Психология эмоций

       Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано с тремя факторами:

   а) наличием характерных  мимических выразительных комплексов;

   б) уникальным субъективным переживанием (феноменологическое качество);

   в) специфическим нервным субстратом.

Так, существуют данные, что механизмы, связанные с выражением и переживанием положительных эмоций, являются функцией коры левого полушария, а отрицательных эмоций - функцией коры правого полушария.


1.Интерес — возбуждение

2.Удовольствие — радость

3.Удивление

4.Горе — страдание

5.Гнев — ярость

6.Отвращение — омерзение

7.Презрение — пренебрежение

8.Страх — ужас

9.Стыд — застенчивость

                              10.Вина — раскаяние

Фундаментальные эмоции человека, по К. Изарду, 1980


       Исследование, проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, в  целом  подтвердило универсальность выражения и схожесть в переживании фундаментальных эмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20 странах, по эмоции страха — в 19, по эмоции гнева — в 18. П. Экман проводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах, подверженных влиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную, практически изолированную от внешнего мира культуру Папуа — Новой Гвинеи. Неграмотным испытуемым зачиты­вались рассказы, описывающие различные эмоционально насыщен­ные события (например, «у человека умер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора. Полученные данные подтвердили гипотезу об универсально­сти фундаментальных эмоций.

       Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

1.     Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

2.     Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

3.     Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

4.     Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.

5.     Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.



Уровневая модель функционирования эмоций

       В 1990-х гг. появились уровневые теории эмоций, например ра­боты М. Джонсон, К. Малтхауиа, М. Пауэра и Т. Далглейша, кото­рые по-своему преломили проблематику эмоций через популярные в последнее время модели уровней переработки информации.

       Модели уровней переработки информации предполагают, что психика человека обрабатывает информацию, «проводя» ее через ряд последовательных стадий, каждая из которых обладает своими специфическими характеристиками. Считается, что эмоцио­нальная реакция развивается только при переработке информации на высшем уровне самоотнесения, который отражает смысл того или иного явления для субъекта. Различают:

ü     сенсорный (аналоговый) уровень переработки (простейшие
сенсорные компоненты стимуляции, например ответ на вопрос
«Шрифтом какого цвета набрано это слово?»);

ü     перцептивный (ассоциативный) уровень переработки (более
сложный уровень, связанный с целостными свойствами объектов,
например ответ на вопрос «Рифмуется ли это слово со словом
"мрак"?»);

ü     семантический (уровень объективных закрепленных в языке
значений, например ответ на вопрос «Обозначает ли это слово болезнь?»);

ü     смысловой (уровень самоотнесенной информации, например
ответ на вопрос «Умер ли кто-либо из ваших близких родственни­ков от этой болезни?»).





Уровневая модель функционирования эмоций

 

РАК


РАК



Шрифтом, какого цвета набрано это слово?

Сенсорный уровень переработки

Нет эмоции  

Рифмуется ли это слово со словом « мрак»?

Перцептивный уровень переработки

Нет эмоции

Обозначает ли это слово болезнь?

Семантический уровень переработки

Нет эмоции

Умер ли кто-либо из ваших близких родственников от этой болезни?

Смысловой (самоотнесения) уровень переработки

Эмоция


       Уровневые теории функционирования эмоций хорошо предсказывают, насколько человек будет эмоционально вовлечен в ту или  иную ситуацию. Они фиксируют известное явление: эмоции играют значительную регулятивную роль в протекании познавательных процессов только тогда, когда человек сталкивается не с сухой, безличной информацией, а с тем, что касается его персонально, задевает за «больное».




 

 

 

 

 

 

Опросник  «САН»

       Этот  бланковый  тест  предназначен  для    оперативной  оценки  самочувствия, активности  и  настроения  (по  первым  буквам  этих  функциональных  состояний  и  назван  опросник).

       Сущность  оценивания  заключается  в  том, что  испытуемых  просят  соотнести  свое  состояние  с  рядом  признаков  по  многоступенчатой  шкале. Шкала  эта  состоит  из  индексов  (3 2 1 0 1 2 3)  и  расположена   между  тридцатью  парами  слов  противоположного  значения, отражающих  подвижность, скорость  и   темп  протекания  функций  (активность), силу, здоровье, утомление  (самочувствие), а  также  характеристики  эмоционального  состояния  (настроение). Испытуемый   должен  выбрать  и  отметить  цифру, наиболее  точно  отражающую  его  состояние  в  момент  обследования.

       При  обработке  эти  цифры   перекодируются  следующим  образом: индекс  3, соответствующий  неудовлетворительному  самочувствию, низкой  активности  и  плохому  настроению, принимается  за  1  балл; следующий  за  ним  индекс  2 – за  2; индекс  1 – за 3  балла  и  так  од индекса  3  с  противоположной  стороны  шкалы, который  соответственно  принимается  за  7  баллов (надо  учитывать, что  полюса  шкалы  постоянно  меняются).

       Итак, положительные  состояния  всегда  получают  высокие  баллы, а  отрицательные  низкие. По  этим  «приведенным»  баллам  и  рассчитывается  среднее  арифметическое  как  в  целом, так  и  отдельно  по  активности, самочувствию  и  настроению.

       Следует  упомянуть, что   при  анализе  функционального  состояния  важны  не  только  значения  отдельных  его  показателей, но  и  их  соотношение. Дело  в  том, что  у  отдохнувшего  человека  оценки    активности, настроения  и   самочувствия  обычно  примерно  равны. А  по  мере  нарастания  усталости  соотношение  между  ними   меняется  за  счет  относительного  снижения  самочувствия   и  активности  по  сравнению  с  настроением.     


Код  опросника

Вопросы  на  самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы  на  активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы  на  настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

 

 


















Типовая  карта   методики  САН

Фамилия,  инициалы ________________________________________________

Пол ________________________ Возраст _______________________________

Дата _________________________ Время_______________________________


1. Самочувствие  хорошее     3 2 1 0 1 2 3   Самочувствие  плохое

2. Чувствую  себя  сильным   3 2 1 0 1 2 3   Чувствую  себя  слабым      

3. Пассивный                           3 2 1 0 1 2 3   Активный    

4. Малоподвижный                 3 2 1 0 1 2 3   Подвижный

5. Веселый                               3 2 1 0 1 2 3   Грустный

6. Хорошее  настроение         3 2 1 0 1 2 3   Плохое  настроение

7. Работоспособный               3 2 1 0 1 2 3   Разбитый

8. Полный  сил                        3 2 1 0 1 2 3   Обессиленный

9. Медлительный                    3 2 1 0 1 2 3   Быстрый       

10. Бездеятельный                  3 2 1 0 1 2 3   Деятельный

11. Счастливый                       3 2 1 0 1 2 3   Несчастный

12. Жизнерадостный              3 2 1 0 1 2 3   Мрачный

13. Напряженный                   3 2 1 0 1 2 3   Расслабленный

14. Здоровый                          3 2 1 0 1 2 3   Больной

15. Безучастный                     3 2 1 0 1 2 3   Увлеченный

16. Равнодушный                   3 2 1 0 1 2 3   Взволнованный

17. Восторженный                 3 2 1 0 1 2 3   Унылый

18. Радостный                        3 2 1 0 1 2 3   Печальный                       

19. Отдохнувший                   3 2 1 0 1 2 3   Усталый

20. Свежий                             3 2 1 0 1 2 3   Изнуренный

21. Сонливый                         3 2 1 0 1 2 3   Возбужденный

22. Желание  отдохнуть        3 2 1 0 1 2 3   Желание  работать

23. Спокойный                       3 2 1 0 1 2 3   Озабоченный

24. Оптимистичный               3 2 1 0 1 2 3   Пессимистичный

25. Выносливый                     3 2 1 0 1 2 3   Утомляемый

26. Бодрый                              3 2 1 0 1 2 3   Вялый

27. Соображать  трудно         3 2 1 0 1 2 3   Соображать  легко

28. Рассеянный                       3 2 1 0 1 2 3   Внимательный

29. Полный  надежд               3 2 1 0 1 2 3   Разочарованный

30. Довольный                        3 2 1 0 1 2 3   Недовольный


         Для  проведения  исследования  я  выбрала  вышеописанную  методику  потому,  что  в  ней  оценивается как  общий  эмоциональный  фон, так  и  отдельные его  составляющие: самочувствие, активность  и  настроение. Испытуемыми  выступали  девушки  и  юноши  19-22  лет. Всего  50   человек. Исследование  я  проводила  в  два  этапа – утром  и  вечером, с  целью  определить  динамику  изменения  эмоций  в  течении  дня. То  есть  влияние  времени  суток, усталости  испытуемого  и  т.д. Соответственно результаты  проведенного  исследования  я  оценила  по  нескольким  параметрам.

       При  обработке  результатов  я  в  первую  очередь  посчитала  нужным  ввести  еще  один  показатель  (кроме  тех, что  предложены  в  методике), который  бы  отражал  среднее  арифметическое  уже  данных  трех  показателей, и  назвала  его  общим  эмоциональным  фоном. Подсчитала  результаты, составила  таблицы  и  для   наглядности  привела  также  диаграммы.

       В  первой  таблице  и  диаграмме  (см. Таблица 1)  я  привела  обобщенные  данные  по  всей  выборке  испытуемых. Если  исходить  из  того  что  максимальное  значение  баллов  может  достигать  7, то  самочувствие  оказывается  выше  среднего  показателя, так  же  как  и  активность. Настроение  несколько  выше. Общий  эмоциональный  фон  выше  среднего.

       Далее  я  решила  разделить  результаты  исследования  исходя  из  половой  принадлежности  испытуемых. В  результате  появилась  следующая  таблица  (см. Таблица 2), которая   показывает, что по  всем  трем  показателям  у  юношей  числовые  значения  несколько  меньше, чем  у  девушек. Соответственно   общий  эмоциональный  фон  подтверждает  эту  картину.

       И  наконец, проследила  динамику  эмоционального  состояния  утром  и  вечером  (см. Таблица 3). Как  я  и  ожидала, общим  эмоциональный  фон  по   сравнению  с  утром  к  вечеру  снизился, хотя  и  не  намного.

       Если  посмотреть  на  все  три  диаграммы, то  мы  увидим, что  показатель  настроения  во  всех  трех   на  порядок  выше  остальных  показателей. Я  считаю, это  говорит  о том, что    настроение  менее  всего  подвержено  влиянию  усталости  человека, времени  суток, погодных  условий  или  каких-нибудь  других  факторов, в  отличие  от  самочувствия  и  активности.         


Таблица 1

Самочувствие

4,35

Активность

4,22

Настроение

5,20

Общий  эмоциональный  фон

4,59



Таблица 2


Юноши

Девушки

Самочувствие

4,22

4,64

Активность

4,16

4,46

Настроение

5,18

4,98

Общий  эмоциональный  фон

4,52

4,69


        

Таблица 3


Утро

Вечер

Самочувствие

4,5

4,17

Активность

4,42

4,03

Настроение

5,21

5,19

Общий  эмоциональный  фон

4,71

4,46

Заключение

       В  своей  работе  я  постаралась  наиболее  полно  охватить  основные  моменты, изучаемые  психологией  эмоций. Постаралась  дать  ответ  на вопрос  «Что  такое  эмоция?» Можно сказать, что эмоции являются наиболее комплексными функциями мозга. Эмоции, с одной стороны, представляют собой одни из наиболее ранних в филогенезе форм психического, а с другой — неразрывно связаны с эволюционно поздними психическими функциями: мышлением, воображением, речью и личностыо. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

        Попробуйте рассказать о своей эмоции другому челове­ку. Как ни странно, эта, на первый взгляд, простая задача (ведь каж­дый из нас знает, что такое пережить страх, боль, радость или удив­ление) оказывается неимоверно трудной. Эмоцию легко показать, но сложно передать словами. Это  говорит   о  том, что любая эмоция  представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Это означает, что мы, во-первых, претер­певаем эмоцию как физиологическое состояние, во-вторых, пережи­ваем ее и, в-третьих, выражаем.

 Я  также  пришла  к  выводу, что адекватное понимание эмоции возможно только при учете как внешней ситуации, так и внутреннего потребностного состояния организма. Одна и та же ситуация может спровоцировать абсолют­но различные эмоции. Например, звук шагов на лестнице вызовет у вас радость, если вы ожидаете прихода друга, или страх, если он раздастся среди ночи, когда вы одни в квартире.      

              Еще  раз  подчеркну, что  эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

       Выше  я  уже  писала  о  том, что  су­ществуют данные, что механизмы, связанные с выражением и пере­живанием положительных эмоций, являются функцией лобных долей коры левого полушария, а отрицательных эмоций — функци­ей лобных долей коры правого полушария. Так что, если вас охватило уныние или предстоит неприятный раз­говор, сделайте психологическую зарядку — интенсивно подмигни­те правым глазом, и плохого настроения — как ни бывало!
















 

Список  литературы

 

1.     «Психология»  под  ред. В. В. Нурковой, Н. Б. Березанской. Москва, изд-во  «Высшее  образование», 2005г.

2.     Ч. Дарвин  «Выражение  эмоций  у  человека  и  животных». Москва, изд-во  «Просвещение», 1977г.

3.     К. Е. Изард  «Эмоции  человека», Москва  1980г.

4.     В. К. Вилюнас  «Основные  проблемы  психологической  терии  эмоции», Москва  1976г.

5.     «Психологические  тесты»  под  ред.  А. А. Карелина, изд-во  «Владос», Москва  2003г.

 

 




Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты