Завершая рассмотрение проблемы психобиологических предпосылок асоциального поведения, можно сделать такие выводы:
· В качестве психобиологических предпосылок социального поведения могут выступать различные нервно-психические отклонения и патологии, акцентуации характера, отставание в умственном развитии, затрудняющие социальную адаптацию детей и подростков.
· Анализ психобиологических предпосылок показывает, что эффективная ранняя профилактика может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического характера и, в свою очередь, требуем наличия достаточно широкой специальных учебно-воспитательных реабилитационных учреждений, рассчитанных на детей с различными отношениями в психическом развитии.
· Важным условием эффективной воспитательно-профилактической деятельности является повышение уровня психолого-педагогических знаний воспитателей, родителей, что позволит избавиться от педагогических ошибок, которые особенно часто совершаются из-за незнания возрастных особенностей подросткового возраста.
Таким образом, проработав и проанализировав материал по проблеме условий и причин возникновения отношений подростков, следует сказать, что в числе разнообразных социальных факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие как:
1. индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
2. психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
3. социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе.
4. личностный фактор, который проявляется в активно избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности.
5. социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
ГЛАВА 2. Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения
§2.1. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведения.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. [10].
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Одна из таких форм – художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.
К данной форме можно отнести – массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.
Вышеперечисленные формы как вечера отдыха, шоу-представления вызовут особый интерес у подростков в двух случаях: если пронизаны духом соревнования, и проникнуты глубоким лиризмом. Ведь нереализованная нежность души и стремление во всем соревноваться со сверстниками являются особенностями трудных подростков.
Яркой формой организации зрелищных представления являются балы и карнавалы. Они посвящаются важнейшим событиям в жизни подростков, но, к сожалению, эти формы сейчас применяются редко, так как для таких праздников нужны красивые костюмы, чего не могут дать многие досуговые учреждения.
Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.
Так, например, в подростковом возрасте очень волнуют ребенка проблемы полового развития, и поэтому лекции, беседы на эту тему вызовут большой интерес.
В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.
Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».
Наибольший интерес у подростков вызывает такая форма организации досуга, как дискотека – клуб. Существует два вида дискотеки – просветительно-образовательные (дискотека-клуб) и танцевально-развлекательные (дискотека-танцплощадка). Если в первом случае преследуется четкая цель, которая сопровождается какой-то тематикой, то вторая не имеет никакой цели. Так, создание диско-клуба способствует развитию музыкального вкуса.
Особую роль в развитии духовных начал личности подростка, ее специализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы подростков, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.
Таким образом. Сложившиеся в настоящее время формы культурно-досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности подростка, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.
Рассмотрим основные направления культурно-досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания подростков. В педагогическом процессе одним из основных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений является гражданское воспитание, формирующее научное мировоззрение, развивающее гражданскую активность подростка. В гражданском воспитании можно использовать такие формы, как лекции, беседы, диспуты. Примерная тематика лекций: «Отечество на рубеже веков», «Историческое прошлое нашей Родины»; тематика дискуссий: «Какой он – герой нашего времени» и т.д.
В данном случае привлечение наглядных технических средств смогут придать эмоциональную окраску и выразительность, которые вызовут наибольший интерес у подростков
Другим важным направлением культурно-досуговой деятельности является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление культурно-досуговой деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.
Поэтому, одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.
Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.
§2.2. Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с подростками отклоняющегося поведения.
В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Заглянем немного назад, когда еще было социалистическое общество, коммунистическая партия, комсомол, пионерия. Именно в этот период велась активная борьба с преступностью. В начале 50-х годов в Ленинграде был создан координационный совет по работе с трудными подростками. Самое непосредственное участие в деятельности совета принимал Дворец культуры им. Дзержинского, в котором было создано специальное отделение по работе с детьми (подразумевались трудные подростки).
Координационным советом были решены все основные проблемы, принципиальные для эффективного, комплексного воздействия. Ведущее место в работе с подростками отклоняющегося поведения отводилось клубу. С этой целью в каждом районе города были созданы специализированные районные военно-патриотические подростковые клубы – «Аврора», «Северянин», «Дзержинец» – всего 23 клуба. Клуб должен точно, а не понаслышке знать трудных подростков своего микрорайона. Поэтому была установлена конкретная взаимосвязь работы клуба с милициями и комиссиями по делам несовершеннолетних. Были решены все необходимые материальные вопросы: для каждого из клубов выделено помещение, нашлись и руководители.
Самыми популярными оказались, конечно, спортивные секции, а также наибольший интерес вызвали военно-спортивные кружки и кружки спортивной техники.
Создание вокально-инструментальных кружков привлекли ребят своей общедоступностью, модой на ансамбли среди молодежи, возможностью показать себя, выделиться из общей массы подростков. Особо популярными стали традиционные «Слеты» клубистов.
Районные слеты проводились 2 раза в год. На слетах было все: соревнования в различных видах спорта, на полосе препятствий, в строевой подготовке, в выступлениях художественной самодеятельности и многое другое. В конце дня (слет продолжался целый день с 9 утра до 9 вечера) клубу-победителю вручалось знамя, атрибуты и награды. Эти слеты как бы подводили итог всей деятельности клубов за год. Очень большое удовольствие получали ребята от общения со сверстниками, от эмоциональных переживаний в желании победить.
Главной особенностью работы таких клубов было то, что наряду с культурно-досуговой деятельностью (кружки, секции, слеты, массовые мероприятия) велась и кропотливая индивидуально-педагогическая работа, которая строилась по двум направлениям: индивидуальное шефство и индивидуальная работа с родителями подростков.
Индивидуальное шефство организовывалось клубом совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних путем привлечения к деятельности студентов и курсантов высших учебных заведений.
Постоянная работа с родителями подростков складывалась по ступеням: от привлечения родителей к педагогическим встречам, к постоянной индивидуальной работе и затем к участию в клубных мероприятиях, посвященных воспитанию детей и подростков в семье.
Подобная работа с подростками отклоняющегося поведения развернулась и в нашем городе. Под руководством бывших афганцев в 1984-84 гг. были созданы военно-патриотические клубы «Авангард» и «Маяк».
В стены клубов предполагалось привлечь подростков, которые состояли на учете в инспекции оп делам несовершеннолетних, отстающие в учебе, не поддающиеся воспитанию в семье.
Направленность клубов была военно-патриотическая, отсюда следует, что с подростками велась работа, готовящая их к службе в армии!
В летний период был организован летний лагерь в Верхнем Саянтуе. Ребята жили в палатках, питались в полевых условиях. Дети были оторваны от города, от уличной жизни. Контингент здесь был такой: 20% - подростки, посещающие клубы постоянно, 35% - из малообеспеченных семей; 45% - ребята, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Работа этих клубов велась в полную силу. Но в связи с отсутствием финансирования в начале 90-х годов заканчивается их деятельность.
В настоящее время в нашем городе функционирует два Дворца детского и юношеского творчества, три Дома творчества, около 70 клубов и несколько центров эстетического и творческого развития.
Одним из таких учреждений является Дворец Детского и юношеского творчества «Рассвет», который находится в пос. Загорск. В 1998 году он был создан на базе бывшего Дворца культуры «Рассвет». С приходом нового директора Розенко А.Т. , обновлением педагогического коллектива он стал работать в полную силу.
Работа ДДЮТ «Рассвет» строится по следующим секторам:
Ø центр художественной самодеятельности;
Ø культурно-массовый отдел;
Ø спортивный комплекс «Забайкалец»;
Ø центр технического и прикладного творчества.
В ДДЮТ 114 творческих объединений, где занимаются более 6000 человек. Среди них можно выделить такие образцовые коллективы, как театр «Подснежник», танцевальный ансамбль «Радуга», фото-киностудия «Полет», ансамбль эстрадных танцев «Каскад». Эти коллективы были неоднократными лауреатами и дипломантами городских, республиканских и всесоюзных конкурсов.
Вызывает особый интерес как традиционные, так и новые направления деятельности дворца:
Ø изостудия;
Ø экологическая школа выживания;
Ø музыкальная студия;
Ø академия дошкольников;
Ø студия декоративно-прикладного творчества.
Два года назад в поселке Курба закончил свою работу летний трудовой лагерь, куда привлекались подростки отклоняющегося поведения по причине ухода начальника лагеря. Летом этого года под руководством директора Дворца планируется открытие такого же лагеря в поселке Ацагаты. Планируется набрать 70 человек.
В 1993 году в нашем городе начинается формирование сети стационарных учреждений по оказанию помощи детям и подросткам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
На сегодняшний день функционирует 10 таких центров:
1. Загорский Территориальный Центр помощи семье и детям;
2. Социальный приют при Бичурском центре помощи населению;
3. Приют при Кабанском центре помощи населению;
4. Отделение службы помощи семьям и детям при Курумканском центре помощи;
5. Закаменский социальный приют для несовершеннолетних;
6. Приют при Прибайкальском центре помощи населению;
7. Приют при Баргузинском центре помощи населению;
8. Отделения медико-санитарной реабилитации при Галзуринском санатории;
9. Северо-Байкальский медико-реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями;
10. Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Среди них хочется выделить работу центра социальной помощи семье и детям поселка Загорск, который занимает оказанием квалифицированной помощи семье и детям. В центре функционируют три службы:
1. Служба по работе с семьей и детьми, руководитель Т.Г.Поздеева
2. Служба реабилитации детей, руководитель Дьяченко С.А.
3. Служба консультативной экстренной помощи, руководитель Козлова Г.И
Последняя из вышеперечисленных служб проводит работу с подростками общеобразовательной сменной средней школы, где обучается 360 человек. Это в основном, «трудные» подростки, в возрасте от 13 до 18 лет, состоящие на учете в отделении милиции. Работа с подростками ведется по следующим направлениям: