Наши выводы были подтверждены при беседе с бабушкой, она человек в возрасте и просто не справляется с девочкой, у Иры отсутствует так токовой режим и распорядок дня, она часто оказывается предоставленной сама себе.
Нами были проведены консультации с применением коррекционных методик и упражнений, которые описаны в приложении № 4.
В конце консультативных встреч мы пригласили родителей (пришла мама) для обсуждения результатов курса, а так же обсудили с ней, некоторые моменты, которые важны для девочки и её правильного развития.
1. Это, конечно режим дня, т.е. когда и в какое время ребёнку нужно обедать, делать уроки и т.д.
2. Внимательно следить за тем, что и когда смотрит ребёнок.
2. Подумать о том, лучше ли ребёнку быть в группе продлённого дня или с няней, чем с пожилым человеком, который в силу возраста не в состоянии уследить за ребёнком и тем, чем он занимается.
2.4. Результаты апробации.
До начала работы с детьми по разработанной методике, мы повторно замерили уровень агрессивности у отобранных двадцати человек испытуемых из общей группы обследуемых начальных классов (4 класса), поделив их на две группы – экспериментальную и контрольную, максимально уравняв обе группы по показателям пола, агрессивности детей. Далее с детьми экспериментальной группы мы провели работу по нашей методике, а дети из контрольной группы не подвергались в это время, никакому воздействию.
После окончания работы мы снова замерили уровень агрессивности в обеих группах. Различия между контрольной и экспериментальной группой в плане возможной динамики агрессивности отражены в таблицах 2 и 4.
Таблица 2. Результаты обследования до начала занятий.
Экспериментальная группа детей, с которыми будут проводиться занятия.
Контрольная группа, с которой не будет ни каких занятий.
Тест несущ. Жив.
Игра
Тест несущ. Жив.
Игра
От 10-15б.
1. Николай Р.
5б.
12 б.
1.Соня У.
8 б.
11 б.
2. Антон П.
7 б.
11 б.
2. Рома А.
7 б.
11 б.
3. Алексей О.
5 б.
13 б.
3. Ваня К.
6 б.
10 б.
4. Саша Н.
8 б.
10 б.
4. Вадим Л.
8 б.
13 б.
5. Маша К.
9 б.
14 б.
5. Рита Б.
5 б.
12 б.
6. Лена С.
6 б.
15 б.
6. Максим Н.
8 б.
14 б.
7. Дима С.
7 б.
12 б.
7. Витя Ж.
7 б.
15 б.
8. Ира А.
6 б.
15 б.
8. Наташа Т.
6 б.
13 б.
9. Миша У.
8 б.
14 б.
9. Ира С.
6 б.
12 б.
10. Стас Ф.
9 б.
13 б.
10. Артур З.
8 б.
15 б.
Таблица 3. Данные экспериментальной и контрольной группы детей
до апробации методики. Различий между группами практически нет.
(Значимость различий оценивалась с помощью T-критерия Стьюдента).
тесты
Эксперименталь-ная группа
Контрольная группа
t-критерий Стьюдента
уровень значимос-ти
Несуществующее животное
7
1,41
6,9
1,04
0,19
Не значимо
Игра
12,9
1,57
12,6
1,52
0,39
Не значимо
Таблица 4. Результаты обследования по диагностическим методикам после проведения занятий (итоговая диагностика).
Экспериментальная группа детей, с которыми проводились занятия.
Контрольная группа, с которой не проводилось ни каких занятий.
От 3-5б. Тест несущ. Жив.
Игра
От 5-10б.
От 5-8б. Тест несущ. Жив.
Игра
От 10-15б.
1. Николай Р.
3 б.
5 б.
1.Соня У.
6 б.
10 б.
2. Антон П.
4 б.
7 б.
2. Рома А.
7 б.
11 б.
3. Алексей О.
4 б.
8 б.
3. Ваня К.
6 б.
10 б.
4. Саша Н.
4 б.
7 б.
4. Вадим Л.
8 б.
12 б.
5. Маша К.
5 б.
6 б.
5. Рита Б.
6 б.
12 б.
6. Лена С.
3 б.
5 б.
6. Максим Н.
8 б.
14 б.
7. Дима С.
5 б.
9 б.
7. Витя Ж.
7 б.
14 б.
8. Ира А.
4 б.
6 б.
8. Наташа Т.
7 б.
13 б.
9. Миша У.
3 б.
5 б.
9. Ира С.
6 б.
11 б.
10. Стас Ф.
5 б.
9 б.
10. Артур З.
8 б.
15 б.
Таблица 5. Различия между экспериментальной и контрольной группами детей после апробации методики. Дети из экспериментальной группы стали менее агрессивными. Различия значимы на уровне значимости 0,001. (Значимость различий оценивалась с помощью T-критерия Стьюдента).
тесты
Эксперименталь-ная группа
Контрольная группа
t-критерий Стьюдента
уровень значимос-ти
Несуществующее животное
4
0,77
6,9
0,83
7,43136197
0.001
Игра
6,7
1,48
12,3
1,67
7,14307186
0.001
2.5. Обсуждение результатов.
Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении игры, дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.
Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.
Уровень значимости показывает наличие реального снижения агрессивности детей. Это подтверждает эффективность разработанной нами методики и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы.
Выводы:
В данной работе мы разработали и апробировали методику психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Мы рассмотрели феномен агрессивности внешнего поведения с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с агрессивным поведением детей в рамках практической психологии, рассмотрев отдельно психотерапию и консультирование. Затем, в практической части мы разработали и опрабировали методику психологического консультирования, направленную на снижение агрессивных проявлений у семилетних детей.
Осуществив апробацию полученной методики в рамках психологического консультирования, мы привели в качестве примера работы, по одному случаю относительно каждой консультативной гипотезы.
Проанализировав общие результаты по апробации данной методики, мы выявили её результативность в 80 % случаев.
Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод, что методы оказания воздействия, связанные с консультативной гипотезой об агрессивности ребёнка, обусловленной, низким уровнем интеллекта, оказались не доработаны.
Разработанный нами курс «Профилактики агрессивного поведения детей средствами эстетического воспитания» может являться методическим пособием для применения его в школьной практике, как педагогом-психологом, так и преподавателем начальной школы. Хочется отметить, что он является нестандартным и мало применяемым методом обучения и нравственного воспитания детей.
И в конце хотелось бы отметить, что большая часть рассматриваемых методик были переработаны нами с учётом специфики применения их в практике консультирования.
Мы считаем, что созданные нами блоки программы могут быть пополнены по каждому направлению относительно наших консультативных гипотез.
Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно перспектив дальнейших исследований, то мы считаем, что они не только «широки, но и глубоки»… Мы видим их в следующем:
1. Пополнение консультативных гипотез по каждому пункту нашей методики.
2. Пристальное внимание к гипотезе об «агрессивности ребёнка, обусловленной низкими интеллектуальными способностями», а так же к гипотезе об «агрессии, вызванной просмотром видеофильмов, кино, компьютерных игр с элементами насилия». Эти два пункта смело могли бы быть пополнены методами оказания воздействия на детей семилетнего возраста, т.к. ребята в этом возрасте достаточно впечатлительны и многое из придуманного взрослыми (фильмы и т.д.) принимают всерьёз.
3. Относительно «методов оказания воздействия» в нашей методике мы считаем, что этот пункт также может быть пополнен новыми техниками.
4. Ну и последнее – это конечно выборка испытуемых. Мы надеемся, что в дальнейшем продолжим работу в данном направлении, т.к. считаем, что обследуемых и отбираемых детей в экспериментальную и контрольную группу должно быть значительно больше.
Список литературы.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. 36 с.
- Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999.
- Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - Спб., 1997.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1868. – 112 с.
- Божович Л.И. О вреде физических наказаний (беседа). // Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М-Воронеж, 1995.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М., - 1875.
- Булянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
8. Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. - М., 1990. – 136 с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М., 1992. – 255 с.
- Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М., 1988. – 207 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-П., 1997. – 330 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991. – 88 с.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перовского. - М., 1979. – 288 с.
- Вопросы изучения и воспитания личности — т. 1 - Л., 1926. - 111с.
15. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10