Роль эмоций в психической организации человека
p> Новорожденный ребёнок способен испытывать страх, обнаруживающийся при сильном ударе или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Врождённой способностью вызывать эмоции обладают следующие потребности:

-самосохранение (страх)

-свобода движений (гнев)

-получение особого рода раздражений, вызывающих состояние явного удовольствия.

Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Если у младенца страх вызывается только громкими звуками или потерей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врождённым страхом, являясь социальной формой этой эмоции- страхом осуждения. Он определяется уже не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением свободы движений. В 2-3 года у ребёнка развиваются ревность и зависть- социальные формы гнева.

Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием- убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социальных контактах.

Положительные эмоции развиваются у ребёнка в игре и в исследовательском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребёнка: у малыша удовольствие возникает в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. Следующая ступень- функциональное удовольствие: играющему ребёнку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности.

Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребёнка.

Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией- эмоциональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели.

Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того , преодолено ли препятствие, найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения такой ситуации определяют формирующиеся при этом эмоции. Нежелательно при воспитании ребёнка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Чтобы добиться желаемого поведения у ребёнка, можно использовать его возрастную особенность- неустойчивость внимания, отвлечь его и изменить формулировку указания. В этом случае для ребёнка создаётся новая ситуация, он выполнит требование с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации.

Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не отзывчивым. Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необходима и ответственность за другого, забота о младших братьях и сёстрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмоций, не менее важно не задавить положительные, ведь именно они лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Ребёнок более эмоционален, чем взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций, т.к. это зависит от волевого контроля.

Беззащитность, недостаточный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости у детей.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Получены доказательства врождённости некоторых проявлений эмоций. В каждом обществе

существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток мимической, жестикулятивной или речевой выразительности может оказаться свидетельством недостатка воспитания и как бы поставить человека вне его круга. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, которое понимается окружающими как мужество, сдержанность, скромность, холодность, невозмутимость.[4]

Эмоции являются результатом деятельности Н.С.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
1) в дифференциации качеств эмоций;
2) в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
3) в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.[8]

Вывод. У малышей эмоции идут на неосознанном уровне. С возрастом человек может управлять ими как внешне, так и внутренне. А у детей эмоции выплёскиваются наружу. Взрослый может контролировать выражение своих эмоций, а ребёнок нет. Чем человек становится старше, тем лучше он научается управлять эмоциями.

Функции эмоций.

Чтобы понять роль эмоций в психической организации человека нужно рассмотреть её главные функции и её связь с другими психическими процессами. Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций. Эмоции выполняют функции такой обработки первичной информации о мире, в результате которой мы оказываемся способными формировать своё мнение о нём: эмоциям принадлежит роль в определении ценности предметов и явлений.[11]

Функции :
1) Экспрессивная

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Например, люди способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение этих реакций, в эволюции они развивались и закреплялись и как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своём состоянии, так и о том, что происходит в среде (сигналы опасности, пищи и т.п.). Эта функция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией- членораздельная речь. Сама усовершенствовавшись благодаря тому, что грубые врождённые формы выражения стали дополнятся более тонкими конвенциональными нормами, усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из главных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию.[3] Т.е. эмоции служат для выражения внутреннего состояния и передачи этого состояния другим.

2) Отражательно-оценочная

Скрупулёзный анализ взглядов на природу эмоций, проведённый

Н.Гротом в исторической части его работы, равно как и положения современных концепций позволяют заключить, что эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединённого анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов, ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. Т.е. животные всегда оценивают значимость ситуации для нужд организма.[3]

Додонов писал об оценочной функции следующее: эмоция есть деятельность, оценивающая поступающую в мозг информацию о внешнем и внутреннем мире, которые ощущения и восприятия кодируют в форме его субъективных образов. Т.о. эмоции оценивают значимость воздействий на основе сенсорно- перцептивной информации. Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта. Цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения

(возможности эту потребность удовлетворить). Эта функция обуславливает многообразные регуляторные функции эмоций. Эмоции занимают особое место в отражении человеком действительности и регуляции его поведения и представляют собой механизм, при помощи которого внешние раздражения превращаются в мотивы деятельности организма, т.е. являются формой отражения действительности.

Отражательный характер эмоций заключается в саморегуляции функций организма, адекватных характеру внешних и внутриорганизменных воздействий и создающих оптимальные условия для нормального протекания рефлекторной деятельности организма. [12]

3) Побуждающая

Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки. Разве из оценки происходящего может следовать, с биологической точки зрения, что- либо более целесообразное, чем немедленное побуждение присвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного? Поэтому существует принципиальное различие между отрицанием эмоциональной природы побуждающих переживаний и отказом признать какое бы то ни было участие эмоций в развитии этих переживаний. Последнее означает признание в природе психического значительного и едва ли чем- либо объяснимого несовершенства.[3] Т.о. эмоции заставляют стремиться к чему-то и в связи с этим организуют наше поведение.
4) Следообразование (А.Н. Леонтьев)

Эта функция имеет несколько названий: закрепления- торможения

(П.К. Анохин), подкрепления (П.В. Симонов).Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся- неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем. Т.е. происходит фиксация следа в памяти.[3]

5) Предвосхищающая / эвристическая

Предвосхищающая функция подчёркивает значительную роль в актуализации закреплённого опыта, поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.

Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию. Здесь важно подчеркнуть, что, констатируя определённое проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают, выяснения психологического механизма, лежащего в основе этих проявлений.[3] Т.е. мы знаем ответ раньше, чем его можем сказать.

6) Синтезирующая

Мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а своё тело, потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определённым законам.

Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.[3] Т.е. эмоции помогают не только фиксировать, но и организовать и синтезировать все остальные процессы. Эмоции начинаются в ощущениях. Они пронизывают всю психическую жизнь человека. Они способны синтезировать и интегрировать информацию в памяти, разные психические процессы и некоторые виды деятельности.

7) Организующая / дезорганизационная

Эмоции прежде всего организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной, например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта.[3]

8) Направление внимания

По своей сути человек очень любопытен. Ему интересно посмотреть, как другой человек выражает свои эмоции, как люди решают конфликтные ситуации. Тем самым эмоции могут приковывать наше внимание к объекту или ситуации.
9) Стабилизирующая

Эту функцию и её глубинную связь с процессами предсказания ситуации на базе следов памяти подчёркивают теоретические положения

П.К. Анохина. Он считал, что эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов. Положительные эмоции появляются тогда, когда представления о будущем полезном результате, извлечённые из памяти, совпадают с результатом совершённого поведенческого акта.

Несовпадение ведёт к отрицательным эмоциональным состояниям.

Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей обстановке могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата.[4]
10) Компенсаторная (замещающая)

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.[1]

Роль эмоций заключается в экстренном замещении, компенсации недостающих в данный момент знаний. Примером компенсаторной функции может служить подражательное поведение, столь характерное для эмоционально возбуждённой популяции. Поскольку целесообразность приспособительных реакций всегда относительна, подражательное реагирование ( массовая паника ) может обернуться подлинной катастрофой. Проявляется в переходе к реагированию на широкий круг предположительно значимых сигналов.[23] Компенсаторное значение отрицательных эмоций заключается в их замещающей роли. Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. Эта функция проявляется в способности служить дополнительным средством коммуникации между членами сообшества.[1]
11) Переключающая

С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния.

Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция- об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Эта функция эмоций обнаруживается как в сфере врождённых форм поведения, так и при осуществлении условно- рефлекторной деятельности. Оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция.[1] Эта функция ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Миндалина играет решающую роль в осуществлении этой функции.
12) Подкрепляющая

Она обнаруживается не только на индивидуальном, но и на популяционном уровне, где эта функция реализуется через мозговой механизм "эмоционального резонанса", т.е. сопереживания. От факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением "Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя, которое придаёт сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю". Иногда непосредственным подкреплением является не удовлетворение какой-либо потребности, но получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение нежелательных (неприятных) стимулов.[15] Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствует о том, что гипоталамус является ключевой структурой для реализации этой функции. [9]
13) Функция "аварийного" разрешения ситуации

Оно возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень адреналина в крови повышается. Например, чувство страха.
14) Функция активации и мобилизации организма

Эмоции , которые обеспечивают успешное выполнение какой-нибудь задачи, приводят организм в возбуждённое состояние. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности.[8]

Взаимодействие всех функций необходимо, т.к. отсутствие какой- либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

Эмоции и компоненты, образующие личность.

Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности.

"То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность" (Ф.Крюгер).[3]

Эмоции и потребность.

Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определённо судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Эмоции прежде всего своеобразно обслуживают ту или иную потребность, побуждая к необходимым для её удовлетворения действиям.

Потребность-это закреплённая в нас программа биологической или духовной, социальной жизнедеятельности, которая в случае затруднения в её реализации сигнализируется определённым эмоциональным состоянием- переживанием нуждаемости.[11]

Связь эмоций с потребностями бесспорна, однако, считать эмоцию функцию одной лишь потребности вряд ли правомерно. Неудовлетворённая потребность необходима для положительных эмоций не менее, чем для отрицательных. Потребность- специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире.

Отсюда, эмоция- отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности её удовлетворения в данный момент. Эмоции дают возможность выяснить, что и в какой мере представляется наиболее важным для организма, требует первоочерёдного удовлетворения.[23]

Мотивация и эмоции.

Мотивация- осознаваемый или неосознаваемый психический фактор, побуждающий индивида к совершению определённых действий и определяющий их направленность и цели. [8]

Основное биологическое значение эмоционального переживания заключается в том, что по существу только эмоциональное переживание позволяет человеку быстро оценить своё внутреннее состояние, свою возникшую потребность и быстро построить адекватную форму реагирования: будь то примитивное влечение или сознательная социальная деятельность. Наряду с этим эмоции являются и главным средством оценки удовлетворения потребности. Как правило, эмоции, сопровождающие любое мотивационное возбуждение, относят к эмоциям отрицательного характера. Они субъективно неприятны. Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, имеет важное биологическое значение. Она мобилизует усилия человека на удовлетворение возникшей потребности. Эти неприятные эмоциональные переживания усиливаются во всех тех случаях, когда поведение человека во внешней среде не ведёт к удовлетворению возникшей потребности, т.е. к нахождению соответствующего подкрепления.[3]

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты