3. Внушение (суггестия) – это механизм одностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека или группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)
Суггестор – тот, кто воздействует
Суггеренд – тот, но кого воздействуют
Контрсуггестия – защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд
Контрконтрсуггестия – внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.
Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)
Лекция №6 (14 ноября 2007г.)
Структурные элементы внушения:
1. операционный – предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:
- подготовительный – психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения
- исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)
2. процессуальный – принятие суггерендом внушения
3. результативный – проявление ответных реакций суггеренда
Виды внушения:
~ в зависимости от целей воздействия
1. преднамеренное внушение – целенаправленное и сознательно организованное воздействие
2. непреднамеренное внушение – нет цели внушения, внушение может быть случайным
~ в зависимости от содержания и характера внушения
1. специфическое внушение – внушение конкретных идей, мыслей, действий
2. неспецифическое внушение – внушение определенных психических состояний
3. положительное внушение – при нем происходит формирование положительных качеств или состояний
4. отрицательное внушение – при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний
~ в зависимости от способов и приемов внушения
1. прямое (открытое) внушение – открытость цели, прямая направленность на суггеренда
2. косвенное (закрытое) внушение – опосредованное внушение с закрытой целью
~ в зависимости от количества субъектов
1. индивидуальное внушение – внушение, направленное на одного субъекта
2. групповое внушение – внушение, при котором субъектом является группа
~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда
1. непосредственное внушение – реакция суггеренда проявляется в процессе внушения
2. отсроченное внушение – существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда
Внушаемость – это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.
Факторы, влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самые внушаемые)
2) психологические особенности:
- особенности темперамента (более внушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
- актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)
- низкая самооценка (повышает внушаемость)
- слабость логического анализа (повышает внушаемость)
- комплекс неполноценности (повышает внушаемость)
- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)
3) ситуативные особенности
- некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)
- низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)
- неопределенность (повышает внушаемость)
- высокая степень значимости (повышает внушаемость)
- дефицит времени (повышает внушаемость)
4) социально-психологические особенности
- свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)
- отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)
- особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:
1. конкретность и образность ключевых слов – использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;
2. конкретность и образность качеств – чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;
3. использование «нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия
4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))
5. Воздействие звукосочетаниями:
- гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
- звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый
- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное
4. Убеждение – это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.
Виды убеждения:
Ø информирование – как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;
Ø разъяснение – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)
Ø доказательство – в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.
Психология групп
Лекция №7 (28 ноября 2007г.)
Малые группы (МГ)
МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.
Виды МГ:
§ лабораторные – специально созданные для проведения экспериментов;
§ естественные – в реальных жизненных ситуациях
§ организованные – наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;
§ спонтанные
§ открытые – степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;
§ закрытые
§ стационарные – продолжительность существования больше года;
§ временные – лабораторные, экспериментальные
§ группа членства – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – индивид находится в группе формально;
§ референтные группы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – значимая группа
Психологические характеристики МГ
Характеристики группы
1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2. Социометрическая структура – совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.
Статусы:
I. Звезда – только одни предпочтения (+)
II. Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)
III. Изолированные (+;- = 0)
IV. Низкостатусные (-<+)
V. Изгой (-)
3. Коммуникативная структура – совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.
Типы коммуникативных сетей:
> Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.
Виды передачи информации в коммуникационной сети:
- фронтальный вид – здесь и сейчас
- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы
> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.
Виды:
- цепной
- круговой
4. Структура социальной власти – это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.
Формы социальной власти:
- руководство – влияние социально зафиксировано, формальной природы.
- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Типы лидеров:
ª по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип
ª по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный
ª по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.
Групповые процессы
5. Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Факторы, влияющий на групповую сплоченность:
1. Эмоциональная привлекательность членов группы
2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)
3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)
4. Групповая цель должна отвечать потребностям
5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней
6. Процесс группового давления (конформизм)
- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.
Три вида конформности:
1. Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.
2. Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
3. Негативизм (конформизм наизнанку) – индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.
7. Групповое решение – выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.
Элементы групповых решений:
1. групповая задача:
§ простые – сложные (несколько фаз)
§ конъюктивные (кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)
§ продукционные (новые творческие идеи) - дискуссионные
2. «сдвиг риска» - в процессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склонна принять более рискованное решение в отличие от индивида.
3. групповая поляризация – в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.
Характеристики, определяющие положение в личности в группе
Групповые ожидания
1. Групповые нормы – правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.
2. Групповые санкции – система мер контроля и регуляции индивидов в группе.
Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.
Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы
Социально-психологические характеристики личности в группе
1. Статус – совокупность задаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.
2. Позиция - выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.
3. Роль – функции, с помощью которых личность реализует свой статус.
Большие группы (БГ)
- группа, функционирующая по какому-либо признаку.
Виды БГ:
1. В зависимости от контактности:
- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)
- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)
2. В зависимости от времени существования:
- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)
- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены – этнические, профессиональные, социальные)
3. В зависимости от природы:
- социальны слои
- территориально-региональные
- группы-организации (политические, общественные организации)
Массовидные явления
Лекция №8 (12 декабря 2007г.)
I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.
Функции:
- регулятивная
- оценочная
- воспитательная
- интегративная
Характеристики:
- оперативность
- гласность
- публичность выражения
- мобильность
- действенность
Этапы формирования ОМ:
1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)
2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками
две формы обмена:
- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)
- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей
3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)
Виды ОМ:
- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами
- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения
II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.
ОН динамично, менее статично, чем ОМ.
Стадии изменения ОН (динамичность ОН):
- брожения
- поворот
- подъем
- затишье
- спад
Формы изменения ОН:
ü постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)
ü резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)
ü взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)
1. взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)
2. взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)
3. взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)
III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.
Функции:
- регуляция
- воспитание
- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)
Характеристики традиции:
ü проявляется во всех сферах жизни
ü для формирования традиции необходим определенный исторический период времени
ü складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость
IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.
Характеристики:
- унаследованный нормативный способ поведения
- общепринятость и массовость
- медленно изменяются и с трудом корректируются
- выполняются на бессознательном уровне
- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)
- неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту
Функции:
ü трансляция культуры
Пути трансляции:
- от поколения к поколению в рамках конкретного общества
- от общества к обществу
- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)
ü социальный контроль
ü социальная интеграция (происходит групповое сплочение)
Слухи и сплетни
Слухи – форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.
Виды слухов (классификация):
1) по степени недостоверности:
- абсолютно недостоверные
- просто недостоверные
- относительно недостоверные
- близкие к достоверности
2) по эмоциональным характеристикам
- слух-желание (сильное эмоциональное желание, которое отражает потребности и ожидания аудитории)
- слух-пугало (в основе – негативные настроения и эмоциональные состояния)
- агрессивный слух (стимулирует агрессивное поведение общества)
- нелепые слухи (в основе – очевидная нелепость)
Сплетни – разновидность слухов, в основе – неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.
Функции сплетен:
1) информационно-познавательная
2) аффилитативно(сближение)-интеграционная
3) развлекательно-игровая
4) протекционно-компенсаторная (проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываются близкие им самим характеристики)
5) социальный контроль (социальный «тормоз»)
6) тактическая функция (сплетни как оружие в борьбе).