Психодиагностика как наука

Ценностно-мысленная сфера - сложное целостное образование, представленное прежде всего ценностными ориентациями, которые формируются при усвоении социального опыта, проявляются в целях, идеалах, переубеждениях, интересах и является важным предметом социальной регуляции взаимосвязей человека и поведения индивида.

Ценностные ориентации - это важные элемента структуры личности. Они реализуются в направленности интересов и потребностей на определенную иерархию жизненных ценностей, в склонности придавать предпочтение одним ценностям и противоречить другие. В общении и взаимосвязи ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми особенностями коммуникативного процесса и выражают ее готовность, внутреннюю основу становления к действительности.

Когнитивная сфера личности - познание и перевоплощение человеком внешнего мира.

Ее принадлежность важная роль в сотворении личностью картины мира. К познавательным процессам относят чувства, восприятие, мышления, памяти, воображения и внимания.

Эмоционально-психологические состояния - стремления, эмоции, чувства, желания, переживания личности, связанные с познанием и самопознанием; воля, которая возникает благодаря стремлениям и эмоциям и обуславливает действия и поступки человека.

Эмоции являются психическим способом становления индивида к внешнему миру, к другим людям, самого себя, процессов взаимодействия, психическим отображением в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций общения, объективной формой выражается потребность личности. Успех и неудача, достижение цели в социальных контактах и крах идеалов воспринимаются человеком прежде всего эмоционально. Разнообразные жизненные ситуации порождают широкий спектр человеческих эмоций, которые могут быть позитивными и негативными, глубокими и поверхностными и другое. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, глубже и объективнее оценивают состояние собеседника и ситуацию, общую деятельность и общение.

Мотивационная сфера - сложное интегральное психологическое образование, основу которого составляют потребности, то есть динамически-активные состояния личности, которые выражают ее зависимость от конкретных условий существования порождают деятельность, направленную на ликвидацию этой зависимости.

Активно взаимодействуя, человек стремится достигнуть взаиморазумения, узнать как причины собственного поведения, так и поведения партнеров по общению. Во всех этих процессах наличие мотива - причина действий и поступков человека. Он является личной собственностью, которая включает в себя потребности, намерения что-то сделать. Благодаря потребностям происходит регулирование поведения личности в социуме, определяется направленность ее мышления, эмоций, чувств и воли. Удовольствие потребностей человеком - это процесс приобретения ней определенной формы деятельности, обусловлена развитием и общественными отношениями. Среди основных потребностей отличаются биологические (потребности в еде, воздухе и так далее), материальные (потребность в одежде, крыши над головой и так далее), социальные (потребности в предметно-общественной деятельности, понимании личностью своего места в обществе), духовные (потребность в познавательной, моральной и другой информации). В общем мотивация является совокупностью психологических причин, которые обуславливают поведение человека, их направленность и активность.

Люди по-разному объясняют события в своей жизни.

Локус контроль - особенность личности, которая предусматривает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешними силами (экстернальный локус контроль) и особенностям и усилиям (интернальный локус контроль).

Локус контроля формируется в процессе социализации индивида и является стойкой его особенностью.

Социально-психологический опыт человека зависит от богатства и разнообразия межличностных отношений и социальных контактов: чем разнообразнее жизнь индивида, тем богаче его опыт. Жизнь, лишенная динамики и впечатлений, приводит к обеднению эмоций, мизерному опыту.

Социально-психологический опыт - единство коммуникативных знаний, умений и навыков, нагроможденных на основе и в процессе непосредственной взаимосвязи людей в социальных группах.

Человек в этом процессе не является пассивным наблюдателем социально-психологического опыта образуют предметно-чувственную деятельность, коммуникативную практику, практическое переделывание социально-психологических явления, и как результат этого влияния (коммуникативные знания и умения).

Социально-психологические особенности группы, характер взаимосвязи индивида и группы и качества самой особенности влияют на статусно-ролевые параметры личности.

Статусно-ролевые параметры - характеристики личности, которые определяют ее поведение, индивидуальность, определяются в поступках, активности.

Они раскрывают зависимость личности от конкретных социальных структур, социальной ситуации. Их основой есть права, данные личности обществом, конкретными социальными группами, а также обязанности которая она должна исполнять соответственно к ее месту и роли общества. Статусно-ролевые характеристики обусловлены типом социальных отношений, целью общей деятельности, местом особенности в обществе и определяют ее способ жизни, принадлежность к конкретным социальным группам.

Каждый из указанных структурных компонентов личности является очень важным. Социально-психологический подход к изучению личности предусматривает рассмотрение ее в конкретных социальных группах, в системе социальных отношений, в которых особенность из-за социальное поведение проявляет свою позицию, свое место в обществе. Это означает, что социальная психология прежде всего выясняет, в каких группах личность усваивает социальное влияние и как она реализует свою социальную сущность. Для нее важно проследить процесс формирования социально-психологических качеств и особенностей индивидов, что обуславливает полноту, силу и глубину их реализации или приглушит их, открывая простор для социально-психологических характеристик.

Конкретным влиянием личности является социальное поведение, в частности ее особенная форма - поступок.

Поступок - практическое действие, опосредованное процессом взаимосвязи и общения между людьми (выбором, целью деятельности, оценкой ситуации, самооценкой, активностью индивида, намерениями, статусно-ролевыми характеристиками, нормативными регулированием в конкретной группе или обществе).

Социальная жизнь насыщена разнообразными, часто взаимнообуславливаемыми, изменениями.

Политико-экономическая ситуация, научно технический прогресс радикально изменяют среду взаимосвязи и общения человека, иерархию социальных ценностей и приоритетов общества и личности, формируют новый ее социально-психологический тип и новое социальное поведение.

Потенциал развития личности заложен в ней самой, в ее потребностях и способностях, особенно в тех, которые направлены на взаимосвязь, самосовершенствование и самоактуализацию в социуме. Больше это касается коммуникативных способностей, развития ее коммуникативных умений и научений. Взаимосвязь личности (связь "Я-Ты", "Я-Мы", "Я-Они") стимулируют коммуникативные процессы, оказывает формирование ответственности, ценностно-мировидной ориентации, рациональной социальной стратегии.


1.3 Психодиагностический процесс


Диагностическая деятельность психолога может быть представлена в виде разных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию решения, - диагнозу и прогнозу. Основные задачи диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей исследования, их переработке, интерпретации и, наконец, вынесению решения (диагноз и прогноз).

Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и другое) об обследуемом, в ходе которого формируется исследуемая задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.

Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействия "экспериментатор-испытуемый", в литературе немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяют ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого. Значение этих переменных достаточно велико, а влияние должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов. Вполне понятно, что невозможно контролировать все факторы, могущие оказать влияние на процесс тестирования. Тем не менее, подготовка к тестированию должна исключить возникновение непредвиденных обстоятельств и обеспечить единообразие процедуры. Стандартизация условий тестирования касается не только инструкций и всего того, что связано с предложением обследуемому тестового материала, но и обстановка тестирования. В связи с этим важнейшая обязанность разработчика теста - полное и ясное описание всех этапов процедуры тестирования. Значительное внимание должно быть уделено установлению раппорта с испытуемым. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, насколько это возможно, полное сосредоточение обследуемого на предъявляемых задачах и приложение всех сил для того, чтобы их решить искренно и честно.

В психологической диагностике часто отсутствуют (за исключением диагноза познавательных функций) какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач. Особенно отчетливо это проявляется в различных целях. Теоретически валидность той или иной методики по отношению к сформированной диагностической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.

При определеной валидности личностных методик возникают значительные трудности. Валидизация этих методик на основе внешних критериев зачастую невозможна, и исследователю приходится опираться на данные о конструктивной валидности. Иногда, чаще при валидизации личностных опросников, обращаются к психиатрическим диагнозам. Здесь нужно учитывать известную ненадежность психиатрического диагноза. Соотношение коэффициента валидности теста с базовым уровнем позволяет ответить на вопрос о том, насколько будет оправдано его использование.

Известно также, что валидность теста зависит от особенностей обследуемых групп (подгрупп) или так называемых модераторов. В роли модераторов выступают, в частности, такие показатели, как пол, возраст, уровень образования, интересы, мотивация. В клинической психодиагностике перечень таких модераторов не разработан, учет их действия скорее исключение, чем правило.

При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза.

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. "Сырые" оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся "профили личности" и так далее.

Большинство специалистов в области психодиагностики согласны с тем, что количественная оценка полученных результатов (в виде стандартных величин, профилей) весьма полезна. Однако существуют противоречивые мнения о том, какой путь обобщения данных исследования ведет к более надежному прогнозу: клинический, более ориентированный на субъект опыт, интуицию, или статистический, основанный на объективных, формализованных критериях.

Клинический подход опирается на анализ в основном качественных показателей, стремясь охватить их во всей полноте. Его существенной особенностью является доверие к "субъективному суждению" и профессиональному опыту. В "чистом" виде клинический подход недалеко уходит от суждений здравого смысла.

Статистический подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку в виде, например, уравнения регрессии или факторного анализа. Роль субъективного суждения сводится к минимуму. Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. В полноценном диагностическом исследовании необходимо сделать обоснованные психологические заключения, а тем самым осуществить выход за рамки статистических данных. "Чрезмерная боязнь так называемых субъективных моментов в толковании и попытка получить результаты наших исследований чисто механическим, арифметическим, путем сложны. Без субъективной обработки, то есть без мышления, без интерпретации, расшифровки результатов, обсуждения данных нет научного исследования". В большинстве диагностических ситуаций необходимо гармоничное сочетание клинического и статистического подходов, а не их противостояние.

Н. Сандберг и Л. Тайлер (Sandberg and Tyler, 1962) выделяют три уровня диагностических заключений.

На первом уровне диагностическое заключение производится непосредственно из имеющихся об обследуемом данных.

Второй уровень предусматривает создание своего рода посредников между результатами отдельных исследований и диагнозом. В качестве таких посредников Н. Сандберг и Л. Тайлер указывают на описательное обобщение и гипотетический конструкт. Это означает, что, установив снижение уровня обобщения, замедленность темпа психических процессов, обобщают эти данные как расстройство мышление. В качестве гипотетического конструкта может выступать раскрытие психологической структуры расстройства. На этом уровне исследователь получает возможность планирования дальнейших этапов диагностической работы, выбора конкретных методов воздействия.

На третьем, высшем, уровне должен произойти переход от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теории личности. Создается рабочая модель изучаемого случая, в которой конкретные особенности данного индивида представлены в целостности и сформулированы в понятиях, позволяющих наиболее точно и обоснованно раскрыть психологическую сущность явления, его структуру.

Исследователь, стремящийся построить модель личности, сталкивается со многими трудностями. Большинство затруднений "возникает в результате отождествления вербализованного конкретного образа (или их совокупностей) с моделью, теоретическим построением. Разнообразие поведенческих проявлений одного и того же свойства личности столь же обширно, сколь велико число способов реализации определенных социальных идеалов. Осуществление диагноза на высшем уровне всегда сталкивается с необходимостью отбора существенных свойств личности, раскрытия внутренних связей между ними, а это, в свою очередь, связано с состоянием развития общей теории личности в психологии.

Типы диагностических заключений, предложенные Н. Сандберг и Л. Тайлер, в сущности, совпадают со ступенями в развитии диагноза, выделенными значительно ранее российскими психологами А.А. Невским и Л.С. Выготским (1936). Первая ступень - симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

Вторая ступень - этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но причины, их вызывающие. Очень часто этиологический анализ понимается чрезвычайно упрощенно: указываются самые отдаленные причины или общие и малосодержащие формулы, вроде преобладания психологических или социальных факторов и прочее.

Завершающая ступень - типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа личности в динамическом смысле этого понятия.

Согласно Л.С. Выготскому, далеко не всякое исследование можно считать диагностическим. Последнее предполагает готовую, установленную систему понятий, с помощью которой определяется сам диагноз, а частное явление подводится под общее понятие. Он также очень точно характеризует и сегодня иногда игнорируемые различия, существующие между психологическим измерением и психологическим диагнозом. "Психологическое измерение относится к области установления симптома, диагноз относится к окончательному суждению о явлении в целом, обнаруживающим себя в этих симптомах, не поддающемся непосредственно восприятию и оцениваемом на основании изучения, сопоставления и толкования данных симптомов" (Выготский, 1983, с. 313.).

Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз "строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде" (Выготский, 1983, с. 313.).

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Традиционно психодиагностическим исследованиям присущ индивидуально-психологический подход, сложившийся исторически и долгое время оправдывающий себя. В диагностике тех или иных свойств, особенностей личности еще недостаточно учитывается та социальная среда, в которой эти исследователи стараются в той или иной мере соотнести полученные диагностические данные с историей развития личности, условиям среды. Индивидуально-психологический подход должен быть дополнен социально-психологическим.

Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, в которых необходимо осуществить в связи с полученными результатами, рекомендациями по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации и так далее.

Итоги диагностического исследования должны быть представлены в объясняющих понятиях, то есть описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик с привлечением специальной терминологии, а психологическая интерпретация.

Психоанализ. Согласно с этой теорией решающей силой, мотивами поведения человека в социуме есть несознательные биологические инстинкты. Ее основатель, известный австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), считал, что душеное состояние человека обуславливается соотношением несознательного (инстинктов, импульсов) и сознательного, которое является результатом влияния социального окружения. Борьба между ними всегда драматична и приводит к конфликтам человека и общества.

Развивая учения Фрейда, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг (1875-1961) рассмотрел личность как сложное структурное явление, которое объединяет в себе индивидуальное несознательное и коллективное несознательное. Составом коллективного несознательного являются архетипы - наделенные энергетической силой общей формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняют личным эмоциональным и образным смыслом.

К.-Г. Юнг предложил типологию характеров соответственно переживающей функции (мышление, чувства, интуиция), направленности личности на внешний или внутренний мир, внедрил понятия "экстраверсия - интроверсия" для обозначения двух типов личности. Экстравертивный тип характеризуется обращением личности к окружающему миру, для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного мира. Отделение интроверсии и экстраверсии дало возможность отличить две большие группы психологических индивидов. Также были выявлены отличия между индивидами одной группы, которые зависят от основных психических функций: мышления, эмоций, чувств, интуиции. Преобладание одной из них характеризует, относительно, умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивные типы, каждый из них может быть интровертивным или экстравертивный. На основании этого Юнг выделял восемь типологических групп: две личные установки - интроверсию и экстраверсию и четыре функции (типы ориентации) - мышление, эмоции, чувства, интуицию, каждая с которых может действовать интровертивно или экстравертивно.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты