Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятель...

 Подобные законы были приняты  и в странах Западной Европы. В настоящее время во всех развитых странах продолжается процесс создания инклюзивных школ. Но для детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности, так же, как и для других категорий детей, продолжают существовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения.  В развивающихся странах в связи с высокими затратами на содержание специальных школ, позволить себе обучение в них может лишь незначительная часть учащихся,  а большинство детей с особыми потребностями вообще не обеспечиваются никакими видами услуг.

В России  система специального образования находится на стадии реформирования: разрабатывается законодательная база, открываются новые образовательные учреждения, в том числе частные, для детей с особыми потребностями, разрабатываются проекты углублённой подготовки и  переподготовки  специалистов для системы специального образования, развивается сеть психолого – медико – педагогических комиссий и пр. Концепция реформирования специального образования и предложения по совершенствованию подготовки кадров были зафиксированы в решении Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.02.99 № 3/1 “О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования”.

  Нестабильная социально-экономическая ситуация в нашей стране не позволяет в полной мере осуществлять проекты по совершенствованию системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Но в целом подходы к специальному образованию, как в России, так и за рубежом идентичны. В настоящее время Россия повторяет путь, пройденный развитыми странами и пытается скомпенсировать отставание в развитии системы специального образования резким скачком, который, однако, блокирует развитие системы дифференцированного специального образования. Поэтому сотрудники ИКП РАО предлагают проект своего, российского пути развития, соответствующего экономическим и социо - культурным возможностям нашей страны. В качестве фундамента новой  системы они предполагают раннюю психолого-педагогическую коррекцию.






2.2.            Структура и содержание обучения в специальных

школах VIII вида

В настоящее время в России  обучение детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности, в том числе в степени дебильности, осуществляется во вспомогательной школе (специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида) и в специализированной школе-интернате по программе вспомогательной школы, куда дети направляются после прохождения ПМПК. Основная задача школы  - создать условия для дальнейшей адаптации учеников к жизни и реабилитации их в обществе.

Учитывая, что основной дефект умственно отсталых детей лежит в интеллектуальной сфере, весь образовательный и воспитательный процесс в специальном образовательном учреждении носит коррекционную направленность.

Сроки обучения составляют 9-11 лет. По окончании коррекционного учреждения выдаётся свидетельство установленного образца. В первые четыре года осуществляется всестороннее психолого - медико - педагогическое изучение личностей детей, выявление их возможностей и индивидуальных особенностей. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию учеников, коррекции моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально – волевой сферах. В старших классах воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их возможностям. При наличии производственной базы обучение в 10-11 классах носит характер углублённой трудовой подготовки. После чего отдельным, хорошо усвоившим профессию ученикам, администрацией заинтересованного предприятия или учреждения начального профессионального образования присваиваются квалификационные разряды.  Обучение различным по уровню сложности видам труда организуется с учётом интересов и  психофизических возможностей детей, с учётом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников.

Для воспитанников со специфическими речевыми нарушениями в школах вводится должность логопеда из расчёта не менее 1 единицы на 15-20 человек. Наполняемость классов, групп продлённого дня – до 12 человек, классов для детей с глубокой умственной отсталостью – до 8 человек. (Приложение 3)

При необходимости в школах могут открываться подготовительные классы с наполняемостью не более 6-8 человек.

Предусмотрено обучение на дому по программе вспомогательной школы для детей с олигофренией в степени дебильности, осложнённой следующими синдромами: развёрнутыми дневными эпилептическими припадками, нарушениями опорнодвигательного аппарата, выраженным энцефаллоастеническим состоянием, синдромом выраженной расторможенности, энкопрезом и дневным энурезом, реактивным состоянием.

Содержание обучения во вспомогательной школе отражено в учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана специальных школ, как и общеобразовательных,  лежит принцип предметного обучения.

Во вспомогательной школе изучаются следующие традиционные предметы: родной язык, математика, естествознание, география, история, изобразительное искусство, черчение, физкультура, пение и музыка, трудовое и профессиональное обучение. Наряду с ними в процессе обучения осуществляются специальные коррекционные занятия: социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия, ЛФК и ритмика.

Для вспомогательной школы созданы научно обосно­ванные программы для 1-10 классов по общеобразова­тельным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекционных занятий. По общеобразовательным предметам раз­работаны:

— типовые программы по русскому языку, представленные  разделами:  развитие  устной  речи  на  основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности, обучение грамоте, чтение и развитие
речи, грамматика, правописание и развитие речи;

— по математике: арифметика и наглядная геометрия;

—  по естествознанию: неживая природа,  растения, животные,

         человек;

—  по географии: начальный курс физической географии,  природа

         нашей Родины, география материков и океанов, география    

         своей страны, региона;

—  по истории;

а также программа:

—  по изобразительному искусству;

—  по черчению;

—  по пению и музыке;

—  по физической культуре;

—  программы по социально-бытовой ориентировке;

—  ритмике.

По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для 1-3 классов (ручной труд),  для 4-9 классов – по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно – плотничному и штукатурно – малярному делу.

Разработаны программы по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания), которые предназначены для использования как в сельских, так и в городских школах.

В учебные предметы, изучаемые  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении включены некоторые основы наук, отобранные в соответствии с целями обучения, умственными и возрастными возможностями учащихся, содержащие отдельные факты, понятия.

Перечисленные программы рассматриваются как базовые. На их основе в 8 – 11 классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю предприятия, в котором ученики проходят практику.

При составлении программ учитываются исторические, географические, природные, экологические, национальные особенности, каждая республика вносит свои дополнения и изменения. Все программы вспомогательной школы направлены на развитие познавательной деятельности детей школьного возраста с нарушением интеллекта. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Содержание обучения имеет практическую направленность. Весь процесс обучения носит воспитывающий характер.

По окончании школы учащимся с легкой степенью умственной отсталости рекомендуются следующие виды работ:  малоквалифицированный труд на обычном производстве, в учреждении (I - II разряд ЕТС) по таким специальностям как, например, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, рабочий по текущему ремонту здания, маляр, штукатур, облицовщик-плиточник, разнорабочий, плотник, сто­ляр, обойщик мебели, швея-мотористка, сборщик верха обуви, стеклопротирщик, рабочий по комплексному обслуживанию здания (уборщица), санитар, помощник воспитателя в ДОУ, рабочий по кухне, водитель автокара, токарь, курьер, экспедитор, брошюровщик, гардеробщик, штопальщица и др.


























2.3.            Особенности воспитания детей школьного

возраста с нарушением познавательной деятельности

(с дебильностью)

Мы уже отмечали ранее, что интеллектуальное нарушение затрудняет формирование социально – нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении. Поэтому одна из основных задач воспитания умственно отсталого ребёнка – формирование системы нравственно – правового сознания и соответствующего социального поведения. Важнейшим условием для осуществления этой задачи является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой необходимый запас представлений и убеждений школьники получают в процессе  практических ситуаций, лично для них значимых. При этом важно, чтобы в различных ситуациях и видах деятельности ученики были активны и проявляли эмоциональную заинтересованность в правильном поступке. В связи с особенностями развития личности детей с нарушением интеллекта в степени дебильности: снижением инициативы,  самостоятельности, нарушением иерархии интересов и потребностей, осознания общественно значимых мотивов деятельности, - существует необходимость усиления  педагогического руководства поведением и деятельностью учащихся. Однако со временем контроль должен ослабевать, иначе произойдет торможение формирования общественной активности и самостоятельности.

Действенным регулятором поведения любого человека, в том числе и умственно отсталого школьника, является коллектив. Нравственными нормами поведения ученики вспомогательной школы овладевают в процессе коллективного взаимодействия. Приобретённые в коллективе нормы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребёнка. Коллектив обладает широкими возможностями для общения детей, обеспечивает их равноправное положение в межличностных отношениях.

Но во вспомогательной школе реальные возможности коллектива ниже, чем в обычной. Это связано со спецификой состава учащихся. Поэтому для успешного осуществления воспитательных задач через коллективное взаимодействие учителю необходимо глубоко изучить особенности и возможности каждого ребёнка.

Задачи коллективного, а так же физического, нравственного, эстетического, экологического и других видов воспитания помогает осуществлять трудовая деятельность. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества,  ответственности за порученное дело, такие личностные качества, как настойчивость, честность. Трудовая деятельность позволяет воспитывать у учащихся навыки личной гигиены, привычку следить за чистотой помещения, постигать красоту труда, получать удовлетворение от процесса созидания.

Физическое воспитание детей школьного возраста  с нарушением интеллекта в степени дебильности способствует социализации детей, развитию их познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. При проведении физического воспитания во вспомогательной школе необходимо учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возраст и половые различия учащихся; следить за соответствием  содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям детей; добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на сохранные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную деятельность детей – олигофренов средствами физической культуры; Осуществлять системный подход к решению коррекционных задач: сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве, обществе, а так же развитие способности создавать красивое. Во вспомогательной школе эстетическое воспитание – неотъемлемая часть единого коррекционно – воспитательного процесса. Но оно имеет свою специфику, обусловленную особенностями психофизического развития детей. С учётом своеобразия развития учеников вспомогательной школы эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1.               Способствовать коррекции (Исправлению, ослаблению, сглаживанию)  дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2.               Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно- эстетическим оценкам и правилам, аргументированным суждениям.

3.               Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4.               Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

Специфический характер развития детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности не позволяет им достичь такого уровня развития эстетических  представлений, как у нормальных детей. Формирование умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего  у них происходит очень медленно. Но к старшим классам при правильной организации учебно – воспитательного процесса удаётся достичь значительных результатов в этой сфере. [8]
















                                         Выводы

Исследуя выбранную проблему, мы изучили большое количество психолого – медико – педагогической литературы. В России исследованием психолого –педагогических особенностей детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности занимались такие ученые, как Д. И.  Азбукин, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Т. А. Власова, Л. С. Выготский,  А. Н. Грабаров, Е. К. Грачёва, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, И. В. Маляревский и Е. Х. Маляревская, Л. Г. Оршанский, Ф. А. Рау, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, В. П. Сербский и многие др.  За последние десятилетия накоплен огромный опыт диагностики и лечения различных форм умственной отсталости, социальной реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта.

Изучив литературу, мы пришли к выводу, что у всех детей школьного возраста с нарушением интеллекта, в том числе и у дебилов,  высшая нервная деятельность и психические процессы имеют ряд особенностей.

Основной особенностью высшей нервной деятельности является слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в слабости процессов возбуждения и торможения, их инертности, склонности к частому охранительному торможению, нарушении связи между первой и второй сигнальными системами. Эта особенность приводит к недоразвитию всех психических процессов умственно отсталых детей: замедленному темпу, инактивности восприятий, значительному сужению объёма воспринимаемого материала, которое приводит к дезадаптации детей в окружающей обстановке; выраженной недифференцированности ощущений и восприятий.

Умственно отсталые дети очень медленно усваивают новое, быстро забывают воспринятое, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике. По причине замедленности и непрочности процесса запоминания программу четырёх классов массовой школы дети с нарушением интеллекта усваивают за 7-8 лет. Ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, делает воспроизведение учебного материала  крайне неточным. Опосредованные приёмы запоминания малодоступны умственно отсталым детям.

У умственно отсталых  младших школьников обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности: практически – действенной, наглядно – образной и словесно – логической. Все мыслительные процессы отличаются своеобразием. Легко обнаруживается  неупорядоченность,  бессистемность при анализе объекта, непоследовательное называние того, что бросается в глаза, без выделения существенных признаков. Отличительной чертой всей мыслительной деятельности умственно отсталых школьников является тугоподвижность, стереотипность процесса мышления.

У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. Речевое недоразвитие обнаруживается в нарушениях всех компонентов речи. Звукопроизношение часто удаётся исправить к окончанию начальной школы, а бедность словаря и недостаточная дифференцированность значений слов часто сохраняется до старших классов. Употребляемые детьми с нарушением интеллекта предложения часто построены примитивно, с ошибками в согласовании и  управлении, распространены пропуски членов предложения, иногда даже главных. Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей  крайне низкий, овладение монологической речью оказывается чрезмерно сложной задачей. Отставание и особенности становления устной речи обусловливают трудности в овладении письменной речью. Регулятивная функция речи также недостаточно сформирована. Таким образом, обнаруживается тесная взаимозависимость в развитии речи и мышления, патологическое формирование которых в свою очередь связано с нарушением формирования других психических процессов.    

Среди особенностей эмоционально – волевой сферы детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности в степени дебильности исследователи отмечают недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с отдалёнными целями. Всем свойственна эмоциональная незрелость, недифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости, огорчения, веселья.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты