Социально-психологическая адаптация младших подростков

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя

родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все

хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности.

При обработке подсчитывается:

а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;

б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.


Факторы

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е=13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22 Е=5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28 Е=5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41,44, 47 Е=8


1. Число несовпадений знаков («+» — Да, «—» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах:

< 50%; > 50; > 75%).

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3. Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение — < 50%; > 50%; > 75%).

4. Представление этих данных в виде диаграммы.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору > 50% и > 75% (для всех факторов).

6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Ключ к вопросам. «+» Да «-» Нет

1

-

21

-

41

+

2

-

22

+

42

-

3

-

23

-

43

+

4

-

24

-

44

+

5

-

25

-

45

-

6

-

26

-

46

-

7

-

27

-

47

-

8

-

28

-

48

-

9

-

29

-

49

-

10

-

30

+

50

-

11

+

31

-

51

-

12

-

32

-

52

-

13

-

33

-

53

-

14

-

34

-

54

-

15

-

35

+

55

-

16

-

36

+

56

-

17

-

37

-

57

-

18

-

38

+

58

-

19

-

39

+



20

+

40

-




«Анкета для определения школьной мотивации учащихся»

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень (1);

- нравится (3);

- не нравится (0).

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома (0);

- бывает по-разному (1);

- иду радостью (3).

3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома:

- не знаю (1);

- остался бы дома (0);

- пошел бы в школу (3).

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки:

- не нравится (3);

- бывает по-разному;

- нравится (0).

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы (0);

- не хотел бы (3);

- не знаю (1).

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю (1);

- не хотел бы (3);

- хотел бы (0).

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто (3);

- редко (1);

- не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю (1);

- хотел бы (0);

- не хотел бы (3).

9. У тебя в классе много друзей?

- мало (1);

- много (3);

- нет (0).

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся (3);

- не очень (1);

- не нравятся (0).

Варианты ответов:

1.                 25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, учебная активность.

2.                 20-24 балла - хорошая школьная мотивация.

3.                 15-19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекается больше внеучебными сторонами.

4.                 1-14 баллов - низкая мотивация.

5.                 Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.



Приложение 2


Результаты диагностики адаптации младших школьников

Опросник «Чувства в школе»-1

Я испытываю в школе

Количество детей выбравших чувство

Сумма баллов в%

Спокойствие

6 чел.

30

Усталость

3 чел.

12

Скуку

4 чел.

16

Радость

9 чел.

36

Уверенность в себе

7 чел.

28

Беспокойство

15 чел.

60

Неудовлетворенность собой

7 чел.

28

Раздражение

2 чел.

8

Сомнение

8 чел.

32

Обиду

2 чел.

8

Чувство унижения

0 чел.

0

Страх

5 чел.

20

Тревогу за будущее

8 чел.

32

Благодарность

4 чел.

16

Симпатию к учителям

3 чел.

12

Желание приходить сюда

5 чел.

20


Методика Филипса-1

Факторы

Количество детей

%

1. Общая тревожность в школе

19 чел

76

2. Переживание социального стресса

17 чел

68

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

13 чел

52

4. Страх самовыражения

7 чел

28

5. Страх ситуации проверки знаний

4 чел

16

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

12 чел.

48

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

6 чел.

30

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

15чел.

60

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты