Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема общества

·        вовлечение родителей в раннее вмешательство;

·        использование определенных методов, которые могут применяться в естественных для ребенка условиях;

·        использование семейной системы воздействия [4, с.253].

Первая, основная, задача раннего вмешательства связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, входящего в группу риска, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка и семьи. Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, раннее вмешательство нацелено на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. Таким образом, можно заключить, что раннее вмешательство подразумевает работу с ребенком, начиная с раннего возраста, и направлено на поддержку семьи, включающую партнерство семьи и профессионалов, раскрытие семейного потенциала, изучение способа функционирования конкретной семьи и выработку индивидуальной программы, соответствующей ее потребностям и стилю жизни. Подводя итоги, хотелось бы сказать, что создание эффективной системы взаимодействия, основанной на объективности, своевременности, конструктивности, дает устойчивый положительный результат в социальной работе с семьей и детьми.

1.4 Социальные технологии профилактики бродяжничества и беспризорности

Общество всегда прилагало достаточно усилий в борьбе с нежелательными формами человеческого поведения в целях сохранения порядка и стабильности. Совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами определяется как социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

К институтам (субъектам) социального контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали. По формам различают формальный и неформальный контроль. Формальный (официальный) осуществляется компетентными организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным мнением. Сюда также относится карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупре-дительный) контроль. Методами контроля выступают профилактика (превенция) и санкции. Под предупреждением (профилактикой, превенцией) различных форм девиантного поведения понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных граждан на причины девиантного поведения. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, обстоятельства и факторы, ему способствующие, которое приводит к сокращению и/или желательному изменению структуры девиаций. Она предполагает также совершенствование правовых норм и механизмов их реализации, и улучшение деятельности административно-правовых органов по борьбе с социальными отклонениями [8, с.95].

Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в более благоприятное русло. Таким образом, удается достичь цели профилактического воздействия.

В настоящее время сформировались определенные подходы к профилактике девиантного поведения.

- Прежде всего, это информационный подход, т.е. информирование людей о нормативных требованиях, предъявляемых к ним государством и обществом; активное использование в этих целях средств массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу.

- Необходимо проводить профилактическую работу с будущими родителями (о вреде пьянства и наркомании).

- Среди направлений профилактики девиантного поведения существует медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера.

Социальная коррекция необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения.

Социальная профилактика - это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов в его жизнедеятельности [8, с.106]. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом.

С учетом социального положения и потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. За последние 10 лет наблюдается значительный рост числа таких детей и подростков. И это неудивительно, так как данная тенденция характерна для периода социальных смут, смен общественных систем и гражданских конфликтов. До сих пор в нашей стране нет вполне достоверной статистики о численности беспризорных и безнадзорных. Ведь безнадзорность сейчас становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. До недавнего времени беспризорников, как правило, доставляли в спецприемники, где они приравнивались к правонарушителям, оказываясь в режимном учреждении. Теперь основным местом размещения таких детей стали специализированные реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. К их числу относятся: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей.

Хотя число специализированных социально-реабилитационных учреждений по стране с каждым годом растет, однако растёт и безнадзорность. В результате таких учреждений пока все еще не хватает.

Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики можно отнести:

·        профилактическую информационно-консультационную беседу;

·        системное наблюдение;

·        профилактические тренинги;

·        метод поддержки и стимулирования новых навыков, моделей поведения;

·        метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации;

·        метод профилактического вмешательства и др.

Наиболее распространенным является метод профилактической беседы. Такая беседа может быть эффективной, если соблюдаются ее технологические этапы. Психологи выделяют несколько этапов, по меньшей мере, четыре. На начальном этапе специалист по социальной работе или социальный психолог, а возможно, и социальный педагог устанавливают эмоциональный контакт с собеседником, проявляя доброжелательность, сочувствие и особую корректность. На втором этапе консультант пытается установить первопричины наметившейся проблемы, разобраться, например, в подлинных мотивах девиантных отклонений в поведении, задавая соответствующие вопросы собеседнику. На третьем этапе беседы консультант совместно с клиентом пытается сформулировать новую модель его поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий. На четвертом, завершающем этапе беседы консультанту важно добиться внутреннего принятия его собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.

При всей значимости профилактической информационно-консультационной беседы нужно отдавать себе отчет в том, что неумелое и навязчивое ее проведение может дать обратный эффект.

Правильный подбор методов профилактического воздействия, их своевременное и профессиональное осуществление обеспечивают эффективность социальной профилактики. В социальной работе это означает предупреждение неблагоприятного развития тех или иных социальных процессов, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат и серьезных усилий по преодолению устойчивых негативных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям. Реабилитация является неотъемлемым компонентом социальной технологизации. Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам [8, с.116].

Разнообразие методов социальной реабилитации позволяет достигать нужного эффекта в этой очень важной и необходимой деятельности. Наряду с универсальным методом информационно-консультационной беседы, психологического тренинга, направленного наблюдения, в ходе социальной реабилитации активно используются и такие методы социальной терапии, как психотерапевтические тренинги и настрои, ролевые игры, танцевальная терапия, библиотерапия и др. Для примера можно прокомментировать возможности метода ролевых игр в процессе реабилитации дезадаптированных детей. Этот метод специалисты успешно используют в социально-реабилитационных центрах для подростков, в воспитательных домах, в социальных приютах и других подобных учреждениях.

Психологами подмечено, что психическое здоровье и психологическое состояние ребенка и подростка определяется в значительной мере их способностью к игровой деятельности. Многие дезадаптированные дети не умеют играть в простейшие ролевые игры ввиду крайней неразвитости эмоционально-волевой сферы. Таким детям необходимо вернуть игру, пробудить у них фантазию, развивать образное мышление. Без этого нельзя развить эмоционально-волевой потенциал ребенка и вообще обеспечить его нормальное развитие. Благодаря ролевым играм дезадаптированные дети и подростки преодолевают свою закомплексованность, страхи, учатся осознавать и различать нравственные ценности.

Социальная терапия, являясь особой процедурой технологии социальной работы, с помощью присущих ей методов оказывает воздействие на социальное поведение граждан, а значит, и на определенную социальную ситуацию, явление. По сравнению с коррекцией терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления. Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функционировании [12, с.53].

Таким образом, можно сделать вывод, что при помощи умело подобранных методов реабилитационный процесс достигает цели, обеспечивая восстановление тех или иных способностей человека к нормальному социальному функционированию. Комплексное осуществление социальной адаптации позволяет восстановить не только здоровье, трудоспособность, но и социальный статус лица, его правовое положение, морально-психологическое равновесие, веру в успех, в свои силы и возможности.

ГЛАВА 2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПУТЬ К ВЕРШИНЕ»

Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и плодотворного взаимодействия с учителями и родителями, адаптация в системе общественных отношений на новой ступени развития и личностный рост.

Задачи программы:

- формирование социального доверия;

- формирование высокой самооценки и уровня притязаний, а так же самоуважения и уверенности в себе;

- развитие социальных эмоций и коммуникативных навыков;

- развитие внутренней активности и самостоятельности при решении проблем;

- формирование способности к гибкому ситуативному поведению;

- самоопределение.

Предмет коррекции: коммуникативная, эмоциональная и интеллектуальная сфера.

Объект коррекции: учащиеся старшего школьного возраста.

Никто не сможет возразить против того, что болезнь лучше предупредить, чем потом ее лечить. Поэтому главная цель коррекционной программы, прежде всего, воспитание, а не перевоспитание, профилактика, а не лечение. Легче всего предупредить болезнь, устранив ее причину, поэтому для профилактики отклоняющегося поведения необходима комплексная работа не только с учащимися, но и с их семьями, а также с учителями. Однако практика показывает, что изменить окружающий мир гораздо сложнее, чем научиться к нему приспосабливаться. Поэтому данная коррекционная программа направлена, прежде всего, на то, чтобы научить старшеклассников жить в этом мире.

Коррекционная программа очень удобна для работы в школе, поскольку позволяет успешно совмещать индивидуальную и групповую деятельность. Соответственно, можно охватить всех учащихся сразу, а не избранных 7-10 человек «особо нуждающихся» в коррекции, и создавать условия успешной адаптации и социализации для всего классного коллектива, не нарушая его целостности. При этом коррекция «особо нуждающихся» школьников будет, безусловно, более эффективна.

Программа включает 4 этапа коррекции:

I этап-ориентировочный (осознание себя и окружающей реальности) - занятия 1-2;

II этап-реконструктивный (осознание личных проблем и необходимости их решать) - занятия 3-5;

III этап - закрепляющий (разрушение стереотипов мышления и поведения и репетиция альтернативных способов поведения) - занятия 6-8;

IV этап - анализ и контроль (подведение итогов работы группы и выявление положительных личностных изменений) - занятия 9-10.

В каждом этапе всегда имеют место 3 основных фронта работ: 1) диагностика, 2) индивидуальная работа и 3) групповая работа; причем диагностика и индивидуальная работа всегда предшествует групповой деятельности. А анализ работы, проведенной на каждом предыдущем этапе, позволяет психологу вносить, в случае необходимости, коррективы в последующий этап. Коррекционная программа рассчитана на 1 учебный год. Занятия распределяются по усмотрению психолога с учетом наличия свободного времени у учащихся. В среднем - можно устраивать одно занятие 1 раз в 4 недели. Однако не все занятия имеют одинаковые временные границы, поэтому более протяженные по времени (2-3 часа) и психологически сложные занятия рекомендуется проводить на каникулах или перед выходными днями.

Диагностика и индивидуальная работа со старшеклассниками

Диагностика учащихся проводится на каждом этапе коррекционной деятельности.

Для удобства обработки и экономии времени можно разработать специальные бланки для некоторых методик, диагностирующих индивидуальные характеристики старшеклассников.

Самоанализ по методу «Я должен... Я не могу... Я боюсь...» может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой работе, однако практика показывает, что эта деятельность воспринимается клиентом лучше при индивидуальной работе.

Метод самоанализа «Я должен... Я не могу... Мне надо... Я боюсь»

Процедура метода

Ребенок в письменной форме продолжает данные фразы (нужно записать как можно больше вариантов продолжений). Затем фразы зачитываются, но уже с другим началом: «Я предпочитаю... Я не хочу... Я хочу... Я страстно желаю...», соответственно. После этого учащийся сравнивает смысл начального и конечного варианта и анализирует справедливость обоих вариантов по отношению к себе.

Упражнение способствует воспитанию честности с самим собой и развитию организмического доверия.


Групповая работа со старшеклассниками

Занятие 1. Познакомься сам с собой


Упражнение «Письмо себе любимому».

Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги.

Итак, задание:

- Сейчас вы напишете письмо - письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) - Ты сам. Напиши письмо себе любимому, - а «любимому» потому, что без любви самого близкого человека жить просто нельзя!

• Время на письмо - 15 минут, под тихую музыку.

Дележка всех по кругу: с какими чувствами писали письма?

• Именно «с какими чувствами», а не «про что». Любовь - или другое живое отношение - живет чаще не содержанием, а интонацией, окраской, чувством по поводу...

Однако кто хочет, свое письмо может пересказать или зачитать.

• И этой возможностью пусть не сразу, но многие начинают пользоваться.

• Вы написали самому себе прекрасные письма. Вы получили эти письма, но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы на свое письмо к себе написать ответ. Пожалуйста, отвечайте конкретно именно на то письмо, которое вы получили. Хочу предупредить, что ответы бывают иногда очень неожиданными.

• 10 мин, также под музыку.

Дележка и обсуждение ответов. Кто кому писал, какая часть твоей личности обращалась к тебе?


Занятие 2. «Я среди других»


Упражнение «Падение на руки».

Это очень важное упражнение, помогающее сближению группы и установлению в ней теплых, доверительных отношений. Запрет и отсутствие физического контакта в той или иной степени нарушают нормальный ход общения, особенно для тех людей, которые в таком контакте нуждаются.

Падение на руки в паре

- У людей бывают очень разные руки. На одни руки приятно смотреть, приятно их прикосновение, руки оказываются мягкими и надежными. Другие руки неловкие, жесткие, и прикосновения их не радуют. А какие руки у вас? И кстати, доверяете ли вы рукам? У нас сейчас будет упражнение «Падение на руки».

Собственно упражнение заключается в том, что девушка встает спиной к юноше на расстоянии где-то шага от него и падает назад, а он встречает ее на свои руки. Надежнее, если его руки оказываются ладонями вверх и поддерживают девушку в районе ее плеч или лопаток. Впрочем, если в паре хорошее доверие и физические данные молодого человека позволяют, он может ловить ее и руками ладонями вниз, под мышки.

Ведущему стоит показать это на примере какой-либо одной пары или нескольких пар.

Иногда имеет смысл подобрать пары таким образом, чтобы в одной было все легко и без затруднений (как пример того, как надо), а в другой были проблемы. Или девушка боится падать, или юноша не очень ловок. Тогда с этими проблемами стоит поработать и показать, как они решаются.

Итак, все встают, ребята и девушки перестраиваются в мужскую и женскую линию отдельно, садятся мальчики и девочки отдельно. Теперь по очереди от юношей и девушек встает очередная пара и показывает, как девушка с доверием падает, а юноша надежно и нежно ловит. Так проходят своеобразный экзамен и каждый юноша, и каждая девушка.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты