Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте

Родители долго не прилагали усилий для исправления ситуации и на Комиссии был поставлен вопрос о лишении их родительских прав. Это стало переломной точкой в ра­боте с семьей. Ситуация стабилизи­ровалась. Комиссия сняла семью с контроля и дальнейшая работа осуществлялась социальным педагогом.

Екатерина В.Елена С. 02.07.1989 г.р

Екатерина злостно уклоняется от обучения, пропускает за­нятия в школе без уважительных причин. Так, с начала учебного года ею пропущено 64 урока, по предваритель­ным данным, девочка по итогам четверти будет иметь 3 двойки. В последнее время, она стала грубо и, агрессивной, нецензур­но выражается.

Мать, зная, что дочь не посещает занятия, мер по ее воз­вращению в школу не предпринимает. Меры педагогичес­кого воздействия положительного результата не дают.

Семья была обследована специалистами Центра соци­альных услуг для молодежи. Установлено, что в семье слож­ные взаимоотношения между родителями, которые разве­дены, но проживают вместе и часто конфликтуют, все это происходит на глазах у девочки. В связи с этим Екатерина за­мыкается в себе, старается чаще бывать вне дома. Отсут­ствие контроля со стороны матери способствует уклонению несовершеннолетней от обучения.

Мама и подросток прошли курс консультаций психоло­га. Девочка стала посещать клуб «Ровесник» г. Майкопа. В школе смогли организовать дополнительные за­нятия для ликвидации пробелов в знаниях Екатерины Хотя се­рьезных изменений во взаимоотношениях родителей не произошло, девочка стала чувствовать себя увереннее, вер­нулась в школу, удовлетворительно закончила учебный год, нормализовались ее отношения с классом.

Денис О.. злостно уклоняется от обучения, пропускает занятия в школе без уважительных причин. Так, в течение 1-й четверти им пропущено 78 уроков, в резуль­тате чего он не успевает по 4 предметам. В настоящее вре­мя пропуски уроков продолжаются.

Денис объясняет нежелание хо­дить в школу сложившейся конфликтной ситуацией в классе и с учителями.

В течение двух месяцев проводилась работа с классным руководителем, подростком, семьей. Был составлен график консультаций по предметам для ликвидации пробелов в зна­ниях. Денис посещал занятия, но с началом новой четвер­ти отказался вернуться в класс. В связи с этим подросток был устроен в СГПУ № 1, где условия обучения позволяли завершить обучение в 9-м классе, сочетая его с начальным профессиональным образованием. Денис при­ступил к занятиям, и ситуация стабилизировалась.

Александр В. Установлено, что  он. упот­ребляет наркотики с декабря 2004 г., Подросток находился под постоянным контролем инспектора ОППН, социального педагога. Именно социальный педагог помог маме устано­вить взаимоотношения с психологом, специалистами Город­ского  наркологического диспансера. В итоге Сергей прошел курс лечения от наркомании. Социальным педагогом мальчику были предложены вари­анты организации досуга в спортивных секциях.

Кирил­л Ф.,

Кирилл употребляет алкогольные напитки,  нео­прятный внешний вид.

В настоящее время других замечаний подросток не име­ет, по месту учебы характеризуется удовлетворительно.

Основную работу с подростком вел социальный педагог. Беседуя с мальчиком, она выяснила, что употреб­ление спиртного воспринимается им как основной способ организации свободного времени и взаимоотношений со сверстниками. Кириллу предложили прийти в школьный клуб старшеклассников, где он принял участие в организа­ции школьных мероприятий, нашел новых друзей, новую среду общения. Ситуация стабилизировалась.

Михаи­л Ч.

В семье сложилась критическая ситуация. Родители были предупреждены, что если ситуация не изменится, они бу­дут лишены родительских прав. Миша и Григорий посто­янно задерживались за попрошайничество, так как были постоянно голодны.

К работе с семьей подключили специалиста по социаль­ной работе Центра социальных услуг. Она организовала помощь одеждой через благотворительный фонд, регуляр­но посещала семью и проводила беседы с матерью, убеди­ла ее пройти консультацию психолога Центра и посетить вместе с Мишей врача-нарколога. Управление социальной защиты выделило материальную помощь в виде продук­тов.

В Городское управление образования было направлено представление с целью решения вопроса об определении возможностей обучения для подростков. Благодаря этому Женя и Гриша были устроены в школу-интернат, а для Миши был составлен план индивидуального обучения в школе по месту жительства.

Семья находилась под постоянным контролем инспек­тора ОППН и участкового инспектора милиции, благода­ря чему в доме все реже собирались пьющие компании. Совместно с социальным педагогом они помогли детям определиться с организацией летней занятости. Подрос­тки посещали детскую досуговую площадку по месту жи­тельства.

Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недо­работка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, при­готовились молча слушать, как их будут ру­гать. учить, как правильно жить. Но прозву­чали совсем неожиданные для семьи слова:

«Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своем доме?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству соци­ального педагога, школы и семьи.

Визит в семью повторяют че­рез несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллю­зий, что приход педагога с группой в одно­часье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь.

Связь с семьей, с кото­рой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или перио­дической.

Используя личностно-деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство сво­его жилья, ремонт квартиры за счет матери­альных затрат Центра семейного воспитания. Такая совместная деятельность способствует оздоровлению микроклимата в семье.

В нашей работе очень важны доверитель­ные партнерские отношения между социаль­ным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, вза­имоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

Планы социального педагога часто меня­ются в зависимости от каждодневных ситуа­тивных и сиюминутных проблем. Соци­альным педагогом проводится интенсивная работа по реабилитации и социальной адап­тации детей. Практика показывает, что индивидуальные еженедель­ные консультации помогают юношам и де­вушкам избавиться от стресса, разгружают их морально и психологически, устраняют при­чины негативного поведения.

Социальный педагог принимает подрост­ка как данность, независимо оттого, что он говорит, какие проступки совершал. Он про­сто обязан проявить заинтересованное отно­шение к подростку, в том числе и к асоциаль­ному, чтобы помочь ребенку открыться.

Практика показала, что нуждающе­гося в помощи ученика не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношени­ем. Только с позиции принятия подростка можно выразить свое отношение к его про­ступку, к общественно неодобряемым дейст­виям. На консультациях педагог помогает подростку разобраться в сложностях его жиз­ни.. Лучше всего давать такой совет, ко­торый стимулирует самостоятельный поиск оптимальных выходов из сложных ситуаций, без навязывания своего мнения, используя в общении такие обороты: «по-моему...», «а что, если...» и др.

Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал... Дети особенно восприимчивы к соци­альным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появле­ниями психологических комплексов, неадекват­ной самооценки, девиантного поведения, лич­ных драм и даже трагедий. Исходя из этого, нужно  готовить детей к этому периоду, чтобы он про­шел более щадяще, менее болезненно и для ре­бенка и для его окружения. С этой целью и был разработан данный спецкурс, который мы провели с детьми, занесеннми в банк данных, как трудно воспитуемые..

Название курса - «Основы позитивного мы­шления». Это связано с рядом причин и, в пер­вую очередь, с тем, что большинство современ­ных социологов и социальных психологов (К. А. Абульханова-Славская, Ю. М. Орлов, Д. Майерс, С. Московичи, А. Эллис, А. Бек и другие) утверждают, что мышление может но­сить адаптивный и малоадаптивный характер (подразумевая под мышлением содержание мыслей человека, его взгляды и убеждения, способ отношения к жизни и самому себе), что эмоции и поведение человека определяются прежде всего его мышлением, тем, что он дума­ет о ситуации, как ее оценивает.(5,67) Одну и ту же ситуацию можно трактовать адаптивным и не­адаптивным способом и, исходя из этого, испы­тывать соответствующие эмоции, чувства, строить свое поведение.

Какой же тип мышления, т.е. систему взгля­дов и убеждений человека, его способ отноше­ния к жизни, психологи считают адаптивным? Проблема социальной адаптации красной ни­тью проходит через большинство древних и со­временных философских и психологических источников (например, библейские тексты, уче­ние римских стоиков, теории А. Адлера В. Франкла, А. Маслоу. А. Эллиса. Н. Пезешкиана и других. Несмотря на различия этих ис­точников (стилевые, этнографические, хроно­логические и т.д.), у них есть много точек соприкосновения, и главная из них состоит в том. что путь успешной адаптации человека оп­ределяется ими через дисциплину разума (гово­ря современным научным языком - когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы и космо­са(10, 65).Опираясь на источники данного направле­ния выводится социоадаптивный тип мышления, который определяет как позитивное мышление, представляющее со­бой способ отношения человека к жизни, само­му себе на основе следующих компонентов: гу­манистического мировоззрения, мотивации роста, разумного, объективного взгляда на мир, реалистического оптимизма, безусловной люб­ви к себе, доброжелательности, терпимости, уважения себя и других, сотрудничества, само­стоятельности взглядов в сочетании с психоло­гической гибкостью, эстетического отношения к жизни, владения методами саморегуляции. Вслед за древними и современными психолога­ми и философами именно эти ка­чества считаются социоадаптивными и предлагает социальную технологию по их формированию у учащихся общеобразовательных школ на базе спецкурса «Основы позитивного мышления». Он основан на методах рациональной терапии в сочетании с использованием выразительных возможностей музыки. Направление рацио­нальной терапии строится на убеждении и пе­реубеждении человека, формировании у него более здоровых взглядов на жизнь, адекватных действительности. А искусство, особенно му­зыка, способствует не только рациональному, но и эмоциональному постижению школьника­ми нравственных истин, психологических за­кономерностей. Центральным методом ис­пользуемой социальной технологии служит этико-психологическая беседа в сочетании с выразительными возможностями музыки и других видов искусства. (Данная социальная технология использует и другие методы, напри­мер моделирование ролевых ситуаций, социодраму, элементы социально-психологического тренинга и т.д.). Предложенный в спецкурсе, разработанном на основе данной социальной технологии, порядок следования тем имеет оп­ределенную логику  тем, характеризующих некоторые социально значимые качества, к те­мам, освещающим межличностные взаимо­действия. наиболее благоприятные для соци­альной адаптации модели общения, и постепенный выход на освоение высоких ду­ховных ценностей, таких как любовь и дружба. Затем следует закрепление всего пройденного на новом уровне. Данный предмет рассчитан на 31 занятие по 45 мин в неделю. При этом желательно дополнительное прослушивание на внеклассных уроках по 30-45 мин в неде­лю музыкального репертуара, использованно­го на занятиях, и проведение внеклассных ме­роприятий в форме сюжетно-ролевых игр с элементами социодрамы.

Ниже представлен план основных и темати­ческих блоков спецкурса, план-конспект одного из занятий и несколько творческих заданий.

План тематических блоков

Блок 1. Оптимизм как характеристика пози­тивного мышления.

Блок II. Позитивное мышление о способах взаимодействия с людьми, имеющими пробле­мы в общении.

Блок III. Любовь в ее различных проявле­ниях как характеристика позитивного мышле­ния.

Блок IV. Правила позитивного мышления.

План-конспект занятия по теме «Любовь к Родине»

Цель занятия - вывести детей на освоение социальных ценностей через понятие «любовь и уважение к своей Родине» (позиция о целесо­образности жизни на своей Родине, о возмож­ности быть счастливым и в стране с экономиче­ским кризисом - все зависит от человека, от его подхода к жизни).

Алгоритм процедур и операций:

1. Прослушивание Полонеза ля минор М. Огиньского.

2. Вопрос детям: «Почему этот полонез на­зывается «Прощание с Родиной»?

3. Ответы детей.

4. Пояснение преподавателя, что М. Огинский был вынужден бежать из Польши после разгрома восстания поляков против России. сделавшей Польшу своей колонией. Все годы эмиграции его преследовала ностальгия. Тогда он и написал этот полонез.

5. Вопрос учителя детям: «Что такое нос­тальгия»?

6. Ответы детей.

7. Слово учителя. Следует акцентировать внимание на том, что большинство людей, уехав­ших на чужбину, страдают от разлуки с Роди­ной, как бы богато они ни жили на чужбине. Ностальгия - очень серьезное переживание и надо помнить об этом. когда собираешься пере­ехать жить за границу: а не сделаешь ли хуже себе? Ведь каждый человек «корнями» связан со своей страной. И растение, вырванное с кор­нем из земли, не всегда приживается на другой почве. Так и человек. Поэтому, например, рус­ские эмигранты (и прошлых эпох. и нынешних) страдают ностальгией, вспоминают русский снег, русские березки, часто смотрят русские фильмы, слушают русскую музыку, например. песню «Вечерний звон».

8. Прослушивание песни «Вечерний звон» в записи. Одновременно с помощью диапроекто­ра или эпипроектора демонстрируется репро­дукция картины И. Левитана «Вечерний звон».

9. Вопрос детям: «Как бы вы охарактеризо­вали двух разных людей по их высказываниям?»

Первое высказывание: «Родина везде, где хорошо платят».

Второе: «Хоть та земля теплей, а родина ми­лей». (Фрагмент из песни Э. Колмановского и И. Шаферана «Журавленок».)

10. Ответы детей.

11. Слово учителя о том, что деньги не заме­нят Родины. Переход к мысли, какие добрые и мужественные люди были и есть в нашей стра­не (примеры из исторического прошлого Рос­сии, настоящего времени). При всех трудностях современной жизни надо не страдать, а помо­гать себе (а тем самым и своей стране) своей ак­тивностью, стремлением сделать свою жизнь лучше, но не за счет других. Можно стать обес­печенным человеком, не будучи при этом подле­цом, и помогать другим. Можно быть счастли­вым и в своей стране при всех ее трудностях -всё зависит от человека, от его подхода к жизни.

12. Прослушивание хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),

Примеры творческих заданий из различ­ных занятий

1. Прослушивание украинской песни «Бы­вайте здоровы» (в транскрипции телепередачи «Старые песни о главном - 1»). Перед прослу­шиванием вопрос детям: «Эту песню сочинил оптимист или пессимист? Почему?»

2. Прослушивание темы Шерлока Холмса из увертюры к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Перед прослушиванием за­дается вопрос: «Что это за персонаж?» После то­го, как дети его узнали, прочесть им литератур­ный фрагмент любого рассказа о Шерлоке Холмсе, который характеризует социоадаптивный стиль общения великого сыщика (например. из рассказа «Пестрая лента» - момент посеще­ния Шерлока Холмса отчимом сестер Стоунер). Перед прослушиванием ставится вопрос: «Поче­му Шерлок Холмс так реагировал на оскорбле­ния, ведь его оскорбляли незаслуженно?»

3. Рассказ педагога о старинной игре участ­ники которой должны были рассердить друг друга. Кто раньше рассердится, тот и считается проигравшим. Вопрос детям: «С какой целью проводилась эта игра?»

4. Прослушивание двух музыкальных фрагментов, отражающих различные модели отношений (например, дуэта Кота и Пирата из мультмюзикла Г. Гладкова «Голубой щенок» и «Песни о дружбе» из кинофильма «Гардема­рины, вперед!», композитор В.Лебедев). Во­прос детям: «Какой вид дружбы вы выбираете и почему?»

5. На основе вальса из балета «Золушка» С. Прокофьева или песни «Добрый жук»

А. Спадавеккиа из кинофильма «Золушка» проводится беседа по следующим направле­ниям: только ли за хрустальные башмачки и роскошное платье принц полюбил Золушку? А если б она была сплетницей, драчуньей, скандалисткой и т.д.?

В завершение всего курса педагог раздает каждому ребенку памятку. Предлагаем ее текст:

Памятка .

1. Помни, что в мире есть не только лужи, но и солнце (хорошее в жизни). В плохие минуты вспоми­най о солнце (о хорошем в мире).

2. Если придет неприятность или несчастье, по­мни, что со временем душевная боль пройдет (это за­кон психологии). Говори себе «Все пройдет» и пере­ключайся на какое-нибудь дело, не «зацикливайся» на страданиях.

3. Помни, что твои главные враги - отрицатель­ные эмоции — злость и уныние. Всю жизнь гони их от себя: юмором, мужеством, позитивным мышлением.

4. Выбери себе в друзья оптимизм, умей радовать­ся мелочам. Помни, что человек может стать счастли­вым независимо от внешних обстоятельств, если вы­берет оптимизм и будет прогонять злость и уныние.

5. Помни, что у всех людей (и у тебя тоже) есть недостатки. Всегда понимай это и не злись.

6. Помни, что каждый человек имеет право на любую внешность (полнота, худощавость, рост. нос. уши и т.д.) и на застенчивость тоже.

7. Помни, что лентяи редко достигают успеха в жизни.

8. Помни, что человек может быть счастлив в лю­бом возрасте (и в старости тоже). Все зависит от не­го самого.

9. Помни, что человек (и ты тоже) - важная и не­обходимая часть мира (независимо от профессии). Гордись тем. что ты - человек, и помни, что в каждом от природы есть сила, помогающая преодолеть лю­бые трудности.

10. Помни, что всегда найдутся люди, которые желают тебе добра.

Будь счастлив. Ты это сможешь, если захочешь.

Твой преподаватель по основам позитивного мы­шления.

(Подпись.)

Эта памятка является кратким резюме ос­новных положений спецкурса.В заключение необходимо отметить следующее:

1. Данный спецкурс не выдвигает нереаль­ную цель - сформировать идеального ребенка. обладающего всем комплексом качеств пози­тивного мышления. Цель в ином - побудить ре­бенка к постоянному развитию у себя этих ка­честв через осознание их необходимости и целесообразности для его жизни.

2. При проведении спецкурса необходимо учитывать наличие в каждом классе детей груп­пы риска, требующих специальной коррекционной работы в психологических или реабили­тационных центрах. Однако апробация данной социальной технологии показала ее результа­тивность для большинства учащихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты