Социально-психологическая адаптация к браку. Доминирующая гиперпротекция

Первоначальное впечатление о человеке возникает на основании внешних данных. Партнеры всматриваются в лица друг друга, стараются предугадать поступки. «На основе внеш­ней стороны поведения мы как бы читаем другого человека, расшифровываем значение его внешних данных» (с. Л. Рубин­штейн). И вот здесь возникает интересное явление. Верность, точность «прочтения» другого человека во многом зависят и от богатства собственных представлений. Получается своеобраз­ное отражение в другом человеке того, что есть на самом деле в себе.

Значит, мы сами себя можем оценить и представить себе, какие мы есть на самом деле, только в оценках окружающих себя людей, и в то же время наша оценка станет для кого-то основой самооценки.

Социальная психология пытается выявить закономер­ности человеческого общения, найти пути улучшения их за счет изучения самого человека. Исследователи человечес­кого поведения установили, что даже простое присутствие другого человека рядом существенно изменяет поведение. Это явление достаточно распространенное и называется социальной фасилитацией.

Чаще всего, вступая в общение с другим человеком, мы преследуем определенную цель - мы хотим понравиться ему, или хотим сделать его своим единомышленником, добиться признания своих достоинств, в конце концов, приучить к себе, приручить. Стараясь обратить в свою веру, мы используем все средства, чтобы вызвать в нем ответное чувство. Мы убежда­ем, магнетизируя взглядом, мы умоляем, создавая эмоциона­льный фон в разговоре, мы доказываем - и в ход пускается мимика, жестикуляция. Когда мы, таким образом, завоевываем собеседника, тут все имеет значение: и взгляд, и выражение лица, и тембр голоса, и «контакт глаз».  .

Но нам также хочется узнать, как воспринимает нас дру­гой человек, вызываем ли мы, в свою очередь, симпатию или антипатию, т. е., иными словами, как к нам относится чело­век - хорошо или плохо. Осознание того, как нас восприни­мает партнер по общению, зависит от умения поставить себя на место другого человека, что немаловажно на этапе фор­мирования брачной пары. А умение не только поставить себя на место другого, но и вжиться в его состояние, прочувство­вать его положение, воспринять ход его мыслей, является важным уже для развития адаптации в брачно-семейных от­ношениях.

В работах по социальной перцепции отмечается факт зна­чительных изменений особенностей межличностного вос­приятия молодыми супругами на протяжении адаптационно­го периода, который продолжается 1,5-2 года. Выбор буду­щего супруга определяется действием ряда факторов, среди которых отметим, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ, которого име­ется у каждого. В его создании участвуют опыт, литературные и киногерои, социальные стереотипы и идеал референтной группы. Идеальный образ регулирует отношения в супружес­кой паре 0,5-1,5 года. Затем напряженность эмоционального подъема снижается, отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр, сопоставляются с начальным обра­зом. Трагическим исходом такой идеализации, особенно для молодых пар, может стать так называемое прозрение. Обычно это звучит банально и, к сожалению, типично: «я его раскуси­ла», «теперь-то понял я ее», «меня обманули»...

В этой ситуации во избежание раскола семьи большое зна­чение имеет то, какую линию поведения выберут супруги: бу­дут ли они по-прежнему ориентироваться на несуществую­щий образ, стремиться «подогнать» под него своего партнера или же, напротив, начнут корректировать не партнера, а свой образ его, приближаясь тем самым к действительности. Адек­ватность представления о партнере по брачному союзу обес­печивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации це­лей адаптации в семье.

Особого рассмотрения требует вопрос о критериях адап­тированности супругов. В психологической литературе не встречается указаний на объективные и субъективные показатели адаптирован­ности. В качестве критерия  адаптированности можно ис­пользовать интегральный показатель, состоящий из дли­тельности брачного стажа (объективный показатель) в со­четании с уровнем удовлетворенности супружескими отношениями (субъективный показатель). Удовлетворенность брачно-семейными отношениями отражает резуль­тативность всех процессов, происходящих в семье, в том числе и адаптационных. Следовательно, высокая оценка супружества может рассматриваться как показатель того, что в семье решены задачи адаптационного периода: фор­мирование структуры семьи, распределение Функций (или ролей) между мужем и женой, выработке общих семейных ценностей на том уровне, который удовлетворяет данную супружескую пару.

Таким образом, брачно-семейную адаптацию необходи­мo рассматривать как сложный, целостный многоуровневый процесс длительного взаимного приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, порождающий высокую оценку супружества и удовлетворенность семейной жизнью. В содержательном плане этот процесс представляет собой единство следующих компонентов: приспособление к брач­ному партнеру и приспособление к семейной жизни, вклю­чающее в себя адаптацию к бытовым и психологическим ро­лям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном  союзе.


Типы адаптированности личности к браку.


Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает  возможность выделить определенные типы личностей:

1)                Высокоадаптированные;

2)                Среднеадаптированные;

3)                Низкоадаптированные;

4)                Дезадаптированные.

Высокоадаптированные индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О таких людях можно сказать, что они «прирожденные психологи», поскольку хорошо понимают психическое состояние других людей. У них высокая способность к самопознанию. Они весьма самокритичны, хотя это и не выливается в самобичевание, и имеют высокое чувство собственного достоинства. Они, как правило, дружелюбно и радушно относятся к другим людям, отличаются высоким уровнем нравственного развития.

К любым обязанностям относятся с достаточной ответственностью, в подавляющем большинстве имеют хорошее психическое здоровье. Психиатры всех школ и направлений, без сомнения, таких индивидов относят к «норме», хотя понятие «норма» само по себе весьма расплывчато. Высокоадаптированные индивиды составляют достаточно большую группу людей. Они являются «ядром» стабильных и удачных браков, ибо лучше других приспособлены к брачной и семейной жизни. У таких индивидов гармонично сочетаются аллоцентрический, социоцентрический, альтруистический и эгоцентрический типы поведения. Поэтому имеется их адекватный выбор в соответствии с обстоятельствами.

Среднеадаптированные индивиды характеризуются неравномерным развитием общих адаптационных способностей. Например, хорошие задатки к общению и эмоциональным контактам могут сочетаться с неразвитой способностью контролировать свои чувства и эмоции.

Относить тех или иных индивидов к средне-адаптированным мы можем, только исходя из анализа данных психиатрии и медицинской психологии. В современной психиатрии такие личности называют акцентуированными. Советский психиатр А. Е. Личко полагает, что правильнее и точнее говорить об акцентуации характера, представляющей «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Заметим, что как А. Е. Личко, так и К. Леонгард единодушны в том, что акцентуированные личности не являются патологическими.

По мнению А. Е. Личко, при акцентуациях некоторые психические нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в трудных ситуациях.

«Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности».

Естественно, что различные типы личностей будут испытывать особые затруднения в межличностных отношениях, а их акцентуированные черты могут быть источником значительных трудностей для установления нормальных супружеских взаимоотношений. Насколько часто встречаются лица с теми или иными акцентуированными чертами? К. Леонгард по этому вопросу пишет следующее: «...население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».

Таким образом, можно полагать, что акцентуированные личности — довольно распространенный тип, и мы их относим к среднеадаптированным личностям.

Низкоадаптированные личности — это определенная группа людей, охватывающая совершенно разные контингента лиц, страдающих алкоголизмом, различными нервно-психическими расстройствами (истерия, невроз навязчивых состояний, различные устойчивые страхи, различные виды депрессий, сильно выраженные случаи истощения нервной системы, психастении, эпилепсии и др.), наркоманов. К низкоадаптированным личностям можно отнести и лиц со слабой и средней умственной отсталостью.

Какую же часть населения составляют низкоадаптированные личности? Если взять данные Всемирной организации здравоохранения для промышленно развитых стран, касающиеся распространенности алкоголизма, наркомании, неврозов, легкой и средней степени умственной отсталости, то получим цифру в пределах 12—22% .

Дезадаптированные личности — это группа лиц с прогрессирующими формами шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, с тяжелыми мозговыми травмами, с тяжелыми формами умственной отсталости и т. д. Вследствие разных определений и различий в статистической отчетности, разных критериев, применяемых психиатрами разнообразных школ и направлений, эти показатели сильно варьируют и составляют от 1 до 5% населения для промышленно развитых стран. Как правило, эти лица находятся под опекой государства или отдельных граждан, они часто лишены юридической дееспособности. Поэтому в эту группу нельзя включать лиц с асоциальным поведением, а также с рецидивной преступностью, которых правомерно считать низкоадаптированными личностями.

Итак, мы имеем четыре интегральные группы по степени и уровню адаптации к межличностному взаимодействию, сотрудничеству, общению:

 1) Высокоадаптированные личности (ВЛ),

2) средне-адаптированные личности (СЛ),

3) Низкоадаптированные личности (НЛ) и

          4) Дезадаптированные личности (ДЛ). Так как брачная пара — это диада, то всевозможные случаи можно объединить в следующие комбинации типов по уровню адаптации.

1. ВЛ + ВЛ      6. СЛ + НЛ

2. ВЛ + СЛ      7. СЛ+ДЛ

3. ВЛ + НЛ      8. НЛ + НЛ

4. ВЛ+ДЛ        9. НЛ+ДЛ

5. СЛ + СЛ

Естественно, что уровень брачной адаптации и дезадаптации будет совершенно различным в этих возможных комбинациях. В двух первых, где в супружеской паре встречаются высокоадаптированные и среднеадаптированные личности, мы будем наблюдать достаточно высокую степень успешности супружеских взаимоотношений. Различные сочетания низкоадаптированных, дезадаптированных личностей со среднеадаптированными, по-видимому, дают нам проблемные, конфликтные и невротические брачные союзы, стабильность которых весьма низка (комбинации шесть — девять). Комбинации три и пять дадут нам среднестабильные брачные союзы. В мировой психологической и психиатрической практике разработаны психологические тесты достаточно высокой степени совершенства и надежности. Они проверены на громадном социологическом, социально-психологическом и клиническом материале. Их с успехом можно использовать при изучении конкретных способностей индивида к межличностной адаптации. Естественно, что для этого понадобится их определенная модификация и, кроме того, полученные результаты будут истолкованы и объяснены с точки зрения теории брачно-семейной адаптации.

Одним из лучших вариантов изучения тех или иных общих адаптационных способностей индивида является специальная система тестовых методик.

К общим адаптационным способностям индивида к межличностному взаимодействию можно отнести: 1) способность к сотрудничеству; 2) способность к общению; 3) способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей; 4) способность к самоконтролю и самопознанию; 5) умение выбрать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств. Естественной «базой» этих способностей являются врожденные и приобретенные качества, свойства и черты: а) центральной нервной системы; б) темперамента; в) характера. Все эти вместе взятые «блоки», или «подсистемы», и определяют диапазон индивидуальной адаптации или дезадаптации к брачной и семейной жизни.

2.  Причины развития стиля негармоничного семейного воспитания «Доминирующая гиперпротекция», его влияние на ребёнка. Особенности работы с родителем.

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного семейного диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").

Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного наблюдения, представляющий собой разновидность естественного эксперимента в понимании А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего совершенствования диагностики семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность на основе обобщения клинического опыта обеспечить более строгое, объективное и поддающееся квантификации исследование семьи.

Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Ответ на первые два вопроса поможет найти опросник АСВ.


Нарушение процесса воспитания в семье

Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

Уровень протекции в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.


Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.

Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания "повышенная моральная ответственность". Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск психотравматизации.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты