Требования, предъявляемые к тестам
К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:
· Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.
· Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
· Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.
· Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.
Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.
Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются
1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
· Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
· Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
· Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
· Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.
Критерии валидностьи:
· Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
· Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
· Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
· Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
· путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
· путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов
В этом вопросе существуют определенные строгие правила
Наболее важные из них:
· Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
· Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
· Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
· Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
Проведение практического тестирования
Сводные результаты тестирования
Тест
Интервьюируемый 1
Интервьюируемый 2
Определение степени мотивации личности к успеху
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
ДА
ДА
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
ДА
ДА
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
НЕТ
ДА
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
НЕТ
НЕТ
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
ДА
ДА
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
ДА
ДА
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
ДА
ДА
8. Я более доброжелателен, чем другие.
ДА
ДА
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
НЕТ
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
ДА
НЕТ
11. Усердие — это не основная моя черта.
НЕТ
ДА
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
НЕТ
ДА
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
ДА
ДА
14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.
НЕТ
НЕТ
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
ДА
ДА
16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
ДА
ДА
17. У меня легко вызвать честолюбие.
ДА
ДА
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
ДА
ДА
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
ДА
НЕТ
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
НЕТ
ДА
21. Нужно полагаться только на самого себя.
ДА
ДА
22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
НЕТ
НЕТ
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить задание, я ни о чем другом не думаю.
НЕТ
ДА
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
ДА
ДА
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
НЕТ
НЕТ
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
ДА
ДА
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
ДА
ДА
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
ДА
ДА
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
ДА
ДА
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
ДА
ДА
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
НЕТ
ДА
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
НЕТ
НЕТ
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
НЕТ
НЕТ
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
ДА
ДА
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
ДА
ДА
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
НЕТ
НЕТ
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работа других. ,
ДА
НЕТ
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
НЕТ
НЕТ
39. Я завидую людям, которые не очень загружены работой.
НЕТ
НЕТ
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
НЕТ
ДА
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
ДА
НЕТ
Сильный ли у вас характер?
1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих?
а) очень редко;
б) редко;
в) достаточно часто;
г) очень часто.
В
2. Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами не верите, — из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений? («Да», «нет».)
НЕТ
3. Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях?
а) настойчивость;
б) широту мышления;
в) эффектность, умение «показать себя».
Б
4. Имеете ли вы склонность к педантизму? («Да», «нет».)
ДА
5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами? («Да», «нет».)
ДА
6. Любите ли анализировать свои поступки? («Да», «нет».)
ДА
7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:
а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;
б) остаетесь самим собой.
Б
8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? («Да», «нет».)
НЕТ
9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам?
а) мечтатель;
б) «рубаха-парень»;
в) усерден в труде;
г) пунктуален, аккуратен;
д) «философ» в широком смысле этого слова;
е) суетный человек.
В
10. При обсуждении того или иного вопроса:
а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;
б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, и имеете иную точку зрения;
в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;
г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.
А
11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к ководителю?
а) раздражение;
б) тревогу;
в) озабоченность;
г) равнодушие.
В
12. Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите?
а) ответите ему в том же тоне;
б) проигнорируете этот факт; демонстративно оскорбитесь; предложите сделать перерыв.
Г
13. Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:
а) досаду;
б) стыд;
в) гнев.
А
14. Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:
а) себя самого;
б) «фатальное невезение»;
в) прочие «объективные обстоятельства».
А
15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то руководители, коллеги или подчиненные — недооценивают ваши способности и знания? («Да», «нет».)
НЕТ
16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них;
б) стараетесь ретироваться;
в) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;
г) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль внимания»;
д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.
В
17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п), то вы:
а) будете продолжать поиск молча;
б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;
в) уйдете без нужной вам вещи.
Б
18. Что, скорее всего, выведет вас из равновесия?
а) длинная очередь в приемной;
б) толчея в общественном транспорте;
в) необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.
В
19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? («Да», «нет».)
ДА
20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбрать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете?
а) человека исполнительного, но безынициативного;
б) человека знающего, но упрямца и спорщика;
в) человека одаренного, но с ленцой.
А
Счастливы ли вы в браке?
1. Если бы вы теперь выходили замуж, выбрали бы вы опять вашего мужа, зная все его достоинства и недостатки, профессию, увлечения?
Количество очков:
а) нет, пожалуй, не сделала бы этого (5);
б) надо подумать (3);
в) скорее всего, опять пошла бы за него (1);
г) наверное, согласилась бы (0).
В
2. Вы — единственная дочь или у вас есть братья и сестры?
а) единственная (5);
б) у меня есть сестра (3);
в) у меня есть брат (1);
г) у меня есть братья и сестры (0).
Б
3. Добиваетесь ли вы новых знакомств или же довольствуетесь старым кругом друзей?
а) мне хочется, чтобы все оставалось по-старому, без каких бы то ни было изменений (3);
б) люблю заводить новые знакомства (5);
в) немного нового вовсе не мешает (0);
г) разделяю мнение, что старый друг лучше новых двух (1).
Б
4. Стараетесь ли вы сделать домашнюю обстановку приятной, уютной или же довольствуетесь тем, что поддерживаете образцовый порядок?
а) делаю все от меня зависящее, чтобы дом был уютным и убранным (0);
б) уделяю дому каждую свободную минуту (1);
в) меня занимают более важные дела, чем проблемы домашнего уюта (3);
г) самое главное для меня - чистота и образцовый порядок(5).
А
5. Баловал ли вас отец в детстве или же воспитывал в строгости?
а) отец был очень строг со мной (1);
б) отец потакал всем моим желаниям (5);
в) временами отец становился очень внимателен (0);
г) отец баловал меня понемножку (3).
Б
6. Довольны ли вы своим материальным положением или считаете, что оно могло быть и лучше?
а) вообще говоря, не слишком довольна (5);
б) как говорится, жить можно (1);
в) еле-еле свожу концы с концами (3);
г) считаю, что в доме достаток (0).
Б
7. Как оценивает муж ваши кулинарные способности?
а) мой муж их ни во что не ставит (5);
б) он точно оценивает мои возможности (0);
в) я была бы гораздо уверенней в себе, если бы чаще слышала его одобрение (3);
г) случается, муж и похвалит меня (1);
Б
8. Считаете ли вы себя более занятой, чем ваш муж?
а) мужу приходится работать гораздо больше меня (1);
б) уверена, что я тружусь за двоих (5);
в) каждый из нас трудится по мере сил и возможностей (0);
г) муж явно недооценивает мой труд (3).
В
9. Считаете ли вы, что муж выделяет достаточно средств на домашние расходы?
а) думаю, что слишком мало (5);
б) мне частенько приходится туговато (3);
в) как правило, нам хватает (0);
г) приходится довольствоваться тем, что есть (1).
В
10. Проявляет ли ваш муж интерес к вашей внешности?
а) моя внешность его вообще не занимает (5);
б) я над этим и не задумываюсь (1);
в) по-моему, чересчур интересуется (0);
г) изредка напоминает, что мне не мешало бы побольше заботится о своей внешности (3).
В
Умеете ли вы быть счастливым?г
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите к выводу, что
а) все было, скорее, плохо, чем хорошо,
б) было, скорее, хорошо, чем плохо,
в) все было отлично.
Б
2. В конце дня обыкновенно
а) недовольны собой,
б) считаете, что день мог бы пройти лучше,
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
Б
3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
а) «О, боже, время беспощадно!»,
б) «А что, совсем еще неплохо!»,
в) «Все прекрасно!».
Б
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:
а) «Ну, мне-то никогда не повезет!»,
б) «А, черт! Почему же не я?»,
в) «Однажды так повезет и мне!».
Б
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:
а) «Вот так однажды будет и со мной!»,
б) «К счастью, меня эта беда миновала!»,
в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!».
Б
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:
а) ни о чем не хочется думать,
б) взвешиваете, что «день грядущий вам готовит»,
в) довольны, что начался новый день и могут быть новые сюрпризы.
А
7. Думаете о ваших приятелях:
а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,
б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они терпимы,
в) замечательные люди!
В
8. Сравнивая себя с другими, находите, что
а) «Меня недооценивают»,
б) «Я не хуже остальных»,
в) «Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!».
А
9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов:
а) впадаете в панику,
б) считаете, что в этом нет ничего особенного,
в) тут же переходите на диету, усиленно занимаетесь физическими упражнениями.
Б
10. Если вы угнетены:
а) клянете судьбу,
б) знаете, что плохое настроение пройдет,
в) стараетесь развлечься.
Б
Профессиональная ориентация
А. Я люблю командные виды спорта.
Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.
В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.
Г. Мне нравится говорить по телефону.
Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.
Е. Мне нравится все вокруг.
А
Д
А. Мне нравится работать руками.
Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.
В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого.
Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.
Д. Мне нравится напрягать свое воображение.
Е. Я силен в естественных науках.
В
Г
А. Я умею обращаться с инструментами.
Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.
В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.
Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.
Д. Мне нравится идти в ногу с модой.
Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.
Д
А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.
Б. Математика — это то, что я знаю лучше всего.
В. Я предпочел бы участвовать в представлении, а не наблюдать за ним.
Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.
Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно. Е. Меня интересует природа.
В
А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.
Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.
В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.
Г. Я веду дневник.
Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.
Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.
Е
Выводы по результатам тестирования
Какие мы – как люди и специалисты? Можем ли быть руководителями, управлять людьми, коллективом? Насколько самоорганизованны и способны к бизнесу и предпринимательской деятельности ? Каковы наши особенности, характер, взаимоотношения с окружающими, в семье ?
Для проведения таких тестов были отобраны 2 человека мужского и женского пола, с высшим экономическим образованием и работающим по профилю. Их назвали «Интервьюируемый 1» и «Интервьюируемый 2».
Им был предложен набор тестов, на которые они могли отвечать . Прежде чем приступить к тестированию, была проведена подготовительная работа. Она состояла в следующем. Вначале интервьюируемым были представлены тесты и объяснение, для чего они предназначены, с какой целью проводится тестирование, и добились того, что объяснения были правильно поняты всеми Интервьюируемыми. Это позволило в дальнейшем избежать возможных ошибок, связанных с проведениеи тестирования. Потом даны были объяснения какие данные в результате могут быть получены, и каким образом они могут быть использованы в жизни.
Определение степени мотивации личности к успеху
У «Интервьируемого 1» средняя мотивация к успеху, такая же, как у большинства людей. Стремление к цели приходит к нему в форме приливов и отливов. Порой ему хочется все бросить, так как он считает , что цель, к которой он стремится недостижима. У второго интервьируемого данные точно такие же.
Сильный ли у вас характер?
«Интервьируемый 1» принадлежит к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Ценит свои суждения, но и считается с мнением других. Правильно ориентируется в возникающих ситуациях ив большинстве случаев умеет выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у него черт сильного характера. « Интервьируемый « только должен избегать самолюбования и всегда помнить: сильный – это не значит жестокий.
Счастливы ли вы в браке?
У «Интервьируемого 1» в семье царит мир и согласие. Муж («Интервьируемый 1») старается так же, как и жена («Интервьируемый 2») не обращать внимания на мелочи, обходить острые углы.
Умеете ли вы быть счастливым?
Счастье и несчастье для « Интервьируемого « выражается известной формулой «50 x 50»
Если он хочет склонить чащу весов в свою пользу, должен стараться не пасовать перед трудностями, встречать их стоически, опариться на друзей , не оставлять и их в беде.
Профессиональная ориентация
По результатам этого теста получилось, что интересы « Интервьируемого « находятся в стадии становления.
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 368 с.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.-632 с.
3. Познай себя и других : Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998 - 400 с.
4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1-384 c.
Страницы: 1, 2