Ребенок и общество

Ребенок и общество

Московский городской психолого-педагогический университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

На тему: «Ребенок и общество».

 

 

 

 

 

Преподаватель: Корепанова И. А.

                                                                        Выполнила: студентка ПоВ 2.1

                                           Рудакова А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005.

Содержание.

 

1. Введение                                                                                                         3


2. Глава 1. Теоретически-методологический анализ понятий            

«детство» и «общество».                                                                                   4


3.            1.2 Периодизация детства.                                                                 5

 

4. Глава 2. Развитие личности: психосексуальные стадии.                          6

5.            2.1 Учение о психосексуальных стадиях развития личности З. Фрейда.                                                                                                                6

                                          

6.            2.2. Учение о психосексуальных стадиях развития личности Э. Эриксона.                                                                                                            11


7.            2. 3. Детский психоанализ Анны Фрейд.                                          16


8. Глава 3. Ребенок и общество.                                                                       17


9.            3.1. Семья.                                                                                             17


10.          3.2. Социализация в мире учреждений.                                             20


11. Заключение                                                                                                    22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение.

Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.

Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Однако и взрослые не могут существовать без мира детства. Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта. 

Социум оказывает постоянное влияние на ребенка и определяет многие аспекты его дальнейшей жизни. Влияние общества на развитие ребенка отражается в работах известных психологов, таких как: Э. Эриксон, А. Фрейд, Д. Боулби. Все они, так или иначе, показали неразрывную цепь между развитием ребенка и влиянием на это событие общества.

























Глава 1. Теоретически-методологический анализ понятий «детство» и «общество».


Для того чтобы оперировать каким-либо понятием следует рассмотреть множество определений этого термина.

В кратком психологическом словаре понятие «детство» звучит как термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Согласно принятой периодизации, детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Исследования психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и др.), данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствует преодолению господствующих долгое время представлений о детстве, как «натуральной стадии» обладающей некими универсальными для всех времен и народов свойствами. Показано что, будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно- исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастной дифференциации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержание отдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономические и этно-культурные особенности общества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющих друг друга видов детской деятельности, задаваемых обществом, происходит воспроизведение (присвоение) ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве, новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования человеческой личности.

  В психологическом словаре детство- это этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

В своих трудах по детской психологии многие специалисты дают определение понятиям детство и ребенок, что значительно облегчает нашу задачу, и позволяет более широко рассматривать эту проблему.

  Е. О. Смирнова в своем учебнике «Психология ребенка» рассматривала термин «детство» как период самого интенсивного человеческого развития. Она говорила о том, что ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном возрасте.

 Переплетая термины «детство» и «общество» в учебнике по возрастной психологии, Л. Ф. Обухова, дает следующее определение понятию детства.

Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это преиод становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.  

 

В большом энциклопедическом словаре общество, в широком смысле, представлено как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.


1. 2 Периодизация детства.


В современной психологии принята следующая периодизация.

1.     Кризис новорожденности

2.     Младенчество (1-й год жизни)

3.     Кризис первого года

4.     Кризис детства

5.     Кризис 3-х лет

6.     Дошкольное детство

7.     Кризис 7-ми лет

8.     Младший школьный возраст

9.     Кризис 11-12 лет

10. Подростковое детство

 


 

 





 

Глава 2. Развитие личности: психосексуальные стадии.

2.1 Учение о психосексуальных стадиях развития личности З. Фрейда.

1. Оральная стадия

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологи­ческих потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения достав­ляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявле­ния орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассмат­ривают как привязанность либидо к оральной зоне.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно перепле­таются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объ­ектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое умень­шением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве про­тотипов каждого акта сексуального удовлетворения в будущем.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Со­гласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испы­тывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза ораль­ной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

2. Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до тре­тьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалии. Они постепенно науча­ются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника, (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходя­щие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностя­ми). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

3. Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвига­ются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, посколь­ку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это воз­буждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между сами­ми родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил назва­ние комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из тра­гедии Софокла «Царь Эдип». Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших чело­веческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С мо­мента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чув­ства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стре­мится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конку­рента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсю­да следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разреша­ется: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого пове­дения, обрисовывающих для него, что значит быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заме­стительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные мо­ральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она на­чинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или, возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в неко­торых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка стремится обла­дать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она не спо­собна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворе­ния в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопро­вождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Фрейд утверждал, что девочка со време­нем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким обра­зом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

4. Латентный период

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь ли­бидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связан­ные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сек­суальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности струк­тур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

5. Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессив­ные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возраста­ющее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достига­ют зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторич­ных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты