Роль общения в развитии личности подростка

«Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях». Так утверждают представители теории «наследственности» в ее традиционном варианте [4, c. 125-133].

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды, как слепок со среды. Социогенетики, так же как и биогенетики, игнорируют собственную активность развивающегося человека, отводят ему пассивную роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Если следовать социо-генетической концепции, то остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

Таким образом, ни биогенетическая, ни социогенетическая концепция не могут быть приняты за основу понимания закономерностей развития личности. Ни та, ни другая не способны выявить движущие силы психического развития.

Движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их, удовлетворения.

Удовлетворение потребностей вновь и вновь воспроизводит ситуацию, в которой обнаруживается противоречие между достигнутым уровнем развития потребностей человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Удовлетворение потребностей посредством активной деятельности закономерно порождает новую, более высокую по уровню потребность.

Вот почему развивающаяся личность, постоянно воспроизводя новые и новые потребности (а, следовательно, и разветвленную систему мотивации), в свою очередь, является результатом развития потребностей. Развитие, отбор и воспитание потребностей, приведение их к той нравственной высоте, которая должна быть свойственна человеку коммунистического общества, является одной из центральных задач формирования личности советского человека.

Ошибочно представление о том, что наследственность и среда являются движущими силами развития личности. Вместе с тем это отнюдь не означает, что при характеристике личности вовсе не следует принимать во внимание эти факторы.

Если сравнивать двух братьев, воспитывающихся в одной семье, занимающихся в одной школе, к которым, казалось бы, одинаково относятся родители, то бросающиеся нередко в глаза различия между детьми не следует относить за счет врожденных особенностей центральной нервной системы. Объяснение здесь надо искать главным образом в индивидуальной ситуации развития. Один тот факт, что старший брат привык считать себя старшим и в чем-то превосходящим младшего, который смотрит на него снизу вверх и ищет у него защиты или бунтует против деспотизма первенца, создает далеко не сходные обстоятельства, способствующие или препятствующие возникновению многих черт личности. Существенны здесь и другие, входящие в индивидуальную ситуацию развития обстоятельства: и изменения в материальном положении семьи за два-три года, прошедшие между рождением первого и второго ребенка, и то, что одного из них больше баловали (в одних случаях первенца, в других - младшего), и изменения в отношениях внутри семьи, и хорошие друзья, встретившиеся на пути одного брата и не встретившиеся другому, и разные учителя, - все это способствует зарождению различных качеств и особенностей личности [8, c. 106-149].

Разумеется, индивидуальная ситуация развития может складываться и стихийно. Однако, принимая во внимание, что развитие личности есть общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее - воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество. При этом воспитание не только определенным образом организует, упорядочивает жизнь и деятельность ребенка, но и создает в соответствии с существующими педагогическими принципами специальную индивидуальную среду или ситуацию развития, наилучшим образом выявляющую возможности конкретной личности, создает условия для проявления ее активности, формируя и направляя ее. Здесь психология личности уступает место педагогике воспитания личности, методике коммунистического воспитания, в задачу которых входит выявление средств и путей всестороннего развития личности, формирования нравственного сознания, воспитания сознательной дисциплины, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма.


Глава II.Общение как фактор формирования личности подростка

2.1           Психологическая характеристика общения

Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком.

Антуан де Сент-Экзюпери.


В российской педагогической энциклопедии дается следующее определение общения: общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности.

Общение - один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода.

В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:

- «коммуникация» (обмен информацией между людьми),

- «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком),

- «интеракция» (взаимодействие).

Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.

У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к др. нуждам (в пище, тепле, безопасности, во впечатлениях, в активности и др.) потребность к познанию самого себя и др. людей, т. е. к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении [23, c. 61-62].

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, кoтopоe оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей.

Далее, общение выполняет так называемую регуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость. Поэтому его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности.

Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность, и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффективно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы. Даже в отдельном акте общения нередко все они присутствуют [26, c. 3-12].

Добрович, в своей книге «Воспитателю о психологии и психогигиене общения», задает своим читателям вопрос «для чего общаться?» и сам дает на него ответ: общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека (а ведь только благодаря этому возможно существование общественного сознания и культуры).И наконец, общение служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества - потерянным и беспомощным... Сказанного достаточно; сам вопрос «для чего общаться» есть проявление присущей нам привычки и тяги к общению...

Исходным моментом для исследования проблемы общения и обособления личности в обществе может служить известное положение К. Маркса: «Человек есть в самом буквальном смысле общественное животное, не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться».

Входя в различные общности, человек выступает в них и как субъект, и как объект общения. То есть в процессе общения он испытывает на себе влияние окружающих и, в сою очередь, оказывает определенное воздействие на них в процессе коммуникативного взаимодействия. Еще Аристотель в своей «Риторике», как бы давая наиболее общую схему коммуникации, отмечал, что для осуществления любого акта человеческого общения необходимо, по крайней мере, 3 элемента: 1) лицо, которое говорит; 2) речь, которую это лицо произносит; 3) лицо, которое эту речь слушает.

Человек - существо общественное, следовательно, он может проявиться только в обществе - в процессе общения. В результате этого происходит влияние общества на личность. Человек в обществе ведет себя определенным образом, проявляя при этом какие-то качества и свойства личности. Наличие индивидуальных качеств и свойств, отличающих данного конкретного человека от других, тесно связано с процессом обособления в обществе.

Общение - один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками [7, c. 8-12].


2.2 Общение с родителями и его влияние на становление личности подростка


Подростковый возраст - период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональней, поведенческий и нормативный.

• Эмоциональная эмансипация

Эмоциональная эмансипация - перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых эмоциональных отношений с другими людьми. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. Созревает необходимость построения новой, собственной сложной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении и свободных от зависимости, такой среды, центром которой является сам подросток, а не его родители. Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям - дружба, любовь. Степень драматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей. Если родители не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации, они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в черствости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю зависимость детей или сами обращаются за эмоциональной поддержкой к детям. В таком случае переходный возраст может надолго затянуться. В результате инфантильности молодые люди могут никогда не обрести социальной зрелости и часто предпочитают жить с родителями, даже после вступления в собственный брак. При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных эмоциональных связей [14, c. 688].

• Нормативная эмансипация.

Нормативная эмансипация - формирование у молодых людей своей системы ценностей, нередко отличающихся от тех, которых придерживаются его родители. Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знаний, приобретает способность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность к осознанию своей личности, своего места среди других людей. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако, нельзя не учитывать влияние и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.. Больше различий между родителями и подростками обнаруживается в инструментальных ценностных ориентациях, то есть в понимании тех средств, которыми можно достичь терминальных ценностей. Несмотря на то, что ценностные структуры старшеклассников имеют индивидуальные различия, например, могут быть ориентированы на ценности социальной успешности, ценности индивидуальной самореализации или ценности социального взаимодействия, большинство подростков называет в числе наиболее важных такие общественные ценности личного счастья, как «любовь, здоровье, счастливую семейную жизнь, материальную обеспеченность, жизненную мудрость»...

• Поведенческая эмансипация.

Поведенческая эмансипация - стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственного решения без внешнего руководства. Стремление к поведенческой автономии у подростков резко возрастает, и они упорно добиваются независимости в принятии самостоятельных решений. В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет сове время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т.п. Вместе с тем степень поведенческой эмансипации от родителей у подростков может значительно отличаться в разных сферах: в более серьезных вопросах, например выборе стратегии образования, они подчиняются родителям. Таким образом, стремление к поведенческой автономии имеет относительный характер. В действительности подростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воспользоваться. Подростки нуждаются в том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того, как они научаться ею пользоваться.

Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Следующие сферы жизни подростков являются наиболее конфликтогенными:

• Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени. Планирование будущего, инфантильное общение;

• Внешний вид и манера поведения: вредные привычки - курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лживость, сексуальная жизнь;

• Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;

• Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежды, к семейной собственности - жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношение с престарелыми родственниками [17, c. 201-208].

Поведение подростка определяется промежуточностью (маргиналностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Подростковый кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот конфликт переживается как страх потери «Я», как дилемма: быть собой со своим особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями или быть вместе — с теми, кто дорог и ценим. Объектом недовольства и беспокойства родителей, как правило, являются:

1) поведение ребенка дома или в школе — неуправляем, «не желает подчиняться школьным требованиям», «невозможно заставить за собой вымыть чашку»;

2) черты характера, расцениваемые как неприемлемые, — «на первом месте удовольствие», «сын агрессивен» и т. п.

Выделяют следующие типы самоотношения подростка:

1. «Самооценка» ребенка является прямым воспроизводством оценки матери. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет полностью эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием чувства неполноценности и самонеприятия. Для ребенка с узким диапазоном социальных контактов вне семьи родительские оценки становятся единственными внутренними самооценками в силу авторитетности и значимости родителей, тесной эмоциональной связи с ними. «Неблагоприятность» этой самооценки (пусть даже и в позитивном ее варианте) заключена в опасности фиксации крайней зависимости самоотношения от прямой оценки значимых Других, что препятствует выработке собственных внутренних критериев, обеспечивающих стабильность позитивного отношения к себе, несмотря на колебания уровня самооценки.

2. Смешанная самооценка, в которой существуют противоречивые компоненты: один — это формирующийся у подростка образ своего «Я» в связи с успешным опытом социального взаимодействия, второй — отголосок родительского видения ребенка. Образ «Я» оказывается противоречивым. Тем не менее, ребенку удается в некоторой степени разрешить конфликт: успешность взаимодействия вне семьи позволяет ему испытывать необходимое чувство самоуважения, а, принимая родительские требования, он сохраняет аутосимпатию и чувство близости с родителями.

3.Подросток воспроизводит точку зрения родителей на себя, но дает ей другую оценку. Упрямство не называет бесхарактерностью. Поскольку для подростка этого возраста по-прежнему важны одобрение и поддержка взрослых, то ради сохранения чувства «Мы» им воспроизводится негативная оценка своего «упрямого» поведения. Но одновременно послушание означает отказ от автономности и утрату собственного «Я». Переживания этого конфликта как невозможность ответа требованиям родителей и сохранения своего «Я» приводили к тому, что подросток оценивает себя как плохого, но сильного.

Подросток ведет борьбу против мнения родителей, но при этом оценивает себя в рамках той же системы ценностей. В данном случае ребенок воспроизводит в самооценке не реальную оценку родителей, а их идеализированные ожидания.

Подросток воспроизводит в самооценке негативное мнение родителей о себе, но при этом подчеркивает, что таким он и хочет быть. Это отвержение родительских требований приводит к очень напряженным отношениям в семье.

6.Подросток не замечает негативной оценки родителей. Ожидаемая оценка значительно выше самооценки, хотя реальная родительская оценка является негативной. Игнорируя реальное эмоциональное отвержение со стороны родителей, ребенок трансформирует в самосознании родительское отношение так, как если бы он был любим и ценим [21, c. 653].

Чтобы иметь возможность оказать эффективную помощь подросткам, нужно четко представлять себе, на каком этапе отделения они находятся. Опишем эти этапы:

1. 11-22 лет. Характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Подросток противоречив с своих ожиданиях по поводу родительского поведения. Он, с одной стороны. Сопротивляется проявлениям их заботы, ласки, а с другой, - проявляет желание, чтоб его баловали. Таким образом, подросток перестает быть послушным и вежливым, каким он был раньше. В то время, как у некоторых подростков могут появиться совсем детские желания: стремления полежать рядом с мамой, плаксивость, капризы. Родители, как правило, не понимают, что происходит с подростком, ужесточают запреты, что может вызвать у него острые эмоциональные расстройства.

2. Когнитивная реакция отделения (здесь сложно указать возраст, так как переход к этому этапу может затянуться на всю жизнь);

Подросток доказывает всем - миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации подростков. Длительность этого этапа определяется временем, которое необходимо родителям для принятия факта взросления подростка. В этот период подростки настороженно относятся к советам родителей. Они воспринимаются детьми как попытки ущемления их самостоятельности и взрослости. Понятно, что все, даже взрослые советы, немедленно отвергаются. Нужно иметь в виду, что при всем стремлении подростка к эмансипации у него присутствует острая потребность в любви, внимании, одобрении родителей, поэтому может возникнуть необоснованная ревность к младшим сестрам и братьям, которые, по мнению подростков, получают эту любовь с избытком.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты