Социально-психологическое содержание коммуникативных установок в межличностном общении

Наиболее цитируемой и признаваемой в области прогнозирования поведения является разработанная М. Фишбейном и И. Айзеном теория обоснованных действий, которая строится на принципе, предполающем, что люди в своих действиях основываются на представлениях и приемлемой информации, а не на логическом обосновании. Теория устанавливает, что поведенческие интенции к осуществлению определенного рода поведения представляют функцию двух факторов: собственных установок личности в отношении поведения и субъективной нормы, связанной с представлениями других людей о том как она должна поступать в подобного рода ситуациях. Каждый из этих факторов высчитывается по модели ценности ожиданий, предполагающей объединение ряда характерных представлений об осознаваемой вероятности, составляемых в оценочных выражениях.

Аттитюды индивида в отношении поведения объединяют поведенческие представления, каждое из которых составляются из личностных оценок возможных последствий. Аттитюд представляет собой сумму такого рода соединений.

Наиболее близкой к представленной выше модели теории обоснованных действий Айзен и Фишбейн, правда с оригинальными дополнениями, является модель Х. Триандиса. В качестве дополнения Триандис, соглашаясь со значимостью интенций для предсказания поведения, добавляет еще два фактора: привычки и способствующие условия. Во многих ситуациях человек полагается скорее на привычные способы поведения, нежели на рациональные решения. (В.А. Янчук. Введение в современную социальную психологию. 2005. с.466).

Наиболее значимые последствия удовлетворенности трудом и приверженности организации в организационной психологии рассматриваются с точки зрения изучения установок. Удовлетворенность трудом – аффективная реакция на труд, возникающая у человека при сравнении актуальных результатов своей деятельности с желаемыми. Рост вовлеченности работника в деятельность, богатство ее содержания, постановка трудных и специфических целей, уважение к чувству собственного достоинства сотрудников и т.д. приводит к положительным результатам, включая повышение уровня удовлетворенности трудом.


ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ


В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ межличностного общения и коммуникативных установок, мы ставили перед собой цель выявить уровень поликоммуникативной эмпатии.

Мы выбрали данную тему для нашего исследования, так как считаем ее актуальной для наших дней и интересной для читателей, ведь мы каждый день сталкиваемся при общении с людьми с проблемой принятия другого человека таким какой он есть, с умением или нет общаться с людьми позитивно.

В исследовании приняли участие 30 студентов - учащиеся Волгоградского Государственного Университета.


2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ


Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии - опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и малознакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 8 вариантов ответов: «не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда». Испытуемые должны отвечать, долго не раздумывая. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

Обработка данных получается с помощью статистической программы для социальных исследований SPSS методом частотного анализа и кросс-табуляции.

2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДЫ


Обработка результатов начиналась нами с определения достоверности данных. Для этого мы подсчитали, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника. После чего недостоверные результаты мы отобрали от остальных и не стали обрабатывать их.

 Нами было выявлено пять уровней эмпатии: 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У таких людей болезненно развито сопереживание. Взрослые и дети охотно доверяют им свои тайны и идут за советом. 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Такие люди чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, эмоционально отзывчивы, общительны, постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. 37 до 62 – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но чаще держут их под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. 12 до 36 – низкий уровень эмпатийности. Такие люди испытывают затруднения в установлении контактов, неуютно чувствуют себя в шумной компании. 11 баллов и менее – очень низкий. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Люди затрудняются первым начать разговор. В межличностных отношениях нередко оказываются в неуклюжем состоянии.

Обработка данных получается с помощью статистической программы для социальных исследований SPSS методом частотного анализа и кросс-табуляции.


Кросс-табуляция.


 

 

РОДИТЕЛ

 

 

Total

 

 

 

высокий

средний

низкий

 

ПОЛ

муж

Count

 

14

1

15

 

 

% of Total

 

46,7%

3,3%

50,0%

 

жен

Count

1

13

1

15

 

 

% of Total

3,3%

43,3%

3,3%

50,0%

Total

 

Count

1

27

2

30

 

 

% of Total

3,3%

90,0%

6,7%

100,0%



По таблице мы видим, что по отношению к родителям эмпатия у испытуемых среднего уровня.



 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

Total

 

 

 

средний

низкий

 

ПОЛ

муж

Count

13

2

15

 

 

% of Total

43,3%

6,7%

50,0%

 

жен

Count

12

3

15

 

 

% of Total

40,0%

10,0%

50,0%

Total

 

Count

25

5

30

 

 

% of Total

83,3%

16,7%

100,0%



 

 

 

ПОЖИЛЫЕ

 

Total

 

 

 

сред

очень низ

 

ПОЛ

муж

Count

14

1

15

 

 

% of Total

46,7%

3,3%

50,0%

 

жен

Count

12

3

15

 

 

% of Total

40,0%

10,0%

50,0%

Total

 

Count

26

4

30

 

 

% of Total

86,7%

13,3%

100,0%



 

 

ДЕТИ

 

Total

 

 

 

сред

низ

 

ПОЛ

муж

Count

14

1

15

 

 

% of Total

46,7%

3,3%

50,0%

 

жен

Count

15

 

15

 

 

% of Total

50,0%

 

50,0%

Total

 

Count

29

1

30

 

 

% of Total

96,7%

3,3%

100,0%




 

 

ГЕРОИ

 

Total

 

 

 

сред

низ

 

ПОЛ

муж

Count

14

1

15

 

 

% of Total

46,7%

3,3%

50,0%

 

жен

Count

14

1

15

 

 

% of Total

46,7%

3,3%

50,0%

Total

 

Count

28

2

30

 

 

% of Total

93,3%

6,7%

100,0%




 

 

НЕЗНАКОМ

 

 

Total

 

 

 

выс

сред

низ

 

ПОЛ

муж

Count

 

10

5

15

 

 

% of Total

 

33,3%

16,7%

50,0%

 

жен

Count

3

11

1

15

 

 

% of Total

10,0%

36,7%

3,3%

50,0%

Total

 

Count

3

21

6

30

 

 

% of Total

10,0%

70,0%

20,0%

100,0%



В результате исследования мы получили следующие данные: 90% испытуемых проявляют средний уровень эмпатии к родителям, 83,3% - средний уровень к животным, 86,7% - средний уровень к пожилым людям, 96,7% проявляют средний уровень эмпатии по отношению к детям, 93,3 – средний уровень эмпатии к героям художественных произведений и только 70% - средний уровень по отношению к незнакомым людям.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей. Общение – механизм развития человеческих отношений, форма существования этих отношений и способ существования важных аспектов психического мира отдельного человека. Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. Функции общения в качестве фактора личности чрезмерно многообразны. Общение является глубочайшей потребностью личности, условием и средством ее удовлетворения.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками.

Говоря вообще об общении и коммуникации, мы вспоминаем о коммуникативных установках. Эти установки либо помогают нам, если они хорошо развиты, либо затрудняют наше общение. Зная о них нам проще будет развить эти навыки – принятие других, такими, какие они есть, социальная компетентность, коммуникативные толерантность и эмпатия и многое другое.

Я думаю, что сейчас в наше время коммуникативные установки играют большую роль, так как очень много специальностей связанных с коммуникацией. Например, продавец-консультант очень распространенная должность, где из «правильно направленного продуктивного общения» складывается его заработанная плата.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.  Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.

2.  Агеев В.С. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии. 1980.

3.  Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.

4.  Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

5.  Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. М. 1981.

6.  Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.

7.  Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллин, 1998.

8.  Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001.

9.  Берн Эрик Психология человеческих взаимоотношений. – Екатеринбург, 2001.

10.           Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2001.

11.           Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.

12.           Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.

13.           Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983.

14.           Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968.

15.           Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

16.           Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л., 1990.

17.           Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1979.

18.           Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.

19.           Дубов И.Г. Психология больших групп: социально-психологические феномены. – М., 2004.

20.           Каган М.С. Мир общения. – М., 1988.

21.           Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

22.           Крижанская Ю.С. Грамматика общения. – Л., 1990.

23.           Кроник А.А. Психология человеческих отношений. – М., 1998.

24.           Курочкина Л.Я. Общество. Культура. Человек. - Воронеж. 1993.

25.           Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.

26.           Майерс Дэвид. Социальная психология. – Санкт-Петербург, 1997.

27.           Парыгин Б.Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.

28.           Сборник научных трудов/И.А.Стернин, О.А.Леонтович. Под редакцией Л.И.Гришаевой. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Воронеж, 2002.

29.           Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. – М., 2004.

30.           Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Минск, 2005.

 .ru


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты