Развитие творческих способностей ребенка

Развитие творческих способностей ребенка

КОЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

студентки 4 курса

отделения «Педагог музыки и Пения»
Андреевой Е. Л. рук.: Русинова Л. А.

Псков, 1998.

Введение 2


Развитие способностей до рождения ребенка 3

Отношение к беременности в древности и духовный рост младенца 6
Музыкальное развитие у ребенка и можно ли развивать другие способности до рождения. 9

Проявление творческих способностей 13

Помощь взрослых в развитии ребенка 15
Четыре этапа развития способностей 20
Главные задачи взрослых в развитии ребенка 23

Стадии творческого мышления 25

Наглядно-действительное. 26
Причинное мышление. 29
Эвристическое мышление. 32

Занятия для детей 5 - 7 лет по развитию наглядно-действенного мышления
35


Заключение 36


Список используемой литературы 40

Введение

«Я не знаю явления более загадочного, более драматического, более эмоционального, чем то, как детство, исполненное разнообразных возможностей, чувствительное к красоте, восприимчивое к добру, воплощающее трогательную невинность, превращается в скучную, однообразную, самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала «убийство Моцарта» в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает совершаться. Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя?»

Георги Данаилов

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение чем правило.

Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.

Я решила раскрыть эту тему, потому что эти вопросы взволновали и заинтересовали меня.

Цель моей дипломной работы: прояснить, как нужно правильно развивать творческие способности детей.

Развитие способностей до рождения ребенка

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия
– длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия
- короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас
Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.

Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности, гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.

Отношение к беременности в древности и духовный рост младенца

Если вы, отметив день рождения своему 3-летнему малышу, подумаете: «А не пора ли заняться развитием его способностей?», то знайте, что вы опоздали не меньше чем на 3 года и 9 месяцев. Вся педагогическая наука вместе с огромной армией родителей обеспокоены вопросом, когда и как развивать и раскрывать детские способности. Но мало кто из взрослых обеспокоен вопросом о том, как не лишить детей этих самых способностей.
Чтобы лучше разобраться в данном вопросе, я предлагаю вам «окунуться» в жизнь ребенка, предшествующую его рождению.

Современная медицинская наука недавно открыла для себя факт (на самом деле старый, как мир), что мама – это и первая вселенная ребенка, и посредник между ребенком и внешним миром.

Маленький человек еще не воспринимает наш мир напрямую, однако непрерывно улавливает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти ощущения определенным образом «окрашивают» будущую личность еще не родившегося человека.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Несмотря на особенности культурных традиций, можно выделить нечто общее в отношении к беременности у совершенно разных народов.

Так, более 1000 лет назад в Китае существовали перинатальные
«клиники», где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Египтяне, индейцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали целый свод законов для матерей, супружеских пар и общества. Эти законы охраняли ребенка, обеспечивая ему наилучшие условия для жизни и развития.

А в древней Индии беременная женщина считалась благословенной и неприкосновенной. Ей предписывались занятия искусствами, созерцание природы, цветов. Рекомендовалось употреблять только вкусную пищу, желательно фрукты, овощи, злаки. Все это надлежало красиво приготовить и освятить в храме.

В православной Руси весь период беременности и кормления грудью женщина также являлась неприкосновенной. Считалось, что поскольку таинство зачатия уже совершено, то интимные отношения после него неестественны. В этот период женщину окружали особой заботой родственники и старшие дети.

Обратившись к источнику древней письменности, мы увидим, что к ребенку не относились как к ничего не понимающему, примитивному существу по сравнению с взрослым человеком. Наоборот, прослеживается очень уважительное и трепетное отношение к младенцу. В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, который проходит ребенок от зачатия до рождения, подчеркивается, что этот путь является огромным опытом; утверждается, что новорожденный младенец ничуть не отличается от взрослых людей по своей способности осознавать все происходящее, только осознает он это иным образом.

Изображение на иконах Богоматери с младенцем, окруженным золотым сиянием, символизирует детскую безгрешность. Крещение у христиан в раннем детстве предполагает отношение взрослых к ребенку как к равному перед
Богом. Исстари взрослые понимали, что для детей важны не только нормальные физиологические условия, но и богатая духовная жизнь.

В Российской истории можно найти удивительные примеры, подчеркивающие важность духовной жизни ребенка до рождения, но, пожалуй, самым ярким примером является жизнь святого Сергия Радонежского. Родители его были людьми очень благочестивыми. Предварительно они испросили благословение на рождение ребенка у своего духовного отца. С момента зачатия оба не пропускали ни одной службы и строго соблюдали посты. История свидетельствует, что однажды во время особенно торжественного места в литургии … ребенок закричал в утробе матери. Прозорливый священник расценил это как знак необычайности плода. С этого момента мать стала вести еще более благочестивую жизнь, и вскоре у нее родился мальчик, которого назвали
Варфоломеем и которому суждено было стать «собирателем русских земель».

Музыкальное развитие у ребенка и можно ли развивать другие способности до рождения.

О том, что еще не родившийся ребенок способен слышать, в это поверить трудно, но ученые доказали, что все действительно так.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в 5-6 месяцев беременности. Но предполагают, что плод воспринимает вибрации всеми своими клетками непосредственно с момента зачатия, сохраняя информацию в памяти клеток.

Певица Мари-Луиза Ауир, работая в «поющем» родильном доме Мишеля
Одина, пришла к выводу о важной роли звука. Она проводила занятия хорового пения для будущих отцов, матерей и детей, если они уже были у родителей.
Оказалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая рождается на свет здоровых, спокойных детишек, способных быстро и легко адаптироваться в различных ситуациях.

Если отец постоянно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу после рождения ребенок будет узнавать его голос.
Многие родители отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в период от зачатия до рождения. Что же касается голоса матери, то его роль в развитии ребенка просто неоценима.

Теперь у нас нет сомнений в том, что еще не развившийся ребенок воспринимает музыку, которую слушает его мама.

Интересно, как дети реагируют на разные музыкальные стили:

Бетховен и Брамс действуют на него возбуждающе, Моцарт и Вивальди – успокаивающе. Рок музыка заставляет их просто бесноваться.

Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концерты рок музыкантов из-за непереносимых страданий, испытываемых от бурных движений плода. По всей вероятности, те неестественные герцы и децибелы, к которым привыкают умы подростков, причиняют физическую боль детям, находящимся в лоне матери.

Американский дирижер Борис Брот на вопрос о том, когда он научился любить музыку, ответил так: «Эта любовь жила во мне еще до рождения».
Однажды, впервые знакомясь с музыкальным произведением, он обнаружил, что там написано! Ситуация так взволновала Брота, повторялась несколько раз, но он не мог объяснить причину этого странного явления. Он рассказал об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Мать посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременности.

О подобном феномене рассказывает также Рубинштейн и Мекунин. Можно предположить, что Бах и Моцарт, отцы, которых были музыкантами, впитали в себя любовь к музыке не с молоком матери, а с музицированием отцов.

Конечно, никто не возьмет на себя смелость утверждать, что каждый ребенок, мать или отец которого часто слушали музыку или сами играли на каком-нибудь инструменте, обязательно станет композитором, дирижером, певцом или музыкантом-виртуозом. Несомненно, лишь одно – такой ребенок будет восприимчив к музыке.

Родители еще до рождения ребенка могут привить ему вкус к прекрасной мелодичной музыке, тем более, что еще не родившиеся дети воспринимают ее с большим удовольствием. Когда взрослые возмущаются, откуда у подростков такая любовь к безвкусице, к музыке агрессивной и разрушительной, не плохо бы им вспомнить об упущенном времени…

Пример с музыкальным развитием очень наглядно показал нам, что вкус можно привить к музыке, поэзии, живописи, а также и ко всем остальным видам творчества.

Зная об этом, многие мамы приобщают своих будущих детей к шедеврам мирового искусства. И тут уже все зависит от уровня подготовки и вкуса самой мамы. Поскольку мы заранее не можем узнать, какие способности будут даны ребенку, то есть прямой смысл позаботиться о его разностороннем развитии.

Самое большое удивление вас ждет, когда вы увидите результаты своего труда собственными глазами.

Ребенок запоминает очень многое из того, что будет читать или показывать ему мама. Поэтому, необходимо выбирать самое красивое, самое лучшее, самое доброе и самое святое. Это касается и картин, на которые смотрит мама, и музыки, которую она слушает, и стихов или сказок, которые она ему читает.

Вывод: воспитывать художественный вкус и умение чувствовать красоту музыки, живописи и слова, а также такие качества, как доброта и чуткость, можно и нужно еще до рождения ребенка.

Проявление творческих способностей

Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. А как можно сравнивать, например, уровень таланта Пушкина с уровнем таланта Чайковского или Баха с Рафаэлем, Куинджи с Шаляпиным?..

Каждому понятно, что их таланты, во-первых, из разных областей искусства, а во-вторых, они сформировались и расцвели со временем благодаря неустанному оттачиванию граней таланта.

Спросите тестирующих детей взрослых, смогли бы они предложить свои тесты, скажем, Леонардо да Винчи, Бетховину и Анзкрину, если бы представилась такая возможность. Уверена, что никто не решился бы на такое, посчитав сам вопрос нетактичным. Но почему же взрослые так часто забывают о чувстве такта, когда дело касается детей?! Откуда нам знать, кем станет ребенок, “выбракованный”, как неспособный или тот, уровень способностей которго оказался близким к гениальности?

Взрослый, постоянно тестирующий детей, напоминает садовника, который то и дело измеряет высоту стеблей и размер бутонов… Но детям нужна настоящая помощь и поддержка взрослых, а не измерение их способносте “по ленточке”. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.

Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения
Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом.
. Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.
. Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память.
. Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
Чтобы творить, следует еще научиться:
. Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
. Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.

Помощь взрослых в развитии ребенка

Все взрослые хорошо знают, что в саду в каждое времени года надо заниматься определенным видом работ. В одно время рыхлить почву, в другое сажать рассаду, в третье – пропалывать земельный участок, очищая его от сорняков, и поливая растение. Есть также время сбора спелых и сочных плодов. Ни у кого ни вызывает сомнения, что 5 дней назад посаженая яблонька не может сразу дать яблоки. Человека, который ежедневно выкапывает картофель, чтобы проверить, не созрел ли он, по меньшей мере, поднимут на смех. Но когда дело касается детских способностей, то все очевидное превращается в невероятное. Входя в «сад жизни» ребенка, взрослые напрочь забывают о самой простой истине: всему свое время. И, пропустив весну, начинают разбрасывать семена осенью, надеясь на всходы зимой, или, наоборот, желают сорвать плоды с дерева, у которого ствол-то еще не крепок.

Некоторые «заботливые» родители умудряются научить малышей такому, чего не знают даже многие взрослые.

Так, француженка Сисиль Лупан с восторгом описывает, как трехлетняя дочка, «чувствуя себя вполне свободно», беседует с дядей репортером, приехавшим проверить способности детей. Сначала она рассказала ему «какие государства находятся на карте Южной Америки, затем прочитала басню Жана
Ладоонтена – «Лиса и журавль», потом спела, куплеты о Бурбонах и объявила, между прочим, почему Генриха 4 называли дамским угодником». Действительно, запомнить все это трехлетнему ребенку с его огромным объемом памяти не составит труда, но лично у меня возникает вопрос: «А для чего это нужно самой девочке?» По-моему, это зачем-то нужно маме, а ребенок в 3 года вполне может обойтись и без рассуждений о «дамских угодниках». Автор утверждает, что ее маленькие девочки (второй девочке 2 года) счастливы, получая знание. Конечно, все дети счастливы, когда получают знание (правда, пока они не начали учиться в школе), но взрослым необходима мудрость, чтобы точно определить, какие именно знания нужны ребенку. Среди знаний есть много ненужных, лишних, есть знания несвоевременные, а есть просто вредные.
А знаете, что произойдет с ребенком, если попытаться «ускорить» его рост, постоянно подтягивая за верхушку? Правильно, через некоторое время корешки повиснут в воздухе. В возрасте 2 – 3 лет ребенок только начинает познавать жизнь. Всем детям свойственно наблюдать, узнавать и делать собственные выводы о том, как устроен мир. Конечно, ребенку в это необходима помощь взрослого. Но часто эта помощь превращается в «медвежью услугу». Известно, что возраст с 3 до 6 – это возраст «почемучек». Дети занимают родителей вопросами о том, как все устроено и почему именно так.

Если до наступления этого возраста научить ребенка читать, значит, он не задаст многих из этих вопросов, прочитав готовый ответ в книге.

У ребенка, который научился читать раньше, чем думать мышление формализируется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию.
Такой ребенок уже не будет думать и размышлять, не будет сам искать ответы на сложные вопросы в жизни, а станет поглощать да не знания, а готовую информацию из книг. Еще страшнее, что так убивается в детях способность к удивлению, то есть снова творчества. Такой ребенок никогда уже не будет искренне восхищаться трелями серой пташки и никогда не будет удивляться сказочному волшебству весенних превращений. Еще абсурднее ситуация станет в школе. Шестилетний ребенок совсем недавно теребил маму и папу за рукав, требуя объяснений: почему, зачем и для чего? Но как только он переступит порог школы, вопросы начнет задавать уже не он, а взрослая тетенька – учительница.

Что может ответить учителю ребенок? Только то, что услышал от этого учителя или прочтя учебник. Куда же исчезают вопросы ребенка? Увы, им уже нет места в его жизни. Потом взрослые скажут: «Его (ее) ничем не удивишь».
Но откуда же взяться удивлению если его изгнали? А где желание познавать, так свойственное детям? И оно изгнано. А вы говорите: где творчество? В конечном итоге, может быть убито и оно.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты