Психология сновидений

•                      синестезии (смешанные, взаимно-ассоциативные);

•                      сензитивные (сверхчувствительные, повышенно раздражимые).

9. Трансперсональные сновидения:

•                      внутриутробные переживания (во сне), путешествия во времени (прошлое и будущее), встречи с духовными учителями, посещения других вселенных, миров и знакомства с их обитателями, встречи с различными божествами, опыт космического (расширенного) сознания, феномены "тонкого" тела, наследственные (родовые) переживания, выходы за пределы "Я" и т. д.

10. Специальные сновидения:

•                      сновидения инвалидов (глухих, слепых...);

•                      психически больных (шизофрения, эпилепсия, психопатии...);

•                      беременных женщин;

•                      специфико-профессиональные (моряк, акробат, изобретатель...);

•                      экстремальных ситуаций (голод, жара, тюрьма, одиночество, болезнь...);

•                      летаргические (являются одним из самых загадочных и редких типов сновидений; почему человек может проспать целых несколько и более лет остаётся до сих пор тайной природы);

•                      аутогенные сновидения (заказные, самовнушённые);

•                      гипнагогические и гипнопомпические (проявляются яркими, галлюцинаторными образами, картинами в засыпании - гипногагическими или по пробуждению - гипнопомпическими);

•                      гипнотические (внушённые из вне);

•                      экстрасенсорные, парапсихические сновидения.

•                      фатально-прогностические (вещие) сновидения.. Они снятся не часто, скорее редко. Но их значение и сила воздействия очень значительна и высока. Отличаются особой яркостью, контрастностью, чёткостью, выпуклостью образов, эмоциональной экспрессией, оригинальностью сюжета, а также фатальностью последующего дневного исполнения. Наука до сих пор категорически отрицает подобное явление (которое, в самом деле, трудно поддаётся строгой эмпирической проверке), но зато весь коллективный, исторический, религиозный и современный, человеческий (народный) опыт доказательно подтверждает существование этого вида - вещих сновидений;

•                      реалистические сны (представляют собой разновидность вещих снов, показывающие будущее сновидца не в символической форме, а напрямую, благодаря отражению реальной ситуации будущего посредством "объективных", "подлинных" образов, картин, совпадающих с их дневной реализацией);

•                      "сон-ежедневник". Так же относится к вещим снам, но менее масштабен и не так фатален. Сообщает о текущей ситуации, событиях и переживаниях предстоящего дня;

•                      посвящения, инициации во сне. Данный своеобразный тип сна, в котором сновидец является главным героем, заключается в определённом сюжете, в котором сновидец активно участвует в неком мистическом, эзотерическом, оккультном или религиозном ритуале - обряде особого посвящения в некую духовную деятельность или миссию. Характер персонажей и картин такой инициации в этом сновидении зависит от духовных практик, верований и мировоззрения спящего человека;

•                      мгновенные сновидения. Для них характерна особая сжатость, повышенная временная скрученность, быстрота переживания, высокая лабильность. Их длительность составляет не более секунды, но за это время сон успевает размотать довольно длинную сновидную киноленту;

•                      осознанные сновидения;

•                      шаманские сны. Часто связаны с посвящением во сне, а также с большим разнообразием контактов и взаимодействий с духами-помощниками, которые, чаще всего, представляют собой архетипы животных - змея, волк, медведь... или мудрого старца-учителя, индейца, шамана. Эти персонификации, суть отражения различных энергий сознания, помогают, подсказывают, ориентируют сновидца в повседневной и будущей жизни, подготавливая его к шаманской традиции и деятельности;

•                      серийные сновидения. Состоят из цепочек последовательных, связанных между собой сюжетов, чаще всего, разделённых на короткие паузы, интервалы. За ночь таких сюжетов может прокручиваться от пяти до десяти;

•                      повторяющиеся сны. Для них характерен периодический повтор одного и того же (с различными вариациями) сюжета или фрагмента сновидения на протяжении длительного периода времени или всей жизни. Такие сновидения пытаются донести до человека некую важную информацию, тайну. А скрытый замысел такого сюжета должен быть понят и осознан сновидцем;

•                      проблемные сновидения. Они упоминались выше и относятся к разновидности повторяющихся сновидений (навязчивый возврат к проблемной ситуации, прокручивание травмирующего события без её положительного разрешения). Но именно, как проблемное, мы его выделяем и указываем потому, что возможны различные исходы: сон не способен решить возникшую проблему и ведёт к психическому дискомфорту и даже может, в зависимости от контекста и обстоятельств, привести к психическому кризису наяву, расстройству; - сон после нескольких попыток находит выход из тупиковой ситуации; - сон очень долго и постепенно, но всё-таки разрешает проблему и перестаёт сниться;

•                      сны-откровения или мистические сновидения. Они перекликаются с вещими снами и являются напутствующими, или предостерегающими об опасности или значительности предстоящего события, периода в жизни человека. В таких сновидениях выступает, обнажается наше истинное, духовное "Я". Собственно говоря, все сновидения так или иначе с ним связаны;

•                      совместные сновидения. Когда один и тот же сон, сюжет или место сна видят одновременно двое и более человек, говорят об одном общем, коллективном пространстве сновидения. Этот тип снов трудно подтвердить научно, но он определённо имеет место быть;

•                      коллективные прогностические (вещие) сны.

•                      сон во сне. Представляет собой разнообразную сновидную сюжетную линию, связанную с алгоритмом непрерывных ложных пробуждений или засыпаний внутри сна. Это некая матрёшка сновидения. Например, человеку снится, что он проснулся, далее следует новый сюжет сна. Вдруг, на некотором этапе сновидец обнаруживает, что он всё ещё спит и тогда "просыпается" вновь. Развивается другое сновидное повествование. И снова сновидец замечает, что он всё ещё находится во сне. Тогда он непременно "просыпается" опять, но через некоторое время... и т. д. Таких сновидных матрёшёк может быть до 15 штук;

•                      сон-матрёшка - разновидность сна во сне. Сюжет сновидения зацикливается по принципу матрёшки: открывает человек чемодан, а в нём находится другой чемодан, открывает он и его, а там чемодан поменьше. Очень хочется сновидцу узнать, что же в нём, открывает он и этот чемодан, и обнаруживает внутри совсем маленький чемодан и так до бесконечности... Обычно такой сон заканчивается на том, что человек просыпается, так и не узнав, что пряталось в чемодане, или понимает, что его попытки бесполезны и бросает своё занятие. Интересна трактовка такого сна, но она очень индивидуальна;

•                      вхождение в одно и тоже сновидение. Возможно проникнуть в одно и то же (уже снившееся ранее) пространство сновидения по несколько раз после каждого пробуждения. В этом случае будет не повтор сюжета сна, а его последовательное продолжение и развитие с того самого места, с которого он прервался. Эту способность полезно развивать, чтобы по желанию можно было изменить концовку неблагоприятного, плохого сценария сновидения, поскольку любой ночной сюжет непременно отреагирует соответствующим событием или настроением в будущей дневной жизни человека;

•                      абстрактные сновидения. Отличаются особой бессодержательностью, неконкретностью, беспредметностью. Говорят о хроническом заболевании или высокой внутренней проработке подсознания сновидца;

•                      сны-размышления. Это сны-констатации факта, обыгрывание в сновидных символах возможных вариантов дальнейшего развития из настоящего или подведение итогов. Это сновидные раздумья в картинках о своём житье-бытье;

•                      итоговые сны - представляют собой реконструкцию прошлого в рамках одного процесса (например, затянувшихся деловых переговоров) с определением (символическим показом) окончательной развязки в ближайшем будущем (итогом) и общим заключительным смыслом;

•                      "сон-повествование" - выражается неким драматическим показом явно отстранённого (от жизни сновидца) определённого киносюжета с игрой различных характерных фигур в отсутствии главного героя - самого спящего. Как правило, содержание сна-повествования всё же относится к периоду или ситуации жизни самого сновидца, но исполняется в такой безучастной манере;

•                      сны-фантазии. Собственно говоря, все сновидения - эта некоторая творческая фантазия. Но данный вид характеризуются повышенной, активной фантазийностью, несуразностью, несообразностью образов и сюжета в целом. Особенно часто имеют место при хроническом, болезненном пересыпании;

•                      сны о реинкарнации, о прошлых жизнях. Чаще всего, подобные сюжеты сообщают не о "прошлых воплощениях", а о проблемах или притязаниях настоящего; о тех проблемах, прямое обращение к которым слишком болезненно;

•                      голос во сне, именуемый Голосом сновидения. Особенностью этого типа сна является то, что образы, сценарий, сюжет сновидения создаются в соответствии с неким наведенным "извне" Голосом сна.

10. Дневные сновидения или Сновидения наяву:

•                      дневная активность подсознания и защитных механизмов;

•                      ШСС - шаманские состояния сознания - являют собой пример различных состояний сна наяву. Они включают видения, трансовые состояния вследствие монотонного пения, тряски, пляски, а также - визуальный и аудиальный контакт с нефизическим миром сновидений;

•                      гипнотические сны (наяву) - происходят вследствие гипнотического воздействия терапевта на подсознание пациента. Человек оказывается в изменённом, неадекватном (действительности) состоянии, практически в - Сновидении наяву;

•                      лунатизм - имеет ту же природу, что и гипнотическое сновидение, но в отличие от него, он самонаведён. Моторные движения тела разблокируются, и человек физически отправляется в путешествие наяву по спроецированному пространству, всё ещё пребывая во сне;

•                      психоделические сновидения. Разница в достижении этого уровня сновидений заключается в химическом воздействии на мозг и физиологию различных галлюциногенных, наркотических веществ и препаратов: алкоголь, ЛСД, гашиш, кокаин, героин... Каждое из этих веществ имеет свой состав, свою химическую формулу и специфику воздействия. Для психоделических сновидений характерны острые, яркие зрительные и чувственно-эмоциональные, экзальтированные переживания;

•                      галлюцинации - это уровень сновидений наяву, возможный, как вследствие естественных причин (от переутомления, голода, нервного потрясения, одиночества, вынужденной изоляции, психического расстройства - наследственности...), так и в связи с искусственными (наведёнными) причинами (алкоголизмом, наркоманией...) Характерны тем, что человек активно воспринимает то, чего нет в объективной действительности и соответственно реагирует (помимо аудиально-визуальных, существуют и тактильные, вкусовые, осмические галлюцинации, а также их различные сочетания и совместное, комбинированное действие);

•                      видения - имеют единственное принципиальное отличие от галлюцинаций, которое заключается в том, что воспринимаются субъектом адекватно, не как патология и болезненное состояние, а как духовное переживание, таинственное откровение;

•                      иллюзии - в отличие от галлюцинаций и видений, как несуществующих в данности предметного, вещественного мира, есть искажённое восприятие подлинных реальных объектов. Это ментально-визуальные проекции субъекта на плотные, грубые тела или явления;

•                      онейроидные состояния являются сновидениями, которые проецируются индивидом на дневной мир с полной одновременной автономией двух миров - сновидного и объективного, при этом критическое отношение к обоим субъективным реальностям сохраняется;

•                      свободные ассоциации (практически психоаналитическая ситуация). Они так же представлены богатой гаммой различных переживаний, связанной с проекциями пациента на психоаналитика, как, в основном, на своих родителей. Эти переживания могут отличаться особой силой с полным дезориентированием и потерей чувства реальности;

•                      измёненные состояния сознания (ИСС) вследствие духовных упражнений. К таким духовным упражнениям относятся: молитва, медитация, концентрация, визуализация и др. Тип этих изменений также соответствует сновидению в более широком понятии. Кроме того, под воздействием духовной практики акцентируются и активно видоизменяются, собственно, и сами ночные сновидения.


Смысл сновидений по Фрейду


Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение болезненным процессом, нарушением нормального сна. Здоровый сон — сон без сновидений. Считалось, что сновидения являются ответом на какое-либо внешнее или внутреннее раздражение.

Считалось, что если психическая деятельность в сновидении и имеет место, то она глубоко дефектна, регрессивна в сравнении с бодрствующей психикой. Сновидения представлялись лишенными и физиологической функции, и психологического смысла. Тем не менее, в научной литературе XIX в. интерес к проблеме сновидений был значителен.

Каковы же воззрения Зигмунда Фрейда на природу сновидений?

Сновидения не являются болезненным проявлением, они — не следствие патологического процесса, а результат деятельности здорового мозга. В известной степени сновидения — полноценный психический акт, присущий нормальной человеческой психике.

Внешние раздражения или раздражения со стороны внутренних органов скорее «включаются» в смысловую ткань сновидения, чем являются истинной причиной сновидений. Отсюда отрицание «рефлекторной» природы сновидений, которые являются закономерным продуктом психической деятельности спящего.

По мнению Фрейда, большинство мыслей и впечатлений, выявленных при анализе, интимно участвуют в формировании образов сновидения. Ассоциативные ряды как бы расходятся от отправных точек — элементов сновидения, но затем, на определенном уровне, вновь конвергируют[7], сходясь к нескольким «точкам». Мысли, объединяющие ассоциативные ряды, чрезвычайно важны для личности, имеют эмоциональную значимость. Эти мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им.

Эти бессознательные мысли и составляют «скрытый смысл сновидения». Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений (функции сновидений изложены выше).

Формирование сновидений — активная переработка информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна (деятельность сновидения). Предполагается, что психоанализ воспроизводит эти процессы «в обратном» порядке. Работа сна противоположна работе анализа.

Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам.

Первый процесс — сгущение (концентрация) образов вплоть до их «контаминации» (наложения друг на друга). З. Фрейд писал, что «сгущение происходит благодаря тому, что:

1)   определенные скрытые элементы вообще опускаются;

2)   в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;

3)   скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое»[8].

Второй процесс искажающей деятельности сновидения — смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, «намеком». Этот механизм можно наблюдать в психогенезе остроумия, однако в остроте «намек» сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто бывают страшными, но почти никогда — смешными.

Третий процесс - символизация. Сновидение — осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через «круг сновидения», гораздо более разнообразен: здесь и семейные конфликты, и профессиональные, и личные проблемы. Следует отметить, что Фрейд определял процесс символизации чрезвычайно просто: «превращение мысли в зрительные образы» («мышление зрительными образами»).

Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность» символов делает их надличностными и транскультурными. Направленность же психоанализа — сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики «с плеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.


Заключение


Сновидения являются тем самым главным перекрёстком, областью познания или узлом, в которых одновременно стянуты полотна философии, психологии и религии. Сновидения - главный ключ к тайне человека, разгадка его сознания и психики.

Целую треть жизни (!) человек пребывает во сне, а наука до сих пор не может объяснить, почему он спит и что такое сон. Наука располагает кое-какими физиологическими объяснениями ночных феноменов. Однако психическое никак не сводимо к соматическому.

Сновидения не поддаются или плохо вписываются в рамки строго научного метода. Но не научный метод должен диктовать, каким должен быть предмет исследования. Как раз, наоборот, столь хрупкая, тонкая, душевная ткань - психическая организация в общей структуре человеческого организма - требует иных подходов на основе интроспективных и духовных методов самопознания и обобщения их результатов.

Пренебрежением темы духовности - главным, чем отличается человек от животного, - можно объяснить "потерю души" наукой о душе. Следствием этого является, мягко говоря, неточное определение базовых понятий в академической психологии - понятия о сознании, психике, а также их соотношении.

Сновидения, безусловно, есть самодостаточная, целостная, многоуровневая, многомерная, многоплановая, многофункциональная система духовных, психических и физиологических актов в работе сознания.

Сновидение есть синтез описанных феноменов. Оно в полной мере отражает субъективную реальность человека. Это ни в коей мере не означает, что каждое сновидение нагружено всеми перечисленными функциями. Необходимо рассматривать каждого человека и каждый период его жизни индивидуально и отдельно. Помимо всеобщих, обязательных, основных функций, у отдельных людей сон будет задействовать больше одни функции, у других спящих - другие. В любом случае сновидения остаются индикатором духовного роста человека, показателем зрелости личности, уровнем его духовного состояния!


Список литературы


1.     Смирнов Терентий Леонидович – Психология сновидений. Осознанное сновидение.

2.     Библиотека Якова Кротова - Зигмунд Фрейд, «Толкование сновидений»

3.     Херсонский Б.Г. Смысл сновидений по Фрейду, «Автобиография бессознательного», 1991

4.     Карл-Густав Юнг «Архетип и символ», 1991

5.     Психологический словарь 2000

6.     Философский словарь 2010

7.     Джеймс Хилман «Хрестоматия по глубинной психологии» (Терапия, сны, воображение),1996


[1] Онейроидное состояние сознания - расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях мозга.

(с) Психологический словарь. 2000.

[2] Редукционизм (от лат. reductio) - методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления - с помощью физических и химических законов; социологические - с помощью биологических и т. п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации. Вместе с тем обоснованная редукция может быть плодотворной (напр., планетарная модель атома).

(с) Большой Энциклопедический словарь. 2000.

[3] Энцефалограмма - запись электрической активности мозга головного или его отдельных участков в течение некоего промежутка времени, выполненая посредством специального прибора - энцефалографа (электроэнцефалографа).

(с) Психологическая энциклопедия

[4] Психогальванический рефлекс - снижение электрической сопротивляемости кожи или колебания кожного элекропотенциала в состоянии психического возбуждения в связи с изменением секреции потовых желез. Дает возможность объективно регистрировать изменение эмоционального состояния человека..

(с)Психологическая энциклопедия

[5] Дивергентный ( от лат. divergenium - точка разделения) расходящийся в разные стороны. (с) Философский энциклопедический словарь 2010

Дивергентное мышление - метод поиска решения задачи или проблемы. Заключается в поиске не одного, а множества решений для одной конкретной задачи.

[6] Континуальный - непрерывный, постоянный

[7] Ковергировать - сближать, собирать.

[8] (Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М. Наука, 1989. — с.107.)


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты