Соционика как инструмент управления потребительскими предпочтениями

«Достоевский» (ЭИИ) или «Писатель».

1 канал со знаком плюс — сразу чувствует отноше­ние людей, старается избегать конфликтов, ссор — терпит очень долго. Никогда не скандалит, а «отодвигается» от не­приятного человека, ведет себя с ним сухо, официально. Ста­рается помочь людям в беде (и морально, и действиями). Старается быть с детьми справедливым, если чувствует, что сам не прав — просит у ребенка прощения. Предполагает за­очно в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причи­ненное ему.

2 канал — интуитивно чувствует потенциальные возможности, стержень личности людей, считает, что главная ценность в человеке — его нравственность, его моральные устои, морально требователен к себе, увлекается самоанали­зом, муки совести за малейшие отступления от идеала. Бы­вает либо очень порядочным человеком, либо «ходячей доб­родетелью», «занудой-моралистом». Интересуется внутренним миром человека, может быть прекрасным учителем, воспита­телем. Чувство любви к человеку, гуманизм характеризуют его мировоззрение. Среди этого типа много религиозным мыслителей и философов — Конфуций, В. Соловьев, Н. Бер­дяев и др.

3 канал — недостаток воли считает пороком, по­этому целенаправленно формирует у себя волю («Делай не то, что хочется, а то, что нужно!»). Давит на себя, заставля­ет себя, но на других людей не оказывает давления. Не вы­носит, когда на него кто-нибудь давит — уходит от такого че­ловека, предпочитает дел с ним не иметь.

«Драйзер» (ЭСИ) или «Охранитель».

1 канал — эмоциональный человек, но не демон­стрирует свои эмоции, сохраняет дистанцию в общении, ред­ко идет на откровенность даже с близкими знакомыми, избе­гает ссор, неприятных людей, которые сделали ему зло. Но в случае необходимости может постоять за себя, резко поста­вить на место хама. Резко делит людей на своих и чужих, непримирим к злу, не прощает его, пытается иногда наказать. Часто считает, что мир нравственно испорчен и причина всех бед именно в этом. Любит говорить о моральных принципах, моральном долге.

2 канал — настойчивый, волевой человек, требова­тельный к себе и другим, может длительное время находить­ся в напряжении, если это необходимо (например, одновре­менно и работать и учиться, и ухаживать за ребенком, за престарелыми, и вести домашнее хозяйство, и при этом вы­глядеть бодро и привлекательно). Часто экономный, береж­ливый, практичный человек, умеет хорошо готовить, любит часто убирать квартиру, стремится помочь другим людям. Способен выдерживать длительное волевое воздействие, направленное на него, и сам может проявлять сильную волю, упорство, ничто его не может остановить.

3 канал — плохо ориентируется в истинных воз­можностях людей, может подозревать без всяких оснований. Плохо чувствует изменения в обществе, экономике. Нервни­чает перед важными мероприятиями. Когда расстроен, плохо контролирует себя: не помнит, что куда положил, подгорит еда, бьет посуду невзначай и т.п. В разговоре старается рас­суждать логически, но свои поступки ему не всегда удается обосновать с помощью логики. Не любит, когда оценивают его способности и таланты.

«Робеспьер» (ЛИИ) или «Ученый».

1 канал — аналитическое мышление, стремится во всем найти логику, построить модель. Его интересуют общие закономерности, идеи, а не факты, присуща теоретико-научная направленность. Стремление к порядку, к системе проявляется и в работе, и в увлечениях. Среди этого типа много философов, ученых (Г. Гегель, Платон, Н. Рерих, И. Курчатов, И. Кант).

2 канал — интуиция позволяет глубоко проникать в суть происходящих явлений, чувствовать перспективность, способствует нестандартным решениям. Обычно имеет высо­кие нравственные нормы, хотя их не афиширует. Считает, что необходимо поступать справедливо, невзирая ни на что, присущ гуманизм.

3 канал — плохо переносит волевое давление; если не согласен с начальством, будет отстаивать свою точку зре­ния. Трудно заставлять себя выполнять однообразную рутин­ную работу, но если что наметил, старается выполнить, до­вести до конца. Все свое время отдает интеллектуальному труду, быстро утомляется от физической работы. В разговоре с людьми демонстрирует вежливость.

«Максим Горький» (ЛСИ) или «Попечитель».

1 канал — со знаком плюс, поэтому мышление практи­ческой деловой направленности, стремится все классифици­ровать, спланировать, разрабатывать детали плана, анализи­ровать работу планомерно. Не любит неясностей, расплывча­тости, нечеткости, стремится разложить все по полочкам.

2 канал — волевой, порой жестокий человек, лицо безэмоциональное, хорошо знает все правила, считает, что дисциплина, порядок — очень важны, требует от других со­блюдения порядка, порой грубо и жестоко. Сам не спорит с начальством.

3 канал — плохо оценивает возможности людей, часто не знает, на что способен человек, поэтому проявляет осторожность, стремится со всеми быть в хороших отноше­ниях, склонен всех людей нивелировать, усреднять, подго­нять под одну мерку. Не любит ярких личностей! Под его ру­ководством могут хорошо выполняться производственные планы, но не исследовательские работы. Стремится прокон­тролировать каждый вопрос, углубляясь в детали (Сталин).

Согласно теории соционики, типные характеристики об­наруживаются в человеке довольно рано и сохраняются всю жизнь, становясь со временем устойчивей. Так, интроверты никогда не станут экстравертами и наоборот. Проиллюстри­ровать это положение можно, воспользовавшись аналогией с правой и левой рукой у человека. Если человек правша, то он никогда не станет левшой, а левша — правшой. Со вре­менем, правда, каждый человек при желании может научить­ся более эффективно использовать и менее развитую руку. Можно прибегнуть и к другой аналогии, сравнив тип лич­ности и его развитие с домом. Тип подобен фундаменту: он не претерпевает радикальных изменений в течение жизни. Остальную часть дома можно сравнить с поведением, харак­тером, внешними проявлениями человека. С течением време­ни дом подвергается многим изменениям: надстраивается этаж, меняется планировка, отделка и т. д., но фундамент остается неизменным. В соционике нет хороших или плохих типов, есть только различия между ними. Понимание этих различий позволят конструктивно использовать возможности каждого типа.

Соционика не только дает характеристику типов, но и моделирует взаимоотношения между ними. Моделирование межтипных отношений позволило соционике открыть законы психологической совместимости и объяснить их на основе принципа дополняемости. Почему с одним человеком у нас, хотя и причин особых нет, отношения неприятия, а с другим — отношения необъяснимой симпатии? На этот важ­нейший вопрос отвечает теория интертипных отношений. С ее помощью можно понять глубинный механизм воздействия рекламы на человека.

6. Интертипные отношения

Сопоставляя функциональные структуры людей разных социотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тен­денции развития их взаимоотношений, их совместимости.

Рассмотрим некоторые возможные варианты взаимоотно­шений между типами людей. Таких отношений шестнадцать.

Тождественные отношения.

Это очень спокойные, ровные отношения. В партнере все ясно, все поступки мотивированы. О тождественном допу­стимо суждение «по себе», поэтому «тождики» исключитель­но продуктивно обучают друг друга. Обычно тождественные отношения возникают в здоровых семьях. Причем чаще бы­вает, что сын тождественен отцу, а дочь — матери. Если вы читаете книгу, смотрите фильм или пьесу, знакомитесь с но­вацией тождественного автора, то у вас возникает ощущение, что и вы могли бы написать (сделать) так же. Такого автора вы склонны оценивать как художника (ученого) очень глубо­кого, способного проникнуть в суть вещей. Дело такого ма­стера вы готовы продолжить. Так возникают научные школы.

Однако сотрудничество имеет ярко выраженный односто­ронний характер: то, что может один, то может и другой, и в этом направлении их 'усилия суммируются с соответствую­щей прибавкой «валового» продукта деятельности; однако то, чего не может один, того не может и другой и в этом направ­лении деятельности они не могут ничем помочь друг другу. Но если их знания выравниваются, они становятся неин­тересны друг другу, у них одинаковые сильные функции и одинаковые слабые места.

Последнее обстоятельство может приводить к определен­ной мере взаимного неудовольствия и делать взаимодействие кратковременным и эпизодическим по характеру. Как говорил Эмерсон, «люди, познания которых одинаковы, ненадолго остаются наилучшим обществом друг для друга». Исключени­ем может быть случай, когда перед ними стоит большая об­щая цель (например, В. Ленин и Н. Крупская — сенсорно-логические интроверты).

Отношения активации.

В этих отношениях влияние друг на друга имеет вид об­ратной связи: сильные стороны друг друга еще более усиливаются. Творческая функция второго канала каждого из партнеров активизирует слабую функцию другого партнера в его пятом канале. Т.е. люди подстегивают активность друг друга. Активаторы как бы заряжают друг друга уверен­ностью, что, независимо от сложности задачи, они в состоя­нии решить ее. Причем, совсем необязательно, что это будет прямое высказывание: «Ты это можешь!», чаше наоборот — активатор как бы ограничивает активность партнера, а это вызывает обратный эффект. Отношения благоприятные, но, поскольку нет полной компенсации, может настать утомление друг от друга в связи с разными ритмами жизни. Практиче­ски всегда один — рациональный, другой — иррациональный. Иногда могут возникнуть определенные трудности во взаимо­понимании, но чаще всего это наблюдается на уровне терми­нологии, разночтениях в значении тех или иных понятий. Однако при этом после бурной дискуссии достигается при­емлемый компромисс. В целом отношения активации — это хорошие дружеские отношения, в которых взаимопомощь в трудных ситуациях сочетается с полной самостоятельностью в выборе жизненных ориентиров.

Зеркальные отношения.

Они возникают между людьми, у которых главная и до­полняющая функции одинаковы, но поменялись местами, а второстепенные функции совершенно различны. Обмен ин­формацией идет по сильным каналам. Конфликты здесь мало­вероятны. Кооперация продуктивна. Люди, между которыми реализуются зеркальные отношения, могут чувствовать внут­реннее сходство и приходить в изумление от того, например, что-то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Причем реализуется это не так как у тождественных типов, которые могут говорить одними и теми же словами или де­лать однотипно. Даже если два специалиста, находящихся в зеркальных отношениях, одного профиля и одного уровня квалификации объединятся в каком-то деле, у них не будет одинаковых подходов к решению задач, их взаимодействие всегда будет высекать искры новизны. В зеркальных отноше­ниях нет старших и младших, начальников и подчиненных, ведомых и ведущих, — это отношения равных — легкие, иг­ровые, окрашенные теплым юмором.

Дуальные отношения (полного дополнения).

В дуальных отношениях информация с сильного первого канала приходит на четвертый (слабый, безразличный к критике, но охотно принимающий помощь). Дуалы отлича­ются по признакам: экстраверсия-интроверсия, этика — ло­гика, сенсорика — интуиция. Но по признаку рациональ­ность — иррациональность совпадают. Дуалы - надежные парт­неры в работе, в семье. В диалоге Платона «Пир» дается очень точное описание отношений полного дополнения, в ко­торых партнеры с противоположными качествами уравнове­шивают психику друг друга: «Когда-то люди были не такими, как теперь... тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, и у каждого на круглой шее два лица, глядевших в противоположные сторо­ны. Страшные своей великой силой и мощью двуликие пита­ли великие замыслы и посягали на власть богов». Зевс нака­зал гордецов, разрезав их на половинки и разбросав по всему свету. «Итак, — продолжает Платон, — каждый из нас — это половинка человека рассеченного на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, бли­зости и любви, что они поистине не хотят разлучаться». В дуальных отношениях каждый чувствует себя более уверен­ным в своих силах; жизнедеятельность наряду с комфорт­ностью и защищенностью, характеризуется высокой эффек­тивностью и результативностью. В таких отношениях нет споров из-за лидерства, они могут быть иерархичными или отношениями равных, но всегда приносящими удовлетворе­ние, чувство самоценности и значимости.

 

 

7. Квадры

Две дуальные пары, связанные отношениями активации и зеркальности составляют квадру. Квадра — это соционическая группа, в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулиро­вание, психологический комфорт и максимальная продук­тивная деятельность. В соционе четыре квадры. Каждая имеет свой характер, свое назначение в социуме, свой внут­ренний девиз.

В первую квадру входят Дон Кихот, А. Дюма, В. Гюго, М. Робеспьер.

Во вторую — Гамлет, М. Горький, Г. Жуков, С. Есенин. В третью квадру: Наполеон, О. Бальзак, Д. Лондон, Т. Драйзер.

В четвертую входят Штирлиц, Ф. Достоевский, Т. Гексли, Ж. Габен.

Первая квадра — квадра идеалистов-мечтателей. Ей присущи: насыщенность эмоциональных и этических пережи­ваний. Естественное состояние — погоня за горизонтом, са­мое трудное — подчиниться рутине повседневности. Среди представителей первой квадры много новаторов, совершив­ших настоящие революции в различных областях челове­ческой деятельности (И. Павлов, 3. Фрейд, Н. Бор, А. Суво­ров, Петр I, К. Циолковский), но здесь же много прожекте­ров.

Вторая квадра — традиционалисты, стабилизирующее звено общества. Эта квадра всегда готова для действий в жестком мире, им присуща сила воли и чувство текущего времени. Сохранить достигнутое, не допустить хаоса, пере­дать традиции — таково назначение второй квадры. Предста­вители: Г. Жуков. И. Сталин, академик С. Королев. Ю- Гагарин, И. Гете, А. Вавилов.

Третья квадра — реформаторы. Если первой квадре принадлежит замысел, то третьей — его реализация, причем, реализация, как правило, выходит за рамки замысла. Это квадра бури и натиска, борьбы и активности. Представители:

Наполеон, Г. Цезарь, М. Горбачев, Е. Гайдар.

Четвертая квадра — стоики. Это квадра оптимистичных практиков, гармонии и дружелюбия. Идея космического по­рядка является жизненным основанием квадры. Отсюда и глобальность в охвате любой проблемы. Среди представите­лей — Л. Сенека, Р. Декарт, Т. Гексли, Ф. Достоевский.

Квадра оптимально решает те задачи, которые соответ­ствуют ее характеру и назначению. А ролевая структура внутри квадры определяется фазами решения творческих или практических задач. Причем, в отличие от искусственно формируемой группы, в квадре не может быть жесткого за­крепления ролей за определенными лицами и в тоже время не остается пустых мест и не бывает дублирования. Квадра может существовать долго, решая сложные задачи, при этом члены квадры не устают, достигают хороших результатов и стабильно держат их. Однако в этой комфортности скрыта опасность, что квадра будет работать как бы на самое себя, на воспроизводство чувства удовольствия, получаемого от общения. А это, как писал 3. Фрейд, «не содержит в себе ничего побуждающего к действию. Напротив, ощущения не­удовольствия обладают этим свойством в высокой степени. Они побуждают к улучшению, совершенствованию движения, и поэтому мы рассматриваем неудовольствие как повышение энергии, а удовольствие как понижение ее». Ограниченность квадры преодолевается в так называемых кольцах прогресса, о которых речь пойдет ниже.

8. Кольца прогресса

Полудуальные отношения.

По первому и четвертому каналам — это отношения до­полнения, но нет компенсации по второму и третьему кана­лам, поэтому, когда люди знакомятся, строят планы, догова­риваются о делах, все идет хорошо, но при реализации заду­манного они не могут эффективно помогать друг другу, т. к. у обоих есть одна и та же область, где оба не сильны и в ре­зультате может возникнуть взаимное разочарование. Хотя участвующие в этом взаимодействии люди могут испытывать прилив энергии, улучшение общего самочувствия, взаимный интерес.

Миражные отношения.

Сильные первые каналы одинаковы, поэтому сильная функция партнера не ценится («я и сам так могу»). А слабая функция, которая тоже одинакова, предстает особенно в не­приглядном свете. Но люди в этих отношениях взаимно оши­баются друг в друге, полагаясь на свои ошибочные представ­ления. Партнер кажется неискренним, а отношения фальши­выми. Деловые контакты из-за взаимного недоверия малоэффективны, взаимопомощь возможна в делах не слиш­ком серьезных.

Отношения полной противоположности.

По всем каналам есть совпадение функций, но они раз­ной векторности, там, где у одного функции экстравертированы у другого интровертированы, т.е. партнеры по коммуника­ции смотрят на одни и те же проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Никакая дискуссия не приводит к плодотворной работе: каж­дый стремится сделать именно так, как не хочет, да и не мо­жет его антипод. Причем противостояние оказывается столь сильным и затрагивает такие глубинные структуры личности, что подчинение, принятие позиции своего противоположника не достигается. Как правило, в этом случае всегда оказы­ваются «объективные» причины и дело не двигается с места.

Конфликтные отношения.

Необходимо, прежде всего, отметить, что определение от­ношений как конфликтные совсем не означает, что уча­ствующие в них люди только и делают, что конфликтуют, ру­гаются между собой. Следует подчеркнуть, что с точки зре­ния соционики нет плохих или хороших отношений — все они нужны и даже необходимы, но есть правильные или не­правильные дистанции. В конфликтных отношениях дистан­ция должна быть значительной, т.к. каждый из партнеров воздействует другому на третий канал — «точку наименьшего сопротивления» При выдерживании дистанции партнеры уважают друг друга, общение идет на уровне общих, отвле­ченных обсуждений, взаимно обогащающих друг друга.

Родственные отношения.

Особенность данного типа отношений заключается в том, что оба партнера в областях, определяемых самой сильной функцией, очень похоже воспринимают мир, т.к. сильные и слабые функции у них одинаковы. Там, где речь идет о дело­вой активности, эти отношения могут развиваться достаточно плодотворно. Тем более, если возникают трудности или опас­ность, угрожающая делу, самим участникам. Но лишь только трудности преодолены и нет необходимости во взаимопомо­щи, отношения приобретают характер полной независимости. Отношения супер-эго (соперничества).

Различные функции первого и второго каналов, поэтому и интересы совершенно различны. Но каждый понимает, что в партнере есть такие качества, которые он хотел бы развить у себя. Поэтому при дальнейшем общении могут уважать, це­нить друг друга. Отношения соревновательности, стремление превзойти соперника оказывают ускоряющее, интенсифици­рующее влияние на мышление и деятельность участвующих в нем индивидуумов. Однако если отношения долгое время осуществляются тет-а-тет, от соперничества накапливается усталость и происходит взаимное вытеснение.

Деловые отношения.

Партнеры хорошо понимают друг друга по второму твор­ческому каналу (т.к. функции, расположенные здесь, одина­ковы). Данные отношения эффективно действуют тогда, когда есть общее дело. Как только совместная работа закончена, партнеры спокойно расходятся, не делая попыток переклю­чить отношения на более короткую дистанцию. В тесных от­ношениях не заинтересован ни один из партнеров, более того они раздражают коммуникантов. Однако при возникновении ситуации, требующей продолжения совместного действия, они удивительно быстро находят друг друга и вновь включа­ются в работу. Причем один из них знает, что необходимо делать, а другой владеет методами и технологиями.

Отношения квази-тождества (мнимого тождест­ва)

В этих отношениях осуществляется взаимодействие по слабым функциям. Партнеров объединяет общность интере­сов, поскольку у них одинаковые сильные функции, хотя они и разной векторности. Но каждому кажется, что партнер уступает ему в чем-то существенном, хотя многое ему поче­му-то удается сделать лучше. Причина же в том, что нет прямых коммуникаций по сильным функциям. В результате партнеры могут обсуждать какие-то общие темы, но из труд­ного положения каждый выходит собственным путем. Кон­фликты в этих отношениях редки (не задеваются точки наи­меньшего сопротивления). В случае необходимости партнеры легко и без трений расстаются.

Рассмотренные выше отношения являются отношениями симметричными. Это значит, что партнеры обмениваются ин­формацией на равных уровнях, по принципу «как он ко мне, так и я к нему». Отношения социального заказа и отношения ревизии, которые будут рассмотрены ниже, представляют другую группу — асимметричных отношений, в которых об­ратная связь ослаблена, здесь действует принцип не обмена, а односторонней передачи информации. Асимметричные от­ношения удовлетворяют потребности общества как единого целого. Они способствуют зарождению социальных интересов и образуют коммуникативный механизм социального про­гресса.

Отношения социального заказа.

Отношения, как было сказано выше, имеют асимметрич­ную природу и являются направленными, векторными по своему характеру. Один из коммуникантов — заказчик, пе­редает информационный сигнал (заказ) со своей сильной творческой функции на слабую четвертую функцию партнера-приемника. Приемник принимает заказ, но реагирует на него точкой наименьшего сопротивления. Равноправных отноше­ний не возникает. Это отношения иерархичные. В них всегда есть начальник — заказчик и подчиненный — приемник. Все, что говорит и делает приемник, заказчику кажется не очень важным. А заказчик, напротив, воспринимается приемником как весьма значительная фигура, и его указания выполняют­ся безоговорочно. Эти отношения удобны для заказчика, но обременительны для приемника, который по возможности пытается отделиться от заказчика. Бывают ситуации, в кото­рых реальный начальник занимает в интертипных отношени­ях позицию приемника, тогда передача команд до подчинен­ного не доходит и не воспринимается им. При этом подчи­ненный, а по своей интертипной организации — заказчик по отношению к своему начальнику, воспринимает указания по­следнего как несуразные, нелепые, не идущие на пользу делу. Конструктивным выходом из этой ситуации может явиться предоставление полной самостоятельности подчиненному-заказчику в вопросах выбора форм и методов деятельности и сформулированных без конкретизации конечных целей. I

Отношения социального контроля (ревизора — ревизуемого).

Аналогично отношениям социального заказа данный тип отношений является асимметричным. Взаимодействие идет по следующим направлениям: ревизор сильной первой функцией давит на точку наименьшего сопротивления ревизуемого, а в ответ получает воздействие на вторую творческую функцию, по которой сам неуязвим. Это дает ему возможность приближаться к ревизуемому на любую удобную ему дистанцию, высказывая свое отношение ко всему, что делает или говорит его подконтрольный. Мало из того, что делает, мыслит или чувствует ревизуемый, может удовлетворить ревизора. Да и какой бы он был ревизор, если бы он стал хвалить того, кого контролирует. Ревизуемый же болезненно воспринимает кри­тику своего ревизора. Он ведь и так старается быть на высо­те. Но в присутствии ревизора он всегда напряжен. Напря­жение накапливается и может вылиться в конфликт. Ревизо­ру же причина конфликта непонятна. Он искренне считает, что критикует, указывает на ошибки и промахи подконтроль­ного для его же блага. Так же, как и при отношениях соци­ального заказа, каждый социотип — ревизор для кого-то, и одновременно для кого-то сам ревизуемый.

Первое кольцо прогресса: Дон Кихот, Дюма, Гамлет, Горький, Наполеон, Бальзак, Штирлиц, Достоевский.

Второе кольцо прогресса: Габен, Гексли, Лондон, Драй­зер, Жуков, Есенин, Робеспьер, Гюго.

В кольцах прогресса повышается интеллектуальная и де­ловая активность участников кооперации, создаются каче­ственно новые образцы в области науки, искусства, управле­ния — во всех сферах общественной деятельности-

В заключение отметим, что знание соционической харак­теристики типа и особенностей интертипных отношений по­зволяет судить о сильных и слабых сторонах человека данно­го типа, резервах и возможностях, способах сбора информа­ции и принятия решений, особенностях взаимодействия с окружающими.

9. Вывод

Зная соционический тип, можно прогно­зировать чужое поведение и поведение партнера по коммуникации, строить объективное суждение о том, как поведет себя тот или иной тип в служебной иерар­хии, как будет ставить задачи, каким образом будет при­нимать решения, как реагировать на нестандартные ситуации, как проявит себя в любви, в супружестве, в дружбе, в обучении, в преподавании. Возможности соционики многообразны и область применения неисчерпаема.

Руководствуясь соционическими исследованиями, возможно, не только правильно определить и смоделировать ре­акцию потребителей на рекламное сообщение, но и усилить или ослабить ее в зависимости от целей рекламодателя. Кро­ме того, легче подобрать персонал для выполнения работ в области рекламы так, чтобы он работал с наибольшим воз­можным эффектом.

































Список используемой литературы:

 

1. Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова «Рекламное дело», г. Москва, издательство «Экмос», 1999г.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты