблица № 1 Произвольная зрительная память

1-я возрастная группа

Память на образы

Память на числа

2-я возрастная группа

Память на образы

Память на числа

Фамилия



Фамилия



Башков

11

4

Смирнова

9

3

Винокурова

12

4

Вернова

11

3

Вильданова

9

3

Лабутина

7

3

Камелина

10

3

Родинова

9

4

Сидукова

7

2

Павлова

9

4

Ратюкова

10

4

Сергеева

8

3

Кузьмина .

11

4

Шатрова

7

3

Лазурина .

7

2

Лунина

9

4

Кропинова.

10

4

Лаптева

7

3

Средние показатели

9,6

3,3


8,5

3,4


Анализ исследования объема зрительной памяти показал, что все испытуемые выполнили норму – 6 образов, что говорит об отличной образной зрительной кратковременной памяти в 100%; у 80% лиц молодого возраста и 70% лиц второй возрастной группы объем зрительной памяти больше семи образов; средний показатель первой возрастной группы 9,6; что выше среднего показателя второй возрастной группы 8,5. Внутри первой возрастной группы выше среднего показателя 9,6 у шестерых человек – 60%.в том числе, у студентов-заочников. Среди лиц второй возрастной группы превышение среднегруппового показателя также в 60%. Таким образом, разница в возрасте не повлияла на показатели образной зрительной памяти.

Анализ исследования кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности по методике «Память на числа» показал, что с нормой (7 чисел -4 балла) справились 50% первой возрастной группы и 40% второй возрастной группы Средние показатели мало, чем отличаются друг от друга (3,3-3,4), что говорит о необходимости тренировки памяти, а так же памяти на числа. Низкие показатели памяти на числа обусловлены тем, что исследования проводились среди «гуманитариев».

Оценка слуховой памяти - кратковременной и долговременной

Материал для исследования: методика «Слуховая память»(13. с 49). Для оценки объема произвольной кратковременной слуховой памяти, содержащая 40 слов, разделенных на 4 серии, магнитофон.

Проведение исследования. Перед тем как зачитывать слова, дается инструкция: прослушать с помощью магнитофона 10 слов и постараться их запомнить, затем по команде «Записать» записать в течение 45 сек. запомнившиеся слова, по команде «Стоп» положить карандаши и приготовиться к прослушиванию следующей серии слов. 10 слов зачитываются в течение 20 сек громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельные элементы. Задача испытуемых состоит в запоминании и последующей записи предъявляемых слов. Первые 3 серии используются как тренировочные, зачетной является четвертая серия слов. При оценке результатов учитывается количество правильно записанных слов из четвертой серии, которые переводятся в баллы:


Шкала бальных оценок

Кол-во слов

4 и менее

5

6

7

8

9

10

Баллы

2

3

4

6

7

9

10

Методика «Долговременная память»

Материал для исследования: методика «Долговременная память", тест 1. [11,с 20]. 20 предлагаемых слов и их порядковые номера:

1.украинец, 2. экономика, 3. каша, 4 татуировка, 5. нейтрон, 6. любовь,

7. ножницы, 8. совесть, 9. глина, 10. словарь, 11. масло, 12. бумага, 13. пирожное, 14. логика, 15. стандарт, 16. глагол, 17. прорыв, 18. дезертир, 19. свеча, 20. вишня.

Проведение исследования: экспериментатор зачитывает 20 слов пять раз. После каждого из пяти зачитываний испытуемые письменно воспроизводят слова, которые они запомнили, по команде «Закройте текст, на листке напишите слова с их порядковыми номерами». Примерно через 30 мин просят повторить эти слова в письменном виде.

Методика позволяет оценить кратковременную и долговременную память Оценка кратковременной памяти: если к пятому зачитыванию обследуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к третьему - хорошо. Если число слов нарастает и третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если обследуемый воспроизводит мало слов и после 2-4 повторений их количество уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности. Продуктивность запоминания вычисляется по формуле: количество правильно воспроизведенных слов ÷ количество предъявляемых слов × 100%

Затем проводится тест 2

Тест 2 производится запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью. В течение 60 сек, прочитывают текст, в нем выделены и пронумерованы 10 главных мыслей, которые необходимо воспроизвести, сохраняя указанную последовательность

Материал для исследования. В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский теплоход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2) «Спустить шлюпки!»- скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5) Вот началась посадка в последнюю шлюшку 6) И вдруг к сходням крича, бросился какой-то толстяк, с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8) Послышался щелчок - это капитан выстрелил из пистолета 9) Трус упал на палубу мертвым. 10) но никто не оглянулся в его сторону

Проведение исследования: производится воспроизведение текста сразу после зачитывания и через 30 мин

Формула продуктивности количество правильно воспроизведенных мыслей÷ количество выделений в тексте × 100%

Сложив цифры, полученные по двум тестам, а затем, разделив сумму на 2, узнаем среднюю продуктивность запоминания, 90-100 – отличный результат; 70-90 – очень хороший результат; 50-70 – хороший 30-60 – удовлетворительный; 10-30- плохой; 0-10- очень плохой

Результаты исследования отражены в таблице № 2


Таблица 2 Слуховая произвольная память

1-я я возрастная группа Фамилия

Кратковременная 10 слов в баллах

Кратковременная

20 слов %

Долговременная %

2-я возраст.

группа Фамилия

Кратковременная 10 слов в баллах

кратковременная20 слов %

Долговременная %

Башков

8

80

85

Смирнова

4

95

92,5

Винокурова

6

95

95

Вернова

9

80

80

Вильданова

4

70

80

Лабутина

6

80

85

Камелина

7

95

95

Родинова

9

85

90

Сидукова

4

95

95

Павлова

9

80

85

Ратюкова

9

95

95

Сергеева

7

80

80

Кузьмина .

9

90

95

Шатрова

6

80

85

Лазурина

6

80

85

Лунина

9

85

90

Жаркова

9

90

95

Красавина .

9

80

90

Кропинова.

9

85

95

Лаптева

6

80

85

Средние показатели.

7,1

87,5

91,5


7,4

82,5

86,7


Анализ результатов исследования кратковременной слуховой памяти показал, что в 80% испытуемые выполнили норму (7 слов – 6 баллов) среди первой возрастной группы и 90% второй возрастной группы. Необходимо отметить, что 3 человека нуждаются в тренировке слуховой памяти. Наилучшие показатели выявлены у тех, кто сумел объединить слова в единый образ. Среднегрупповые показатели достаточно высокие, что говорит о хорошей слуховой кратковременной памяти. Продуктивность запоминания 20 слов показало, что у всех испытуемых результат от 70 и выше, что оценивается как очень хороший результат. Психической истощаемости не наблюдалось. Следует отметить, что лучше запоминались слова в начале и в конце зачитывания. Выше среднегруппового показателя первой возрастной группы – 87,5% наблюдался у 60% испытуемых, а во второй возрастной группе превышает средний показатель 82,5% лишь у 30% испытуемых, что свидетельствует о лучшей слуховой памяти в молодом возрасте.

Анализ результатов исследования долговременной памяти дает основания считать, что обе группы обладают высокой продуктивностью запоминания. Среднегрупповые показатели 91,5% первой группы и 86,7% второй группы относятся к «Очень хорошим результатам». В первой возрастной группе показатели долговременной памяти выше, чем во второй. Среди испытуемых первой группы отличные результаты у 70% испытуемых, а во второй – у 40% испытуемых, что говорит об индивидуальных различиях памяти. Высокие показатели долговременной памяти свидетельствуют о большой роли ассоциативной (смысловой) памяти у человека.

Сравнительная характеристика слуховой и зрительной памяти представлена в таблице № 3

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод об индивидуальных различиях памяти. У одних преобладает зрительная память, у 35% испытуемых высокие показатели зрительной памяти – 10 и выше. У других преобладает слуховая память, у 60% испытуемых показатели выше нормы. Сочетание хорошей зрительной и слуховой памяти встречается очень часто у 85% испытуемых. В молодом возрасте показатели зрительной и слуховой, кратковременной и долговременной памяти все же превышают таковые показатели в среднем возрасте, что говорит о лучших качествах памяти: объеме, скорости, прочности, и готовности легко и быстро воспроизвести необходимую информацию в нужный момент.

Показатели второй возрастной группы достаточно высокие, среднегрупповой показатель 20 человек очень хороший, что позволяет адекватно справляться с профессиональной деятельностью.


Таблица № 3

Сравнительная характеристика зрительной и слуховой памяти

 Фамилия

Возраст

Зрит. на образы абс. число

Зрит. на числа баллы

Слух. память

10 слов

баллы


 Слух. память 20 слов %

Долговр

20 слов

и текст %

Башков

21

11

4

8

80

80

Винокурова

23

12

4

6

95

95

Вильданова

28

9

3

4

80

70

Камелина

31

10

3

7

95

95

Сидукова

33

7

2

4

95

95

Ратюкова

36

10

4

9

95

95

Кузьмина .

30

11

4

9

95

90

Лазурина

39

7

2

6

85

80

Жаркова

40

9

3

9

95

90

Кропинова.

44

9

3

4

95

95

Смирнова

46

11

3

9

92,5

80

Вернова

49

7

3

6

80

80

Лабутина

45

9

4

9

85

85

Родинова

51

9

4

9

90

80

Павлова

50

8

3

7

85

80

Сергеева

53

7

3

6

80

80

Шатрова

48

9

4

9

85

85

Лунина

52

9

4

9

90

80

Красавина .

54

7

3

6

90

80

Лаптева

53

10

4

9

85

85

Средние показатели


9,05

3,55

7,25

85

89

Заключение


Память обеспечивает целостность человеческой личности, сохранение и передачу исторического, культурного, индивидуального опыта и генетической информации. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения приобретения знаний, формирования умений и навыков, формировалась, и совершенствовалось в процессе общественно-трудовой деятельности, она - сложный исторический продукт, связанный с историческим бытием и исторической деятельностью человека. Без памяти не возможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Представители классической психологии стремились установить сущностные механизмы памяти, естественные и универсальные по своей природе. Некоторые их разработки до сих пор имеют место в психологической практике. История развития теорий памяти связана с историей развития психологии. Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии, но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделала ее узловой проблемой науки.

В первой главе рассмотрено состояние проблемы памяти, ее исследования отечественными и зарубежными учеными,

Во второй главе представлены исследования сравнительной характеристики зрительной и слуховой памяти у взрослых молодого и среднего возраста.

Основные результаты теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:

1.             Изучены и представлены индивидуальные особенности в объеме зрительной и слуховой памяти, у медиков хорошо развита память на образы, что является отпечатком профессиональной деятельности.

2.             У одних преобладает зрительная память, у других слуховая. Хорошая слуховая память является профессионально важным качеством.

3.             Сочетание хорошей зрительной и слуховой памяти встречаются достаточно часто. (в 85%), что соответствует данным многих авторов.

4.             Показатели кратковременной и долговременной памяти в молодом возрасте лучше, чем в среднем возрасте.

5.             Анализ воззрений на проблему выявил, что ведущую роль в жизненной ориентировке и профессиональной памяти большинства специалистов играют зрительная и слуховая память. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

Таким образом, мы решили задачи, поставленные перед нами, и тем самым достигли цели данной курсовой работы, проведя исследование по сравнительной характеристике зрительной и слуховой памяти у взрослых.

Список литературы


1.                 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ Питер 2005.-713 с

2.                 Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В Зинченко.- СПБ :прайм – ЕВРОЗНАК,2004.- 672 с (Проект «Психологическая энциклопедия»)

3.                 Новый иллюстрированный энциклопедический словарь/Ред. Кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энцикл..,2001 – 912 с

4.                 Общая психология; Учеб. Для студентов А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд.., перер и доп. – М.: Просвещение, 1986.- 464 с.

5.                 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003-кн.1 система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

6.                 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003 кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.

7.                 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. – 4 – изд.- М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС,2003. - кн.1; Общие основы психологии. – 688 с.

8.           Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. – 4 – изд.- М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС,2003. кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

9.           Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1 – 3-е Изд М.: Генезис 2005. – 160 с

10.       Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – 3-е Изд. М.: Генезис 2005. – 128 с

11.       Основы психологии. практикум Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс»,1999.-576 с.

12.       Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС,2000. – 248 с.

13.       Практическая психология. Инструментарий./ В.Б. Шапарь. – Изд. 3 – е – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 768 с. (Высшее образование).

14.       Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. - М: Наука, 1990. - с. 216

15.       Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл, 2000. - с. 512

16.       Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с. 816

17.       . Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с. 816

18.       Смирнов А.А:' ; Произвольное и непроизвольное запоминание

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998.-с. 816

19. Дакиел Лапп. Улучшение памяти в любом возрасте. - М: Мир 1993.

20. Голубева СВ. Индивидуальные особенности памяти человека. - М.Педагогика, 1990. 450 с.

21.       .Механизмы управления памятью. / Под ред. Бехтеревой. - М.: Наука, 1999. 316 с

22.       Лядиус А.Р. Память в процессе развития. - М, 1990.- 300 с.

23.       .Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти./ Под ред.Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, 1998. - с.816

24. Каменская Б.И., Венн А.М. Память человека. - М.: Наука, 1993.

25.       Хванливин М.М. Функциональная и структурная организация памяти в корме и патологии. - М 1999.с. 384


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты