Наиболее цитируемой и признаваемой в области прогнозирования поведения является разработанная М. Фишбейном и И. Айзеном теория обоснованных действий, которая строится на принципе, предполающем, что люди в своих действиях основываются на представлениях и приемлемой информации, а не на логическом обосновании. Теория устанавливает, что поведенческие интенции к осуществлению определенного рода поведения представляют функцию двух факторов: собственных установок личности в отношении поведения и субъективной нормы, связанной с представлениями других людей о том как она должна поступать в подобного рода ситуациях. Каждый из этих факторов высчитывается по модели ценности ожиданий, предполагающей объединение ряда характерных представлений об осознаваемой вероятности, составляемых в оценочных выражениях.
Аттитюды индивида в отношении поведения объединяют поведенческие представления, каждое из которых составляются из личностных оценок возможных последствий. Аттитюд представляет собой сумму такого рода соединений.
Наиболее близкой к представленной выше модели теории обоснованных действий Айзен и Фишбейн, правда с оригинальными дополнениями, является модель Х. Триандиса. В качестве дополнения Триандис, соглашаясь со значимостью интенций для предсказания поведения, добавляет еще два фактора: привычки и способствующие условия. Во многих ситуациях человек полагается скорее на привычные способы поведения, нежели на рациональные решения. (В.А. Янчук. Введение в современную социальную психологию. 2005. с.466).
Наиболее значимые последствия удовлетворенности трудом и приверженности организации в организационной психологии рассматриваются с точки зрения изучения установок. Удовлетворенность трудом – аффективная реакция на труд, возникающая у человека при сравнении актуальных результатов своей деятельности с желаемыми. Рост вовлеченности работника в деятельность, богатство ее содержания, постановка трудных и специфических целей, уважение к чувству собственного достоинства сотрудников и т.д. приводит к положительным результатам, включая повышение уровня удовлетворенности трудом.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ
В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ межличностного общения и коммуникативных установок, мы ставили перед собой цель выявить уровень поликоммуникативной эмпатии.
Мы выбрали данную тему для нашего исследования, так как считаем ее актуальной для наших дней и интересной для читателей, ведь мы каждый день сталкиваемся при общении с людьми с проблемой принятия другого человека таким какой он есть, с умением или нет общаться с людьми позитивно.
В исследовании приняли участие 30 студентов - учащиеся Волгоградского Государственного Университета.
2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ
Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии - опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и малознакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 8 вариантов ответов: «не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда». Испытуемые должны отвечать, долго не раздумывая. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.
Обработка данных получается с помощью статистической программы для социальных исследований SPSS методом частотного анализа и кросс-табуляции.
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ВЫВОДЫ
Обработка результатов начиналась нами с определения достоверности данных. Для этого мы подсчитали, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника. После чего недостоверные результаты мы отобрали от остальных и не стали обрабатывать их.
Нами было выявлено пять уровней эмпатии: 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У таких людей болезненно развито сопереживание. Взрослые и дети охотно доверяют им свои тайны и идут за советом. 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Такие люди чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, эмоционально отзывчивы, общительны, постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. 37 до 62 – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но чаще держут их под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. 12 до 36 – низкий уровень эмпатийности. Такие люди испытывают затруднения в установлении контактов, неуютно чувствуют себя в шумной компании. 11 баллов и менее – очень низкий. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Люди затрудняются первым начать разговор. В межличностных отношениях нередко оказываются в неуклюжем состоянии.
Обработка данных получается с помощью статистической программы для социальных исследований SPSS методом частотного анализа и кросс-табуляции.
Кросс-табуляция.
|
|
|
РОДИТЕЛ |
|
|
Total |
|
|
|
высокий |
средний |
низкий |
|
ПОЛ |
муж |
Count |
|
14 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
|
46,7% |
3,3% |
50,0% |
|
жен |
Count |
1 |
13 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
3,3% |
43,3% |
3,3% |
50,0% |
Total |
|
Count |
1 |
27 |
2 |
30 |
|
|
% of Total |
3,3% |
90,0% |
6,7% |
100,0% |
По таблице мы видим, что по отношению к родителям эмпатия у испытуемых среднего уровня.
|
|
|
ЖИВОТНЫЕ |
|
Total |
|
|
|
средний |
низкий |
|
ПОЛ |
муж |
Count |
13 |
2 |
15 |
|
|
% of Total |
43,3% |
6,7% |
50,0% |
|
жен |
Count |
12 |
3 |
15 |
|
|
% of Total |
40,0% |
10,0% |
50,0% |
Total |
|
Count |
25 |
5 |
30 |
|
|
% of Total |
83,3% |
16,7% |
100,0% |
|
|
|
ПОЖИЛЫЕ |
|
Total |
|
|
|
сред |
очень низ |
|
ПОЛ |
муж |
Count |
14 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
46,7% |
3,3% |
50,0% |
|
жен |
Count |
12 |
3 |
15 |
|
|
% of Total |
40,0% |
10,0% |
50,0% |
Total |
|
Count |
26 |
4 |
30 |
|
|
% of Total |
86,7% |
13,3% |
100,0% |
|
|
|
ДЕТИ |
|
Total |
|
|
|
сред |
низ |
|
ПОЛ |
муж |
Count |
14 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
46,7% |
3,3% |
50,0% |
|
жен |
Count |
15 |
|
15 |
|
|
% of Total |
50,0% |
|
50,0% |
Total |
|
Count |
29 |
1 |
30 |
|
|
% of Total |
96,7% |
3,3% |
100,0% |
|
|
|
ГЕРОИ |
|
Total |
|
|
|
сред |
низ |
|
ПОЛ |
муж |
Count |
14 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
46,7% |
3,3% |
50,0% |
|
жен |
Count |
14 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
46,7% |
3,3% |
50,0% |
Total |
|
Count |
28 |
2 |
30 |
|
|
% of Total |
93,3% |
6,7% |
100,0% |
|
|
|
НЕЗНАКОМ |
|
|
Total |
|
|
|
выс |
сред |
низ |
|
ПОЛ |
муж |
Count |
|
10 |
5 |
15 |
|
|
% of Total |
|
33,3% |
16,7% |
50,0% |
|
жен |
Count |
3 |
11 |
1 |
15 |
|
|
% of Total |
10,0% |
36,7% |
3,3% |
50,0% |
Total |
|
Count |
3 |
21 |
6 |
30 |
|
|
% of Total |
10,0% |
70,0% |
20,0% |
100,0% |
В результате исследования мы получили следующие данные: 90% испытуемых проявляют средний уровень эмпатии к родителям, 83,3% - средний уровень к животным, 86,7% - средний уровень к пожилым людям, 96,7% проявляют средний уровень эмпатии по отношению к детям, 93,3 – средний уровень эмпатии к героям художественных произведений и только 70% - средний уровень по отношению к незнакомым людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – чрезвычайно важная характеристика мира людей. Общение – механизм развития человеческих отношений, форма существования этих отношений и способ существования важных аспектов психического мира отдельного человека. Общение – это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами человеческих отношений. Функции общения в качестве фактора личности чрезмерно многообразны. Общение является глубочайшей потребностью личности, условием и средством ее удовлетворения.
Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками.
Говоря вообще об общении и коммуникации, мы вспоминаем о коммуникативных установках. Эти установки либо помогают нам, если они хорошо развиты, либо затрудняют наше общение. Зная о них нам проще будет развить эти навыки – принятие других, такими, какие они есть, социальная компетентность, коммуникативные толерантность и эмпатия и многое другое.
Я думаю, что сейчас в наше время коммуникативные установки играют большую роль, так как очень много специальностей связанных с коммуникацией. Например, продавец-консультант очень распространенная должность, где из «правильно направленного продуктивного общения» складывается его заработанная плата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
2. Агеев В.С. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии. 1980.
3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М., 1983.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1980.
5. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. М. 1981.
6. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 1989.
7. Батаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. – Таллин, 1998.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001.
9. Берн Эрик Психология человеческих взаимоотношений. – Екатеринбург, 2001.
10. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2001.
11. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978.
12. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
13. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М., 1983.
14. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968.
15. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
16. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л., 1990.
17. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1979.
18. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
19. Дубов И.Г. Психология больших групп: социально-психологические феномены. – М., 2004.
20. Каган М.С. Мир общения. – М., 1988.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.
22. Крижанская Ю.С. Грамматика общения. – Л., 1990.
23. Кроник А.А. Психология человеческих отношений. – М., 1998.
24. Курочкина Л.Я. Общество. Культура. Человек. - Воронеж. 1993.
25. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1999.
26. Майерс Дэвид. Социальная психология. – Санкт-Петербург, 1997.
27. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.
28. Сборник научных трудов/И.А.Стернин, О.А.Леонтович. Под редакцией Л.И.Гришаевой. Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности. Воронеж, 2002.
29. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию. – М., 2004.
30. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. – Минск, 2005.
.ru
Страницы: 1, 2