Реальные механизмы внушающего воздействия
p> Сила установки и, следовательно, сила самовнушения находятся в прямой зависимости от степени желания (желания достижения поставленной конкретной цели), от степени концентрации внимания на установках для подсознания, а также от степени повторяемости установок.

Целенаправленные самовнушения (выполняемые человеком сознательно) могут быть реализованы в виде:

. мысленного настроя на определенное психическое состояние или самочувствие, на определенное поведение, на определенную работу;

. аутогенной тренировки, где мысленные установки протекают на фоне той или иной степени расслабления организма;

. медитации – психическом состоянии, при котором человек способен сосредоточиться на чем угодно по своей воле либо не думать о том, что может в данный момент помешать (слово «медитация» происходит от греческого «медомай», означающего «о чем-либо размышлять» и является аналогом санскритского термина «дхияна», означающего «размышление, углубление». Темой для медитации может быть все что угодно, поэтому число конкретных ее форм достаточно велико).

В 20-ые годы наибольшее распространение получил метод самовнушения французского аптекаря Куэ, который назвал его “школой самообладания путём сознательного самовнушения”. Главный тезис Куэ был: нет внушения, есть только самовнушение. Больным предлагалось ежедневно, сидя или лёжа в удобной позе, мысленно или шёпотом повторять по 20-30 раз формулы самовнушений типа: “Мне становится лучше и лучше… Моё зрение улучшается…”
Такие сеансы рекомендовалось 3-4 раза в день в состоянии покоя и расслабления, особенно перед сном.

В 1932 году немецкий невропатолог И. Шульц опубликовал монографию
“Аутогенная тренировка – сосредоточенное расслабление”. Аутогенная тренировка представляет собой активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморе-гулирующих механизмов организма человека, нарушенных в результате стресса. АТ имеет две ступени – низшую и высшую. Первоначальный курс содержит шесть стандартных упражнений. Начинается аутотренинг с обучения расслаблению мышц, после этого следуют занятия по овладению сердечно-сосудистой системой, влиянию на вегетативную нервную и косно-суставную системы.
Аутогенная тренировка наиболее эффективна при лечении неврозов, особенно при неврастении, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний.

Овладение высшей ступенью АТ даёт возможность вызывать трансовые состояния различного уровня. Прежде чем приступить ко второй ступени АТ, тренирующийся должен освоить первую ступень, научившись удерживать себя в состоянии аутогенного погружения по часу и более. Упражнения АТ-2 по замыслу Шульца должны научить вы-зывать сложные переживания, приводящие к излечению через “аутогенную нейтрали-зацию” и катарсис. Анализируя описание медитативных упражнений по Шульцу, можно заметить, что они сводятся к серии приёмов своеобразного аутопсихоанализа.

Прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону основана на том, что с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления, а затем отрабатывается навык овладения произвольным расслаблением напряжённых мышечных групп. Все мышцы делятся на 16 групп. Последовательность упражнений – начиная от мышц верхних конечностей к мышцам нижних конечностей. Сначала производится кратковременное напряжение группы мышц, которые затем полностью расслабляются, и внимание сосредотачивается на чувстве релаксации в этой области. После полного расслабления переходят к следующей группе мышц. На заключительном этапе пациент после повседневного анализа локальных мышечных напряжений, возникающих в стрессовых ситуациях, самостоятельно достигает мышечного расслабления и преодолевает эмоциональное напряжение.

Под самогипнозом мы понимаем: способность вызывать у себя без постороннего воздействия гипнотический сон и в таком состоянии внушать себе ту или иную идею, чувство, желание. Результаты такого самогипноза не отличаются от того эффекта, к которому приводит гипноз другим человеком.

Психолог может обучить технике самогипноза для уменьшения излишней тревоги и контроля над ней. Установлено: регулярные занятия самогипнозом вызывают снижение тревожности и связанных с ней симптомов. Когда вы занимаетесь самогипнозом, тогда вы чувствуете себя спокойнее и увереннее, тренируете концентрацию на настоящем моменте. А это само по себе ценно, так как тревожность возникает тогда, когда мы задумываемся о нашем будущем. В настоящий момент мы чувствуем себя спокойно, и в следующий настоящий момент мы спокойны, и это позволяет нам избавиться от негативных предчувствий и тяжелых мыслей. Для занятий самогипнозом достаточно пятнадцати минут ежедневно, его можно выполнять в любой обстановке и в любое время. При самогипнозе вы переключаетесь с внешних ощущений на внутренние: вспомните свои ощущения, когда вы ехали в машине по знакомой дороге и уходили в свои мысли, но не пропускали свой поворот и не попадали в аварию, так как какая- то часть вашего сознания следила за дорогой; вспомните свои ощущения, когда вы читали интересную книгу или смотрели захватывающий фильм; вспомните, как дети смотрят любимый мультфильм. Это примеры естественно возникшего транса
– измененного состояния сознания. Как раз состояние транса и будет помогать вам при самогипнозе. Ваше подсознание могущественнее вашего сознания, оно способно находить лучшие решения, чем сознание, у подсознания неизмеримо больше ресурсов.

Нужно отметить, что самогипноз - явление обыденное. Все мы, сами того не подозревая, погружаемся время от времени в спонтанный гипнотический транс. Самопогружение - явление настолько обыденное, что никому даже в голову не приходит связывать его как-то с гипнозом. Самопроизвольное погружение - естественный результат усиленной концентрации внимания на книге, экране, любом другом объекте напряженной деятельности. Элемент гипнотичности присутствует и в религиозных церемониях ритуального характера, особенно с использованием музыкального сопровождения: значительная часть аудитории в процессе таких богослужений незаметно для себя погружается в транс. А каждому, кто водит машину, хорошо знакома следующая ситуация: вы мчитесь по пустынному шоссе, расслабившись за рулем, рассеянно скользите взглядом по убегающей вдаль белой полосе и вдруг ловите себя на мысли о том, что только что проехали по улицам какого-то города и ничего не можете о нем вспомнить. А объясняется все очень просто: вы самопроизвольно вошли в гипнотический транс, а по пробуждении испытали частичную амнезию.

«Небольшой гипноз помогает пациентам справиться с болью и состоянием тревоги по поводу предстоящей небольшой операции» - утверждают врачи.
Пациенты, освоившие методику самогипнотической релаксации, испытывают меньше боли, нуждаются в меньшем количестве лекарств, помогающих справиться с ней и эффективней контролируют свое кровяное давление. Этот вывод был сделан медиками одной из бостонских клиник в США, которые обследовали 241 пациента, треть из которых освоили технику самогипноза.

Существует методика «Быстрое излечение аллергии". Впервые, предположение о том, что аллергия похожа на фобию имунной системы, высказал
Доктор Майкл Леви (исследователь в области иммунологиии генетики, лауреат
Премии Всемирной Ассоциации Здоровья) в середине 80-х годов. Это предположение подтверждается тем, что у некоторых страдающих аллергией людей, когда они отвлекаются или засыпают происходит быстрая смена или исчезновение аллергических симптомов. Также известно, что некоторые люди могут стать невоспиимчивыми к аллергиям или аллергии проходят с возрастом.
Отмечались случаи, когда аллергии спонтанно исчезают при переходе на сбалансированное питание или в процессе психологических изменений при работе психологов. Такие наблюдения дали основание предполагать, что есть что-то в аллергиях действующее и неврологически и физиологически. Таким образом предположение Доктора Леви подтолкнуло Роберта Дилтса на исследование возможности использования принципов разработанных НЛП для лечения устойчивых долговременных фобий при излечении аллергии. В результате проведенных исследований был выявленн процесс трех якорей аллергии. В дальнейшем этот процесс был переработан усилиями Сьюзи Смит и
Тимом Халлбом в методику НЛП - "Быстрое излечение аллергии" без использования медикаментов.

Варианты аутосуггестивных воздействий

В настоящее время используется большое количество методик самогипноза.
Рассмотрим некоторые из них.

Метод «управляемых оживлённых сновидений» (или гипнотическая имагогика) ис-пользуется для лечения невротиков. Основная идея метода – в вертикальном направлении. Пациента просят погрузиться на дно моря и подняться на высокую гору. В состоянии углубленного самогипноза эти образы выступают яснее, живее и более обильно. Процедура, по замыслу её создателей, дополняет психоанализ, сокращая его время.

Гипноанализ заключается в том, что пациенты образно переживают в гипнотическом состоянии свои сновидения, узнавая дальнейшие подробности, понимая связи и значение.

Метод «свободных оживлённых сновидений» был разработан в 1956 г. А.
Аргусом. Особое значение придавалось тому, чтобы пациент развивал полностью свободные образы, без влияний и направлений с чьей-либо стороны.

Метод «символической визуализации» имеет тесную связь с психосинтезом и даёт возможность при определённых конфликтных ситуациях образно пережить освобождающие и исцеляющие символические события.

Техника сжатия кулака. Положите правую руку горизонтально, дайте подсознательную инструкцию: "пусть правая кисть сожмется в кулак". И наблюдайте за тем, что происходит. Конечно, вы можете сжать кисть в кулак сознательно, но в данном случае пусть кисть сожмется сама собой, пусть ваше тело это делает... Вот в этом упражнении можно хорошо понять разницу между сознательными и бессознательными движениями. Вы не знаете, какой из пальцев сейчас будет сгибаться, и очень интересно наблюдать за тем, как сгибаются пальцы: выделаете прогноз, что сейчас согнется указательный, а в движение приходит мизинец. И эти движения толчкообразные. И многие из вас могли отметить совершенно особое ощущение "скрипа" в суставах пальцев, при первом выполнении упражнения это многих удивляет. И это ощущение тоже свидетельствует о бессознательном характере движений. В психотерапии есть методика быстрого прекращения болей в сердце, называемая "метод разжатия кулака"; пациенту дается простая инструкция -- сосредоточиться на боли, сжать левый кулак, и отдать ему команду разжаться самостоятельно... Обычно на это уходит (как и у вас) пять минут, за это время боль полностью прекращается. Это -- тоже гипнотическая техника, и описания ощущений у пациентов такие же -- "скрип" в суставах пальцев, непредсказуемость следующего движения пальцев и т. д.

Техника сведения рук. Иногда эту технику называют "сверхнадежной" техникой наведения транса. Она действительно очень хорошо работает, она очень проста, легко запоминается. Ее можно применять для работы с партнером или для самогипноза. Сядьте удобно. Здесь важно правильное положение рук: плечи прижаты к туловищу (не с силой прижаты, а просто прилегают к нему), руки согнуты с локтевых суставах, предплечья вытянуты вперед, на весу, ладони раскрыты параллельно друг другу. Сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях и представьте себе, что в этом пространстве между ладонями что-то есть -- может быть, какое-то магнитное поле или биополе, если вам нравится экстрасенсорная терминология... Или представьте, что пространство между ладонями может менять свойства -- оно может стать более плотным или более рыхлым... И это поле или это пространство может раздвигать ваши руки или притягивать их... И тогда оно становится еще более плотным, еще более напряженным... Представьте, что между вашими ладонями находится шарик, начиненный энергией... И вы можете придать ему более компактный размер...
Когда ваши руки сближаются... очень медленно или немного быстрее... бессознательными движениями... И тогда энергии между вашими ладонями становится все больше и больше... Вы можете даже увидеть ее свечение... И вы это понимаете, когда ваши руки еще больше сближаются... И тогда этот шарик может сжаться до размеров таблетки... которую можно сделать еще меньше...

Заключение

В отечественной психологии и медицине применение гипноза получило широкое распространение, особенно в современной психотерапии. Это было связано с политикой, проводимой правительством внутри страны, так как отделить человека от процессов, происходящих в обществе, невозможно.
Руководителям было выгодно подавлять инициативу личности, навязывать человеку "рабскую", поведенческую, примиренческую психологию, моральные кодексы и идеи, именно поэтому в нашей стране так распространены выступления эстрадных гипнотизеров, сеансы теле- и радиогипноза.

Однако в последнее время доказывается, что инсайтная (от англ, insight - осознание, озарение) психотерапия в некоторых ситуациях имеет большое значение для человека в осознанной организации поведения, постановке цели и решении задач. Это связано еще и с тем, что в период экономических реформ человек ощущает безвыходность сложившейся ситуации, неуверенность в завтрашнем дне, "иногда даже и страх за себя, своих детей и т.д. Человек- не может жить без веры. В результате политических преобразований у человека постепенно отняли веру в бога, в правительство и т.д. Но природа и человеческое сознание не терпят "пустоты", и тогда это место занимают гадание и колдовство. Можно сказать, что факт является необходимым этапом в становлении коллективного мнения и общественного сознания.

Сегодняшний день отличается от вчерашнего тем, что происходит дальнейшее накопление результатов и фактов, их анализ, систематизация и обобщение.

Так, в 1979 г. под редакцией Э. Фромма (E. Fromm) и Р. Шира (R.
Shor) в США был опубликован фундаментальный труд по гипнозу, в котором выделены основные направления в современных исследованиях по гипнозу:

1. Природа гипноза (специфичность гипнотического состояния, отличия гипноза от сна и бодрствования, гипнабельность, внушаемость, доминантность полушарий мозга, проблема изменчивости гипнабельности, история гипноза и т д.).

2. Гипноз как особое состояние (стадии глубины гипноза, феномены гипноза, сопоставление гипнотического состояния с нарушениями сознания при приёме наркотиков и алкоголя).

3. Проблема подсознательного и неосознаваемого (гипноз как метод изучения неосознаваемых психических явлений, гипноз и защитные механизмы - вытеснение, рационализация и т.п., искусственно созданные с помощью гипноза неосознаваемые конфликты, эффекты, их влияние на поведение и психические процессы, сопоставительное исследование когнитивных процессов в бодрствующем состоянии и во время гипноза) . Большинство исследований этого направления посвящено изучению творчества под гипнозом и неосознанных механизмов личности.

4. Самогипноз. К этой области исследования наблюдается повышенный интерес. На самогипноз возлагаются большие надежды как на ценное терапевтическое средство, хотя отмечается, что во всех случаях аутогипноза в качестве поддержки применялся и гетерогипноз.

5. Проблема личностных характеристик гипнотика (гипнабельность и особенности личности, личностные различия в группах низко- и высокогипнабельных больных, пути повышения гипнабельности и т.п.).

6. Личность гипнотизера. Прогнозируется расширение исследований по этой проблеме (прежде всего биографических исследований выдающихся психотерапевтов и гипнологов) .

7. Социально-психологические аспекты изучения гипноза. Здесь также делается прогноз относительно увеличения исследований в будущем.
Констатируя факт слабой разработанности этой проблемы, автор отмечает вклад двух исследователей - Э. Хилгарда (Стенфордский университет) и М. Орна
(университет штата Пенсильвания) , создавших в своих учебных заведениях крупнейшие психологические центры по изучению гипноза.

8. Новые клинические аспекты применения гипноза. В этой области исследования наблюдаются четыре тенденции. Во-первых, интеграция методов гипнотерапии и психотерапии с включением широко применяемых психотерапевтических приемов, как поведенческая модификация, десентизация, аутотренинг, самоактуализация и т.п. В качестве центральной выдвигается задача сравнения эффективности указанных психотерапевтических методик, применяемых в состоянии бодрствования и во время гипноза. Во-вторых, заметное увеличение числа клиницистов, объединяющих гипноз и самогипноз с различными формами бихевиоральной терапии. Отмечается, что Ф. Месмер и другие неврологи раннего периода психотерапии обычно проводили лечение пациентов группе, тогда как в последующем эта традиция была утрачена, и гипнотерапия стала применяться индивидуально. Указывается на оживление методой групповой терапии. В-третьих, широкое применение гипноза в лечении наркомании и алкоголизма, а также в качестве метода снятия напряженности и дискомфорта пациентов. Подчеркивается социальная ценность такого рода исследований. Много публикаций посвящается также проблеме сенсорных и когнитивных механизмов психики, вызванных галлюцинаторными наркотиками. В- четвертых, расширение фронта работ в области гипнотерапии у детей.

9. Сопоставление клинического и экспериментального гипноза. В прошлом исследователи экспериментального направления в изучении гипноза нередко терпели неудачу, пытаясь воспроизвести данные, полученные ранее клиницистами, в адрес которых делались многочисленные упреки в слабой методологической культуре наблюдений. В последние годы как экспериментаторы, так и практики-клиницисты пришли к мнению о том, что далеко не всякий феномен, обнаруженный при клинической работе, может быть воспроизведен лабораторным путем. В качестве причин расхождения клинических и экспериментальных данных выступают различные социальные условия, в которых находится пациент и испытуемый-доброволец (различия в мотивации , социальных установках, фактор оплаты и т.п.). Как бы то ни было, констатируется факт неоправданного отставания этой области исследований.

10. Экспериментальный гипноз. Здесь вопросы объединяются вокруг четырех проблем: гипнабельность, методы индукции, физиологические основы гипноза, гипнотические феномены.

При изучении гипнабельности усилия исследователей направлены на разработку методов определения глубины гипноза, анализа характеристик гипнабельности у различных испытуемых и т.п.

В области изучения методов гипнотизирования продолжается поиск оптимальных приемов индукции и измерения гипнотического состояния. Особое внимание уделяется разработке методов быстрой индукции. Широким фронтом продолжаются исследования физиологических и биохимических механизмов гипноза с использованием электроэнцефалографических и других физиологических показателей с целью уточнения специфики состояния сознания под гипнозом.

При исследовании гипнотических феноменов по-прежнему изучаются постгипнотическая амнезия (особенно в аспекте анализа процессов забывания и вытеснения), феномены искажения времени, изменения в состоянии гипноза параметров восприятия (чаще зрительных образов), влияние гипноза на динамику времени реакции (в случаях моделирования состояний сонливости или, напротив, повышенной возбудимости), движения глаз в процессе вызывания положительных и отрицательных галлюцинаций, сновидения, явления анестезии.
Большинство исследований посвящено последней проблеме (гипноз и обезболивание).

11. Традиционные исследования гипноза в клиническом аспекте. Сюда входят в качестве основных проблемы применения гипноза психотерапии, особенно при неврозах и психосоматических заболеваниях. Растет число попыток использования гипноза как метода лечения психозов (чаще шизофрении). Продолжаются исследования эмоциональных состояний (тревоги, депрессии, стресса, страха,), умственной отсталости, сексуальных, урологических и других расстройств. В рамках теоретических подходов обсуждаются работы по вызыванию под гипнозом экспериментальных конфликтов и неврозов с помощью постгипнотических внушений. Предпринимаются попытки ответить на ряд ключевых теоретических вопросов: о гипнотерапии
(поддерживающая или реконструирующая терапия), о преимуществах прямых или косвенных внушений, о роли воображаемого проигрывания под гипнозом как средства преодоления или коррекции неблагоприятных для человека форм поведения или личностных черт, о предпочтительности и условиях использования в гипнотерапии языка символов (апеллирующих к бессознательному), речевых воздействий, релевантных сознательному уровню регуляции.

12. Гипноз и обучение. В отношении этой области исследования по- прежнему наблюдается большая настороженность. Тем не менее продолжаются работы по изучению влияния гипнотического внушения и гипнотерапии на процессы концентрации внимания, скорости чтения, понимания, творчества.

13. Юридические и этические проблемы гипноза. Здесь делаются попытки и ссылки лишь на отдельные работы по методам опроса свидетелей в гипнотическом состоянии.

14. Гипноз животных. Эта область исследований успешно развивается.

Продолжая основную тему, необходимо сказать, что приемы и методы, связанные с гипнозом и гипнотерапией, очень сложны. Много вопросов остаются открытыми, но все, что накоплено мировой наукой в данной области, должно развиваться и применяться только в гуманных целях (лечение, исследования и т.п.).

Не секрет, что многие, врачи, психологи, не говоря уже о других специалистах, мало осведомлены в вопросах гипноза и внушения из-за нехватки литературы и слабой подготовки в вузах. Эта работа поможет сформировать правильное и более или менее адекватное отношение к гипнозу, будет способствовать применению данного метода только по показаниям.

Литература:

1. Гордон Д. Терапевтические метафоры. М, 1995

2. Горин С. А вы пробовали гипноз? Канск, 1994

3. Гриндер Д., Бэндлер Р. Наведение транса. М, 1995

4. Калина Н. Основы психотерапии. М, 1997

5. Кондрашов В.. Всё о гипнозе. Ростов-на-Дону, 1998

6. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998

7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М, 1997

8. Эриксон М. Мой голос останется с вами. СПб, 1995


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты