Совладающее поведение в экстремальных ситуациях

Какова же регуляторная роль эмоции тревоги? Субъект, конечно, не в силах изменить вероятность возникновения целого ряда событий, нарушающих его деятельность и опасных для него самого. Однако тревога как генерализованное переживание опасной ситуации в целом стимулирует активность, направленную на выделение и предвидение наиболее вероятных конкретных событий, способных нарушить нормальный ход деятельности, а также на поиск и программирование действий, предотвращающих возможные отрицательные последствия этих событий. Снимая субъективную неопределенность относительно развития ситуации и своих действий в ней и поддерживая в актуальном состоянии программы своих аварийных действий, субъект повышает реальную надежность и результативность своей деятельности.

В ситуации повышенного риска регуляторная роль отрицательных эмоций выступает наиболее выпукло. Можно сказать, что отрицательные эмоции при определенной степени выраженности играют незаменимую положительную роль, создавая необходимые предпосылки для осуществления осознанного целенаправленного поведения. Большинство видов деятельности (кроме самых простых и стандартных по исполнению), будучи лишены ориентирующей и стимулирующей "помощи" отрицательных переживаний (от неудовольствия до тревоги и др.), не имели бы шансов на успешное осуществление [25, c. 73-75].

Отрицательные эмоции способны продуктивно участвовать в осознанной регуляции до момента, пока их интенсивность не превысит определенного уровня. Далее они оказывают уже не стимулирующее, а разрушающее влияние на регуляторику. Негативные переживания человека в связи с осуществляемой деятельностью могут широко варьировать от неприятного предчувствия и недовольства до озабоченности и тревоги, в которой может отчетливо проявляться страх.

Имеющиеся в литературе данные (эксперименты и наблюдения) [26, c. 14-15] позволяют утверждать, что состояния тревоги и страха (в их разных вариантах) могут нарушать восприятие внешней (в том числе вербальной) информации, процессы мышления (ошибки в вычислениях, в рассуждениях, в оценке обстановки и пр.), координацию произвольной моторики и др. Суммарные деструктивные влияния отрицательных эмоций на процесс и результаты деятельности в целом имеют место, естественно, в первую очередь в ситуациях риска и опасности. Случается, что успешные в прошлом профессионалы отказываются от работы из-за постоянного страха, в основе которого лежат растущие стойкие сомнения в собственной способности справиться с очередной аварией. Причиной актуального отрицательного переживания может выступать даже само воспоминание об уже испытанном страхе, как и предвидение его возможного возникновения.

Нарушения операторской деятельности способствовали появлению в инженерной психологии специальной проблемы надежности оператора и его деятельности, в которой важное место заняло понятие "эмоциональная устойчивость", определяемое различными индивидуальными особенностями человека. По-видимому, эмоциональную устойчивость не следует ограничивать лишь аспектом "противодействия" человека (мужество, разум, привычки и пр.) чувству страха и его деформирующим влиянием на целенаправленное поведение. Эмоциональная устойчивость проявляется в первую очередь в тех случаях, когда в объективно опасной ситуации у субъекта вообще не возникает страха как негативного переживания, а имеет место положительное эмоциональное состояние. Б.М. Теплов пишет, что "опасность может совершенно непосредственно вызывать эмоциональное состояние стенического типа, положительно окрашенное, т.е. связанное со своеобразным наслаждением и повышающее деятельность" [29, c. 264] Это те случаи стенического влияния опасности на человека и его действия, которые хорошо известны, но не получили достаточного объяснения. Полное, т.е. системное объяснение механизмов различных форм аффективных реакций человека на опасность предполагает выход за рамки собственно психологического анализа и требует учета нейрофизиологического и биохимического уровней соответствующих эмоциональных состояний, что, однако, лежит за пределами задач данной статьи.

Специфическое влияние на процессы саморегуляции в разных видах деятельности оказывает также присущий данному человеку устойчивый эмоциональный тон, который предопределяет качество (знак, модальность) характерных для индивида переживаний. Такой общий эмоциональный тон восприятия субъектом своих отношений с действительностью, с одной стороны, интегрирование отражает его опыт в разных областях жизнедеятельности, а с другой — является специфическим эмоциональным прогнозом успеха в решении возможных будущих задач. Это фоновое относительно отдельных деятельностных актов ощущение себя и своих способностей и возможностей в окружающем мире может быть разным: и озабоченно-тревожным, и беззаботно-веселым. На фоне такого исходного эмоционального настроя и под его влиянием возникают ситуативные переживания отдельных деятельностных актов.

Замечено, что некоторая легкая степень тревожности субъекта может определять достижение им высокого уровня регуляции за счет тщательности, ответственности и мобилизации всех своих возможностей при выполнении деятельности. Требовательность к себе и стремление обязательно добиться высокого уровня результатов позволяют субъекту, реально достигая успеха, компенсировать отсутствие априорной уверенности в удаче и является средством самоутверждения и получения столь нужных для него положительных переживаний. Специальное сопоставление уровня саморегуляции сенсомоторной деятельности у лиц положительного и отрицательного эмоционального типов выявило реальное преимущество вторых в обычных, ненапряженных условиях. Однако внезапное непредусмотренное изменение или усложнение условий деятельности лишает их возможности точного упреждающего программирования действий, снижает успешность их деятельности и выводит вперед исполнителей с положительным эмоциональны модусом [18, c. 515-517].

Ссылаясь на данные ряда ученых, П.В. Симонов считает, что "для каждой деятельности существует некий оптимум эмоционального напряжения, при котором эта деятельность выполняется наиболее эффективно" [24, c. 123]. Именно к такому оптимуму за счет ответственности и самомобилизации, по-видимому, приближаются в условиях "нормальной" или привычной деятельности люди с отрицательным эмоциональным модусом. А при затрудненных, усложненных условиях ближе к названному оптимуму оказываются люди с положительным модусом переживаний.

В целом же можно констатировать, что индивидуальный эмоциональный модус жизнедеятельности является реальным и неизбежным внутренним фактором, постоянно участвующим в регуляции субъектом своей целенаправленной активности.

Следует рассмотреть еще один достаточно специфический вариант участия эмоций в регуляции поведения, деятельности человека, когда сами эмоции как таковые выступают личностными ценностями и выполняют роль мотивов целенаправленной активности человека. Они могут инициировать, активизировать и "поддерживать" тот вид деятельности, в процессе которого происходит "насыщение" человека необходимыми ему переживаниями.

Детальное теоретическое и эмпирическое исследование таких эмоций было проведено Б.И. Додоновым, разработавшим оригинальную концепцию "эмоциональной направленности личности" [3, c. 25]. По его мнению, "существует особый мотивационный фактор поведения и деятельности людей — их эмоциональная направленность, содержание которой составляет система координированных и субординированных установок личности на те или иные "ценные переживания"" [4, c. 3].

Когда существует такая возможность, человек выбирает деятельность, ориентируясь не только на ее конечный результат, но и на "интересность", "увлекательность" самого процесса. При этом избирательное отношение к разным видам деятельности зависит не только от их содержания, но и от типа эмоциональной направленности субъекта. Деятельность, скучная для одного, доставляет другому переживания, ставшие для него потребностью. Человек со сложившейся эмоциональной направленностью "испытывает нужду не просто в любом случайном "наборе" эмоций... а только в таком, который образует ту или иную полюбившуюся ему "эмоциональную мелодию", обладающую определенной структурой и единством составляющих элементов" [4, c. 97].

Общая палитра эмоций, каждая из которых может составлять стержень эмоциональной направленности отдельного индивида, весьма широка. Это — такие классы родственных переживаний, которые можно обозначить как эмоции альтруистические, коммуникативные, праксические, гностические, эстетические, гедонистические и пр. [4; 109—122]. Сложившаяся эмоциональная направленность обусловливает постоянный интерес человека к той деятельности, в процессе осуществления которой он насыщается "ценными" для него переживаниями. Формами активности, сам процесс которой может приносить нужные ему переживания, помимо разных видов работы, познавательной деятельности, игры и пр., являются также мечты и воспоминания.

Значение эмоциональной направленности для регуляции деятельности связано, во-первых, с ее свойством выступать в качестве непосредственной побудительной причины деятельности. Во-вторых, "ценные" переживания, порождаемые деятельностью, могут способствовать поддержанию ее высокого функционального уровня, благодаря увлекательности самого процесса деятельности, поглощенности ею, интереса к ней. Наконец, эмоциональная направленность является существенным психологическим регулятором такого жизненно важного для человека акта, как выбор сферы деятельности или даже конкретной профессии.

Таким образом, в различных феноменах и характеристиках эмоционального отражения (актуальные эмоции, их содержание, знак, модальность, интенсивность, устойчивый эмоциональный тон, уровень развития моральных чувств, эмоциональная направленность и др.) заключено отношение субъекта ко всей окружающей действительности, отражаемой сквозь призму актуальных потребностей и личностных ценностей. Именно поэтому эмоции являются обязательным, значимым и многообразно проявляющимся фактором внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека.


Глава II Экспериментальное исследование совладающего поведения в экстремальных ситуациях

 

2.1 Методы диагностики по выявлению особенностей совладающего поведения в экстремальных ситуациях

В первой главе мы теоретически обосновали важность изучения совладающего поведения в экстремальных ситуациях. В экспериментальном исследовании мы использовали следующие методы психологического исследования: анкетирование, опрос. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их. Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Экспериментальное исследование было проведено среди молодых людей в центре психологической помощи "Встреча", г. Москва. Исследование проводилось по методическому пособию Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко "Практикум по возрастной психологии". В эксперименте приняли участие 20 человек: из них 10 женщин и 10 мужин в возрасте от 20 до 30 лет. Для проведения эксперимента по преодолению коммуникативных барьеров в деловом общении нами были использованы следующие методики.

Методика 1. "Прогноз"

Методика "Прогноз" разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска адаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Инструкция. Прочтите утверждение и дайте ответ "Да" или "Нет"

1.Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2.В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять" за друга.

3.Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4.Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5.У меня часто болит голова.

6.Иногда я говорю неправду.

7.Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8.Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9.Бывает, что я сержусь.

10.Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11.Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12.Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях

13.Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.

14.Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15.Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16.Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17.В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18.Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19.Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20.Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21.Запоры у меня бывают редко.

22.В игре я предпочитаю выигрывать.

23.Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24.Сейчас мой вес постоянен — я не полнею и не худею.

25.Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придай мне вес в собственных глазах.

26.Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27.С моим рассудком творится что-то неладное.

28.Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29.Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30.Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31.Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32.Думаю, что я человек обреченный.

33.Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34.Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35.Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36.Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37.В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38.Моя внешность меня в общем устраивает.

39.Я вполне уверен в себе.

40.Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41.Кто-то управляет моими мыслями.

42.Я ежедневно выпиваю много воды.

43.Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44.Счастливей всего я бываю, когда один.

45.Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46.Я любил сказки Андерсена.

47.Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48.Меня злит, когда меня торопят.

49.Меня легко привести в замешательство.

50.Я легко теряю терпение с людьми.

51.Часто мне хочется умереть.

52.Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53.Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54.К вопросам религии я отношусь равнодушно — они не занимают меня.

55.Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56.Я заслуживаю сурового наказания за свои проступки.

57.У меня были очень необычные мистические переживания.

58.Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59.У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60.У человек нервный, легко возбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62.Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63.Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64.Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65.Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66.Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67.Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68.Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69.Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70.Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71.Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72.Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73.Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74.На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75.У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76.Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77.В.Мне трудно проснуться в назначенный час.

78.Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79.В детстве я был капризный и раздражительный.

80.Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81.Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82.У меня есть судимые родственники.

83.В юности я имел приводы в милицию.

84.Случалось, что меня грозили оставить в школе на второй год.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов — правильных ответов, соответствующих ключу":

"Да" - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42,44,#КСТ 47,48,49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66,67, ( ' 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82,83, 84;

"Нет" - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 2S, 30, 33, 37, 38, 39,46,4 54,55,58,61,68.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл.

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

"Да" - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43. Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондент если поданной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, в кой он есть. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ. Она рассматривается в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость.


Условная шкала НПУ

Полученные баллы НПУ

Пункт шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы НПУ

33 и более

29-32

23-28

18-22

1

2

3

4

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

5

Среднее

11-13

9-10

7-8

6

5 и менее

6

7

8

9

10

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты