Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Как видно в таблице 6, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.

1.                 Фактор «Как засыпает Ваш ребенок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,75).

2.                 Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

3.                 Фактор «Просится ли на горшок» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Эмоциональное состояние ребенка» (r=-0,63).

4.                 Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,68).

Таким образом, особенности адаптации детей раннего возраста младшей подгруппы определяются психофизиологическими особенностями детей. Для детей данного возраста характерны переживания из-за разлуки с матерью.


Таблица 7. Корреляционная зависимость между психолого-педагогическими параметрами определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) и показателями психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в группе детей раннего возраста старшей подгруппы


Эмоциональное состояние

Социальные контакты ребенка

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Какое из перечисленных настроений преобладает?

0,08

-0,17

-0,46

-0,21

Как засыпает Ваш ребенок?

-0,47

0,29

-0,07

0,07

Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

-0,16

-0,03

0,80

-0,35

Какова длительность сна?

-0,16

-0,11

0,68

0,22

Какой аппетит у Вашего ребенка?

0,21

0,08

0,12

0,87

Просится ли на горшок?

-0,10

0,31

-0,32

-0,35

Как относится к высаживанию на горшок?

-0,07

-0,26

0,39

0,16

Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

0,27

-0,39

0,18

-0,25

Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?

0,91

-0,55

0,37

-0,24

Проявляет ли интерес, активность при обучении?

-0,41

-0,09

0,50

-0,52

Инициативен ли в игре?

0,43

0,18

0,47

0,48

Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

0,47

0,09

0,47

-0,59

Инициативен ли в отношении с детьми?

0,63

-0,25

-0,04

0,05

Был ли опыт разлуки с близкими?

0,40

0,68

0,10

-0,13

Как перенес разлуку?

0,80

-0,35

0,16

-0,12


Как видно в таблице 7, были выявлены следующие значимые корреляционные связи.

1.                 Фактор «Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Сон ребенка» (r=0,80).

2.                 Фактор «Какова длительность сна» имеет положительную корреляционную связь с факторами: фактор «Сон ребенка» (r=0,68).

3.                 Фактор, «Какой аппетит у Вашего ребенка» имеет положительную корреляционную связь с фактором «аппетит ребенка» (r=0,87).

4.                 Фактор «Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,91).

5.                 Фактор «Инициативен ли в отношении с детьми» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,63).

6.                 Фактор «Был ли опыт разлуки с близкими» имеет положительную корреляционную связь с фактором «Социальные контакты ребенка» (r=0,68).

7.                 Фактор «Как перенес разлуку» имеет положительную корреляционную связь с фактором «эмоциональное состояние ребенка» (r=0,80).

Таким образом, особенности адаптации детей раннего возраста старшей подгруппы определяются не только психофизиологическими особенностями детей. Для детей данной подгруппы значимо общение со сверстниками. Для этих детей вызывает интерес новая обстановка, новые предметы. При этом для детей старшей подгруппы также характерны переживания из-за разлуки с матерью, как и для детей младшей подгруппы.


2.4 Программа психологического сопровождения детей раннего возраста


Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. [2]

Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. [1] Все больше проявляется необходимость создания службы раннего сопровождения, на это уже направлены и ценностные ориентации государства и общества. Открываются психолого-медико-педагогические центры, консультативно-диагностические пункты, создаются службы раннего сопровождения, разрабатываются программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Именно эта форма организации раннего сопровождения начала осуществляться в нашем детском саду.

Целью психологического сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи программы:

·                     раннее выявление отклонений в развитии ребенка;

·                     создание необходимой развивающей среды;

·                     разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

·                     стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

·                     осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

·                     Конвенция о правах ребенка.

·                     Закон РФ “Об образовании”.

·                     Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”

·                     Приказ “О специализированной помощи больным при нарушении речи и других ВПФ”

·                     Приказ “О совершенствовании системы мед.обеспечения детей в ОУ”

·                     Положение о работе ПМП к ДОУ.

·                     Устав ДОУ.

Основные принципы:

·                     Принцип междисциплинарного подхода

·                     Принцип сотрудничества с семьей ребенка

·                     Принцип конфиденциальности.

·                     Принцип последовательности и поэтапности

·                     Принцип непрерывности

·                     Принцип ориентации на индивидуальные особенности

·                     Принцип создания специально организованной педагогической среды [1].

Организационная модель службы психологического сопровождения:

I блок ориентирован на детей и включает в себя организационные формы оказания помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации.

По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам группы по наиболее эффективному простраиванию дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. При выявлении недостатков в развитии разрабатываются и реализуются индивидуальные программы развития. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в группе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.). В дальнейшем планируется организация в детском саду Школы молодых родителей, где родители смогут поделиться опытом, получить необходимые теоретические знания и практические навыки взаимодействия с детьми.

Направления деятельности психолога:

Работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.

Диагностика осуществляется психологом в ходе анкетирования родителей, бесед с педагогами и родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка (Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.), исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.), в ходе наблюдений за ребенком.

Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям службы, определяя содержательную основу их реализации.

В профилактическом направлении психолог работает на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.

Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.

Работа в развивающем направлении направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребёнком соответствующими формами деятельности и общения.

Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

Коррекционное направление – предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.

Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей раннего возраста, так и педагоги, медики, другие специалисты.

Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях развития ребенка в раннем возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты