Социально-психологические условия развития мотивации достижения у детей младшего школьного возраста

2.3 ПРОЦЕДУРА ТЕСТИРОВАНИЯ


Продолжительность выполнения теста составляла в среднем примерно 45 минут, от получаса до часа.

Экспериментатор прилагал усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы, избегая ситуаций, которые могли бы оказать влияние на актуализацию мотива достижения. При тестировании отслеживалось, чтобы в этот же день не проводились контрольные работы или спортивные состязания, чтобы учителя и другие значимые для детей люди не присутствовали при проведении тестирования.

Проведение тестирования начиналось с раздачи тестовых тетрадей. Инструкция (приводится в Приложении) составлена таким образом, чтобы уточняющие вопросы после зачитывания инструкции были редкостью. Если же возникал вопрос, то был повторен соответствующий отрывок из инструкции. Экспериментатор следил за тем, чтобы в поле зрения испытуемого находилась только та ситуация, с которой он в данный момент работает.

Далее была проведена обработка результатов теста. По сравнению с традиционными методами МД-решетка позволяет получить многомерную информацию. Шмальт ограничился тем срезом оценок, которые хорошо обоснованы теоретически.

Если совместить данные, полученные по всем стимульным ситуациям, то получится матрица ответов — своеобразная решетка 18 на 18 клеток. Отсюда и название самого теста.

Пример такого рода матрицы приведен в Приложении «Матрица подсчета основных показателей мотивации достижения».

Строки этой матрицы соответствуют утверждениям теста, то есть первая строка соответствует первому утверждению, вторая второму и т.д.

Столбцы соответствуют стимульным рисункам-ситуациям в порядке их предъявления.

Следует обратить внимание, что порядок расположения ситуаций в матрице влияет лишь на подсчет показателей экстенсивных характеристик мотивации. При вычислении общих показателей основных мотивационных тенденций (НУ, БН1, БН2) порядок ситуаций не важен.

Обработка данных начинается с подсчета первичных тестовых результатов по основным мотивационным тенденциям: НУ, БН1 и БН2. Суммируя количество клеток, помеченных крестом из числа относящихся к фактору НУ, мы получаем показатель этой тенденции. В этом случае мы подсчитываем все кресты в клетках строк 4, 9, 14, 15, 17 (составляющих первый фактор НУ). В матрице нашего примера НУ = 12+18+15+5+11 = 61.

Таким же образом подсчитывается БН1. Этот фактор, как мы уже указывали, составляют утверждения 2, 6, 8, 12, 16, 18. В нашей матрице этот показатель равен: БН1 = 6+1+7+7+6+7 = 34. И, соответственно, БН2 (это утверждения 5, 7, 11, 13) = 8+8+9+14 = 39. Итак, НУ=61; БН1=34; БН2=39.

Мы получили первичные тестовые показатели. Затем первичные показатели переводятся в процентильные оценки шкалы станайнов (стандартная девятка). По таблице станайнов (в Приложении) определяем, что у данного ребенка 3 класса тестовое обследование выявило средний уровень (6 станайнов) развития НУ, средний уровень (также 6 станайнов) БН1 и средний уровень (5 станайнов) развития БН2. Таким образом, мы получили своеобразный профиль мотивации достижения.

На основе этих данных можно также подсчитать показатели «общей мотивации» (ОМ1 = НУ+БН1; ОМ2 = НУ+БН2) и показатели «чистой надежды» (ЧН1 = НУ—БН1; ЧН2 = Ну—БН2). Нетрудно определить, что в нашем примере ОМ1=6+6=12; ОМ2=6+5=11; ЧН1=6—6=0; ЧН2=6—5=1.

Тест достижения Шмальта позволяет получить данные об экстенсивных характеристиках мотивации достижения (см. Приложение «Индивидуальный вариант распределения мотивационных тенденций по сферам активности к одного испытуемого»). Для каждой из выделяемых шести сфер активности ребенка — предметно-манипулятивной, музыки, учения, самоутверждения, оказания помощи и спорта — мы можем определить количественный показатель всех трех мотивационных тенденций. В матрице нашего примера (см. Приложение «Индивидуальный вариант распределения мотивационных тенденций по сферам активности к одного испытуемого») для НУ показатели, соответствующие каждой сфере активности, составляют: 10, 11, 10, 12, 8, 10.

Первичные тестовые показатели экстенсивных характеристик вычисляются суммированием помеченных крестом клеток, которые относятся не только к определенному фактору, но и к определенной стимульной сфере. К примеру, возьмем учение. Если мы хотим получить показатель выраженности НУ в этой сфере, мы обращаем внимание на порядок заполнения этого фактора только в столбцах 3, 11, 16, строчки 4, 9, 14, 15, 17 (Приложение «Матрица подсчета основных показателей мотивации достижения»). Количественный показатель НУ для сферы учения в нашем примере равен 10. Подобным образом подсчитывается показатель НУ в остальных сферах активности ребенка. Этот же алгоритм сохраняется при подсчете характера экстенсивности распределения БН1 и БН2. Заметим, что общий показатель НУ, который равен 61, распределяется по сферам активности достаточно равномерно: 10, 11, 10, 12, 8, 10. В тенденции БН1 видны более выраженные колебания его значений: 4, 10, 16, 9, 0, 5.


2.4 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Полученные результаты исследования сведены в таблицы (в станайнах).


Таблица 1. Школьники гимназии (станайны)

шкалы/ №испытуемого

НУ

БН1

БН2

1.                     

7

5

4

2.                     

2

8

7

3.                     

6

7

7

4.                     

5

6

5

5.                     

5

4

6

6.                     

6

7

5

7.                     

8

8

5

8.                     

7

7

5

9.                     

9

5

6

10.                  

3

5

7

11.                  

4

6

8

12.                  

5

8

5

13.                  

6

5

5

14.                  

5

4

7

15.                  

4

6

9

16.                  

5

7

4


Таблица 2. Школьники общеобразовательной школы (станайны)

Шкалы №испытуемого

НУ

БН1

БН2

1.

5

7

9

2.

7

5

7

3.

6

4

5

4.

6

7

8

5.

7

5

6

6.

9

3

8

7.

7

5

7

8.

8

3

9

9.

6

5

6

10.

5

5

7

11.

6

4

6

12.

8

8

7

13.

6

5

4

14.

8

3

7

15.

7

4

6

16.

7

5

8


Для наглядности сравнительного анализа результатов теста мотивации достижения младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и в гимназии, рассмотрим и опишем полученные данные исследования, сведенные в диаграммы.

ПОКАЗАТЕЛИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ


а) Школьники гимназии (%)


б) Школьники общеобразовательной школы (%)


У младших школьников гимназии преобладающим уровнем мотивационной тенденции «надежда на успех» является средний уровень – встречается у 62,5%, низкий уровень – у 12,5%. У школьников общеобразовательной школы преобладает высокий уровень «надежды на успех» (56%), низкий уровень не зафиксирован. Как видно из диаграмм, показатели мотивационной тенденции «надежда на успех» гораздо выше у школьников общеобразовательной школы: высокий уровень у 56% школьников, в то время как у учащихся гимназии - только у четвертой части.

Преобладающий уровень мотивационной тенденции «боязнь неудачи» у гимназистов и школьников одинаков – средний (56% и 62,5% соответственно). В то же время низкий уровень «боязни неудачи» у учащихся гимназии не встречается, у школьников – составляет 18,75%. Высокая степень боязни неудачи свойственна 44% обследованных гимназистов и 18,75% школьникам общеобразовательной школы. Таким образом, мы видим, что мотивационная тенденция «боязнь неудачи» преобладает в группе младших школьников, обучающихся в гимназии.

Следующей рассматриваемой мотивационной тенденцией является «боязнь социальных последствий неудачи». И данная тенденция свойственна обеим рассматриваемым группам младших школьников в значительной степени. Из диаграмм видно, что значительно преобладает её выраженность у учащихся общеобразовательной школы: высокий уровень БН2 составляет 62,5%, средний – 37,5%. у гимназистов наоборот: средний уровень выраженности составляет 62,5%, высокий – 37,5%.

Таким образом, можно заключить, что несколько более выражено стремление к успеху у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, нежели у обучающихся в гимназии. Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности более выражена у учащихся гимназии, а боязнь социальных последствий неудачи – у учащихся школы.

Тест Шмальта выделяет следующие области достижения школьников (в скобках помечены номера ситуаций, соответствующие данной области достижений):

А) предметно-манипулятивная, физическая деятельность (1, 7, 18);

Б) музыкальная деятельность (2, 5, 13);

В) учебная деятельность (3, 11, 16);

Г) самоутверждение (6, 8, 10);

Д) деятельность по оказанию помощи (4, 9, 15);

Е) спортивная деятельность (12, 14, 17).

Далее рассмотрим полученные данные по областям достижений школьников и сравним результаты наших двух групп.

Мотивационная тенденция «надежда на успех» в перечисленных сферах у младших школьников гимназии представлена следующим образом (в порядке убывания):

1. предметно-манипулятивная, физическая деятельность

2. учебная деятельность

3. спортивная деятельность

4. самоутверждение

5. деятельность по оказанию помощи

6. музыкальная деятельность.

Распределение выраженности надежды на успех у школьников общеобразовательной школы:

1. деятельность по оказанию помощи

2. предметно-манипулятивная, физическая деятельность

3. спортивная деятельность

4. учебная деятельность

5. самоутверждение

6. музыкальная деятельность.

Таким образом, мы видим, что приоритетными сферами успеха у гимназистов являются предметно-манипулятивная, физическая деятельность, учебная деятельность и спортивная деятельность. А у учащихся общеобразовательной школы – деятельность по оказанию помощи, предметно-манипулятивная, физическая деятельность и спортивная деятельность.

Выраженность мотивационной тенденции «боязнь неудачи» по сферам распределилась следующим образом

- у гимназистов (в порядке убывания):

1. учебная деятельность

2. самоутверждение

3. спортивная деятельность

4. деятельность по оказанию помощи

5. предметно-манипулятивная, физическая деятельность

6. музыкальная деятельность.

- у школьников общеобразовательной школы:

1. самоутверждение

2. учебная деятельность

3. спортивная деятельность

4. деятельность по оказанию помощи

5. музыкальная деятельность

6. предметно-манипулятивная, физическая деятельность.

Таким образом, мы видим достаточно похожие результаты у гимназистов и школьников в данных сферах в аспекте боязни неудачи в связи с ощущением собственной неспособности.

Боязнь социальных последствий неудачи связана с выделенными в тесте сферами следующим образом:

- у младших школьников гимназии(в порядке убывания):

1. учебная деятельность

2. деятельность по оказанию помощи

3. спортивная деятельность

4. предметно-манипулятивная, физическая деятельность

5. самоутверждение

6. музыкальная деятельность.

- у школьников общеобразовательной школы:

1. учебная деятельность

2. предметно-манипулятивная, физическая деятельность

3. деятельность по оказанию помощи

4. самоутверждение

5. музыкальная деятельность

6. спортивная деятельность.

Мы видим, что социальное давление и гимназисты, и школьники испытывают максимально в сфере учебной деятельности.


2.5 ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ


В рабочей гипотезе мы предполагали, что особенности мотивации младших школьников, обучающихся в гимназии и в общеобразовательной школе различны. В результате проведенного компаративного (сравнительного) анализа выдвинутая гипотеза была в общем подтверждена.

Нами было выявлено:

- в группе младших школьников гимназии преобладающим уровнем мотивационной тенденции "надежда на успех" является средний уровень. В группе школьников общеобразовательной школы преобладает высокий уровень "надежды на успех", низкий уровень не зафиксирован. Показатели мотивационной тенденции "надежда на успех" гораздо выше у школьников общеобразовательной школы.

- мотивационная тенденция "боязнь неудачи" преобладает в группе гимназистов. Преобладающий уровень мотивационной тенденции "боязнь неудачи" у гимназистов и школьников одинаков - средний.

- тенденция "боязнь социальных последствий неудачи" свойственна обеим рассматриваемым группам младших школьников в значительной степени. Значительно преобладает её выраженность у учащихся общеобразовательной школы.

- несколько более выражено стремление к успеху у младших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, нежели у обучающихся в гимназии. Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности более выражена у учащихся гимназии, а боязнь социальных последствий неудачи - у учащихся общеобразовательной школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты