Руководство и лидерство в организации Нелли Борисовна)

Руководство и лидерство в организации Нелли Борисовна)


ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА











КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ “ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ” ПО ТЕМЕ: “РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ”









                                                                                  ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                  СТУДЕНТКА ГРУППЫ УЗ - 404

                                                                                  ЗОЛОТОВЕРХОВА Н.Б.

                                                                                  ПРОВЕРИЛ:

                                                                                  КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ                                                                                  НАУК

                                                                                  ОГАРКОВ А.А.










                                      Г.ВОЛГОГРАД, 1998







                ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ:




            ВВЕДЕНИЕ


                1. ТИПОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА


            2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО


            3. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО


            ЗАКЛЮЧЕНИЕ
















































Введение

         Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

         Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

         До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

         Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)

         Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

         - наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;

         - низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.

         Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

         Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

         Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.


         1. Типология лидерства.

         Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

         Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости  от их теоретических оснований на три группы :[1]

         1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.

         2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.

         3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов.

         Древние представления о лидерстве включали в себя качества таких лиц, как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

         В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.

         В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

         В современном обществе лидерство ( в особенности политическое) представляет собой способ построения власти , основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.

         Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

         Существуют различные классификации феномена лидерства.

         В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на :

         -традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

         -рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

         -харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

         В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.

         “Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”[2]

         Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

         Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.

         Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.[3]

         Существует также  деление лидеров  на обычных ( “реальных”) и великих ( как великих “героев, так и великих “злодеев” ). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории.

         На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и “активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-негативных”.

         В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера :

         1. Лидера - знаменосца отличает собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы.

         2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

         3. Лидер - торговец способен привлекательно преподнести свои идеи и убедить людей в их преимуществе.

         4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных проблем в обществе, насущные требования момента.

         В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей в разных пропорциях.

         Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.[4]

         1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где все участники процесса имеют возможность взаимодействовать между собой.

         2. “Отдаленное” лидерство - это лидерство вождей, за которыми идут многочисленные массы.

         При анализе лидерства важным фактором является природа лидерства. Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени.

         1. Личность и происхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером.

         2. Характерные черты групп и индивидов, которыми руководит данный лидер.

         3. Характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.

         4. Контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль.

         5. Результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

         Какого рода лидерство мы получим при этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение природы лидерства предложил американский политолог М.Г.Херманн в своей работе “Составные части лидерства”.[5]

         М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:

         - наличие и характер формализованных правил для принятия решений;

         - степень подотчетности руководителя руководимым;

         - сила и тип оппозиции;

         - характер любых разделяемых убеждений;

         - ресурсы, доступные для руководителя;

         - организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

         Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.

         Контекст лидерства - это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может  использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

         Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который наделен властью принимать решения в отношении других людей, группы, организации или правительства, который несет ответственность за последствия любых своих решений.

         В социально - психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических  типа лидеров : “игроки” и “открытые”.

         Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.

         “Открытые” лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.[6]

         В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:

         - авторитарный;

         - демократический;

         - нейтральный ( анархический).

         Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

         В книге Р.Л. Кричевского “ Если вы - руководитель” приводится пример данных типов лидерства[7]


                            Авторитарный тип

Формальная сторона

Содержательная сторона

Деловые краткие распоряжения

Дела в группе планируются заранее ( во всем их объеме)

Запреты без снисхождения, с угрозой

Определяются лишь непосред-ственные цели, дальние-неизвестны

Четкий язык, неприветливый тон

Голос руководителя решающий

Похвала и порицание субъективны


Эмоции в расчет не принимаются


Позиция руководителя - вне группы



                   Демократический тип

Формальная сторона

Содержательная сторона

Инструкция в форме предложений

Мероприятия планируются не заранее, а в группе

Не сухая речь, а товарищеский тон

За реализацию предложений отвечают все

Похвала и порицание - с советами. Распоряжения и запреты - с дискуссиями

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Позиция руководителя - внутри группы


                  

         Нейтральный тип                           

Формальная сторона

Содержательная сторона

Тон - конвенциальный

Дела в группе идет сами собой

Отсутствие похвалы, порицаний

Руководитель не дает указаний

Никакого сотрудничества

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп

Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы



         Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на руководство могут оказать влияние следующие семь свойств:

         1. Основные убеждения лидера.

         2. Стиль лидера.

         3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения.

         4. Реакция лидера на давление и стресс.

         5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.

         6. Предшествующий опыт лидера.

         7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

         Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет убедить своих сторонников.

         Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют  среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений.. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его руководящую деятельность.

         В книге “Основы социально - психологических теорий” предложена концептуальная типология лидерства Б.Д.Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями их деятельности по трем различным основаниям:

         1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец” ситуации, не только создающий, но и в большинстве случаев разрешающий ее, и лидер - “исполнитель”, то есть приспособленец, чутко улавливающий групповые настроения и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после того, как ситуация создана.

         2. По стилю руководства - авторитарный лидер, ориентирующийся на себя, и демократический, ориентирующийся на группу.

         3. По характеру деятельности ( лидер ситуационный, т.е. умеющий создавать и разрешать только определенные, сходные ситуации, или же универсальный, справляющийся с обязанностями организатора в различных ситуациях, не похожих друг на друга).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты