Пенитенциарные теории и модели тюремных учреждений, диагностика и классификация заключенных

Чтобы усиленно противодействовать криминальным группировкам, персонал исправительных учреждений должен не только знать организационно-структурные и психологические закономерности возникновения и функционирования последних, но и хорошо разбираться в атрибутах насаждаемой ими в местах лишения свободы криминальной субкультуры.

Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях обычно осуществляется

- через специальные воздействия на их лидера;

- через выявление и перекрытие противоправных каналов, поступающей к ним информации и запрещенных предметов;

- через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев.

Отечественными пенитенциарными психологами в последние годы разработаны научно обоснованные рекомендации по воздействию на негативные социально-психологические явления в среде осужденных, пресечению слухов, преодолению негативных последствий «зоновской моды», влиянию на агрессивную и паническую толпу осужденных. Создан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры:

- методика пространственно-знаковой социометрии,

- психосемантический анализ арготизмов в среде осужденных,

- визуальная психодиагностика невербальных проявлений осужденных и др. Представляется, что ознакомление с ними сотрудников пенитенциарных учреждений будет способствовать не только повышению их профессионально-психологической компетенции, но и совершенствованию индивидуального и дифференцированного подхода к воспитательной работе с различными категориями осужденных.

3. Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания


Достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, во многом определяется эффективностью деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Персонал — слово иностранного происхождения, в русском языке оно означает личный состав какого-либо учреждения, предприятия или часть этого cocтава и представляющую собой группу лиц, объединенную по профессиональным или иным признакам. Применительно к рассматриваемой теме персонал охватывает всех лиц, работающих в учреждениях и органах, исполняющих наказания (работников исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей, уголовно-исполнительных инспекций, судебных приставов-исполнителей). Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, различается в зависимости от оснований поступления на работу, должностного положения, выполняемых функций. Тем не менее персонал дисциплинарных воинских частей состоит из военнослужащих, требования к квалификации которых, их компетенция и полномочия определяются, помимо уголовно-исполнительного законодательства, законодательством о военной службе в Российский Федерации, воинскими наставлениями, уставами и правилами, также другими нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ. Персонал уголовно-исполнительной системы Министерства России включает сотрудников, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава, приравненного к начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, аттестованный состав исправительных учреждений). Требования, предъявляемые к ним, порядок и условия прохождения службы, меры социально-правовой защиты до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации устанавливаются Положением о по рядке и условиях прохождения службы в органах внутренних дел, а также уголовно-исполнительным законодательством и нормативными правовыми актами.

В персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, входят рабочие и служащие (вольнонаемный состав исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров) либо просто служащие (судебные приставы-исполнители). Требования к рабочим служащим из числа персонала, порядок и условия их деятельности определяются трудовым законодательством, частично они даны в уголовно-исполнительном законодательстве и нормативных правовых актах. В частности, приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 117 от 26 апреля 2002 г. утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. В зависимости от принадлежности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, к сотрудникам уголовно-исполнительной системы либо к рабочим и служащим дифференцируются и звания, к ним предъявляемые. Так, к персоналу из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы предъявляются дополнительные требования к возрасту и уровню образования, профессиональным и нравственным качествам личности, здоровью и психическому развитию и т.д. Кроме того, некоторые представители персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, являются водителями структурных подразделений (отделов, частей, служб) и всего учреждения, исполняющего наказание, в целом. Это в свою очередь обусловливает повышенные требования к ряду деловых качеств личности, а нередко и наличие таких качеств, которые необязательны подчиненным им сотрудникам.

Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, различаются в зависимости от функций, присущих той или иной должности или работе. Они довольно разнородны. Среди персонала исправительных учреждений, отчасти арестных домов и исправительных центров можно выделить обособленные группы:

- охранная,

- оперативно-режимная,

- воспитательная,

- производственно-техническая

- медико-санитарная и другие категории. Соответственно разнообразны требования к персоналу, к его профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям. Однако при всем многообразии можно выделить общие требования к персоналу:

- персонал из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы комплектуется из граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, и социального происхождения, имущественного и должностного положения,

- отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.

- Не могут быть сотрудниками персонала лица, решением суда признанные недееспособными или ограничении дееспособными, имевшими или имеющими судимость.

- Для рабочих и служащих из числа персонала возрастные ограничения для работы в учреждениях и органах, исполняющих наказание определяются общим законодательством о труде.

- Минимальный возраст определен возникновением частичной или полной трудовой npавоспособности (16-18 лет), максимальный — наступлением пенсионного возраста.

Особые требования предъявляются к уровню образования персонала. Они различаются в зависимости от должности и выполняемы функций. Так, большинство персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны иметь высшее или среднее специальное образование, поскольку применение уголовно-исполнительного законодательства, оказание психолого-педагогического воздействия от осужденных требуют высокого уровня квалификации. Применительно к отдельным должностям персонала существуют требования экспеpементального характера. Так, сотрудники, работающие в оперативно-режимных подразделениях, как правило, должны иметь юридический начальники отрядов — педагогическое либо юридическое образование.

Профессиональные качества персонала этих учреждений и opганов определяются сложностью задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания, и в первую очередь исправления осужденных. Следует учитывать то, что персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, в своей деятельности общается с осужденными, правовой статус которых ограничен. Законодательство требует, чтобы персонал неукоснительно соблюдал закон Российской Федерации, особенно касающиеся порядка и условий выполнения уголовных наказаний. Это требование вытекает из положений ст. 8 УИК, закрепившей в числе принципов уголовно-исполнительного законодательства принцип законности. Важнейший элементом профессиональных качеств персонала является - знание уголовно-исполнительного и иного, законодательства,

- наличие социально-психологической готовности к его неукоснительному соблюдению, а также владение персоналом умениями и навыками правоприменительной деятельности. Все эти качества составляют правовую культуру персонала, крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения, очерченного нормами права.

Требование к персоналу, свидетельствующее о его профессиональной пригодности, готовности работы с осужденными, вытекает из положений международных актов, в частности Минимальных стандарт-правил обращения с осужденными (ст. 65). Указанное качество (датируется в процессе развития личности пенитенциарного работника и зависит от многих факторов:

- общей культуры и кругозора, терпимости к человеческим недостаткам и оптимизма,

- веры в возможности их устранения.

Важное значение имеют опыт работы с осужденными, наличие определенных педагогических и организаторских способностей. Несовместимы с работой в учреждениях и органов, исполняющих наказания, жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, а также непринятие принадлежащих мер по отношению к этим действиям. Сотрудники, допустившие жестокие, бесчеловечные или унижающее человеческое достоинство действия, несут уголовную либо дисциплинарную ответственность.

Минимальные стандартные правила обращения с осужденными требуют, чтобы дисциплина и порядок в пенитенциарных учреждениях поддерживались неукоснительно. В квалификациях требованиях устанавливается, что персоналу «следует обеспечить особую физическую подготовку, позволяющую усмирять заключенных, проявляющих агрессивные намерения». Отсюда важнейшее ее требование к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, — обладание достаточным уровнем здоровья и физического развития. Работа с осужденными сопряжена напряжением душевных и физических сил, а для этого необходим достаточный уровень здоровья. Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством предусматривается применение в тех случаях мер безопасности, в том числе физической силы по отношению к осужденным или иным лицам, нарушающим право-рядок. Именно поэтому при приеме на работу, особенно рядового и начальствующего состава, производится проверка состояния здоровья физического развития. В дальнейшем, согласно ст. 28 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы. Иначе говоря, должны поддерживать достаточный уровень состояния своего здоровья и физического развития.

Требования к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания, определяются и тем, что большинство сотрудников выполняют воспитательные функции. Применительно к исправительным учреждениям часть сотрудников призваны заниматься непосредственной организацией воспитательного процесса с осужденными (начальники отрядов), другие участвуют в воспитательной работе в силу своего должностного положения (аттестованный состав исправительных учреждений) либо выполняемых функций (учителя школ, мастера предприятий и т.п.). Персонал должен обладать прежде всего профессионализмом и компетентностью в области организации и ведения воспитательной работы с осужденным. Для этого пенитенциарному работнику необходимы высокий уровень общей культуры кругозора, достаточный жизненный опыт, опыт работы с осужденными, педагогическое образование либо система педагогических знаний, полученных в процессе повышения квалификации. В этом же находится профессиональная направленность личности воспитателя. Понимание важности задач, решаемых в процессе своей профессиональной деятельности, гордость за профессию, ответственное отношение к ней способствуют появлению профессиональных потребностей интересов к продолжению профессионального образования, овладению профессиональным мастерством.

Персонал, занимающийся воспитательной работой с осужденными должен обладать педагогическими способностями. Знание особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы поведения осужденных, умение общаться с различными категориями осужденными близкими, сохранение постоянной работоспособности и самоконтроль: самообладание и выдержка в трудных, конфликтных ситуациях составляют непременные требования к пенитенциарным работникам.

Персоналу, выполняющему воспитательные функции, должны быть присущи высокие нравственные и эмоционально-волевые качества: Они раскрываются в типичных чертах характера и в силу известной истины о том, что воспитатель воспитывает прежде всего своим примером, входят в структуру педагогических способностей. В числе таких качеств следует отметить принципиальность и требовательность к себе и другим, инициативность и трудолюбие, дисциплинированность. Важное значение имеют решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, эмоциональная устойчивость перед возникающими трудностями и неудачами.

Особое место в перечне требований к пенитенциарным работникам занимает наличие у них чувства социальной справедливости, изучение последнего в условиях отбывания наказания очень болезненно воспринимается осужденными и резко снижает авторитет лиц, допустивших несправедливость. Аналогичное место в структуре требований к персоналу занимает верность данному слову. Имеются особенности деловых и личных качеств других категорий персонала в зависимости от выполняемых функций и занимаемой должности. Так, производственно-технический персонал должен отвечать требованиям, предъявляемым к работникам производственной сферы в условиях проводимой рыночной реформы. Это предприимчивость, находчивость и практическая сметка в решении хозяйственных, финансовых и других экономических вопросов, дальновидность и способность идти на хозяйственный риск, знание номенклатуры рынка и другое. Дополнительные требования предъявляются к руководителям учреждений и органов, исполняющих наказания. По своему должностному статусу они — организаторы воспитательного процесса с осужденными и подчиненным персоналом. Поэтому требования, предъявляемые к руководителю, отражают то, что он одновременно является и юристом, и педагогом, и хозяйственником, и экономистом, и психологом, и военным, и коммерсантом, и управляющим. О многих требованиях уже говорилось ранее применительно к персоналу в целом. По отношению руководителю следует отметить такие его качества, как требовательность к самому себе и подчиненным, принципиальность и уважение к окружающим. Таковы основные требования, предъявляемые к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания.


4. Основные права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания


Правовое положение (правовой статус) персонала характеризуется совокупностью прав и обязанностей его представителей, возлагаемых на них во время выполнения функции исполнения уголовного наказания. Права и обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, нередко обозначают единичным понятием — полномочия. Наряду с выраженными в обобщенном виде вопросами, которые призваны решать персонал предметами ведения, они в своей совокупности образуют его компетенцию.

Правовое положение персонала определяется целым рядом факторов: социально-экономического, политического, духовного и иного порядка. В их числе — уровень экономического развития системы исполнения наказаний в целом и отдельных ее звеньев, профессиональной и общеобразовательной подготовки персонала и т.п. Важнейшими среди этих факторов являются: цели наказания, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства и соответственно задачи и функции учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Таким образом, наделение правами и обязанностями персоналам; призвано обеспечить выполнение задач, поставленных перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, в сфере борьбы с преступностью. Однако правовое положение персонала определяется не только профессионально-целевыми интересами. Оно во многом зависит от закрепления в законе правового положения лиц, отбывающих наказания, так как субъективные права, законные интересы и юридические обязанности осужденных выражают меру возможной и дополнительной требовательности к ним со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Правовое положение персонала различно. Прежде всего оно дифференцируется в зависимости от вида уголовного наказания. Чем жестче наказание, т.е. чем больше оно изменяет общегражданский путь осужденного, тем в большей степени регламентировано правовое положение персонала. Примером этого служит различие правовые положения сотрудников исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание без изоляции осужденных от общества. В последнем случае персонал в лице сотрудников исправительных центров, уголовно-исполнительных инспекций и судебных приставов исполнителей пользуется правами и несет обязанности, вытекающие в основном из порядка и условий отбывания наказания того или индивида. Персонал исправительных учреждений пользуется более широкими правовыми полномочиями, поскольку помимо функции исполнения наказания на него возлагаются задачи обеспечения пpoизводственно-хозяйственной деятельности предприятий, где работают и осужденные, поддержания правопорядка в районах дислокации исправительных учреждений и др.

Следует разделить персонал исправительных учреждений на две категории, решающие различные задачи и имеющие неодинаковым правовой статус.

Первая — сотрудники исправительных учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава.

Вторая — рабочие и служащие персонала исправительных учреждений.

Сотрудники составляют большинство персонала исправительного учреждения, они несут основную нагрузку, по достижению поставленных перед учреждением задач в сферах охраны осужденных, обеспечения режима отбывания наказания и безопасности в неправильном учреждении, привлечения осужденных к труду. При этом сотрудники исправительных учреждений выполняют свои обязанности пользуются в пределах своей компетенции, соответствующей должности, правами, которые предоставлены законом администрации этих учреждений.

Так, сотрудники исправительных учреждений в сфере обеспечения режима отбывания наказания вправе требовать от осужденных и иx лиц (например, рабочих и служащих, работающих с осужденными, лиц, посещающих исправительные учреждения) исполнения ими обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, а также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Это могут быть требования по соблюдению правил изоляции отдельных категорий осужденных (например, в штрафном изоляторе), переписки, проведения свиданий, взаимоотношений осужденных между собой и персоналом исправительных учреждений.

Сотрудники вправе (и обязаны):

- осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на производственных объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.

- В случае обнаружения нарушений режимных требований должностные лица из числа персонала исправительных учреждений в пределах своей компетенции вправе применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.

- Так, к осужденным в случае нарушения режима могут быть применены взыскания, предусмотренные ст. 115 УИК.

Важное значение в правовом статусе сотрудников исправительных учреждений занимают полномочия, связанные с охраной осужденных, предупреждением и пресечением побегов, других преступлений в местах лишения свободы.

Охрана исправительных учреждений и их объектов до недавнего времени осуществлялась конвойными подразделениями внутренних войск МВД России.

В 1994 г. было принято решение о поэтапной передаче функций по охране осужденных персоналу исправительных учреждений. В связи с этим решением правовой статус персонала исправительных учреждений существенно расширился, поскольку включает в себя:

- комплекс мероприятий по сохранности объктов исправительных учреждений и их материальных средств, пресечению нападений на объекты исправительных учреждений,

- предупреждению и пресечению побегов осужденных, проникновения запрещенных предметов и веществ, а также конвоирование осужденных, розыск бежавших осужденных и т.д. Для выполнения указанных функций сотрудникам исправительных учреждений предоставлено:

- право осуществлять в установленном порядке регистрацию осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку.

- Они могут проводить обыск осужденных, их поме щений и личных вещей, досмотр лиц, посещающих исправительные учреждения или находящихся на прилегающих к нему территории, на которых установлены режимные требования.

- Сотрудники исправительных учреждений также вправе подвергнуть досмотру транспортные средства, находящиеся на территории исправительного учреждения или прилегающих к ним территориях.

- В целях предупреждения побегов и пресечения проникновения на территорию исправительного учреждения оружия, наркотиков или иных запрещенных предметом сотрудники исправительного учреждения в пределах предоставленной им компетенции могут временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к исправительному учреждению территориях,

- не допускать граждан на эти территории, либо обязывать их там оставаться, либо покинуть эти территории.

При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег, или уклонившихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно появление осужденных, сотрудники ИУ вправе осуществлять досмотр транспортных средств, проводить проверку документом граждан. При проведении розыска осужденных, совершивших no6eги, сотрудники исправительных учреждений вправе использовать возможности средств массовой информации (газет, радио, телевидения) для оповещения населения о бежавших преступниках, их примет в местах возможного нахождения. Согласно ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», такие сообщения делаются средствами массовой информации на безвозмездной основе.

Часть полномочий сотрудников производна от того факта, что в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством руководители учреждений и органов, исполняющих наказания, являются органами дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях совершенных в расположении указанных учреждений. Соответственно на начальника исправительного учреждения и подчиненных ему сотрудников в пределах их компетенции возлагается обязанности принятия необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания (начальник исправительного учреждения) возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального законодательства, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления:

- осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов;

- обыск помещений и личный иск;

- выемку предметов и документов;

- освидетельствование подозреваемого, свидетеля или потерпевшего;

- задержание и допрос подозреваемых;

- допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании начальник исправительного учреждения обязан немедленно уведомить прокурора.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит дознание в полном объеме. Материалы дознания в этих случаях служат основанием для рассмотрения дела в суде.

Сотрудники исправительных учреждений независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, обязаны в случае посредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, и сообщению об этом в органы внутренних дел (ст. 26 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Самостоятельный блок полномочий сотрудников определен в связи с привлечением осужденных к труду. Причем, полномочия сотрудников в указанной сфере неодинаковы. Так, они имеются в необходимом объеме у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в связи с исполнением наказаний в виде обязательных работ (ч. 3 ст. 25 УИК) и исправительных работ (ч. 3 ст. 39 УИК), у сотрудников исправительного центра (ст. 54 УИК) и арестных домов (ст. 70 УИК). И большей степени такие полномочия имеются у сотрудников дисциплинарных воинских частей (ст. 164 УИК). Однако в наиболее полном виде они представлены в деятельности персонала исправительных учреждений. В их числе права и обязанности сотрудников по образованию и развитию производств в исправительных учреждениях, в том числе с использованием смешанной формы собственности, привлечению осужденных к работам по хозяйственному, обслуживанию предприятий, занятию индивидуальной трудовой деятельностью. Производственная сфера деятельности исправительных учреждений довольно сложна и разнообразна:

- она затрагивает не только отношения по исполнению наказания, но и гражданско-правовые, трудовые, хозяйственные, финансовые отношения, отношения собственности.

- Комплекс возникающих при этом прав и обязанностей довольно обширен, он весьма разнообразен и динамичен, особенно под влиянием проводимых рыночных реформ.

В результате этого в правовом статусе персонала исправительных учреждений появились права и обязанности, связанные с плановой и коммерческой деятельностью предприятий исправительных учреждений, владением, пользованием и распоряжением имуществом предприятий, финансовыми средствами, выполнением договорных обязательств и ответственностью контрагентов, маркетингом и внешнеэкономической деятельностью и т.д.

Самостоятельный блок компетенции сотрудников представляет их права и обязанности, вытекающие из необходимости проведения воспитательной работы, общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки осужденных. Более подробно эти вопросы будут освещены в соответствующих главах учебника.

Правовое положение персонала из числа рабочих и служащих определяется законодательством о труде, уголовно-исполнительным законодательством, а также нормативными правовыми актами.

Так, согласно ст. 2 ТК РФ рабочие и служащие имеют право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на своевременную и полную выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера; на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях; на судебную защиту своих трудовых прав. Указанные права рабочие и служащие из числа персонала реализуют без каких-либо ограничений. Более того, действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает дополнительные гарантии реализации рабочими и служащими своих трудовых прав. Это гарантии, связанные с обеспечением безопасных условий труда, возмещением ущерба, причиненного здоровью, на оплату труда, социальное обеспечение и др.

- Рабочие и служащие из числа персонала обязаны добросовестно выполнять трудовые обязанности;

- соблюдать дисциплину труда;

- бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения и организации;

- выполнять установленные нормы, труда. Особенности выполнения указанных обязанностей регулируются уголовно-исполнительным законодательством и детализируются применительно к конкретным учреждениям и органам, исполняющим наказания, в нормативных правовых актах. Вследствие этого на рабочих и служащих возлагаются дополнительные обязанности, отражающие, например, специфику предприятий исправительных учреждений. К их числу следует отнести запреты вступать с осужденными в отношения, не вымываемые интересами выполняемой работы, приносить и передавать им какие-либо предметы, изделия и вещества и т.п.

Правовое положение персонала органов, исполняющих наказание без изоляции от общества, различается в зависимости от вида органа, исполняющего наказание. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций являются сотрудниками уголовно-исполнительной системы, что обусловливает их более широкие полномочия по сравнению с судебными приставами-исполнителями. Полномочия для последних определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства, других нормативных правовых актов применительно к конкретным нидам уголовных наказаний (ст. 31, 32, 61, 64, 66, 67 УИК), а также Федеральным законом «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. и Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.


Заключение


Сотрудники исправительных учреждений независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, обязаны в случае посредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, и сообщению об этом в органы внутренних дел (ст. 26 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Самостоятельный блок полномочий сотрудников определен в связи с привлечением осужденных к труду. Причем, полномочия сотрудников в указанной сфере неодинаковы. Так, они имеются в необходимом объеме у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в связи с исполнением наказаний в виде обязательных работ (ч. 3 ст. 25 УИК) и исправительных работ (ч. 3 ст. 39 УИК), у сотрудников исправительного центра (ст. 54 УИК) и арестных домов (ст. 70 УИК). И большей степени такие полномочия имеются у сотрудников дисциплинарных воинских частей (ст. 164 УИК). Однако в наиболее полном виде они представлены в деятельности персонала исправительных учреждений. В их числе права и обязанности сотрудников по образованию и развитию производств в исправительных учреждениях, в том числе с использованием смешанной формы собственности, привлечению осужденных к работам по хозяйственному, обслуживанию предприятий, занятию индивидуальной трудовой деятельностью.


Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник – СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты