Психодиагностическая работа с младшими школьниками
ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.Ф. КАТАНОВА
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии развития
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
АБАКАН -2006
Содержание
Введение
1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
2. Диагностическая работа - одно из направлений деятельности психолога в начальной школе
3. Обзор методик используемых в диагностике младших школьников
3.1 Диагностика психологической готовности к школьному обучению
3.2 Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе
3.3 Диагностика особенностей адаптации ребенка к школе
3.4 Диагностика познавательного развития в младшем школьном возрасте
3.4.1 Выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющихся у них запаса бытовых знаний
3.4.2 Оценка восприятия младшего школьника
3.4.3 Оценка мышления младшего школьника
3.4.5 Оценка памяти младшего школьника
3.4.6 Оценка свойств внимания младшего школьника
3.5 Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника
3.6 Метод наблюдения и беседы в диагностике психического развития младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В контрольной работе рассматриваются вопросы диагностической работы психолога начальной школы. Актуальность данной деятельности психолога обусловлена тремя основными причинами:
1.Вхождение в период младшего школьного возраста связано с возрастным кризисом, когда формируются качественно новые свойства и особенности ребенка. ( Эти новообразования подробнее будут рассмотрены в 1 главе.)
2.Период младшего школьного возраста связан с переходом ребенка в новую социальную среду, что существенно влияет на формирование его психических процессов и межличностной сферы, а значит и на личность в целом.
3.Приобретение учебных навыков оказывает влияние на развитие учебной компетентности ребенка и, следовательно, на успешность его дальнейшего обучения.
Мы рассмотрим специфику диагностической работы школьного психолога с младшими школьниками, их родителями и учителями. Определим задачи и формы диагностики. Представим диагностические методы и методики, использование которых позволяет наиболее полно и систематизировано составить психолого-педагогический портрет младшего школьника, проследить динамику развития от поступления в школу и до перехода в среднее звено.
Рассмотрим комплекс методик, направленный на изучение познавательной деятельности, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер личности младшего школьника.
1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей и на основе которой образуются основные психологические новообразования первоклассника. Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными.
Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком- первоклассником – это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе, выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития, особенностей познавательной сферы, а так же сформированности личности первоклассника. Несформированность необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т. е. к трудностям и проблемам в учебной деятельности, общении, поведении. Проявления дезадаптации у первоклассников - низкая успеваемость, крайние формы недисциплинированности. Психологическими причинами этого может быть низкий уровень функциональной готовности – так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно – психических функций задачам школьного обучения. Кроме того частой причиной школьной дезадаптации служит недостаточное развитие произвольной сферы. Поэтому выбор направления работы психолога начальной школы сложен и ответственен.
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим, оно интеллектуализируется. В мышлении происходит переход от центрации к децентрации. Для мышления характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития.
-ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия. Мышление становится внеситуативным.
-освоение речи приводит к рассуждению как способу решения задач
-детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка
-практические действия возникают на основе предварительных рассуждений.
-экспериментирование возникает, как способ помогающий понять скрытые связи и отношения
-складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость.
Одним из главных достижений старшего дошкольного возраста является развитие произвольного запоминания. Ребенок 6-7 лет использует приемы повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. (Подробнее в 3 главе.)
Внимание становится опосредованным. Возрастает концентрация, объем, устойчивость. Складываются элементы произвольности в управлении вниманием. Появляются элементы послепроизвольного внимания. Соотношение произвольной и непроизвольной форм отмечается и в воображении.
Ребенок осваивает приемы и средства создания образов.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель принять решение, наметить план действий, исполнить его, оценить результат. Но все эти компоненты недостаточно устойчивы.
Развитие воли тесно связано с изменениями мотивов поведения, формирование соподчинения мотивов. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действия значимым взрослым. Идет интенсивное развитие познавательной мотивации. Одним из важнейших критериев личностной готовности ребенка к школьному обучению является внутренняя позиция.
Это своеобразный сплав из двух потребностей - желание занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости и познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Школа предъявляет особые требования к первокласснику. Эти требования можно представить в виде таблицы.
Таблица. Психолого-педагогический статус первоклассника
Параметры психолого-педагогического статуса |
Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов. |
1.Познавательная сфера. 1.1.Произвольность психических процессов. |
Высокий уровень учебной активации, самостоятельности. Способность спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи. |
1.2.Уровень развития мышления. |
Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. |
1.3.Сформированность важнейших учебных действий |
Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности Сформированность внутреннего плана умственных действий. |
1.4.Уровень развития речи |
Понимание смысла текста и простых понятий Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи) |
1.5.Уровень развития тонкой моторики |
Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. |
1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности. |
Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение рабочего дня Способность работать в едином темпе со всем классом |
2.Особенности общения и поведения: 2.1.Взаимодействие со сверстниками |
Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. |
2.2.Взаимодействие с педагогами. |
Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. |
2.3.Соблюдение социальных и этических норм. |
Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. |
2.4.Поведенческая саморегуляция. |
Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) |
2.5.Активность и автономность поведения. |
Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности. |
3.Особенности мотивационно-личностной сферы: 3.1.Наличие в характере учебной мотивации |
Желание учиться, идти в школу Наличие познавательного или социального мотива учения |
3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе |
Отсутствие выраженных противоречий между -требованиями школы и родителей -требованиями взрослых и возможностями ребенка |
4.Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. 4.1.Отношение со сверстниками |
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
4.2.Отношение с педагогами |
Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3.Отношение к значимой деятельности |
Эмоционально положительное восприятие школы и учения. |
4.4.Отношение к себе. |
Устойчивая положительная самооценка. |
В период с 6-7 до 9-10 лет происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение приобретает мнение сверстников, возрастает роль детского сообщества. Ведущей становится учебная деятельность. Мотивация к учебной деятельности снижается в связи с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция. Мышление выдвигается в центр сознательной деятельности и перестраивает все другие познавательные процессы: память становится мыслящей, а восприятие думающим. Память претерпевает значительные изменения и приобретает черты произвольности, становясь регулируемой и опосредованной. Новое важное образование – произвольность поведения. Оно (поведение) теперь, так или иначе, связано с основным мотивом доминирующем в данном возрасте - мотивом достижения успеха. С произвольностью поведения связано еще одно новообразование – планирование результатов действия и рефлексия. Также у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении, которое очень значимо для развитой личности.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основная задача взрослых на этом возрастном этапе ребенка – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. А это невозможно обеспечить без серьезной, грамотно выстроенной диагностической работы психолога начальной школы.
2. Диагностическая работа – одно из направлений деятельности психолога в начальной школе
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика – одно из наиболее разработанных направлений деятельности психолога начальной школы. Сегодня диагностика преследует решение следующих задач:
-составление социально-психологического портрета школьника;
-определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
-выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:
-комплексное или фронтальное
-углубленное
-оперативное
Комплексное психолого-педагогическое обследование представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. Примером такого обследования могут служить изучение готовности будущих первоклассников к обучению в школе, отслеживание динамики адаптации первоклассников к школьному обучению и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога.
Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах
Выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
Оперативное психодиагностическое обследование – применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
0сновные направления психодиагностической работы включают в себя изучение
-личности ребенка
-познавательных психических процессов
-эмоционально-волевых особенностей
-межличностных отношений в классном и школьном коллективах.
При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
В психодиагностике младших школьников имеются некоторые особенности. Известно, что к моменту поступления детей в школу существенно возрастают индивидуальные различия по уровню психологического развития. Дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они по-разному реагируют на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям практически уже доступны тесты, предназначенные для взрослых, другим – только методики, рассчитанные на детей 4-6 лет. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Многие дети, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития (психологический возраст) находятся на пределе ребенка – дошкольника. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный тест, но малоинтересный для него, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то ребенок может не справиться с заданием в силу недостаточного уровня личностно-психологического развития. И эти же тестовые задания будут выполнены успешнее, если они будут предложены в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме. Эти обстоятельства нужно учитывать в практической психодиагностике первоклассников и второклассников. Детям третьих и четвертых классов вполне подходят тесты для взрослых, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны. Следует иметь в виду. Что при наличии сильной мотивации, при заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше.
3. Краткий обзор методов и методик, используемых в диагностике младших школьников
3.1 Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции познавательной деятельности, к социальной позиции школьника.
Для реализации первоначальной диагностики можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. У этого теста ряд достоинств:
Страницы: 1, 2