Психодиагностика брачно-семейных отношений

Психодиагностика брачно-семейных отношений

Академия Сферы Социальных Отношений

                      Курсовая работа по психодиагностике

                           На тему: «Психодиагностика брачно-семейных

                                            отношений»

                                                                                                                                                                                                          Рыбак Алеся

  Содержание

Введение                                                                                                           2 стр.


1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина                  4 стр.


2. Специфика семейной диагностики                                                            8 стр.


3. Эволюция брачных отношений между людьми.                                      9 стр.


4. Разнообразные формы брака в современном обществе.                        11 стр.


5. Роль социальной психологии в эффективном исследовании

   семьи и брака                                                                                               14 стр.


6. Характеристика и особенности раннего брака.                                       18 стр.


7. Причины образования ранних браков.                                                     20 стр.


8. Трудности между супругами в ранних брачно - отношениях.              25 стр.


Заключение                                                                                                     28 стр.




Введение

                             

Сегодня повышенный интерес к семье и браку обусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Этим объясняется актуальность избранной темы.

Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов XX века. Характерен интерес к проблеме сходства-различия супругов в плане личностных характеристик, а также ролевых и ценностных ориентаций (А.Н. Волкова, К.Витек, Т.В. Галкина, А.К. Дмитренко, Д. Майерс, Д.В. Ольшанский, А.П. Ощепкова, Б.М. Петухов и др.). Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей (Е.В. Антонюк, В.В. Матина, Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова и др.). На необходимость учета в исследованиях изменений, происходящих в семье на разных стадиях ее жизни, указывают Ю.Е. Алешина, А.Н. Волкова, Т.А. Гурко, Т.М. Мишина и др.

Учитывая актуальность проблемы исследования брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области брачно-семейных отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в сфере социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

·        рассмотреть состояние проблемы брачно-семейных отношений в современной научной и популярной литературе;

·        выявить методики диагностики брачно-семейных отношений;

·        характеристика и особенности раннего брака.




1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина


Диагностика в современной методологической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания – с другой.

Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования.

Диагностика – это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования.[1, с.48]

Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них.

С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция.

Подавляющая часть исследователей и практических работников исходит из того, что она является одновременно и наукой и искусством.

В диагностике как научной дисциплине в большинстве работ применительно к системам «человек-человек» принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела – семиотический, технический, логический и деонтологический.

Семиотический – содержит описание признаков, характеризующих нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов симптомов, признаков болезней.

В техническом дается характеристика методов (методик) и средств обследования объекта диагностики.

В логическом разделе характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики.

В деонтологическом – принципы общения с больным и врачебная практика. [1, с.52]

Психодиагностика как деятельность есть процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта.

Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза. [2, с.64]

В настоящее время создано большое количество разнообразных диагностических инструментов, способных зарегистрировать фактически любое описанное заказчиком свойство человека, однако, даже получив результаты диагностики относительно интересующих его свойств, как диагност, так и заказчик зачастую плохо представляют себе, какого поведения следует ожидать от обследуемого, в чем проявляется или не проявляется эти его свойства. Постановка большинства практических задач предполагает «на выходе» не просто описательную характеристику особенностей обследуемых «здесь и теперь», но и прогноз поведения этих людей в различных ситуациях, желательно на длительный срок. [2, с.66]

Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к выполнению деятельности, которой он будет заниматься непосредственно после диагностики.

Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы можно разделить на пять стадий:

1. Идентификация проблемы – на этой стадии уточняется задача, определяются источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).

2. Концептуализация – на этой стадии формируется структура полученных знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения между понятиями, структура информации на входе и выходе, стратегии логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д. Задача стадии концептуализации – разработка неформального описания знаний о предметной области в виде карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области.

3. Формализация – строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном инструментальном средстве – логические методы (исчисление предикатов 1-го порядка), продукционные модели (с прямым, обратным и смешанным методами вывода), семантические сети, фреймы, объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.

4. Реализация – для построения экспертной подготовленной и формализированной базы знаний необходимо наличие также специального продукта, инструментального средства – оболочки экспертной системы. Задача этой стадии – разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального средства.

5. Тестирование – оценивается и проверяется работа созданной экспертной системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей; система анализируется на удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода, эффективность реализованной стратегии управления решением задачи, корректность базы знаний, ее полноту и непротиворечивость; главная задача стадии – выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях. [2, с.69]

                      2. Специфика семейной диагностики


Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.[8, с.130]

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том, «...чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию». [10, с.38]

Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.



           3. Эволюция брачных отношений между людьми.


В этом параграфе мы хотим обратить внимание и выяснить то, как происходило историческое и эволюционное развитие брачно-семейных отношений, регулировка которых происходила первоначально в виде табу и обычаев.

Вопросы возникновения и развития семьи, брачно-семейных отношений, роли семьи и брака в жизни общества и отдельного индивида на протяжении веков изучались и рассматривались многими исследователями, такими как Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, С.И. Голод и другими. Однако эти проблемы не являются сегодня изученными досконально, в них остаются еще множество спорных вопросов. Общепризнанным считается взгляд на брак и семью как на продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования эти формы изменялись, что естественно связано с развитием человечества, а так же с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Некоторые из этих форм были свойственны отдельным племенам, другие имели более широкое распространение. Общим являлась их зависимость от определенного уровня социального и экономического развития общества. Брак как историческая форма взаимоотношений прошел определенные стадии своего развития от полигамии (групповой брак) к моногамии.

Ученый Л.Г. Морган благодаря своим исследованиям вывел пять последовательных форм брачно-семейных отношений, каждой из которой соответствовал свой определенный порядок брака.

Стадии развития брака:

1 стадия. Кровнородственная семья – эта семья основывается на групповом или полигамном браке между сестрами и братьями, родными и коллатеральными.

2 стадия. Туналуальная семья – она опиралась на групповом браке нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них. При этом общие мужья не обязательно были в родстве друг с другом. Или, по сути, в ее основе лежал групповой брак нескольких братьев, родных или коллатеральных, с женами, причем общие жены не были в обязательном родстве друг с другом, хотя такое так же не исключалось. Необходимо отметить, что в первом и во втором случаи группа мужей совместно состояла в браке с группой женщин. Важно знать, что обозначенный ряд перечисленных сестер с их детьми и потомками по женской линии образовывали род архаического типа. Происхождение в таких семьях ведется по женской линии, так как отцовство детей не может быть достоверно установлено. Превращение данной формы группового брака в стабильный институт дало основу и создало социальный фундамент рода. С накоплением опыта эта естественная группа становится в буквальном смысле социальной организацией (то есть родом), в состав которого входят исключительно матери, их дети и потомки по женской линии, объединенные между собой кровным родством.

3 стадия. Синдиалическая или парная семья - базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность такого союза зависит от добровольных взаимоотношений обоих сторон.

4 стадия. Патриархальная семья - она основывается на браке одного мужчины с несколькими женщинами, при этом, как правило, происходит затворничество жен. Подлинной характеристикой патриархальной семьи является организация наиглавнейшей воли отца, которая направлена на то, чтобы оберегать свободных и несвободных людей для обработки земель, и охрана стад домашних животных. Конечной целью патриархальной семьи является установление отцовской власти над определенной группой лиц.

5 стадия. Моногамная семья - эта семья, где в брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь. Этот вид брачного союза был вначале характерен для позднепервобытной общины, где происходило усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей, что и привело к упорядочению брачных отношений: они приняли форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с другими видами брака (например, групповым браком). Таким образом, возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. В результате этого половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и плюс ко всему и экономическими факторами: жена и дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены в таких брачных союзах обеспечивалась ее подчинением власти главы семьи (мужу). История моногамного брака на протяжении около трех тысячелетий обнаруживала постепенное и неуклонное усовершенствование. Такой вид семьи прогрессивно эволюционирует постепенно и постоянно, пока не будут признаны равенства обоих полов и равноправие брачных отношений.

Таким образом, мощно сказать, что в процессе исторического развития в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования между мужчиной и женщиной сексуальных отношений, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами.

В этом параграфе мы выяснили, что все перечисленные формы брака эволюционируют, проходя ряд последовательных стадий. Данные виды брачно-семейных отношений не отделимы друг от друга и между ними не происходит разделение какими-либо резкими границами. Эти формы плавно переходят из одной стадии в другую.


4. Разнообразные формы брака в современном обществе.


В этом параграфе важно обратить внимание на внимание на те изменения, которые претерпел брак, а так же на новые формы брака, которые имеют место быть в настоящее время не только в Западных странах, но и в России.

Каждый брак по-своему уникален, но при этом он может содержать определенные признаки, по которым его можно будет отнести к той или иной форме. В настоящее время отношения в обществе между людьми не стоят на месте, они претерпели разнообразные изменения. В связи с этим помимо традиционных семей появились и появляются другие разнообразные формы брака. Ниже приведены некоторые формы таких браков и их краткая характеристика.

Современные формы брака.

Традиционный брак. Это брак, в основе которого лежит гражданский (официально зарегистрированный брак) или церковный (венчание). Такая форма более всего охраняет права детей, но при этом она содержит максимальное число запретов для обоих супругов. Но, как правило, эти ограничения в большей степени распространяются на женщину. Традиционная форма брака не осуждается общественным мнением, и считается определенной нормой для образования семьи

Незарегистрированный брак (фактический). Иногда этот вид брака в обществе называется гражданским браком или, в просторечии именуется сожительством. Данная форма все более и более распространяется в России, где около 7% супругов живут в незарегистрированном браке, а так же в Западных странах – Швеции, Англии, Франции, Нидерландах, США, Канаде. Незарегистрированный брак был принят в Советской России при Ленине, а при Сталине претерпел быструю отмену. Эта форма характеризуется совместным проживанием и ведением общего хозяйства. Такой вид брака психологи называют промежуточным, подчеркивая, что он может в любой момент принять какую-то окончательную форму: распасться или закрепиться документально (часто это происходит под влиянием беременности девушки). По данным исследований, в незарегистрированном браке чаще живут те пары, которые уже достигли или, уверено подходят к приличному достатку. Такие браки образуются в результате желания оградить себя от ответственности.

Ограниченный временем брак. Такой вид брака заключается на определенное время (год, два и так далее). По истечении данного срока такие отношения являются автоматически расторгнутыми, после чего бывшие супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или опять образовать такой брак, или бессрочно.

Прерывающийся брак. Основой такой формы брака является то, что супруги живут совместно какое-то определенное время, но при этом они могут разъезжаться на любой срок (неделю, месяц, полгода). Причины временных расставаний могут быть любые - загруженность на работе, учеба, необходимость смены места проживания или отдых друг от друга. Разъезды в прерывающемся браке являются нормой и происходят с согласия обеих сторон.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты