Психодинамическая теория личности

Психодинамическая теория личности

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Факультет психологии

Реферат по курсу “Психология личности”

“Психодинамическое направление в теории личности”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

Содержание
Нормативная часть
Психология личности как наука о человеке

Исторические представления о характере и темпераменте

Исследования личности в дореволюционный и советский периоды

Индивидуальная теория личности

Теории личности в эго-психологии

Диспозициональное направление

Гуманистическое направление

Феноменологическое направление

Типологические модели социальных характеров

Типологические модели индивидуальных характеров

Типологическая модель Э. Кречмера

Типологические модели акцентуаций характера и психопатий

Психоаналитические типологические модели (модель Лоуэна)


Творческая часть
“Психодинамическое направление в теории личности”

Топографическая модель уровней сознания

Структура личности

Движущие силы поведения

Психосексуальные стадии развития личности

Природа и типы тревоги

Защитные механизмы эго

Заключение


Список использованной литературы
Психология личности как наука о человеке
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология
– это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.

Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности — не одно то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера.

Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл
Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон
Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека.

Исторические представления о характере и темпераменте
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач
Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после
Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика
(от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч.
“черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души
(способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная).

Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.

В психологической науке большинство конституционных концепций стало объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме.


Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для отечественной психологии не столько точностью наблюдений или содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.

В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу классификации им был положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п.)

Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.
Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо.
Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:

Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и стремление произвести на окружающих впечатление).

Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически меняется).

Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении.

Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи; склонность к ипохондрии).

Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость, послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и окружающим людям, большая привязанность в дружбе).

Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других.
Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений со скоропалительными действиями.

Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении своих чувств).

Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте).

Истероидный тип (эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, выражена склонность к театральности, позерству).

Неустойчивый тип (повышенная склонность и тяга к развлечениям, а также к безделью и праздности, отсутствие серьезных интересов, они почти не думают о своем будущем).

Конформный тип (демонстрирует бездумное, некритическое подчинение авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к нарушениям и изменениям поведения личности.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”.
Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь.
“Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).


Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:

1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том, что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни: управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный
(сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”.
В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса.


Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у
Фрейда.

Центральным для эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.

Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности: младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); раннее детство
(автономия – стыд и сомнение); возраст игры (инициативность – вина); школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); юность (эго-идентичность – ролевое смешение); ранняя зрелость (интимность – изоляция); средняя зрелость (продуктивность – инертность); наконец, поздняя зрелость (эго- интеграция – отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации.
Десять невротических потребностей следующие: в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.

Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей.

Также Хорни выдвигала феминистски ориентированные идеи, подчёркивающие значение культуры и половых ролей. Ей принадлежат многочисленные статьи по психологии женщины.

Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях
(то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты