Соотношение слова и изображения в комплексном аудиолингвовизуальном сообщении

- СНХ -

А. РЫКОВ, начальник участка: Сейчас многие стали вести несанкционированное строительство, не спрашивая ни у кого разрешения. Вот так и получается: приезжаешь на аварию, а стоит дом или гараж. Приходится нам делать подкопы. Уходит время и деньги и вызываем недовольство людей плохой подачей холодной воды.

- Конец СНХ -

Корр.(за кадром): Что же касается конкретно этого водовода, то ни на какой карте его нет. Местные старики рассказывают, что трубу положили пленные немцы еще в 46 году. Положили на совесть - более 50 лет труба не давала о себе знать.

В те годы бережливости никого не надо было учить - за небрежность и головотяпство расстреливали. Сейчас же времена другие, и деньгам налогоплательщиков - нашим с вами деньгам - вполне позволительно безнаказанно утекать столь же быстро и бесполезно, как эта вода. И удивительно то, что и в этом случае никому не взбредет в голову искать виновного в утере многих тонн артезианской воды и нарушении водоснабжения города.

С. Звоненко

Оператор С. Звоненко

Репортаж вышел в эфир 16 марта 1997 года в программе «День за днем»

Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев

 

1

При создании репортажа, посвященного Дню Прав человека, удачно использовался прием ассоциативного монтажа. Особых высот в обеспечении этих прав наша страна, увы, не достигла, поэтому, вероятно, этот праздник широко не отмечался. Соответствующий текст звучит на фоне промерзших насквозь домов, деревьев, занесенных снегом машин и окаменелых сосулек.

Ведущий: 10 декабря все прогрессивное человечество отметило международный день защиты прав человека. О том, чем отмечен этот день в нашей области, репортаж нашего корреспондента.

Корр.(за кадром): Среда 10 декабря не стала праздничным днем. Одну из версий этого печального факта высказал наш современник, поэт Владимир Соколов:

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных век.

И не надо мне прав человека -

Я давно уже не человек.

А между тем именно 10 декабря 49 лет назад Сессия генеральной ассамблеи организации объединенных наций приняла всеобщую декларацию прав человека, за которую, к слову, Советский Союз голосовать не стал.

Первый пункт декларации утверждает, что все люди от рождения наделены некоторыми неотъемлемыми правами, которые должны охраняться государством. Заметьте - охраняться. Мы же реализовывали, да и сейчас реализовываем только те права, которые нам милостиво дает государство.

Поэтому о своих правах мы мало что знаем. А изучать их необходимо. К сожалению, еще далеко не все школы вводят в программу изучение важнейших человеческих прав. Но такие занятия уже четвертый год проходят в гуманитарном лицее «Магистр».

- СНХ -

Учащиеся лицея «Магистр»: Мы прослушали курс лекций по правам человека и пришли к выводу, что эти права повсеместно нарушаются. Например, в Москве было введено ограничение пребывания без регистрации, что противоречит праву человека свободно передвигаться по своей стране. Да и вообще о каких правах человека может идти речь, если только что мы пережили кровавую войну в Чечне и нет уверенности, что эта война не последняя?

- Конец СНХ -

Корр.(за кадром): В лицее «Магистр» права человека изучают по написанной специально для этих целей авторской программе.

- СНХ -

Э. Менделевич, преподаватель, сотрудник московской правозащитной газеты «Экспресс-Хроника»: Лет десять назад текст декларации прав человека невозможно было нигде купить, а за его прочтение можно было угодить за решетку. Теперь же мы имеем возможность обучать этим правам школьников, чтобы по окончании 11 класса они знали свои права и могли их отстаивать.

- Конец СНХ -

Корр.(за кадром): Права человека - это именно тот фундамент, на котором строится вся наша жизнь и все другие праздники. Поэтому день 10 декабря заслуживает намного большего внимания, нежели то, каким он был удостоен в Орловской области, да и в России в целом.

С. Звоненко

Оператор С. Звоненко

Репортаж вышел в эфир 10 декабря 1997 года в программе «Новости»

Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев

 

1

Работа над музыкальным видеоклипом «Вальс бостон» продолжалась более двух лет. Среди телевизионных материалов, иллюстрирующих главную мысль автора дипломной работы о соотношении слова и изображения, музыкальный клип появился потому, что текст песни и видеоряд существуют как бы порознь, но вместе с тем они теснейшим образом взаимосвязаны. Можно заметить, что в песне художественные образы свои, а в видеоизображении - свои. Воспринимая их одновременно, внимательный зритель получает «двойную дозу» информации, глубже проникается авторским замыслом.

При создании видеоклипа задействованы актеры орловского Театра для детей и юношества «Свободное пространство», сценарий, съемки и монтаж выполнил автор дипломной работы.

С. Звоненко

Оператор С. Звоненко

Видеоклип вышел в эфир 20 декабря 1996 года в программе эфирного дня

Главный редактор ОГТРК __________ В.Г. Дремачев


Заключение

Проблема соотношения слова и изображения сравнительно новая в теории публицистики. Она возникла с появлением звукового кино и приобрела особую актуальность с бурным развитием телевидения, с формированием особого, принципиально нового языка, основанного на использовании двух различных семиотических систем - изобразительной и словесной.

Сегодня вопросы структуры аудиолингвовизуального языка экранных форм публицистики еще не получили достаточно полного освещения в работах исследователей кино и телевидения.

Многие исследователи в своих работах исследуют отдельные стороны взаимодействия слова и изображения на телевидении и в кино, но единых принципов соотношения вербальных и иконических элементов в аудиовизуальном сообщении до сих пор не выработано.

В данной работе сделана попытка более детально рассмотреть структурные составляющие экранного образа, механизм взаимодействия слова и изображения на телеэкране, показать на конкретных примерах возможности, которые открывает перед телепублицистами умелое использование особенностей функционирования аудиовизуального сообщения.

Проведя собственное исследование, автор дипломной работы пришел к выводу, что изображение является носителем достоверности сообщаемого с экрана факта и отличается довольно сложной собственной структурой. Слово же, связанное с абстрактно-понятийной стороной сообщения, является выразителем мысли, носителем логических элементов информации.

Большой интерес телевидения к слову - следствие его коммуникативной природы. Сегодня филологов слово интересует все больше не в чистом виде, а в определенной ситуации, в определенной обстановке. Думается, во многом это обусловлено возрождением культуры разговорной речи (а именно в устном высказывании роль ситуации особенно велика) в эпоху развития телевидения, где слово немыслимо вне экранного контекста, без его взаимодействия с изображением.

В целом надо отметить, что сегодня, когда мы наблюдаем процесс сближения форм кинематографической и телевизионной публицистики, происходит сближение и структуры кино- и телесообщения: документальное кино все больше проявляет интерес к звучащему с экрана слову, а телевидение, совершенствуя изобразительные возможности малого экрана, получает возможность значительно шире использовать в своих передачах различные иконические элементы.

Сегодня телевидение располагает мобильной аппаратурой, позволяющей передавать информацию с мест, значительно удаленных от студии, одномоментно с показываемым событием. Естественно, что в этом случае телевидение максимально использует одно из главных своих преимуществ - полностью устраняется временной разрыв между поступлением сообщения и совершением самого действия.

В этих условиях особенно повышается роль взаимопонимания отдельных членов творческой группы, иначе было бы просто невозможно добиться правильного соотношения изображения и звука, без чего, как мы выяснили, невозможно создание полноценного экранного художественно-публицистического образа, складывающегося из двух основных элементов: изображения, звукового ряда и правильного их соотношения.

Сегодня на телевидении нужен журналист-универсал, одинаково хорошо понимающий природу и специфику как зрительного ряда, так и звука в средствах массовой информации, умеющий с полной отдачей использовать поступившие в его распоряжение изобразительно-выразительные средства.

Поэтому нельзя не согласиться с тем, что «важность комплексных исследований проблематики телевизионного слова неоспорима: они вплотную приблизят нашу науку к познанию всего многообразия путей, ведущих телевизионных публицистов к высотам литературно-экранного мастерства»[56].

Думается, в этом направлении еще предстоит многое сделать, чтобы поддержать на достаточно высоком уровне интерес зрителей к важнейшему каналу распространения информации - телевидению, усилить действенность аудиовизуального сообщения, повысить достоверность информации, передаваемой посредством телевизионного экрана.

Список литературы

&    Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1976 год.

&    Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год.

&    Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год.

&    Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1979 год.

&    Гуревич С. М. «Где твоя ниша?». Журналист, 1993 г. №11

&    Егоров В. «Изображение-75». Искусство кино, 1976 год, номер 3.

&    Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции Советской кинорежиссуры. Москва, 1975 год.

&    Ильин Р.Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год.

&    Кликс Р. Р. «Художественное проектирование экспозиций». Москва, 1978 год.

&    Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год.

&    Костомаров Р. Г. «Русский язык на газетной полосе». МГУ, 1971 год.

&    Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год.

&    Лукьянов В. Г. «В мире эстетики». Москва, Просвещение, 1983 г.

&    Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?» Журналист, 1979 год, номер 5

&    Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике». Вестник Московского университета, серия «Журналистика», 1969 год, номер 2.

&    Моль А. «Социодинамика культуры». Москва, 1975 год.

&    Монтегю А. «Мир Фильма». Ленинград, 1968 год.

&    Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год.

&    Розенталь Д. Э. «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1981 год.

&    Ромм М. И. «Беседы о кино». Москва, 1964 год.

&    Саппак В.С. «Телевидение и мы». Москва, 1963 год.

&    «С лейкой и с блокнотом. Интервью с В. Песковым». Советское фото, 1980 год номер 12.

&    «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год.

&    «ТВ-репортер». Москва, 1976 год.

&    «Школа американской журналистики». Журналист, 1993 г. № 11

&    Эльманович Т. В. «Образ факта». Москва, 1975 год.

&    Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, Искусство, 1975 год.

&    «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1980 год.


[1] См., например: Д. Э. Розенталь «Стилистика газетных жанров». МГУ, 1981 год;
Р. Г. Костомаров «Русский язык на газетной полосе». МГУ, 1971 год;
Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. «Стилистика газетных жанров». М., 1985 г.

[2] Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации». Москва, 1980 год. Стр. 212

[3] Там же, стр. 235

[4] Там же, стр. 233

[5] Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, 1975 год, стр. 26

[6] Там же, стр. 71

[7] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год, стр. 23

[8] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год, стр. 86

[9] Юровский А. Я. «Телевидение - поиски и решения». Москва, Искусство, 1975 год, стр. 145

[10] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 5

[11] Монтегю А. «Мир Фильма». Ленинград, 1968 год, стр. 135

[12] Кривенко Б. В. «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1980 год, стр. 240

[13] Саппак В. С. «Телевидение и мы». Москва, 1963 год, стр. 143

[14] Там же, стр. 138

[15] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике». Вестник МГУ, серия «Журналистика», №2, 1969 год, Стр. 20.

[16] Кликс Р. Р. «Художественное проектирование экспозиций». Москва, 1978 год, стр. 296

[17] Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год, стр. 37

[18] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 71

[19] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 12

[20] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 33

[21] Моль А. «Социодинамика культуры». Москва, 1975 год, стр. 196-197

[22] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 33

[23] Багиров Э. Г., Карцев И. Г. «Телевидение ХХ век». Москва, 1968 год, стр. 14

[24] Егоров В. «Изображение - 75». Искусство кино, 1976 год, стр. 125

[25] Ромм М. И. «Беседы о кино». Москва, 1964 год, стр. 171

[26] «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год, стр. 167

[27] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 148

[28] Там же, стр. 66

[29] Образцов С. В. «Эстафета искусств». Москва, 1978 год, стр. 252

[30] Копылова Р. Н. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116

[31] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 65

[32] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы жанра». Москва, 1973 год, стр. 152

[33] Феллини Ф. «Сорок мнений о телевидении». Москва, 1978 год, стр. 149

[34] Копылова Р. Д. «Контакт». Москва, 1974 год, стр. 116

[35] Песков В. М. «С лейкой и блокнотом». Советское фото, 1980 год, №2, стр. 37

[36] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр. 86

[37] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр. 93

[38] Эльманович Т. В. «Образ факта». Москва, 1975 год, стр. 119

[39] Лосев А. Ф. «Знак и символ». Москва, 1975 год, стр. 14

[40] Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1976 год, стр. 55

[41] Моль А. «Социодинамика культуры». Москва. 1975 год, стр. 74-79

[42] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия «Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 20-21

[43] Там же, стр. 18

[44] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр. 168

[45] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 224

[46] Ильин Р. Н. «Изобразительные ресурсы экрана». Москва, 1973 год, стр. 23

[47] Медынский С. Е. «Что у нас в кадре?». Москва, Журналист, 1979 год, №2, стр. 24

[48] Багиров Э. Г. «Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды», Москва, 1976 год, стр. 59-60

[49] М. В. Зарва «ТВ-репортер». Москва, 1976 год, стр. 111-112

[50] Багиров Э. Г. «Очерки истории телевидения». Москва, 1978 год, стр. 109

[51] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия «Журналистика». 1969 год, № 2, стр. 19

[52] Кузнецов Г. В. «ТВ-журналист». Москва, 1980 год, стр. 51

[53] Светана С. В. «Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды». Москва, 1980 год, стр. 185

[54] Там же, стр. 197

[55] Зак М. Е. «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры». Москва, 1975 год, стр. 224

[56] Минаев В. Ф. «Соотношение слова и изображения в телевизионной журналистике». Вестник Московского государственного университета, серия «Журналистика, 1969 год, №2, стр. 28


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты