Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

Вот ник написал свой как собственный name,

Слегка попотев над password'ом.

И чувствуствую я, что сейчас будет ОК,

Когда полетят чат-аккорды.

У этих чатлан

Все ники - обман, -

Тут с ними нельзя состязаться:

То явятся, то растворяться....[8]

ё

Мы достаточно подробно остановились на специфике чатовского общения, однако вопрос остался открытым - чем, при всех упомянутых сложностях общения, объяснить популярность чатов?
Н
а наш взгляд, несомненная привлекательность чатов отнюдь не только в возможности широкого общения. Безусловно, коммуникативную нагрузку чат несет, и довольно большую. Но только ли ее? Как известно, участники большинства "раскрученных" чатов практикуют встречи в реальности ("в реале" - на чатовском сленге). Казалось бы: люди, которых связывает только совместное времяпрепровождение, попадают в условия, максимально удобные для общения, лишенные тех недостатков, о которых говорилось выше. Но наблюдается любопытный парадокс - часто общение в чате даже для тех людей, которые имеют возможность поддерживать отношения в реальности, остается превалирующим, а реальное общение - в лучшем случае дополнительным.
Косвенным подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что большинство участников чата - это вовсе не люди в возрасте "за 30", для которых предоставляемые обществом возможности к расширению круга общения минимальны. Тридцати- и сорокалетние в чате скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство "чатлан" - это люди в возрасте максимальных коммуникативных возможностей - от 13 до 25 лет.
Почему же виртуальное общение, несмотря на все его недостатки, о которых упомянуто выше, все таки выжило и доказало свою жизнеспособность, ведь "умирание" любых суррогатов реального мира - вопрос времени, вспомним хотя бы нашумевших "тамагочи"[9]?
На мой взгляд, в чат людей тянет отнюдь не возможность завести новые знакомства с тем, чтобы, по возможности, продолжить их в реальности. Возьму на себя смелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки второстепенной функцией чата.
Первичная же функция чата - бытийная. Чат - это не клуб знакомств, это реальная жизнь, проживаемая в ином мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут. Именно поэтому, на мой взгляд, основная проблема авторов, не увидевших в чатах ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах - это их невключенность в действие.
Нельзя понять сути чата, не участвуя в нем. Если ты не будешь жить в этом мире, ты его просто не разглядишь. Метод "невключенного наблюдения" нельзя использовать при проработке методов исследования, так как коммуникативное пространство чата просто отторгает посторонних, не принявших правила игры. Это касается не только людей, изначально скептически настроенных к чатам. "Вписаться" в чат с первой попытки удается далеко не всем даже искренне этого желающим.
Как мне представляется, чаты являются частью специальной, ИНАЧЕ организованной сферой культуры. Ю. М. Лотман, отмечал: "Наличие различно организованных структур и разных степеней организованности - необходимое условие работы механизма культуры. ... Таков монастырь в средневековье, мир цыган или театральных кулис в петербургской культуре XIX века и многие другие примеры островков "другой" организации в общем культурном массиве, цель которых - повышение величины структурного разнообразия, преодоление энтропии структурного автоматизма. Таковы временные визиты члена какого-либо культурного коллектива в иную социальную структуру - чиновников в артистическую среду, горожан на лето в деревню..."[10]
Виртуальное пространство оказалось не суррогатом, оно не копирует, примитивизируя, реальный мир, а предоставляет человеку уникальные возможности, которые отсутствуют в реальном мире. Вследствие этих уникальных возможностей, о которых чуть ниже, человек в чате обретает и иную ипостась своего существования - виртуальную.
И одна из важных (но не единственная!) составляющих этой ипостаси - карнавальная. Дело в том, что чат - это не что иное, как карнавал. Но не современный карнавал, а карнавал в его интерпретации М. Бахтиным, понимаемый как "сама жизнь, но оформленная особым игровым образом". Чат карнавален по своей сути. Как и карнавал, описанный М. Бахтиным, чат - это отрицание реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей. "...карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. ... Карнавал не созерцают, - в нем живут, и живут все... в этом отношении карнавал был ... как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле (на срок карнавала)".[11]
Карнавальный характер чатовского действа становится возможным благодаря уникальным возможностям чатовского бытия. А эти возможности во многом есть следствие той самой технической скудности средств для самовыражения, о которой говорилось ранее. Недостатки обратились в достоинства. Дефицит возможностей в конечном итоге сделал эти возможности практически безграничными.
Эта на первый взгляд абсурдная мысль имеет объяснение.
Реальная жизнь ставит огромное количество как индивидуальных, так и социальных препятствий для успешной коммуникации. Индивидуальные - понятны: у вас могут вызывать антипатию внешность собеседника, его стиль одежды, манера поведения и т. п. Социальным же препятствиям нет числа - большая разница в возрасте, социальном статусе, национальные предубеждения и проч. Препятствовать общению могут просто обстоятельства встречи (трудно себе представить пару, флиртующую на похоронах). Наконец, существуют нормы поведения, регламентирующие почти все и вся. Впрочем, тема социальных ограничений, налагаемых обществом на человеческую интеракцию, достаточно детально рассмотрена в работах Фрейда и его последователей.
При общении в чатах можно наблюдать совершенно иную картину. Отсутствие возможностей для визуального контакта имеет своим следствие не только глобальную нехватку выразительных средств, но и полную анонимность, которая в чатах культивируется. В отличии от ФИДО[12], например, где обязательна регистрация под своим реальным именем, чат, напротив, не терпит имен. Все посетители пользуются только "никами" (от английского "nickname" - прозвище), псевдонимами. Человек, зашедший в чат под своим именем и фамилией, будет в лучшем случае выглядеть белой вороной.

Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман[13], Мага, несколько Остапов Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов[14]). Есть откровенно панковские (Мразь, Психи, Прикол). Есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб). Есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант). Есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)... Разумеется, преобладают имена собственные и производные от них клички: целое полчище Олегов и Олежек, Тань и Татьян, Максов, Максимов и Максиков, Ирочек, Ирин и Иришек".[15]

Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие "виртуальные личности", создает дополнительные возможности для изучение идентичности. "Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью".[16]

Фактически смена имени есть тот обряд, который знаменует собой переход в иное состояние. Б. А. Успенский отмечал, что ситуация смены имени сводится к общему стремлению приобщиться к известному социуму, либо выйти из социума.[17] Фактически смена реального имени на карнавальное призвана фиксировать выход из реального и примыкание к некоторому виртуальному социуму. Интересно, что в русской культурной традиции существовало несколько ситуаций смены имени - когда человек вступал в жесткое дисциплинарное пространство (поступление в солдаты, семинарию), либо когда человек посвящал себя театру, цирку и другим видам искусства, то есть попадал в стихию карнавальности и игры.
Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном отречении от своей реальной личности, человек вынужден творить образ, надевать карнавальную маску. Вливаясь в виртуальный социум, человек получает полную свободу в сотворении самого себя и имеет возможность вылепить себя таким, каким захочет. Собственно, часто нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы.
Свобода творения образов безгранична. Жванецкий когда-то сожалел в одной из своих миниатюр - "Я никогда не буду узбеком". В чате человек может стать не только узбеком, но, к примеру, без всяких проблем за 2 минуты совершить самую дешевую и безболезненную операцию по смене пола и существовать в чате женщиной, причем все окружающие будут воспринимать его именно так и никак иначе. Можно быть кем угодно - собачкой, рысью или разумным компьютером, - все зависит от твоей фантазии. Надо ли говорить о том, какой простор открывается для разнообразнейших мистификаций, которые в чате весьма распространены.
Вторая составляющая безграничных возможностей, предоставляемых чатами, также проистекает из "растворенной телесности" - отсутствия тела как такового. Возможность работы с телом, да и с окружающим пространством при полном отсутствии телесности предоставляют человеку полную свободу действий - можно без всяких проблем написать не только: "Бизон курит", но и "Бизон воспарил к потолку и просочился сквозь стену" и второе действие будет не менее реальным, чем первое. Более того, таким образом можно моделировать не только свое поведение, но и поведение других людей. Один из общающейся пары может написать: "Бизон целует Pretty Woman", и вторая сторона, скрывающаяся за образом "Pretty Woman", будет вынуждена каким-то образом реагировать на заданную ситуацию.
Что же касается социальных норм, то практически абсолютная анонимность и свобода действий приводят к тому, что как таковые они изначально просто-напросто отсутствуют. В большинстве чатов более чем либеральная свобода нравов и дозволено практически все, что встречает осуждение в реальной жизни. Но следует заметить, что мы не случайно написали "изначально отсутствуют". Как и в любом социуме, в Сети со временем происходит формирование определенных правил поведения в обществе, которое получило название "нетикет"[18]. Как и следовало предположить, первым сработал принцип "твоя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа". Первые появившиеся нормы касаются обеспечения общественной безопасности. В некоторых чатах прямо запрещены использование ненормативной лексики в репликах и никах, и высказывания, прямо оскорбляющие других "собеседников".
Однако не следует думать, что чаты "медленно дрейфуют" в сторону общепринятых общественных норм. Во-первых, даже в этих чатах регламентируются только твои "прилюдные" действия. Во-вторых, "пуританских" (по чатовским меркам) чатов отнюдь не большинство, и чаты, где никаких ограничений нет (либо они весьма формальны), живут и процветают. Более того, существуют изначально "а-моральные" чаты. В качестве примера можно привести чат "Беспредел", содержание которого целиком состоит из мата, оскорблений как конкретных лиц, так и всех присутствующих, и половых сношений во всех мыслимых и немыслимых вариациях. Еще можно привести в пример чат на #"#_ftn19" name="_ftnref19" title="">[19] Более того, есть подростки, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего интересного". Отсюда возникают следующие вопросы:

1.Какие характеристики личности (реальной) ведут к тому, что человек в сетевой коммуникации начинает конструировать непохожие на него виртуальные личности (часто не одну, а несколько);

2.Почему виртуальная личность наделяется определенными свойствами.

Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности. Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах). В исследовании А.С. Волович (1990) говорится о том, что "для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой. Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них".[20] Здесь необходимо упомянуть, что в социальной психологии выделяются такие аспекты идентичности личности, как личная идентичность и социальная идентичность. Причем поддержание позитивной идентичности в целом может осуществляться как за счет поддержания позитивной личной  идентичности, так и за счет поддержания позитивной социальной идентичности, в зависимости от того, какой аспект идентичности в целом является преобладающим.

Исходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать следующие предположения:

·        Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичности вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности.

·        Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности.

Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации.

Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений.[21] Келли говорит, что "безусловно, мы осознаем то, что мы ведем себя по-разному в разных ситуациях. Идея об обладании множеством "Я" относительно нова, но уже достаточно популярна. Например, в своей книге "Life on the screen: Identity in the age of Internet" (Жизнь на экране: идентичность в век Интернета) Sherry Turkle пишет:"Не так давно стабильность была социально ценной и культурно поощряемой. Ригидные половые роли, повторяющийся труд, надежда на то, что на одной работе или в одном городе можно оставаться всю жизнь, - все это делало последовательность (согласованность) центральным в определении здоровья. Но эти стабильные социальные сиры были разрушены. В настоящее время здоровье описывается скорее в терминах текучести, чем стабильности. Основное значение имеет способность меняться и приспосабливаться: к новой работе, новому направлению карьеры, новым половым ролям, новым технологиям".[22]

Эта констатация хорошо соотносится с "текучестью" и возможностью выбора способов действия и самовыражения в Интернете.[23]

Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной.

Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).

           

§ 4. Феномен Интернет - зависимости и его анализ

4.1 Понятие и критерии Интернет -зависимости

«Люди ночи»

Вы знаете, никогда не ведите себя с людьми, живущими по ночам так, как с

обыкновенными, дневными людьми. Люди, живущие по ночам меняются медленно и не слишком заметно, но все же.. Все же они видят этот мир по-другому. Мы, те кто сидит по ночам за машинами отличаемся от обычных людей еще разительнее. Вокруг нас нет живых, как это происходит в клубах и на различных сборищах. Нет, мы общаемся сами с собой и тенями других. Хотя последнее - достаточно спорно, ведь машине человек часто может доверить то, что никогда не доверит людям вокруг. мы, люди сумерек видим всех остальных в том обличье, которое никогда не появится на свету. Мы снимаем маски с самих себя, одновременно сдирая их с Вас. Вы можете быть хорошими матерями и добрыми, вежливами людьми днем, но ночью у Вас будет шанс обнажить то, что спало в глубинах, и мы сможем заметить это. Мы ненормальные днем именно потому, что слишком нормальные ночью, у нас немного шансов вернуться в реальность, потому что там, где Вы говорите о виртуальности зародилась новая жизнь и новая правда. Не доверяйте людям ночи днем, лучше попробуйте прийти к ним ночью.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты