Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы

Психиатрическая помощь в России бесплатна, общедоступна (т.к. не один потенциальный пациент оплачивать эти услуги не станет), организованна по территориальному принципу, обеспечивая преемственность в её оказании, больные получают постоянную помощь после выписки из стационара в психоневрологическом диспансере и социо-реабилитационную помощь в зависимости от сохранности трудоспособности. С 1975 года наркологическая служба выделена в отдельную структуру [20].

Итак, перейдём далее к изучению структуры психиатрической службы, предусмотренной в России.

Помимо психиатрических больниц (стационаров) к психиатрическим службам относят:

·                     психоневрологические диспансеры;

·                     скорую психиатрическую помощь;

·                     учреждения полустационарного профиля;

·                     психиатрические отделения и кабинеты в общесоматической сети;

·                     лечебно-производственные мастерские;

·                     психоневрологические интернаты;

·                     дома-интернаты;

·                     детские дошкольные и школьные учреждения, профессионально-технические училища;

·                     центры реабилитации [9].

Психиатрическая больница как вид психиатрической службы имеет довольно объёмную структуру:

1.                Приемное отделение.

2.                Лечебные отделения:

1)                общепсихиатрические (разделение по гендерному признаку);

2)                соматогериатрические;

3)                психотерапевтические;

4)                экспертные (для лиц, проходящих трудовую, судебную или военную экспертизу);

5)                судебно-психиатрические;

6)                для лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание;

7)                для лиц, содержащихся без стражи;

8)                для принудительного лечения (с обычным, усиленным или строгим наблюдением);

9)                туберкулезное;

10)           детские;

11)           подростковое;

12)           наркологические отделения (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманиями);

13)           инфекционное (изолятор);

14)           лечебно-реабилитационные;

15)           реанимационное (блок интенсивной терапии).

3.                Лечебно-диагностические отделения:

1)                функциональной диагностики;

2)                физиотерапевтическое с кабинетом лечебной физкультуры;

3)                рентгенологическое;

4)                патологоанатомическое с цитологической лабораторией;

5)                специализированные кабинеты (стоматологический, хирургический, гинекологический, офтальмологический, отоларингологический);

6)                лаборатории (патопсихологическая, электрофизиологическая, биохимическая, клиническая, бактериологическая, серологическая);

7)                диспансерное отделение;

8)                дневной стационар;

9)                ночной стационар;

10)           помещения Управления больницы;

11)           вспомогательные отделения и службы: центральная стерилизационная, аптека, клуб для больных и помещения для проведения культтерапии, диктофонный центр, вычислительный центр;

12)           административно-хозяйственные помещения: пищеблок, прачечная с дезинфекционной камерой, технические мастерские, склады, гараж, дезинфекционное отделение [20].

Приёмное отделение осуществляет госпитализацию на стационарное лечение в плановом порядке при наличии направления от врача-психиатра из психоневрологического диспансера или других учреждений здравоохранения, а также лиц направленных судом для проведения стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Для госпитализации необходимо наличие направление врача-психиатра, паспорт, страховой полис или постановление суда. Осуществляет госпитализацию в экстренном порядке по направлению скорой помощи.

В приемном отделении больного осматривает врач-психиатр, уточняет диагноз и показания для госпитализации. Оформляется медицинская документация (заведение истории болезни), проводятся санитарно-гигиенические мероприятия (при необходимости). Комнаты в приемном отделении располагаются по принципу санитарного пропускника, смотровая комната, уборная, ванна. После всех необходимых мероприятий, больной больше не возвращается в приемное отделение, а поступает в соответствующее отделение [20].

Общие отделения служат для стационарного лечения больных. Чаще всего распределяются по территориальному признаку (каждому отделению соответствует определенная территория на карте), также отдельно выделено отделение неврозов, для больных с непсихотическими заболеваниями. Существуют мужские и женские отделения.

Специализированные отделения. С учетом возраста — детское и геронтологическое отделение. С учетом сопутствующей патологии, требующей особых условий лечения — инфекционное и туберкулезное. Отделение реанимации — при угрожающих жизни состояниях, также в отделении реанимации проводится электросудорожная терапия. Отдельно выделяют отделение первого психотического эпизода, куда направляют больных с социально сохранными установками и положительным отношением к лечению, при отсутствии выраженной психотической симптоматики, отсутствием социально-опасных установок у больного. Судебно-психиатрическое отделение - занимается проведением стационарной судебно-психиатрической экспертизы. В данное отделение больные направляются по решению суда или с санкции прокурора. Срок стационарной судебно-психиатрической экспертизы не должен превышать 30 дней [20].

Наблюдательная палата – специальная палата для больных с выраженными суицидальными, агрессивными тенденциями или нуждающиеся в дополнительном уходе. В наблюдательной палате имеется постоянный санитарский пост [20].

Современная психиатрическая больница мало чем отличается от соматических. Давно уже ушли в прошлое решётки на окнах, огромные палаты, «тюремные» коридоры. В большинстве новых психиатрических больниц учтены все возможные удобства, чтобы больные чувствовали себя не хуже, чем в других лечебных учреждениях. В палатах создаётся уют, для больных организуются просторные и светлые комнаты отдыха, где к их услугам радио, телевизор, настольные игры. Больные привлекаются к различным видам трудотерапии (картонажные работы, вышивание, резьба по дереву) [12, с. 143].

Таким образом, пациенты психиатрической больницы (психически больные, душевнобольные) – это особая категория клиентов психосоциальной работы. Для этих людей лечение лишь медицинскими препаратами является недостаточным. Здесь необходим комплексный подход, включающий и социальные, и психологические аспекты. Большие проблемы в лечении душевнобольных связаны с отношением к ним общества, людей «непосвящённых». Ведь во многих случаях именно лечение через общение, взаимодействие, трудовую деятельность и творчество является самым действенным, а без окружения людей, готовых предоставить данные услуги, это становится просто невозможным.


1.3 Психосоциальная работа с пациентами психиатрической больницы


В современном обществе актуальными являются проблемы реабилитации и интеграции психически больных людей в общество, в связи с чем повышается значимость социальных аспектов оказания психиатрической помощи. Говоря об общем подходе к охране психического здоровья, оказанию психиатрической помощи, нужно отметить, что использование только одной медицинской модели психических расстройств означает лишь одностороннюю оценку явления. Постепенно эта модель уступила место более свободному подходу к проблеме, который включает психосоциальную ориентацию. Объединение медицинской, психологической и социальной моделей в системной биопсихосоциальной модели является особой методологической установкой, дающей возможность избежать альтернативности в подходе к человеку (биологическое и социальное), страдающему тем или иным недугом, и открывающей большую возможность правильного понимания целей и задач профилактики и лечения [11, с. 57].

Социальная работа в психиатрии имеет следующие специфические черты. Во-первых, социальная работа тесно связана с клиническими показаниями, поэтому ее содержание различно на различных стадиях заболевания. При этом учитывают обусловленные нозологией и возрастом психологические аспекты, личностные характеристики, реакции личности на болезнь. Эта особенность определяет участие специалистов по социальной работе в полипрофессиональных бригадах. Во-вторых, социальная работа всегда несет в себе определенный социотерапевтический эффект. Лечебно-реабилитационные цели преследуются всеми видами психосоциального вмешательства. Социотерапевтическое вмешательство, направленное непосредственно на самого больного, является существенной частью терапии. Социальные и семейно-терапевтические методы лечения являются равноправными с лекарственными и должны использоваться наряду с ними, причем в некоторых случаях могут их полностью заменить. И наконец, социальная работа в тех случаях, когда это возможно, должна способствовать активации автономии больного, улучшению его социального функционирования и, в конечном итоге, повышению его социальной компетентности [22].

В соответствии с поставленными целями выявления основных направлений социальной работы в психиатрии, можно выделить следующие. Первое направление – социотерапевтическое вмешательство, ориентированное на пациента, целями которого являются организация медицинской помощи и наблюдения, ограничение и смягчение последствий заболевания, повышение качества его жизни, укрепление связей больного с окружающим миром, повышение адаптации и социализации, повышение социальной компетентности пациента, обеспечение максимально высокого уровня личностного и социального функционирования, преодоление социального дефицита. Диапазон этих форм вмешательства варьирует от восстановления навыков независимого проживания (элементарные навыки гигиены и самообслуживания, более сложные навыки повседневной жизни – ведение домашнего хозяйства, пользование транспортом, распределение бюджета, структурирование деятельности в течение дня и т.п.) до преодоления дефицита социальных навыков, важных для успешного социального функционирования (улучшение социального взаимодействия, общения, социально приемлемого поведения; обучение навыкам уверенного поведения и самопредъявления). Формы вмешательства, направленные на восстановление трудовой занятости (трудовая терапия), по существу, также относятся к этой группе социотерапевтического воздействия [22].

К наиболее распространенным формам психосоциальной реабилитации относят психообразование пациентов и тренинг социальных навыков. Психообразование пациентов – это процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение [7, с. 63]. Образование пациентов осуществляется междисциплинарной бригадой профессионалов, в задачи которой входит повышение комплаентности пациентов, возможности своевременного распознавания начинающегося обострения; обучение стратегии совладания с остаточной психопатологической симптоматикой и обеспечение психосоциальной поддержки. Тренинг социальных навыков представляет собой структурированный образовательный подход к психосоциальной терапии психических расстройств и направлен на повышение устойчивости уязвимых в психобиологическом отношении хронически психически больных к стрессовым воздействиям(требованиям общества, семейным конфликтам и т.д.), способствует формированию различных навыков [22].

Второе направление – психосоциальное вмешательство. Оно может проводиться на микросоциальном уровне и быть направлено на работу с ближайшим окружением больного, включая как семейные формы вмешательства, в том числе и с применением психообразовательного подхода, так и воздействие на другие компоненты естественной сети социальной поддержки, а также ее замещение, осуществляемое путем создания искусственной социотерапевтической среды (различные формы защищенного жилья и вовлечение пациентов в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи и в психосоциальные клубы). Здесь решаются такие задачи, как создание благоприятной атмосферы проживания и труда больного вне стен психиатрического окружения, укрепление социальных связей; научение родных правилам общения и навыкам ухода за больным; решение проблем семей, имеющих психически больных [22].

Третье направление – социальное вмешательство на макросоциальном уровне. Этот уровень относится к сфере влияния общественно-ориентированной психиатрии как концепции, способствующей повышению толерантности населения к психически больным, преодолению проблемы стигматизации, совершенствованию законодательства в области охраны психического здоровья и в социальной сфере, профилактике психических и психосоциальных расстройств, привлечению внимания как государственных, так и частных, благотворительных, общественных организаций, средств массовой информации к проблемам психического здоровья и психосоциальной реабилитации лиц с психическими проблемами и хронически психических больных [22].

Совершенствование структуры психиатрических служб, переход к биопсихосоциальной модели и введение полипрофессионального бригадного метода создают предпосылки формирования системы обоснованной дифференцированной социальной работы как важной составной части помощи психически больным [22].

Итак, для нас наиболее предпочтительным направлением социальной работы в психиатрии является психосоциальное, основные аспекты которого были рассмотрены нами ранее. Именно в рамках этого направления будет осуществляться наша дальшейшая работа.

Каким же образом мы можем представить психосоциальную работу с психически больными людьми в действительности? Это можно сделать, рассматривая конкретные примеры. Одним из таких примеров является внедрение новых форм оказания практической социально-психологической помощи психически больным людям на опыте работы общественной организации «Мост» (г. Архангельск).

Исходя из убеждений, что все люди на земле рождаются с равными правами на жизнь и любые виды человеческой деятельности, инициативная группа врачей-психиатров Архангельской областной клинической психиатрической больницы учредила в 2000 году Архангельскую региональную общественную организацию «Мост».

Основными целями организации являются:

- привлечение внимания общественности и специалистов к проблемам психически больных людей;

- создание условий, способствующих социальной адаптации (повышению социально-адаптивных функций личности, формированию способности к адекватному общению, совместной деятельности, социальной компетенции) психически больных людей посредством приобщения их к общению, трудовой занятости;

- содействие в оказании практической социально-психологической помощи психически больным людям [23].

Организация осуществляет свою деятельность при поддержке немецкого благотворительного фонда «Акция человек», немецкой общественной организации «Брюкке» (Мост), департамента здравоохранения администрации Архангельской области.

Общественная организация «Мост» развивает связи в области здравоохранения, образования и социальной поддержки лиц, страдающих психическими расстройствами, в г. Архангельске [23].

Практической стороной деятельности организации явилось:

- открытие центра дневного пребывания психически больных людей, где осуществляется комплекс социально-психиатрической работы по программе «место контактных встреч»;

- содействие в открытии швейного цеха, организации трудового обучения и трудовой занятости 25 пациентов психиатрической больницы, находящихся на принудительном лечении в центре судебной психиатрии;

- содействие в организации программы физической, психосоциальной и личностной реабилитации людей с психическими расстройствами, базирующееся на использовании иппотерапии.

Сотрудниками организации, на основе оценки медико-социальных характеристик пациентов, разработаны методические материалы по социальной работе, направленной на дегоспитализацию пациентов, а также их социальную интеграцию [23].

Этот пример полностью отражает главную цель психосоциальной работы с душевнобольными людьми и имеет результативное практическое применение. Но, по мнению И.С. Бердышева, в нашей стране для людей с психической патологией практически отсутствует возможность продолжать квалифицированную работу. Здесь вина работодателей, а не психиатров. Низкоквалифицированный труд в лечебно-трудовых мастерских и мизерная пенсия по инвалидности — вот максимально возможная социальная поддержка психически проблемных членов нашего общества. Отсутствует квотирование рабочих мест, широко распространенное в западных странах. В Дании, например, 25% налогов тратится на социальные нужды. Там создана целая система адаптирования людей с различными интеллектуальными нарушениями. Существуют специальные центры, где основную работу ведут не психологи и не врачи, а педагоги — специалисты по адаптации. Когда, по их мнению, человек готов выйти в жизнь (обычно к 18–19 годам), его устраивают на работу. Корпорациям благодаря государственной финансовой поддержке выгодно получить подобного работника, так что они за него даже борются. Выделяется соответствующее количество рабочих мест, прикрепляются наставники; если что-нибудь не получается, то в любой момент приглашаются специалисты-посредники, если же совсем ничего не получается — такой человек может вернуться в центр, получить психологическую поддержку, соответствующие профессиональные навыки и снова пойти на работу [24

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты