Психолого-педагогическое сопровождение детей со сложными нарушениями развития за рубежом

Раздел “”Навыки личной гигиены” предполагает воспитание умения участвовать в процессе умывания вытирания своего лица и рук, активно участвовать в процедуре чистки зубов, подражать действиям причесывания - водить расческой по волосам; мыть и вытирать руки самостоятельно; умываться и чистить зубы при небольшом контроле со стороны взрослого; Девочки должны уметь самостоятельно ухаживать за собой в период менструаций; периодически мыться; пользоваться маникюрными принадлежностями при уходе за ногтями; причесываться в нужное время и в соответствующем месте; понимать необходимость вовремя постричь волосы, привести в порядок ногти; полностью самостоятельно ухаживать за телом и др.

В разделе "Туалет" ставится задача упорядочить время отправлений, приучить реагировать на мокрые и грязные штаны, стараться быть сухим весь день, реагировать на мокрую постель ночью, мочиться только на горшок (унитаз); мальчикам уметь мочиться стоя; пользоваться туалетом с минимальной посторонней помощью; пользоваться туалетом самостоятельно днем и ночью.

"Правила поведения за столом"; 2) "Уход за одеждой"; 3) "Правила поведения в других ситуациях".

Раздел "Правила поведения за столом" включает формирование следующих навыков: уметь сидеть на стуле за столом; знать свой стол, свое место за столом (находить свой стул и садиться); воздерживаться от криков за столом; пить и есть аккуратно; воздерживаться от начала еды без разрешения взрослого, сидеть за столом в правильной позе и др.

Раздел "Уход за одеждой": уметь вешать пальто на вешалку; участвовать вместе со взрослым в складывании и убирании своей одежды; беречь одежду от грязи; убирать одежду в определенное место вечером и утром; помогать взрослому в ручной стирке своей одежды и др.

Раздел "Правила поведения в других ситуациях" предполагает воспитание умений вести себя правильно в больнице, поликлинике, магазине, в гостях; уважать право собственности — знать, что вещи принадлежат тому или иному лицу; правильно вести себя, когда кашляешь, чихаешь или сморкаешься; правильно вести себя при общении — смотреть в лицо собеседника, привлекать его внимание легким прикосновением и т. д., не быть фамильярным, не залезать в чужие сумки и кошельки, не вскрывать чужие подарки и т. д.

Раздел "Домоводство" состоит из трех следующих: 1) "Приготовление пищи"; 2) "Домашний труд"; 3) "Покупки для себя".

Раздел "Приготовление пищи" содержит описание необходимых навыков для самостоятельного приготовления десяти самых распространенных и простых блюд.

Раздел "Домашний труд" предполагает воспитание следующих умений:

помогать в переносе и расстановке мебели в квартире; выполнять простые бытовые поручения учителя, связанные с выходом за пределы комнаты, школы; помогать взрослому накрывать на стол, убираться в комнате, мыть и вытирать посуду, мыть окна, поливать цветы, кормить домашних животных; самостоятельно убирать со стола и выбрасывать мусор; убираться в комнате; участвовать в разбирании постели по просьбе взрослого и помогать ему застилать свою постель; помогать взрослым протирать и полировать мебель, подметать и пылесосить пол и др.

Раздел "Покупки для себя": уметь осторожно принести сумку с покупками из магазина; правильно вести себя в магазине (не отходить далеко от взрослого, не толкаться, удерживаться от криков и резких движений, не трогать вещи); уметь выбрать нужный предмет в магазине самообслуживания и отнести его к кассе; носить аккуратно сразу несколько сумок или пакетов; выбирая с полки предмет по инструкции взрослого; класть предмет в тележку и отвозить тележку с товаром в кассу; аккуратно примерять одежду вместе и взрослым.

Раздел "Досуг и отдых" состоит из (двух разделов: 1) "Индивидуальный досуг"; 2) "Групповые игры и развлечения". Раздел снабжен приложением, включающим в себя списки игрушек для нормально развивающихся детей от 6 мес до 12 лет; список дидактических игр и пособий для детей разных возрастных групп от 5 до 12 лет; список оборудования для самостоятельных занятий подростков и юношей; перечень возможных спортивных игр и «течений (хобби) для организации доcyra одного-двух детей; перечень форм группового досуга, в которых могли бы принять участие воспитанники школы.

Раздел "Передвижение в окружающем пространстве состоит из следующих: 1) "Ориентировка в интернате"; 2) "Основные движения в пространстве". [Дефектология 3]

2.4           Американская программа обучения основам научных знаний для детей со сложными сенсорными нарушениями


Этот курс разработан в 1971-1977 гг. группой педагогов под руководством Н. Роббинса в отделении для слепоглухих Школы слепых Перкинса и предназначен для слабовидящих глухих учеников. Содержание программы может представлять интepec для специалистов, работающих глухими детьми, имеющими и другие нарушения, а также для преподавателей природоведения, естествознания в иных типах специальных школ. В отличие от программы обучения навыкам самообслуживания, с которой уже познакомили читателя, настоящий курс обучения рекомендуется начинать с так называемого II уровня обучения глухих слабовидящих детей, когда дети, уже владеющие жестовым языком, приступают к овладению словесной речью. Главной целью обучения по этой программе является развитие мыслительной деятельности детей, умения устанавливать и анализировать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Программа разделена на 4 уровня обучения (начиная со II). Каждая часть начинается с характеристики развития детей, которые могут приступить к обучению по программе данного уровня, и описания основных задач этой части программы.

Основными разделами всей программы в целом (всех уровней обучения) являются следующие:

1. Живая природа.

2. Силы и изменения.

3. Земля и вселенная.

4. Материалы и их характеристики.

5. Связи между полученными знаниями.

В два последних уровня программы введен дополнительный раздел "Фантазия и реальность".

П уровень программы

Как мы говорили выше, учебный курс начинается со II уровня знаний. В преамбуле говорится, что уровень умственного развития детей, готовых к усвоению этой части программы, приблизительно соответствует уровню развития 2—4-летних нормально развивающихся детей или предоперациональ-ной стадии психического развития по Пиаже.

Цели обучения по программе этого уровня следующие:

1. Накопление у детей словаря, связанного с окружающей действительностью.

2. Развитие внимания к происходящему рядом.

3. Формирование стремления называть окружающие предметы и комментировать происходящие рядом события.

4. Развитие способностей обнаруживать связи между окружающими предметами, учитывая их расположение, форму и характер передвижения.

Развитие умения рассказывать о происходящем, отвечая на вопросы: Что это? Что делает? Из чего сделан?

3 Уровень программы

В кратком введении говорится, что общение детей, приступающих к изучению

этой части курса, должно включать в себя вопросы и ответы, адресуемые детьми друг другу, построенные с помощью слов, не связанных пока грамматически между собой. Способность к чтению у учащихся еще недостаточно сформирована.

Цели учебного курса этого уровня следующие:

1. Улучшение наблюдательности детей и умения описывать события.

2. Воспитание стремления и умения спрашивать о причинах случившегося, желания объяснить это самому.

3. Формирование умения классифицировать предметы по их функциональному назначению.

4. Развитие способности следить за последовательностью событий и запоминать эту последовательность.

5. Развитие языковых возможностей через умение ответить на вопросы типа: "Представь то-то и то-то: что получится?", "Представь, с тобой произошло то-то и то-то: что ты сделаешь?". "Для чего это? Как этим пользоваться?

6. Формирование способности описывать происшедшие события, употребляя выражения типа: потому что, превратилось в... .

4 уровень программы

Учащиеся, приступающие к овладению этой частью программы, должны владеть знаниями и навыками предыдущего уровня. Они уже не должны воспринимать вещи как находящиеся в неизменном состоянии. У них есть представления о том, что с предметами могут происходить изменения, они уже знают, почему происходят эти изменения, и способны их мысленно представить. Им знакомы выражения может быть и будет. Дети способны думать о результате своих действий, прежде чем что-то предпринять, способны устанавливать связи и отношения между предметами. Могут пользоваться союзом и в речи.

Цели обучения по этому разделу программы следующие:

1. Развитие способности определять причину происходящих вокруг событий.

2. Развитие способности делать умозаключения, пользуясь опытом повседневной жизни.

3. Формирование возможности пользоваться предложениями с союзом потому что.

4. Развитие умения более детально объяснять причины происходящих с предметами изменений.

V уровень программы

Ребенок, приступающий к обучению по этой части программы, должен владеть всеми умениями и навыками предыдущего (IV) уровня программы. Он должен владеть представлениями о форме и числе, уметь мысленно представить количество. Учащийся уже способен описывать событие, рассказывать о причинах, его вызвавших, и возможных изменениях ситуации в будущем. Он владеет временными и пространственными мерами, умеет извлекать информацию из книг при чтении.

Цели обучения по программе 5 Уровня:

1. Научить думать о том, "что случится, если...": "Если обстоятельства такие-то, то что может случится?" Если ты хочешь сделать то-то и то-то, как ты должен поступить?" "Что ты будешь делать, если случиться то-то и то-то?”

2. Формировать абстрактное мышление; умение предсказывать возможное развитие некоторых явлений.

3. Дать знания (научить задавать вопросы) о причинах, функциях и

связях явлений.

Научить ребенка видеть признаки сходства предметов и их отличия.

Научить объяснять все, что происходит вокруг.

6. Использовать учебную ("научную") информацию, касающуюся повседневной жизни.

7. Видеть проблемы в повседневной жизни: задавать вопрос "Почему так происходит? а почему не так?"

8. Обдумывать объяснение событий. [Дефектология 4]

Итак, даже такое краткое изложение основного содержания 2 американских программ дает возможность оценить усилия ее авторов по созданию единого курса обучения всем навыкам, удовлетворяющим нужд повседневной жизни человека — навыков самообслуживания и бытового труда до умения развлечь себя в часы досуга и обучению научных знаний. В программе по обучению навыкам повседневной жизни особое внимание при этом уделяется формированию умения вести себя в обществе, при этом даются представления не только о том, как нужно поступать в определенных социально бытовых ситуациях, но и о том, как поступать нельзя. А в программе по обучению научных знаний основное внимание уделяется развитию мыслительной деятельности детей, умению устанавливать и анализировать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

Заключение


Повышенное внимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории.

Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребёнка со сложным дефектом. Сложный дефект – это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.

Обследование любого аномального ребёнка, обследование ребёнка со сложным дефектом носит комплексный характер и является клинико-психолого-педагогическим обследованием. В нем принимают участие дефектологи, психологи, физиологи, психиатры, врачи-специалисты. [2]

Самой изученной и обеспеченной (с точки зрения научно-педагогического обоснования воспитания и обучения) является только одна группа детей со сложным дефектом — слепоглухие дети. Известно, что первый опыт по обучению слепоглухих детей принадлежит Соединенным Штатам Америки.

В США и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее определенными сохранными движениями. В более тяжелых случаях, когда нарушенным является не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые коммуникативные доски, на которых наклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет.

В настоящее время 6 высших учебных учреждений США готовят педагогов для слепоглухих детей. Многие зарубежные страны посылают своих учителей для обучения и стажировки в такие ведущие американские учебные учреждения, как Перкинсовская школа. США через свои специальные фонды помощи слепым участвует в подготовке педагогов для слепоглухих детей и в Европе.

В настоящее время наибольшие достижения в психолого - педагогическом сопровождении в Западной Европе имеют специальные учреждения Нидерландов, Великобритании, ФРГ и стран Северной Европы.

С 1991 г. В Польше организована всесторонняя помощь всем слепоглухим, особенно слепоглухим детям и их родителям.

Перспективы будущей жизни детей со сложными нарушениями могут быть разными в зависимости от социально-психологических условий их воспитания, от тяжести и характера течения имеющихся у этих детей расстройств. В настоящее время в нашей стране только складываются условия для их специального обучения. Российские специалисты в области коррекционной педагогики и дефектологии на сегодняшний день все больше уделяют внимание усовершенствованию образовательных и коррекционных программ с детьми со сложными и множественными дефектами. И этому способствуют опыт зарубежных специалистов.


Список литературы

1.                Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.

2.                http://psyhological.ucoz.ua/publ/58-1-0-209 psychological help

3.                Новые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатных учреждений (методическое пособие для дистанционного обучения воспитателей и педагогов домов-интернатов). Материалы аналитического научно-методического центра "Развитие и коррекция". Москва, 2002 г.

4.                Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 400 с.

Приложение

Журнал дефектология

1.

Басилова Т.А

Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы)

1988

№ 5

С 65 - 70

2.

Заорска Маженна

Организация специальной помощи слепоглухим в Польше

2002

№ 3

С 89– 93

3.

Т.А. Басилова

Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом

1994

№ 4

С 91-96

4.

Т. А. Басилова

Американская программа обучения основам

научных знаний для детей

со сложными сенсорными нарушениями


1994

№ 5

С 79-88


Картотека статей из журналов дефектология с 1995 г.-2010 г.

авторы

название статьи

год журнала

журнала

Стр.

1.

Заречнова Е.А.

Формирование повествовательной речи у слепоглухих учащихся старших классов

1995

№ 2

С 57-61

2.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.

Сложный дефект интеллекта и зрения у ребенка с псевдопорэнцефалией

1995

№ 3

С 11-13

3.

Саломатина И.В.

Обогащение социального опыта слепоглухих подростков и юношей в экскурсионных поездках

1995

№4

С 50-54

4.

Басилова Т.А.

Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников

1995

№ 6

С 38-47

5.

Саломатина И.В.

Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников

1996

№ 1

С 78-82

6.

Басилова Т.Л.

Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением

1996

№ 3

С 47-55

7.

Саломатина И.В.

Синдром Ушера – чья это проблема?

1996

№ 3

С 75-79

8.

Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.

Ранняя диагностика некоторых синдромальных форм сложного дефекта, включающего психическое и речевое недоразвитие и специфические особенности поведения

1996

№ 4

С 7-9

9.

Саломатина И.В.

Заочное обучение слепоглухих школьников, страдающих синдромом Ушера

1996

№ 6

С 51-55

10.

Линас В.

Синдром Ушера и обучение

1997

№ 1

С 81-87

11.

Будникова Л.Г.

Из опыта обучения детей с синдромом Дауна

1997

№ 6

С 19-20

12.

Браун Н.

Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей

1997

№ 6

С 81-86

13.

Бертынь Г.П.

Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом

1998

№ 6

С 9-17

14.

Басилова Т.А.

Международные встречи по проблемам слепоглухоты и синдрома Ушера

1998

№ 6

С 74-75

15.

Соколянский И.А.

Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи

1999

№ 2

С 57-60

16.

Басилова Т.А.

Как начиналось обучение слепоглухих детей в России

1999

№ 2

С 61-63

17.

Гуровец Г.В., Давидович Л.З

. К вопросу изучения болезни Дауна

1999

№ 6

С 9-13

18

Басилова Т.А.

Полвека международной организации помощи слепоглухим

1999

№ 6

С 57-59

19.

Саломатина И.В.

Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению

2000

№ 1

С 75-81

20.

Браун Дэвид

Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения

2000

№ 1

С 82-85

21.

Шапошникова Н.Д.

Жизнь и подвиг Елены Келлер (к 120-летию со дня рождения),

2000

№ 5

С 61-65

22.

Басилова Т.А., Саломатина И.В.

Слепоглухой человек и мир вокруг (семинар, посвященный 100-летию со дня рождения А.В.Ярмоленко)

2000

№ 5

С 82-85

23.

Филина № 1

Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложными нарушениями

2001

№ 1

С 52-55

24.

Григорьева Л.П.

Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями

2002

№ 1

С 3-13

25.

З.Маженна

Организация специальной помощи слепоглухим в Польше

2002

№ 3

С 89-93

26.

Григорьева Л.П.

Проблемы психофизиологического развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями

2002

№ 4

С 3-14

27.

Басилова Т.А.

Проблемы психического здоровья детей потерявших слух и зрение в подростковом возрасте

2002

№ 4

С 23-27

28

Маженна Заорска

Положение слепоглухих детей и их семей в Польше

2002

№ 6

С 85-93

29.

Официальные материалы

Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект

2003

№ 4

С 93-94

30.

Григорьева А.П. и др

Психофизиологическое исследование развития детей со сложными нарушениями

2004

№ 4

С 3-7

31.

Саломатина И.В.

Синдром Ушера: исследовательские и социальные проекты представленные на международном семинаре в Канаде

2004

№ 4

С 77-80

32.

Басилова Т.А

Анализ результатов изучения слепых детей со сложными нарушениями развития за тридцать лет

2006

№ 2

С 3-13

33.

Зальцман И.Н.

Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта

2006

№ 2

С 31-36

34.

Александрова М.А.

Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями

2008

№ 6

С 29-37

35.

И.С. Константинова

К вопросу о вкладе музыкальной терапии в помощь детям со сложными нарушениями развития

2009

№ 2

С 3-11

36.

А.В. Кроткова

Особенности психического развития дошкольников с церебральным параличом, имеющих нарушения слуха

2010

№ 1

С 38-46

37.

Е.А. Заречнова

Организация бытовой среды, способствующей реализации потенциальных возможностей детей с множественными нарушениями развития

2010

№3

С 38-46



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты