Психология массовой коммуникации

3. Внушение (суггестия) – это механизм одностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека или группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)

Суггестор – тот, кто воздействует

Суггеренд – тот, но кого воздействуют

Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд

Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.


Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)

Лекция №6 (14 ноября 2007г.)

 

Структурные элементы внушения:

1.  операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный – принятие суггерендом внушения

3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда

Виды внушения:

~ в зависимости от целей воздействия

1.      преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие

2.      непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным

~ в зависимости от содержания и характера внушения

1.      специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий

2.      неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний

3.      положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний

4.      отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний

~ в зависимости от способов и приемов внушения

1.      прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда

2.      косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью

~ в зависимости от количества субъектов

1.      индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта

2.      групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа

~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

1.      непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения

2.      отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)

2) психологические особенности:

      - особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)

      - актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)

      - низкая самооценка (повышает внушаемость)

      - слабость логического анализа (повышает внушаемость)

      - комплекс неполноценности (повышает внушаемость)

      - полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

3) ситуативные особенности

      - некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)

      - низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)

      - неопределенность (повышает внушаемость)

      - высокая степень значимости (повышает внушаемость)

      - дефицит времени (повышает внушаемость)

4) социально-психологические особенности

      - свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)

      - отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)

      - особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:

      1. конкретность и образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;

      2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;

      3. использование «нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

      4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

      5. Воздействие звукосочетаниями:

                  - гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного

                  - звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый

- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением

- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное


4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

Ø          информирование – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;

Ø          разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)

Ø          доказательство – в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.


Психология групп

Лекция №7 (28 ноября 2007г.)

Малые группы (МГ)

МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.

Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.

Виды МГ:

§         лабораторные – специально созданные для проведения экспериментов;

§         естественные – в реальных жизненных ситуациях


§         организованные – наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;

§         спонтанные


§         открытые – степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;

§         закрытые


§         стационарные – продолжительность существования больше года;

§         временные – лабораторные, экспериментальные


§         группа членства – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – индивид находится в группе формально;

§         референтные группы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – значимая группа

 

Психологические характеристики МГ

 






































Характеристики группы

1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры

2. Социометрическая структура – совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.

Статусы:

I.              Звезда – только одни предпочтения   (+)

II.           Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я   (+>-)

III.         Изолированные   (+;- = 0)

IV.        Низкостатусные    (-<+)

V.           Изгой (-)

3. Коммуникативная структура – совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.

Типы коммуникативных сетей:

> Централизованная – в центе  информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

Виды передачи информации в коммуникационной сети:

- фронтальный вид – здесь и сейчас

- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы

> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.

Виды:

- цепной

- круговой

4. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.

Формы социальной власти:

- руководство – влияние социально зафиксировано, формальной природы.

- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Типы лидеров:

ª     по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип

ª     по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный

ª     по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

1.      Эмоциональная привлекательность членов группы

2.      Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)

3.      Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)

4.      Групповая цель должна отвечать потребностям

5.      Удовлетворенность группой и своим положением в ней

6. Процесс группового давления (конформизм)

- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.

Три вида конформности:

1.                Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.

2.                Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.

3.                Негативизм (конформизм наизнанку) – индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.

7. Групповое решение – выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.

Элементы групповых решений:

1. групповая задача:

§        простые – сложные (несколько фаз)

§        конъюктивные (кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)

§        продукционные (новые творческие идеи) - дискуссионные

2. «сдвиг риска» -  в процессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склонна принять более рискованное решение в отличие от индивида.

3. групповая поляризация – в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.

Характеристики, определяющие положение в личности в группе

Групповые ожидания

1. Групповые нормы – правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.

2. Групповые санкции – система мер контроля и регуляции индивидов в группе.

Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.

Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы

Социально-психологические характеристики личности в группе

1. Статус – совокупность задаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.

2. Позиция  - выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.

3. Роль – функции, с помощью которых личность реализует свой статус.


Большие группы (БГ)

- группа, функционирующая по какому-либо признаку.

Виды БГ:

1. В зависимости от контактности:

- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)

- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)

2. В зависимости от времени существования:

- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)

- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены – этнические, профессиональные, социальные)

3. В зависимости от природы:

- социальны слои

- территориально-региональные

- группы-организации (политические, общественные организации)


Массовидные явления

Лекция №8 (12 декабря 2007г.)


I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная

- оценочная

- воспитательная

- интегративная

Характеристики:

- оперативность

- гласность

- публичность выражения

- мобильность

- действенность

Этапы формирования ОМ:

1.      формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)

2.      обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками

две формы обмена:

- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)

- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей

3.      оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения


II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

ОН динамично, менее статично, чем ОМ.

Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

- брожения

- поворот

- подъем

- затишье

- спад

Формы изменения ОН:

ü     постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)

ü     резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)

ü     взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот  и подъем слиты воедино)

1.      взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)

2.      взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)

3.      взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)

III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

Функции:

- регуляция

- воспитание

- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)

Характеристики традиции:

ü     проявляется во всех сферах жизни

ü     для формирования традиции необходим определенный исторический период времени

ü     складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

Характеристики:

- унаследованный нормативный способ поведения

- общепринятость и массовость

- медленно изменяются и с трудом корректируются

- выполняются на бессознательном уровне

- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)

- неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту

Функции:

ü     трансляция культуры

Пути трансляции:

- от поколения к поколению в рамках конкретного общества

- от общества к обществу

- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)

ü     социальный контроль

ü     социальная интеграция (происходит групповое сплочение)


Слухи и сплетни

Слухи – форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.

Виды слухов (классификация):

1)      по степени недостоверности:

- абсолютно недостоверные

- просто недостоверные

- относительно недостоверные

- близкие к достоверности

2) по эмоциональным характеристикам

- слух-желание (сильное эмоциональное желание, которое отражает потребности и ожидания аудитории)

- слух-пугало (в основе – негативные настроения и эмоциональные состояния)

- агрессивный слух (стимулирует агрессивное поведение общества)

- нелепые слухи (в основе – очевидная нелепость)


Сплетни – разновидность слухов, в основе – неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.

Функции сплетен:

1)      информационно-познавательная

2)      аффилитативно(сближение)-интеграционная

3)      развлекательно-игровая

4)      протекционно-компенсаторная (проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываются близкие им самим характеристики)

5)      социальный контроль (социальный «тормоз»)

6)      тактическая функция (сплетни как оружие в борьбе).


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты