2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.
3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.
4. Результаты психологического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в доступной для правильного понимания форме.
5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребёнка.
6. Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нём будут делаться выводы по итогам тестирования.
7. Основная ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, пользующихся ими.
5. Отличие ПД-ких методов от исследовательских
В современно психологии применяется немало различных методов ПД-ки, однако далеко не все из них можно назвать научно обоснованными. Кроме того, среди них есть исследовательские и собственно психодиагностические методы. Последнее название относится только к той группе методов, которые используются в оценочных целях, то есть позволяют получать точные количественные и качественнее характеристики изучаемых психологических свойств. Методы, которые не преследуют данную цель и предназначены только для изучения психологических процессов, свойств и состояний человека, носят название исследовательских. Они обычно применяются в эмпирических и экспериментальных научных исследованиях, основная цель которых – получение достоверных знаний. Приведём 2 примера, показывающих разницу между ПД-кими и исследовательскими методами.
Пример 1. Метод психодиагностики личности.
Это 16-факторный тест Р. Кеттела. Он представляет собой стандартизированный опросник, включающий в себя 187 суждений, разделённых на 16 групп – подшкал. С помощью каждой из подшкал оценивается какая-либо отдельная черта личности, причём оценки даются в стандартных баллах. Суждения, включённые в данный тест, инструкция, процедура его применения, способы получения, интерпретаций и выводы – всё это является неизменным и применяется одинаково во всех случаях тестирования.
Пример 2. Метод исследования личности.
Допустим, что разрабатывается эксперимент, предназначенный для того, чтобы исследовать определённый вид поведения человека, наблюдая его в особых условиях. Эксперимент может строиться таким образом, чтобы интересующие учёного черты личности человека, связанные с данной формой поведения, могли проявиться наиболее отчетливо, то есть так, чтобы их можно было детально изучить. Экспериментатор ставит и проводит задуманный с этой целью эксперимент, наблюдает за поведением его участников и делает вывод об особенностях изучаемой черты личности и соответствующей ей формы поведения.
Исследовательским, к примеру, также является метод включённого наблюдения или психолого-педагогический эксперимент с детьми, позволяющий наблюдать за их поведением в особых, экспериментальных условиях.
Эти методы ПД-ки применяются в самых разных областях психологии и в самых различных сферах человеческой деятельности. В научной психологии они обычно используются в процессе организации и проведения исследовательских экспериментов, а в практической психологии – в психологическом консультировании, психокоррекции, а также других областях деятельности профессионального психолога, таких, например, как профессиональный отбор, профессиональная подготовка.
Диантология психодиагностики
Понятие диантологии было введено в 1834 году Бентоном для обозначения теории нравственности в целом. Это раздел этики, рассматривающий проблему должного и долга. Это учение о юридич., проф., моральных обязанностях и проблемах поведения.
Принципы диантологии:
- Анализ подтекста жалобы клиента. Выявить истинные причины жалоб.
- Пр. стереоскопического диагноза. Для постановки диагноза использовать все возможные пути получения более точной инф-ции, то есть, кроме того, что испытуемый сообщил, спросить участников конфликта.
- Пр. индивидуализации. Психолог должен учитывать пол, возраст, образование, семейное положение, состояние здоровья, психол. особенности, нац-ть, человека, подвергающегося ПД-ке.
- Проблема советов. Нужно отказаться от конкретных советов. Психолог не имеет права давать конкретные рекомендации клиенту, которые могут в корне изменить жизнь человека.
- Пр. системности. Инф-ция должна быть получена как можно шире: отдавать себе отчет в точном понимании ситуации, предвидеть влияние своих советов.
- Принцип круговой причинности. Всё определяется всем.
- Пр. рационального сочетания консультационной и коррекционной работы.
- Принцип ответственности клиента. Лучше самого клиента никто не знает его проблему. И если он в силах сам поставить диагноз, задача психодиагноста помочь ему в этом. Insight – озарение.
- Принцип позитивного отношения к клиенту. Работать можно только с тем чел., кот-го уважаешь.
- Оказывать помощь имеет право психолог, если клиент осознал свои проблемы и запросил психологической помощи у вас лично. В ПД-ке это называется «клиент созрел».
- Личностно-эмоциональные установки клиента психолог обязан воспринимать как должное. И должен пытаться работать с таким клиентом, если он вас не просит о большем.
- Принцип сохранения тайн и анонимности клиента.
- Пр. уважения личности клиента. В своей работе исходить из личности конкретного человека. Ориентироваться на уровень его развития.
- Принцип ненаходимости. Рефлексивная позиция – положение на ситуацию вне проблемы клиента. Это необходимо для полного обхвата проблемы клиента. Психолог должен держать обратную дистанцию ниже жизни клиента.
- Принцип профессиональной мотивированности. В своей работе нужно исходить из проф. желания помочь клиенту. Оказание помощи невозможно при родственных и дружеских отношениях.
- Принцип ответственности. Психолог-консультант, работая с клиентом должен отдавать себе отчет в том, что, как и зачем он делает. Деятельность психодиагноста должна вести к 3 последствиям:
- снижать самооценку клиента и подводить статус других к статусу клиента. Не сравнивать его с теми, чей статус выше.
- деят-ть не должна вести к соц. и психол. дезадаптации.
- к появл. у клиента психол. ущербности.
Не говорить о проблемах клиента при посторонних.
- Принцип открытости. Необходима такая работа с клиентом, после которой он может быть открыт для работы с др. специалистами.
21. Психология предпринимательства
В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями её практического применения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идёт очень интенсивно. Ещё недавно управленческое консультирование было на периферии российской академической науки, а такой сферы деятельности практических психологов, как бизнес-консультирование вообще не существовало. Сейчас же профессиональное психологическое консультирование становится формой цивилизованного решения проблем для всё большего числа деловых людей в нашей стране. Современные психологические знания всё активнее используются в диагностической, коррекционной и ориентационной части этой работы. Психология предпринимательства даёт возможность адекватно оценить себя как профессионала в бизнесе с позиции критериев психологической науки и требований реальной ситуации сегодняшнего дня. Бизнес-консультирование позволяет также увидеть новые направления и пути достижения своих целей и получить конкретные психологические методики и приёмы для реализации своего потенциала.
Бизнес-консультирование в нашей стране использует как результаты исследований отечественной социальной психологии, так и обширные наработки западной экономической психологии. За рубежом накоплен более чем полувековой опыт в профессиональной деятельности психологов-консультантов. Первоначально она (проф. деят-ть) решала задачи повышения производительности труда и эффективности производства. Но по мере гуманизации производства и развития самой психологической науки на передний план исследований вышел человек как субъект деятельности, в том числе предпринимательской. Акцент сместился на изучение проблем, стоящих перед предпринимателем, и поиск их наиболее эффективных решений. Результатом явилось создание системы методик, способных оказать реальную помощь в этом виде деятельности. Этот арсенал диагностических, коррекционных и других методик всё в большем объёме берётся на вооружение и применяется на практике психологами в нашей стране. И если в начале этого процесса методическое оснащение переносилось на российскую почву без учёта тех теоретических концепций, в контексте которых оно создавалось, и без учёта специфики страны, то сейчас этот пробел ликвидируется, что повышает эффективность применения западного опыта.
Сейчас психологи всё активнее привлекаются к работе по формированию команд и работе с персоналом, проведению групповых тренингов и семинаров. На таких занятиях с помощью специальных методов обучения можно освоить новые психотехники в бизнесе, сформировать умение быстро находить решения в нестандартных ситуациях, хорошо разбираться в психологическом состоянии окружающих людей и уметь не директивно воздействовать на партнёров и персонал, развить поведенческую гибкость, умение уверенно чувствовать себя в сложных ситуациях, уметь управлять своими эмоциями, убедительно и аргументировано излагать свои позиции, добиваться согласованного решения спорных вопросов. В ходе такой подготовки значительнее число людей открывают в себе новые и обнаруживают способности, которые затем могут быть реализованы в новой практике.
Эффективная форма оказания помощи предпринимателям.
3. Диантология психодиагностики
Понятие диантологии было введено в 1834 году Бентоном для обозначения теории нравственности в целом. Это раздел этики, рассматривающий проблему должного и долга. Это учение о юридич., проф., моральных обязанностях и проблемах поведения.
Принципы диантологии:
- Анализ подтекста жалобы клиента. Выявить истинные причины жалоб.
- Пр. стереоскопического диагноза. Для постановки диагноза использовать все возможные пути получения более точной инф-ции, то есть, кроме того, что испытуемый сообщил, спросить участников конфликта.
- Пр. индивидуализации. Психолог должен учитывать пол, возраст, образование, семейное положение, состояние здоровья, психол. особенности, нац-ть, человека, подвергающегося ПД-ке.
- Проблема советов. Нужно отказаться от конкретных советов. Психолог не имеет права давать конкретные рекомендации клиенту, которые могут в корне изменить жизнь человека.
- Пр. системности. Инф-ция должна быть получена как можно шире: отдавать себе отчет в точном понимании ситуации, предвидеть влияние своих советов.
- Принцип круговой причинности. Всё определяется всем.
- Пр. рационального сочетания консультационной и коррекционной работы.
- Принцип ответственности клиента. Лучше самого клиента никто не знает его проблему. И если он в силах сам поставить диагноз, задача психодиагноста помочь ему в этом. Insight – озарение.
- Принцип позитивного отношения к клиенту. Работать можно только с тем чел., кот-го уважаешь.
- Оказывать помощь имеет право психолог, если клиент осознал свои проблемы и запросил психологической помощи у вас лично. В ПД-ке это называется «клиент созрел».
- Личностно-эмоциональные установки клиента психолог обязан воспринимать как должное. И должен пытаться работать с таким клиентом, если он вас не просит о большем.
- Принцип сохранения тайн и анонимности клиента.
- Пр. уважения личности клиента. В своей работе исходить из личности конкретного человека. Ориентироваться на уровень его развития.
- Принцип ненаходимости. Рефлексивная позиция – положение на ситуацию вне проблемы клиента. Это необходимо для полного обхвата проблемы клиента. Психолог должен держать обратную дистанцию ниже жизни клиента.
- Принцип профессиональной мотивированности. В своей работе нужно исходить из проф. желания помочь клиенту. Оказание помощи невозможно при родственных и дружеских отношениях.
- Принцип ответственности. Психолог-консультант, работая с клиентом должен отдавать себе отчет в том, что, как и зачем он делает. Деятельность психодиагноста должна вести к 3 последствиям:
- снижать самооценку клиента и подводить статус других к статусу клиента. Не сравнивать его с теми, чей статус выше.
- деят-ть не должна вести к соц. и психол. дезадаптации.
- к появл. у клиента психол. ущербности.
Не говорить о проблемах клиента при посторонних.
- Принцип открытости. Необходима такая работа с клиентом, после которой он может быть открыт для работы с др. специалистами.
21. Психология предпринимательства
В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями её практического применения. Предпринимательская деятельность сейчас является той областью, где этот процесс идёт очень интенсивно. Ещё недавно управленческое консультирование было на периферии российской академической науки, а такой сферы деятельности практических психологов, как бизнес-консультирование вообще не существовало. Сейчас же профессиональное психологическое консультирование становится формой цивилизованного решения проблем для всё большего числа деловых людей в нашей стране. Современные психологические знания всё активнее используются в диагностической, коррекционной и ориентационной части этой работы. Психология предпринимательства даёт возможность адекватно оценить себя как профессионала в бизнесе с позиции критериев психологической науки и требований реальной ситуации сегодняшнего дня. Бизнес-консультирование позволяет также увидеть новые направления и пути достижения своих целей и получить конкретные психологические методики и приёмы для реализации своего потенциала.
Бизнес-консультирование в нашей стране использует как результаты исследований отечественной социальной психологии, так и обширные наработки западной экономической психологии. За рубежом накоплен более чем полувековой опыт в профессиональной деятельности психологов-консультантов. Первоначально она (проф. деят-ть) решала задачи повышения производительности труда и эффективности производства. Но по мере гуманизации производства и развития самой психологической науки на передний план исследований вышел человек как субъект деятельности, в том числе предпринимательской. Акцент сместился на изучение проблем, стоящих перед предпринимателем, и поиск их наиболее эффективных решений. Результатом явилось создание системы методик, способных оказать реальную помощь в этом виде деятельности. Этот арсенал диагностических, коррекционных и других методик всё в большем объёме берётся на вооружение и применяется на практике психологами в нашей стране. И если в начале этого процесса методическое оснащение переносилось на российскую почву без учёта тех теоретических концепций, в контексте которых оно создавалось, и без учёта специфики страны, то сейчас этот пробел ликвидируется, что повышает эффективность применения западного опыта.
Сейчас психологи всё активнее привлекаются к работе по формированию команд и работе с персоналом, проведению групповых тренингов и семинаров. На таких занятиях с помощью специальных методов обучения можно освоить новые психотехники в бизнесе, сформировать умение быстро находить решения в нестандартных ситуациях, хорошо разбираться в психологическом состоянии окружающих людей и уметь не директивно воздействовать на партнёров и персонал, развить поведенческую гибкость, умение уверенно чувствовать себя в сложных ситуациях, уметь управлять своими эмоциями, убедительно и аргументировано излагать свои позиции, добиваться согласованного решения спорных вопросов. В ходе такой подготовки значительнее число людей открывают в себе новые и обнаруживают способности, которые затем могут быть реализованы в новой практике.
Эффективная форма оказания помощи предпринимателям.
Страницы: 1, 2