Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Структура инфантилизма
  • Характеристика нейродинамических расстройств.

В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связанна недостаточность интеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамической расстройствами тонус и подвижности психических процессов.


1)      ЗПР конституционного типа. Несложный психический и психофизический инфанттелизм по классификации Певзнер и Власовой,  при которой эмоционально – волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, даже напоминает нормальную структуру эмоционального уровня детей, только более младшего возраста. При этом характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, эмоции поверхностные и не стойкие. Лёгкая внушаемость. Певзнер и Власова связывают затруднения в обучении в младших классах. С незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладание игровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, при этом черты эмоционально-волевой незрелости сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, частота семейных случаем при непатологичности психических особенностей позволяет полагать преимущественно врождённо конструктивную этиологию этого типа инфантилизма. Также это может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробного или на первых годах жизни, тогда это экзогенные формы происхождения.

2)      ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлено хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врождёнными и приобретенными пороками развития соматогенной сферы, в первую очередь сердца. В этом случае выражена стойкая астения, которая снижает и общий психический тонус при этом возможна задержка эмоционального развития, Соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений,- неуверенностью, боязливостью, капризностью связанными с ощущением своей неполноценности, это может быть так же спровоцировано диктаторскими ограничениями со стороны родительских фигур, так же ослабленностью и болезненностью ребёнка.

3)      ЗПР психогенного происхождения – связанно с неблагоприятным условием воспитания.

4)      ЗПР церебрально-органического происхождения – связано с церебрально-органической недостаточностью.


Роль средового фактора в формировании ЗПР


1)      Неврозоподобные явления. Эти состояния связанны с церебростеничной почвой: тревожность, боязливость, склонность к страхам, навязчивые гиперкинезы, тикозного происхождения, чаще навязчивые движения в мышцах нижней половины лица, шеи, плеч, Неврозоподобные заикания, Неврозоподобный энурез, синдром психологической возбудимости, аффективная и общая двигательная расторможенность, отвлечённость и суетливость.

2)      Аффективные нарушения: немотивированные колебания настроения. Дисфорические состояния (пониженное настроение с озлобою, недоверчивостью, и склонностью к агрессивным разрядам).

3)      Двигательные расстройства: расторможенность, либо гиподинамия, вегетативная дистония  повышенная чувствительность к шуму, свету, жаре, духоте, нарушения аппетита и сна, неприятные ощущения в разных частях тела.

4)      Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, аффективной неустойчивости, снижение интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учёбе, иногда расторможенности влечений(склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму и др.)

5)      Эпилептиформные нарушения:  различные в иды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

6)      Апатико-динамические расстройства: Снижения инициативы и побуждения в интеллектуальной деятельности, двигательная заторможенность.

Выраженная церебральная астения, аффективная двигательная возбудимость и психопатоподобное поведение снижающая интеллектуальную работоспособность и целенаправленность усугубляет недостаточность познавательной деятельности. Всё это провоцирует возникновение стойких форм неуспеваемости и ЗПР. В развитии более стойких церебрально-органических форм играют роль как боле грубые нейродинамические расстройства, инертность психических процессов, их медлительность, недостаточная переключаемость, так и более выраженные энцифалопатические нарушения(Психопатоподобные, эпилептиформные, апатико-адинамические)


Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.


1)      Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма.  Гармонический инфантилизм (Сухова). При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребёнка, в том числе интеллектуальную, при этом преобладают черты эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям младшего возраста, повышенной эмоциональной живости, неуставаемости, непосредственности, беспечности беззаботности, преобладает мотив получения непосредственного удовольствия. Чрезмерная доверчивость и внушаемость. Эти дети неугомонны, с живым воображением и жизнерадостностью. При этом в интеллектуальной деятельности преобладает влияние эмоций, слабо развиты интеллектуальные интересы, преобладают игровые. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и истощенностью, пресыщению. Дети неспособны к занятиям требующим усилия, не могут организовать свою деятельность и подчинить её требованиям школы, возникает феномен школьной незрелости. Он выявляется с начала школьного обучения. Хотя у большинства детей интеллектуальная недостаточность имеет вторичный характер, который определяется отставанием созревания компонентов формирования личности, особенности их мышления сближаются с особенностями мышления детей страдающих олигофренией. К этому относится преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим(Выгодский), Склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий(Егорова), недостаток целенаправленной психической деятельности, слабость логической памяти. Структура и динамика интеллектуальной недостаточности  отличается от таковой при ядерной умственной отсталости. У детей с психическим инфантилизмом активны игровая и творческая деятельность, их интеллектуальные привязанности более дифференцированы. У этих детей выявлена относительно сохранная зона ближнего развития, их интеллектуальные возможности превышают таковые у 40% детей, особенно на уровне абстрактного мышления. Они способны переносить, усвоенное на новый материал, продуктивность самостоятельной деятельности более высокая. Соматичный статус обнаруживает признаки незрелости, задержки в росте, грациальное телосложение, свойственное детям более младшего возраста, отсутствуют черты грубой диспластичности, аномалии развития отдельных систем и органов. Динамика состояния компенсируется. Наиболее заметные положительные сдвиги наблюдаются к 10 летнему возрасту. Интеллектуальная недостаточность при простом психическом инфантилизме не глубока. Имеет вторичный характер. 

2)      Осложнённый психический инфантилизм. Встречается чаще, чем неосложненный. При этом имеет место сочетание психического инфантилизма с психопатологическими проявлениями. Варианты наиболее трудные для дифференцировки: 1) органичный инфантилизм – происходит сочетание с психоорганическим синдромом. Возникает из за ранних органических повреждений головного мозга. Представляет собой промежуточную форму патологии между дизонтогенетическими и энцифалопатическими вариантами органической недостаточности. Клиническая картина. Признаки незрелости эмоционально волевой сферы, детскость. Непосредственность поведения, наивность, повышенная внушаемость преобладание игровых интересов, трудности волевого усилия. Качество инфантилизма иное. У детей отсутствует эмоциональная живость и яркость эмоций. Они эйфоричны, благодушны и расторможены, иногда встречается психопатоподобное поведение. Игры эмоционально бедны, Эмоциональные привязанности неглубокие. Низкий уровень притязания, малая заинтересованность в оценке действий, грубая внушаемость с элементами некритичноси. Встречаются дисплазии органов и систем. У этих деьей менее выражена способность к использованию помощи, интеллектуальная деятельность характеризуется: инертностью, тугоподвижностью, плохой переключаемостью, недостаточность внимания, памяти, психической работоспособности. В органическом инфантилизме особенностями эмоционально волевой сферы выделяют неустойчивый и тормозимый типы. Первый расторможен, с преобладанием эйфории. Импульсивности, создаётся впечатление детской непосредственности. У второго боязливость. Нерешительность, пониженное настроение. Динамика – менее благоприятная, с возрастом интеллектуальная недостаточность нарастает, усиливаются психопатоподобные нарушения, колебания настроения и патология влечения. Эти дети нуждаются в специальных условиях обучения. К  осложнённому инфантилизму относится церебрально-астенический вариант. При нём психический инфантилизм сочетается с церебро-астеническим синдромом, который проявляется симптомами раздражительности, слабости, выражается в повышении возбудимости с истощением, капризностью и соматовегетативными нарушениями(расстройство сна, аппетита). В новой, незнакомой обстановке повышенная тормозимость. ДИНАМИКА – относительно благоприятна, в среднем к 10 годам.

Невротический вариант инфантилизма близок к цереброастеническому. В структуре личности на ряду эмоционально-волевой незрелостью выражены астенические радикалы, свойственные невропатиям. Повышенная тормозимость, робость. Пугливость, впечатлительность, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, неумение постоять за себя, трудности адаптации в детском учреждении. Катамнез. При неблагоприятных условиях воспитания  обнаруживается тенденция к закреплению астенических черт характера в двух вариантах:

1)      Как патохарактерологическое формирование личности

2)      Становление астеничной психопатии. 

Интеллектуальные нарушения компенсируются при эндокринных вариантах психического инфантилизма. Клиническая картина определяется эндокринным психосиндромом.


Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности.



В этой группе интеллектуальная недостаточность неразрывно связанна с порциальными нарушениями темпа созревания отдельных нейрофизиологических систем: Мозговых механизмов речи, психомоторики, механизмов определяющих выработку школьных навыков. Запаздывают в своём созревании чаще всего функции или их компоненты, которые в процессе онтогенеза возникают в более позднем периоде и формирование которых находится в тесной зависимости от воспитания и обучения. Особенно недостаточность выражена в тех сторонах познавательной деятельности, которые связанны с задержкой, в своём развитие, функциями. Это существенно отличается от более равномерного психического дефекта с выступающей на первый план слабостью мышления при олигофрении. Важно учитывать выраженную тенденцию к сглаживанию порциальных задержек психического развития параллельно созревающие речевые функции, психомоторики, пространственного синтеза и т.д..

При порциальных задержках речевого развития, в отличие от общих форм речевого недоразвития(алалии), несформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, синтез и анализ. Даже при лёгком недоразвитии этой функции возникают серьёзные затруднения при овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения в различие близких фонем, звонких и глухих согласных: «Б» - «П», «Д» - «Т», «г» - «К», свистящих и шипящих: «З» - «С», «Ж» - «Ш» ошибки при сочетании нескольких согласных. Это влечёт затруднение в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма, ошибки при письме под диктовку. При этом успеваемость по другим предметам удовлетворительная. Имеется достаточный уровень обобщения, сохранная работоспособность, формируется отсутствие интереса к изучению родного языка, нежелание читать и пересказывать. У таких детей страдает вербальное мышление, а с заданиями, связанными с предметно-практической и манипуляторной деятельностью они успешно справляются.

Задержка формирования речевого праксиса при сохранности физического и фонематического слуха. Эта функция тесно связанна с нарушением созревания теменных и приматорных отделов головного мозга (коры доминантного полушария). В устной речи наблюдается нечёткость произношения, смешение звуков, близких по способу произнесения, но разных по месту артикуляции. Нечёткость произношения связанна у них с недостаточностью кинестетических ощущений. При формировании письма и чтения у таких детей выражено проговаривание вслух что облегчает кинестетический компонент. В этих случаях расстройство чтения и письма имеет вторичный характер и обусловлено расстройствами речи.

Дети с порциальными расстройствами навыков чтения, письма, счёта, при отсутствии признаков нарушения речевого развития. Эти расстройства возникают в процессе обучения и связаны с запаздыванием с запаздыванием и функциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Эти нарушения имеют негрубый характер и подвергаются коррекции. Проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой распознаваемости арифметических знаков, замедленном усвоение чисел, При этом сохраняется удовлетворительная способность к логическому мышлению. В школьном возрасте могут встречаться симптомы порционального моторного инфантилизма. Они описываются как «моторная дебильность» (Дюпре) и «Моторный инфантилизм» (Гомбургера).

Особенности задержанного моторного развития связанные с незрелостью пирамидных и лобных систем. В этом случае у детей преобладает избыточность движений, непринуждённость изобразительной и игровой моторики. Такой ребёнок может ходить во время урока. У них выражена недостаточность в целенаправленных видах деятельности, плохая координированность движений, ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы, нарушения в пространственной организации движений. Указанные расстройства моторики могут лежать в основе замедленного и неполноценного формирования социальных и учебных навыков и обусловливать школьную неуспеваемость. Дети испытывают затруднения в овладении навыками самообслуживания, в обучении навыкам письма, почерк отличается некоординированностью, неравномерностью, неправильной пространственной ориентацией отдельных букв. Пишут медленно. Значительные затруднения возникают в процессе рисования, лепки, вырезания и других видов деятельности требующей умелости рук, чёткости, тонкости и диффиренцированности движений. На уроках физкультуры неловки, медлительны или суетливы. Испытывают трудности в исполнении упражнений по словесной инструкции. При относительно сохранном интеллекте такие ученики могут стать неуспевающими из- за расторможенности, неусидчивости, суетливости или медлительности, неспособности овладеть необходимыми школьными навыками.


Искажённое психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью(Вариант синдрома РДА).

 

Выявляются обычно с начала школьного обучения. В основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько особенность личности, речи, моторики, недостаточная потребность в контакте с окружающими, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, нарушена целенаправленность и недостаточность активного внимания. Дополнительным затруднением является недостаточная сформированность высших корковых функций(пространственный синтез праксис). В развитии этих специфичных функций большое значение имеют активный сенсорный и практический опыт и тренировка. Слабость активного внимания и реакции на окружение, у таких детей затрудняет выработку и автоматизацию этих функций, как следствие снижается возможность усвоение таких школьных навыков как чтение, письмо, счёт. У них низкие показатели выделения последовательности событий, пространственных отношений, способность к переключению внимания, синтеза на предметном уровне. Показатели вербально-интеллектуальных функций неравномерны. Интеллектуальные способности зависят от клинической картина РДА, его этиологии и патогенеза Диагноз основывается на структурном анализе всей клинической картины и главным образом на особенности деятельности и поведении больного. Для детей с РДА характерно: выраженная дистанция между уровнем развития способности к обобщению и продуктивности деятельности, за счёт сохранной памяти у них может быть значительно больший запас знаний чем тот который они используют. У детей наблюдается диспропорция между возможностью речевого обобщения и отсутствием речевого контакта, диспропорция между активным и пассивным словарём. Диагностические игры имеют однообразный стереотипный характер, отличающийся от детей олигофренов недостаточностью эмоционального компонента  и выраженным отрывом от реальности. В более лёгких случаях отмечается неравномерность достижений и ответов. Динамика и прогноз зависят от характера и динамики заболевания, менее благоприятны формы, являющиеся возвратным этапом шизофренического процесса, более благоприятны варианты шизоидных психопатий.


Энцифалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты