Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника

Самовоспитание и самообразование как пути становления профессионального мастерства социального работника

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Курганский государственный Университет







Курсовая работа

по социальной психологии личности


Тема

Самовоспитание и самообразование

как пути становления профессионального

мастерства социального работника












г. Курган 2007

Оглавление


Введение

Глава 1. Личностные характеристики в сфере деятельности социального работника

1.1.     Функциональные обязанности социального работника

1.2.     Требования к квалификации социального работника

1.3.     Личностные характеристики социального работника

Глава 2. Пути становления профессионального мастерства социального работника

2.1.     Профессионально-личностное развитие социального работника

2.2.      Роль самовоспитания в профессиональном становлении

2.3.      Профессиональное самообразование

2.4.      Творческий характер деятельности специалиста по социальной работе

2.5.      Изучение отношения работников к процессу самоусовершенствования на примере ГУ КЦСОН по Притобольному району

2.6.     Стимулирование в развитии личностных качеств социального работника

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


В 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных работников к профессиональной деятельности.

Профессиональная подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование разного уровня:

-   учреждения начального профессионального образования (лицей, школа и другие);

-   среднего профессионального образования (училище, колледж и другие);

-   высшего профессионального образования (институты, университеты и другие).

В настоящее время принят государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, разработаны учебные планы, учебные программы отдельных курсов. Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

 Но профессиональное становление специалиста по социальной работе невозможно без самовоспитания и самообразования, которые так же неразрывно связаны между собой, как образование и воспитание. Непрерывное самовоспитание профессионала заключается в формировании необходимых для его профессиональной деятельности, социально ценных качеств. Уровень их сформированности и определяет необходимость в самовоспитании и самообразовании. Люди не рождаются с готовым набором качеств, знаний и умений, необходимых для социальной работы. Не все из них успевают сформироваться за период обучения. Единственный путь стать профессионалом – это самовоспитание и самообразование в профессиональной деятельности.

Актуальность настоящей работы вытекает из того, что процесс самовоспитания и самообразования является основным путем становления профессионального мастерства специалиста социальной работы, его усовершенствования в профессиональной деятельности. Большинство работников не имеют специального профессионального образования, что может отрицательно сказаться на эффективности работы учреждения и социальной сферы в целом.

Объектом работы являются социальные работники и их уровень профессиональной подготовки, мотивация в достижении значимых качеств социального работника путем самовоспитания и самообразования.

Предмет исследования – профессионально важные качества социального работника и возможность стимулирования процесса самоусовершенствования.

Цель работы – исследование профессионально важных качеств социального работника, методы стимулирования в процессе самоусовершенствования.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.      Изучить литературу по исследуемой теме и выявить условия развития профессионально важных качеств специалиста социальной работы;

2.      Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника, изучить необходимость становления профессионально значимых качеств;

3.      Разработать анкету для проведения эксперимента;

4.      Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника в процессе самообразования и самовоспитания;

5.      Обобщить методы стимулирования социальных работников в развитии профессионально важных качеств.

Практическая значимость результаты курсового исследования могут быть использованы как рекомендации в организации деятельности учреждений социальной сферы.

Методы исследования.

·        Проведен анализ учебной литературы

·         При написании работы использовалось анкетирование, а также теоретический (анализирующий, обобщающий) методы исследования.

Гипотеза исследования

·        Эффективность социальной работы сопряжена с уровнем развития профессионально важных качеств социального работника в процессе самообразования и самовоспитания.

·        Стимулирование социальных работников в процессе развития профессиональных качеств зависит от правильно организованной работы учреждения.

·        Разработаны рекомендации, направленные на мотивацию работников в повышении профессионального мастерства.


Глава 1. Личностные характеристики в сфере деятельности социального работника


Сфера социальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется многоаспектностью решением проблем и задач. Успех этой деятельности, как, известно, определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических принципов и норм, наличием готовности к деятельности и развитости определенных профессиональных и личностных качеств.

В основе личностной характеристики, лежит критерий способности функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в системе “человек – человек”. Профессионал, занимающийся социальной работой, находится в гуще социальной жизни, несет тяжесть огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, и общества в целом. При этом социальные условия и состояние общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей деятельности специалист, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнет социальных проблем, на себе самом не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров, эрозию личной и социальной ответственности. В то же время он не имеет права умножать и усугублять проблемы своих подопечных собственной беспомощностью, неумением, а иногда и невозможностью в силу особенностей эмоциональной сферы наладить продуктивный межличностный контакт. Поэтому личностные особенности так важны.


1.1 Функциональные обязанности социального работника


Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Как уже сказано, эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной. Можно выделить следующие основные функции этой работы:

·                   диагностическая – изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;

·                    прогностическая – программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности;

·                    предупредительно-профилактическая (превентивная) и социально-терапевтическая - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;

·                    организационно-коммуникативная – содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказанию различных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

·                    охранно-защитная - использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов клиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на клиента;

·                    социально-медицинская – организация работы по планированию семьи, формированию общественного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, овладению основами оказания первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасности жизнедеятельности;

·                    социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей семей, отдельных лиц и их групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д., привлечение к этой работе различных учреждений, организаций, общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности;

·                    организаторская – организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;

·                    социально-бытовая – содействие в получении нуждающимися клиентами и семьями материальной и другой помощи, улучшении их жилищных условий;

·                    психологическая – обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в дела клиента, семьи, в процесс социализации, оказание помощи традиционным институтам воспитания, обеспечение связи между клиентом, семьей и микросредой, личностью и обществом, выполнение роли доверенного лица клиента, семьи.


1.2 Требования к квалификации социального работника


Учитывая специфику и функции социальной работы, Государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовленности специалистов по социальной работе. В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:

·                   основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом;

·                    понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы;

·                    сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

·                    профессионально-этические, организационно-управленческие и экономические основы и проблемы социальной работы;

·                    основы психологии, виды и технологии психосоциальной работы;

·                    основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы социально-педагогической работы в социальных учреждениях и службах;

·                    основы социальной медицины;

·                    основы правового обеспечения социальной работы.

Специалист должен изучить и знать опыт:

·                    практической работы в организациях и службах социальной защиты и обслуживания населения в различных формах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения;

·                    организации и управления в социальных учреждениях и службах;

·                    получения и обработки информации о системе социальной работы;

·                    проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;

·                    участия в исследовательско - аналитической работе соответствующего уровня;

·                    организации и проведения психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

Специалист должен владеть:

·                    основными методами социальной работы с отдельными лицами и различными группами населения;

·                    основными методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в учреждениях и службах социальной работы;

·                    методикой координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных и профилактических мероприятий с объектами социальной работы;

·                    методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;

·                    основными методами психолого-педагогической деятельности;

·                    методами образовательно-воспитательной работы в социальных учреждениях и службах;

·                    основными профессиональными технологиями в органах и учреждениях социальной работы.


1.3            Личностные характеристики социального работника


Исследователи (Ш. Рамон, И. Зимняя, Т. Шевеленкова и др.) выделяют три базисных компонента профессиональной деятельности личности в социальной работе:

·                    личностные качества;

·                    компетентность, включающая профессиональные знания, умения и качества;

·                    коммуникативные умения, способности.

Важнейшей характеристикой личности специалиста является его гуманистический потенциал – ориентация на человека как на высшую ценность, как «меру всех вещей».

Второй важной особенностью личности следует считать положительное самоотношение, высокую положительную самооценку (высокую степень приятия себя), а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по личностному взаимодействию.

Третья необходимая личностная черта – высокая степень адаптированности. Адаптированность в данном случае проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное, речевое и т.д.) в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения, способность отстаивать свои убеждения, не идти “на поводу” у партнеров по общению, малая степень внушаемости, конформности, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуациях межличностного общения.

Специфика профессиональной деятельности в области социальной работы такова, что в основе этой деятельности должна быть потребность помочь людям, облегчить их существование, поддержать чувство собственного достоинства человека и развивать его личную и социальную ответственность.

Проблемное поле социальной работы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социального работника конкретного учреждения формируется на основе реального социального заказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типа и вида, а также профессионального багажа специалиста.

В своей практике специалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он – посредник в контексте: «человек – семья – общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты