Психолого-педагогические условия коррекции аутичного ребенка

Во – вторых, важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнения произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть очень короткими (3-5 минут), но при это необходимо, чтобы ребенок сразу испытал успех. Оперантный и особенно эмоционально – коррекционный подходы рекомендуют эмоционально обыгрывать удачу.

Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка способствует и временная организация его жизни. Существование четкого распорядка дня, семейных привычек и традиций, если последовательность событий предсказуема, они неукоснительно должны соблюдаться, повторяясь изо дня в день (прогулка, еда, сон, занятия и т.д.).

Некоторые операции, которые особенно трудны для ребенка, можно вставлять в игровой сюжет, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.

Все вышеперечисленные методики были использованы мною на практике. И благодаря именно поведенческой терапии мы достигли хороших результатов в адаптации ребенка, хотя бы на уровне группы, среди остальных детей.

И делая краткий вывод из всей проделанной мной коррекционной работы, с аутичным ребенком, в данном случае с Данилом следует выделить ряд положений:

- На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий. Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая конечно о целях работы).

- Все, что происходит на занятиях должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

- Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта.

- Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, дин и тот же ребенок может вести себя совершенно по разному в сходных положениях. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует оставить игру. Безусловно это потребует от педагога и психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.

Делая краткие выводы по второй главе хочу обратить Ваше внимание на следующие аспекты:

- что для постановки диагноза РДА не существует специальных медицинских тестов;

- этот диагноз не может быть поставлен при кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов;

- коррекция аутичного ребенка зависит от тяжести аутичных расстройств.

В нашем конкретном случае аутические расстройства были глубокие, и за такой короткий срок мы добились хороших результатов:

- установили эмоциональной контакт;

- заметно повысился психический тонус ребенка;

- появился интерес к выполнению заданий;

- увеличился набор выражаемых чувств;

- увеличился диапазон звуков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при систематическом использовании в условиях домашней обстановке, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом.

Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

Для организации бытового поведения аутичных детей, формирования у них навыков социально-бытовой адаптации можно выделить следующие рекомендации, которые могут пригодиться родителям и педагогам аутичных детей и которые в свою очередь были использованы мной в работе:

- на начальных этапах обучения главной задачей является формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания;

- следует формулировать свою просьбу четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если он не реагирует на нее, следует выполнять ее вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции;

- при обучении навыкам бытового поведения необходимы четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день;

- в качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, что ребенок сразу получал награду после подкрепляемого поведения;

- необходимо учитывать возрастные особенности. Следует чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем –то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой;

- не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся ситуациях;

- близких не должно огорчать и раздражать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация;

- процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Говорить о социальной нише, занимаемой лицами с аутизмом, сложно: из-за больших различий в уровне интеллектуального и речевого развития этого понятия для раннего детского аутизма установить невозможно. Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно занимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыкальных инструментов, почтальонами и так далее.

Общим является то, что аутичный ребенок обучен чему-либо, то в силу своей приверженности стереотипам и в меру своих интеллектуальных возможностей он будет работать так, как его научили демонстрировать то отношение к работе, которому его научили, хотя это нисколько не исключает и творческого подхода к делу. Работать плохо аутист не может. Например, очень не легко достичь того, чтобы аутичный ребенок начал обучаться по программе массовой школы, но если это произошло, то с невыученными уроками он в школу не пойдет.

Если мы применим правильную коррекционную программу, и правильно воспитаем ребенка с синдромом раннего детского аутизма, то общество получит ответственного за свою работу человека, какой бы эта работа ни была – от физика-теоретика до уборщика мусора. В США и странах Западной Европы людей с тяжелыми формами аутизма обучают различным не престижным профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма.

В нашем случае за три месяца коррекционной работы с Данилом, мы добились того, что:

- он в первую очередь, благодаря холдинг терапии, наладил контакт с родителями;

- он перестал бояться окружающих, добились контакта «глаза в глаза»;

- научили пользоваться столовыми приборами, и самостоятельному приему пищи;

- Данил научился пользоваться игрушками, применять их по назначению (раньше при виде игрушек он старался положить их в рот и жевал, а сейчас при помощи указаний взрослых он выполняет определенное действие);

- он научился одеваться самостоятельно, без посторонней помощи;

- пользоваться предметами туалета, умывается и так далее. За это время он очень привязался ко мне, и зачастую ходил по пятам, или брался за ногу и не отпускал, а если я начинала говорить, Данил смотрел на меня своими большими глазами и очень внимательно слушал…

И именно по этому я считаю, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

Я надеюсь, что дальнейшая систематическая коррекционная работа с Данилом, при ее целостном подходе, а так же при помощи родителей и педагогов будет продолжена, и мы достигнем еще более качественных результатов, что в дальнейшем пригодиться ему в нелегкой жизни…


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективногот развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология.- 1995.-№5. с.76-83.

2.                 Башина В.М. Аутизм в детстве. –М.: Медецина, 1999, 221 с.

3.                 Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление – М., 1980, 123 с.

4.                 Блейлер Е. Аутическое мышление // Хрестоматия по общей психологии-М.: Изд-во МГУ, 1981. – с.112-125.

5.                 Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк, 1999, 117 с.

6.                 Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология. – 1997. с.31-40.

7.                 Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. – М., 2000, 231 с.

8.                 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если Ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993, 124 с.

9.                 Журенков К. Аутизм – болезнь ХХ1 века. // Огонек. – 2001. - №22, с. 4-8.

10.            Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма // Детский аутизм: хрестоматия. – СПб.: МУСиР им. Р.Валленберга, 1997, 246 с.

11.            Исаев Д.Н., Каган В.Е. Аутические синдромы у детей и подростков: механизмы расстрцств поведения // Патологические нарушения поведения. - Л., 1973, 251 с.

12.            Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медецина, 1981.- 190 с.

13.            Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.- Л.: Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976, 342 с.

14.            Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М., 2003, 232 с.

15.            Кавасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. – Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2003. – 271 с.

16.            Ковалева В,В, Психиатрия детского возраста. – М.: Медецина, 1995, 336с.

18. Кревелен В.К. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия.- СПб, 1997, 236 с.

19. Кузьмина М. Аутизм // Школьный психолог. – 2000. №47-48, с.21-36.

20. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема.- М.: НИИ дефектологии РАО, 1992, 125 с.

21. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция. – М., 1988, 236 с.

22. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985, 124 с.

23. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье аутичного ребенка // Дефектология. – 1996.- №3, с. 56-66.

24. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992, 222 с.

25. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, 234 с.

26. Мнухин С.С., Зеленская А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у детей // Журнал психиатрии им. С.С,Корсакова.- 1967. - №10, с.56-78.

27. Морозов С.А. В чем отличие монаха от аутиста? // Независимая газета. -2002. № 215, 96 с.

28. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. № 1-6, с.12-67.

29. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. – 2004.- №3, 336 с.

30. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма.- М.: Центр лечебной педагогики, 2000, 112 с.

31. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – Москва, 2003, 242 с.

32. Никольская О.С. Особенности коррекции детей страдающих ранним детским аутизмом: Авторефер. Канд. Дис. – М., 1985, 84 с.

33. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.- 1995.- № 1,2. с.8-17.

34. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф. 2000.- 336 с.

35. Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителей // Московский психотерапевтический журнал.- 1994.- № 3. – с 65-95.

36. Печникова Л.С. ОГсобенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Аврореф. Дис. Канд. Психологических наук.- М.,1997, 236 с.

37. Подготовка к обучению с ранним бетским аутизмом (начало) // Дефектология. – 1997.- № 4.- с.80-86.

38. Ранний детский аутизм. / Под ред. Т.А.Власовой, В.В.Лебединского, К.С.Лебединской.- М., 1981, 321 с.

39. Ремшмидт Х. Аутизм. Клиническое проявление, причины и лечения.- М.: Медицина, 2003, 126 с.

40. Рычкова Н.А. Диагностика, коррекция психопрофилактика.- М.: Гном и Д., 2000, 231 с.

41. Соколова Н. Секрет «Человека дождя» // Семейная психология. – 2002.- № 22, с. 56-98.

420. Сошинский С.А. Как зажигается свеча (отрывок из книги) // Аутизм и нарушения развития.- 2004.- № 3, с.24-33.

43. Ульянова Р.К. Дошкольное воспитание аутичных детей // Дефектология.- 1988.- № 4. с.66-70.

44. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // Педагогический поиск.- 1999.- № 9, с.11- 29.

45. Христофоров В. Люди дождя // Медицинская газета.- 2003. №95 (24 декабря), с.88

46. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития.- 2004.- № 3, 112 с.

47. Холдинг терапия как форма психологической помощи семье саутичным ребенком // Дефектология.- 1996.-№3.- с.58-69.

48. Шипицина Л.М. Детский аутизм.- М.: Дидактика Плюс, 2001, 97 с.

49. Шоплер Э., Ланзирд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей.- Минск: Изд-во БелАПДИ, 1997, 119 с.

50. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.- М.: МГУ, 1990.- 197 с.

51. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.- М.: Теревинф, 2004, 238 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Игры с красками «Цветная вода».

Для проведения игры потребуются:

- акварельные краски,

- кисточки,

- прозрачные стаканы (в дальнейшем количество которых может быть любым).

Стаканы наполняются водой и расставляются на столе, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, ребенок же своей реакцией даст Вам понять какой из способов ему понравился больше.

Когда увлеченность общим сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры. Используя стаканчики разных размеров, можно знакомить ребенка с понятием величины; меняя количество стаканчиков обучать счету и т.д.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИГРЫ С ВОДОЙ.

Предлагаю следующие варианты игры:

1.                 Чтобы ребенку удобнее было достать до крана, подвиньте к раковине стул. Достаньте заранее приготовленные пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из под крана: «Буль- Буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.

2.                 Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка есть опыт посещения бассейна).

3.                 Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

4.                 «Купание кукол». Искупайте кукол – голышей в теплой водичке, потрите их мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: «А сейчас будем купать. Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати нравится ей водичка, хорошо ей? Не горячо? » и т.д.

5.                 «Мытье посуды». Можно вымыть посуду после кукольного обеда.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты