Роль отца в жизни ребенка

Роль отца в жизни ребенка

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Восточно-Сибирская академия образования

Специальность: педагогика и методика дошкольного образования

Квалификация: организатор-методист дошкольного образования







Курсовая работа

Тема: «Роль отца в жизни ребенка»




Выполнила студентка 3 курса

Факультета дошкольной педагогики

и психологии

Проверила:

Научный руководитель, доцент

кафедры дошкольной педагогики

и психологии






Иркутск 2010

Содержание


Введение

Глава 1. Анализ научных исследований по проблеме отцовства

1.1. Родительство как социокультурный феномен

1.2 Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку

1.3 Роль отца в развитии ребенка

1.4 Выводы к главе 1

Глава 2. Экспериментальные исследования по выявлению роли отца в семье

2.1 Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента

2.2 Анализ констатирующего эксперимента

2.3 Выводы к главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение


Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно. В. Буш

Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка [16].

Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и Овчарова Р.В.. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.

Исторические и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях» [25].

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но так было не всегда, мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В современной городской семье мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал. [14]

Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка – важное событие, которое часто недооценивается. Для большинства мужчин это символизирует переход от одной стадии жизненного цикла к другой и именно рождение ребенка можно считать началом взрослости.

В некоторых случаях ожидание и рождение ребенка могут быть для отца настоящим кризисом, в котором можно выделить 4 стороны: материальная, временная, психологическая и сексуальная.

У молодых отцов нередко отмечаются проявления эмоций, страха, депрессии, тревоги. «Эти изменения, происходящие в настроении, характере и личности мужчины в связи с рождением ребенка и особенностями его темперамента, значительно больше, чем подобные изменения у молодой матери» [16] А это противоречит общепринятому мнению, что появление ребенка для мужчины менее важное событие, чем для женщины.

С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и другие трудности). И практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. [13] Это способствует более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку.

Цель - рассмотреть роль отца в жизни ребенка, участия в его жизни и психоэмоциональном развитии.

Объектом данного исследования является отношение между отцом и ребенком в семье.

Предметом – процесс взаимоотношений и формирование самостоятельности детей.

Гипотеза – общение с отцом влияет на развитие ребенка.

Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования: 1. изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме; 2. выбор диагностических методик, позволяющих определить отношение отца к ребенку, и отношение ребенка к отцу; 3. осуществление качественного и количественного анализа данных

Методологической основой исследования составили труды таких исследователей как: Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас, Овчарова Р.В

Методы исследования:

Изучение и анализ специальной литературы.

Методика «Неоконченное предложение», кинестический рисунок «Мой папа и я», анкета для отцов.

Качественный и количественный анализ полученный в ходе исследованных данных.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Глава 1. Анализ научных исследований по проблеме отцовства


1.1 Родительство как социокультурный феномен


Родительство — интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.[19]

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент — это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент — это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент — это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.[19]

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

родительские установки и ожидания;

родительское отношение;

родительские чувства;

родительские позиции;

родительскую ответственность;

стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней — направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентации.

Родительские установки и ожидания — это установки на цели и средства деятельности в области родительства.[19]

Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка.

Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.

Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, в стиле семейного воспитания.

Формирование и развитие данного компонента должно касаться, с нашей точки зрения, прежде всего коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей.

Родительское отношение — относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно.[19]

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем определения дистанции общения.

Особое внимание в этом плане нужно уделять навыкам и формам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения к личности ребенка. Кроме того, развитие и коррекция родительского отношения должны учитывать восприятие ребенком того или иного его типа.

Родительские чувства — это особая группа чувств, весьма значимая в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основных чувств — родительская любовь — это источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья. Содержание родительских чувств может быть амбивалентным, противоречивым.

Когнитивная составляющая проявляется здесь на двух уровнях:

социально одобряемые знания и представления относительно того, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям;

знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств.

Эмоциональная составляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка и себя как родителя.

Поведенческая составляющая включает доверительность, эмоциональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипы контактирования с ребенком. С нашей точки зрения, поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и не конгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей.

Формирование компонента родительских чувств предполагает умение понимать чувства членов семьи, прежде всего ребенка, и адекватно выражать свои чувства, а также развитие навыков рефлексии исполнения родительской роли. Для коррекции негативных сторон родительских чувств можно опираться на когнитивную составляющую компонента в плане осознания самоценности ребенка, а не как средства для достижения каких-либо целей родителя.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.

Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции.

Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители — дети.

Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных Способах воздействий на ребенка и в характере обращения с ним.

Формирование родительских позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком, используя различные родительские позиции и регулируя притязания родителя по отношению к ребенку.

Родительская ответственность в своей основе имеет Дуальную природу: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Член семьи может отвечать за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает имения такого рода ответственность за семью в целом: не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.[19]

Когнитивная составляющая включает представления об ответественном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своем семье.

Эмоциональная составляющая касается отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональных переживаний связанных с этим, и оценки себя как родителя с этой точки зрения.

Поведенческая составляющая включает контроль за своим поведением и происходящими событиями, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Формирование компонента ответственности родителя по отношению к собственной семье и ее членам должно опираться именно на внутреннюю его ответственность — перед собственной совестью, а не перед обществом.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, определяет личностное становление и развитие ребенка.

Когнитивная составляющая основывается на родительским установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Также она включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме вышеперечисленного, фундаментальным основанием когнитивной составляющей служат ценности родителей, которые формируют не только данную составляющую стилям воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье. Это и оценка себя каст родителя в целом.

В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспекте форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставление ему относительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и другие.


1.2 Позиция отцовского и материнского отношения к ребенку


С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности, Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.[29]

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты