Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха

Роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха

Содержание


Введение

Глава I. Теоретическая часть

I.I Мотивация достижения успеха

I.II Агрессивное поведение

I.III Теоретическое обоснование исследования

Глава II. Эмпирическая часть

II.I Проведение исследования

II.II Обработка результатов

II.III Практическая значимость исследования

Заключение

Список литературы

Приложение



Введение


Актуальность исследования. Портрет современного успешного человека достаточно противоречив. Однако в нём ярко выделяется две черты: настойчивость и агрессия. Без наличия этих качеств, достаточно сложно, почти невозможно, выдержать конкурентную борьбу и вывести свой бизнес на широкий рынок.

Успешные бизнесмены – это люди, чётко видящие цель, не замечающие неудач, твёрдо идущие к своей целее, сменная на своём пути возникающие препятствия. Исходя из этого, они агрессивны. Именно агрессия будет вести человека вперёд, помогать преодолевать появляющиеся на пути развития бизнеса препятствия, постоянно стремиться к большему, на удар со стороны конкурентов отвечать своим ударом.

Наблюдая за такими людьми и тем, чего они добились в жизни, естественно отметить, что мотивация, направленная на достижение успеха и руководящая их поступками, отличается от мотивации большинства. Их мотивация и агрессия, подкрепляя друг друга толкают людей на бурную, порой, рискованную деятельность, направленную на достижение максимально возможного результата.

Исходя из всего вышесказанного, автор курсовой обуславливает актуальность работы с необходимостью изучения психологического портрета современного бизнесмена в условиях конкурентной борьбы, выставляя одним из критериев этого портрета взаимосвязь: мотивация-агрессия.

Проблемой особого вида мотивации – мотивацией достижения – занимались многие психологи. Первым из них был Г.Мюррей. Затем появились работы американского ученого Д. МакКлелланда, который полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства». Согласно взглядам Хекхаузена, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче».

В отечественной психологии одними из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике являются Т. О. Гордеева и М. Ш. Магомед-Эминов.

Одно из наиболее известных определений агрессии было предложено Басом в 1961 году. Однако затем, более полным определением стало определение Фешбаха и Берковича.

Существует также третья точка зрения, высказанная Зильманном в 1979 году.

Объектом работы является мотивация достижения человека.

Предмет работы: роль личностной агрессии в мотивации достижения успеха.

В связи с вышесказанным, автором ставится следующая цель:

·                   Выявить взаимосвязь личностной агрессии и мотивации достижения успеха.

Также выдвигаются нижеизложенные задачи:

·                   Рассмотреть особенности мотивации достижения успеха

·                   Установить роль агрессии в мотивации достижении успеха

В связи с этим выдвигается следующая гипотеза:

·                   Чем выше уровень агрессии, тем выше уровень мотивации достижения успеха.



Глава I. Теоретическая часть


I.I Мотивация достижения успеха


Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

Мотивация достижения успеха— это специфический вид мотивации человека.

Первым, кто выделил подобный вид мотивации, был Г.Мюррей. Мюррей дал следующее определение:

«справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей»

Далее разработка проблематики мотивации достижения продолжалась многими психологами. Американский ученый Д. МакКлелланд полагает, что потребность в достижении «является бессознательным побуждением к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства».

Характерными чертами людей, с выраженной мотивацией достижения он считает: 1) предпочтение работать в условиях максимального побуждения мотива достижения (то есть решать задачи средней степени трудности) 2) мотивация достижения не всегда приводит к более высоким, чем у других результатам. А высокие результаты не всегда есть следствие актуализированного мотива достижения 3) взятие на себя личной ответственности за выполнение деятельности, но в ситуациях низкого или умеренного риска, и если успех не зависит от случайности 4) предпочтение адекватной обратной связи о результатах своих действий 5) стремятся к поиску более эффективных, новых способов решения задач, то есть склонны к новаторству

Иные представления о мотивации достижения развиваются немецким психологом Х. Хекхаузеном. Согласно его взглядам, мотивация достижения — «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче». Характерные признаки мотивации достижения: 1) сама идея достижения предполагает две возможности: достигнуть успеха и потерпеть неудачу. У лиц с высокой мотивацией достижения выражена ориентация на достижение успеха 2) мотивация достижения проявляется тогда, когда деятельность предоставляет возможности для совершенствования. Задачи должны быть средней степени трудности 3) мотивация достижения ориентирована на определенный конечный результат, на цель. При этом для мотивации достижения «характерен постоянный пересмотр целей» 4) для людей с высокой мотивацией достижения характерно возвращение к уже прерванным занятиям и доведение их до конца.

В отечественной психологии одним из наиболее авторитетных авторов по данной проблематике является Т.О. Гордеева. Под мотивацией достижения понимается мотивация достиженческой деятельности.

Достиженческая деятельность — деятельность, связанная с целенаправленным преобразованием субъектом окружающего мира, себя, других людей и отношений с ними. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании».

Также в отечественной психологии мотивация достижения исследуется М.Ш. Магомед-Эминовым, который определяет мотивацию достижения как функциональную систему интегрированных воедино аффективных и когнитивных процессов, регулирующую процесс деятельности в ситуации достижения по всему ходу её осуществления. Можно выделить особые структурные компоненты, выполняющие специфические функции в процессе мотивационной регуляции деятельности: мотивация актуализации (побуждение и инициация деятельности), мотивация селекции (процессы выбора цели и соответствующего ей действия), мотивация реализации (регуляция выполнения действия и контроль реализации намерения), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или смену одного действия другим)

Таким образом, мотивация достижения является достаточно разработанной темой. Её занимались многие видные деятели психологии. Мотивация достижения успеха является важным критерием при оценке и прогнозировании дальнейшего карьерного роста кандидата на должность.


I.II Агрессивное поведение


Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды[3] У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

«Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим»

Такое определение термина «Агрессия» было предложено Басом (Buss, 1961). Но, в том случае, если мы принимаем такое объяснение, любая ситуация, повлекшая за собой ущерб других людей, должна быть расценена как агрессия. Но как же тогда быть с несчастными случаями, автокатастрофами, совершенными, например, в нетрезвом виде. Ведь человек заранее не предполагал совершить злодеяние против кого-либо. Просто так сложились обстоятельства.

В таком случае, определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974-1981 и Feshbach, 1970) гораздо полнее раскрывает смысл данного термина. По их мнению, «чтобы те, или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Существует также третья точка зрения, высказанная Зильманном (Zillmann, 1979), которая ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Однако, в этом плане, к результатам подобной агрессии можно отнести лишь физическую боль. Но ведь есть еще и психологическая, вызванная, например, тяжелымиоскорблениями, криками, словесным прессингом. Тогда, по определению Зильманна, целая часть агрессии просто выпадает из понимания.

Однако, несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

Однако, следует понимать, что агрессия – это не «зло», проявление агрессии не является однозначно негативным фактором.

Доброкачественная агрессия:

Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и животного и призван охранять их жизненно важные интересы от угрозы. Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих (например, хотя бы наших ближайших родственников - шимпанзе), то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек - настоящий "убийца".

Как объяснить эту "гиперагрессивность"? И какого она происхождения - того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности (перенаселение и т.д.), но и сделал эти условия не исключением, а нормой жизни. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Злокачественная агрессия:

От деструктивности следует отличать некоторые известные с давних пор эмоциональные состояния, которые современному исследователю нередко кажутся доказательством прирожденной деструктивности человека. Серьезный анализ показывает, что они хотя и приводят к деструктивным действиям, но не обусловлены страстью к разрушению.

Примером такого эмоционального состояния может быть желание, обозначаемое как "жажда крови". Практически пролить кровь человека - означает убить его; поэтому выражения "убивать" и "проливать кровь" употребляются в литературе как синонимы. Возникает вопрос: может быть, в древности существовали какие-то ритуалы, связанные с проливанием крови, а не с жаждой убивать?

Применение крови в религиозных целях хорошо известно. Священники храма в Иерусалиме, совершая богослужение, разбрызгивали кровь убитых животных. Жрецы ацтеков приносили в жертву богам еще трепещущие сердца своих жертв. Во многих ритуальных обрядах братские узы символически скреплялись кровью.

Таким образом, нужно предостеречь читателя от того, чтобы любое разрушительное поведение слишком поспешно объявлять следствием врожденной деструктивности, вместо того чтобы выяснить для себя, как часто за таким поведением стоят религиозные и другие вовсе не разрушительные мотивы. Ибо в противном случае стирается грань между ритуальным кровопролитием и настоящей жестокостью и не получает должной оценки подлинная деструктивность, к анализу которой мы сейчас переходим.

Таким образом, агрессивное поведение – это природообоснованное инстинктивное поведение, присущее живому организму, защищающему свою территорию и свою жизнь.


I.III Теоретическое обоснование


Каждый новый век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению и взглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя из этого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная и философские мысли. Порою меняется сама структура жизни, объясняемая принятием нового уклада существования. И, соответственно, каждый новый век подразумевает свои критерии успешности.

Сегодня, почти основным показателем успеха являются деньги. Человек, добившийся больших средств к существованию – успешен. Однако, прошли те времена, когда можно было разбогатеть, занимаясь каким-либо ремеслом, пусть даже и в одиночестве, то есть, делая что-то своими руками в своей мастерской. Сегодня тон задаёт конкуренция. Все области и сферы труда давно поделены на рынке сбыта. А это значит, что чтобы удержать на плаву свой бизнес, необходимо выдержать серьёзную конкурентную борьбу. Нужно иметь определённый склад ума, чтобы выстоять, когда многие делают, порою, всё что угодно, только бы обанкротить бизнес нового игрока. В таком случае, не обойтись без таких качеств, как хитрость, острота ума, Нужно обладать конгруэнтным мышлением, и иметь чёткую ориентированность на результат. Не обойтись без амбиций, тщеславия, а как двигательный механизм всего этого – агрессия.

Именно агрессия будет вести человека вперёд, помогать преодолевать появляющиеся на пути развития бизнеса препятствия, постоянно стремиться к большему, на удар со стороны конкурентов отвечать своим ударом. Фактически, агрессия приводит человека к самобытному и, конечно, стилизованному, но всё таки поведению хищника. «Ешь, или будешь съеден сам» - к сожалению, эта «животная» поговорка отлично отражает ситуацию в человеческом мире бизнеса. Холодный расчёт, подкрепляемый внутренней, не нуждающейся в подкреплении, агрессией – возможно единственный рецепт успешного бизнеса.

Тогда что же получается: те, кто неагрессивен, никогда не добьются уверенного положения в жизни? Едва ли это так. Люди с пониженной агрессией – отличные исполнители, аналитики, прогнозисты, даже руководители. Но руководители не высшего звена. Высшее звено предполагает самостоятельный дрейф на просторах бизнеса, умение не только принимать ответственные решения, но и не бояться отвечать за них.

А что значит проявление агрессии в повседневной жизни людей? Это значит, что люди не бояться и не видят ничего дурного в нарушении установленных социумом норм и правил, не только в межличностных, но и административных и даже уголовных отношениях.

Наблюдая за такими людьми и тем, чего они добились в жизни, естественно отметить, что мотивация, направленная на достижение успеха и руководящая их поступками, отличается от мотивации большинства. Их мотивация и агрессия, подкрепляя друг друга толкают людей на бурную, порой, рискованную деятельность, направленную на достижение максимально возможного результата.

Таким образом, автор работы считает необходимым выявить наличие взаимосвязи между агрессией и мотивацией на достижение успеха именно в ключе развития современного бизнеса.



Глава II. Эмпирическая часть


II.I Проведение исследования


Для проверки своей гипотезы, автором работы была взята группа человек, состоящая из десяти испытуемых. Исследование проводилось в индивидуальном порядке, т.е. отдельно с каждым испытуемым, в удобное для него время и в комфортном месте, дабы исключить, или свести к минимуму внешние воздействия.

Тестирования проходили по одному принципу: встреча с испытуемым назначалась на обеденное время его рабочей деятельности, чтобы психофизиологически человек оставался в своём обычном рабочем тонусе, что позволяло выявить его рабочее, то есть основное отношение к агрессии и мотивации достижения.

После короткого вступления, в котором автор работы описывал суть и значимость своей работы, испытуемому предлагалось пройти по очереди две методики. Первая из них – это тест на мотивацию достижения успеха, предложенный Элерсом. Он предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха. Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Затем, после прохождения указанного теста, испытуемому предлагалось пройти ещё один тест, на агрессивность. Этим тестом являлся ест руки Вагнера, предназначенный, в первую очередь, для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.

Порядок тестов не случаен. Если тест Элерса является достаточно простым в заполнении опросником (ответить да\нет на предложенные вопросы), то тест руки Вагнера является проективным методом и требует некоего полёта фантазии, отвлечения от насущных проблем, хоть и диагностирует отношение к ним. Поэтому в качестве разминки и отвлечения от предшествующей деятельности и настройки на тестирование давался вначале более простой тест Элерса. А затем – тест руки.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты