Психология личности преступника

В другой модификации того же эксперимента вместо двух дополнительных "учителей" опыт вели два экспериментатора. Вскоре после того, как "ученик" получал первые несколько ударов электрическим током, экспериментаторы начинали спорить между собой. Один из них требовал немедленно прекратить эксперимент, другой настаивал на его продолжении. В этих условиях ни один из настоящих испытуемых не изъявил желания продолжить эксперимент, несмотря на то, что второй из экспериментаторов настаивал на том.

3.Смягчающие обстоятельства. Испытуемые в эксперименте знали, что совершают акт насилия, но для их действий были некоторые смягчающие обстоятельства. Например, в оправдание своего поведения "учитель" мог сказать, что не видел "ученика", поскольку тот находился за перегородкой в соседней части комнаты и, следовательно, было обнаружено, что в случае, если "учитель" и "ученик" находились в одном помещении и могли видеть друг друга, число послушных приказу экспериментатора снижалось до 30%.

Чем меньше для испытуемого было смягчающих его вину обстоятельств, Юм меньше послушания он демонстрировал. Однако, в тех случаях, когда "учитель" не сам должен был нажимать кнопки, а только давал распоряжение делать это другому, количество послушаний вновь резко возрастало, до 93%, причем на этот раз "учитель" без стеснения использовал всю шкалу напряжений, до 450 В включительно. Поразительно, замечает по этому поводу С. Милгрэм, насколько снижается эффект послушания, если человеку приходится совершать акт насилия собственной рукой, и насколько он возрастает, если за него это делает кто-то другой.

4. Надзор. Очевидным фактом, оказавшим влияние на поведение испытуемых в обсуждаемом эксперименте, было личное присутствие экспериментатора. В тех случаях, когда он покидал лабораторию и отдавал свои распоряжения по телефону, процент послушных приказу падал с 65 до 21%. Многие из испытуемых в этих условиях начинали хитрить, используя для наказания "ученика" ток гораздо меньшего напряжения, чем предписывалось инструкцией.

5. Авторитет и идеология, прикрывающая сверху. Наиболее важный фактор из числа тех, которые порождают добровольное и бездушное послушание, связан с так называемой "идеологией, прикрывающей сверху". Это укоренившаяся в обществе или социальной группе система взглядов, которая заранее юридически и морально оправдывает тех, кто им следует. В эксперименте С. Милгрэма в роли такой идеологически высокой инстанции, заранее снимающей ответственность с испытуемых, выступал авторитет науки ("наука требует жертв"). Когда в одном из экспериментов ссылка на научные интересы в оправдание издевательства над человеком была снята, число послушных упало с 65 до 48%.

Обратим внимание на одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле. В одном из подобных исследований, осуществленном Г. Бьербауэром по методике С. Милгрэма, испытуемых до начала эксперимента просили предсказать, как другие люди (не они сами ) поведут себя в данном эксперименте. Затем тех, в отношении которых они делали предсказание, включили в эксперимент и проверили, как они вели себя на самом деле. Предсказанные и реальные результаты затем сравнили

между собой. Эти данные также вызывают удивление. Вместо ожидаемых по предсказанию примерно 30% людей, которые способны были довести напряжение до 315 В, таких на самом деле оказалось 100%. Вместо приблизительно 10% ожидаемого числа людей, способных нанести другому человеку удар электрическим током напряжением 450 В, в действительности оказалось более 60%. Все то, о чем говорилось в эксперименте С Милгрэма, действует на человека в реальных группах, где на него часто оказывается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индивида только положительным фактором нельзя.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М. Бехтерев.

Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результат которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида В.М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по "большинству", методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинством потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологически давлением "квалифицированного" (на самом деле компетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бехтерева. Имеются в виду многие одаренные писатели, художники, ученые, инженеры, которые были исключены из своих творческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.

Последний факт, который здесь следует еще раз напомнить - мы его уже рассматривали, - касается конформного поведения. Конфоризм - широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.

Сотруднику органов внутренних дел независимо от характера своей профессиональной деятельности постоянно приходится общаться как с правопослушными гражданами, так и с представителями тех слоев населения, которые в разной степени подвержены негативному воздействию преступной банды. Именно поэтому в профессиональной подготовке сотрудников пристальное внимание уделяется выработке у них навыков по выявлению уровня преступной личности.

Помимо вышеизложенного, очевидным является то, что при расследовании уголовных дел истина устанавливается не только при помощи непосредственного восприятия фактов сотрудниками, расследующими обстоятельства совершенного преступления. Значительное число фактов становится известными через свидетельства лиц, являющихся очевидцами противоправных действий, их жертвами, а также от самих правонарушителей. Что мы можем установить объективную истину при помощи таких свидетельств, прежде всего надо знать, какие психические процессы проходят у этих лиц с тем, чтобы в результате правильного применения мер интеллектуального и психологического воздействия получить от них свидетельства, реально отражающие события, воспринимавшиеся ими. Поэтому знание психологических особенностей формирования асоциальной личности, действия антиобщественных групп, а также возможностей воздействия на них, имеет важнейшее значение для профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Для более полного освещения содержания проблемы, вынесенной в заголовок параграфа, предлагаем остановить более пристальное внимание на понятиях "нормативы" и "отклонения от социальных норм поведения", на некоторых психологических характеристиках личности правонарушителя, а также на условиях формирования и устойчивого функционирования антиобщественных групп.

Отклоняющимся (или девиантным) поведением называют определенную норму дезорганизации поведения индивида в группе или целой категории лиц в обществе, которая обнаруживает несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества . Таким образом определяет отклоняющееся поведение "Краткий словарь по социологии". при этом различаются слабые и сильные формы отклоняющегося поведения.

Слабые формы связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно участниками взаимодействия. Обычно, слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившим дезорганизацию поведения. К таким формам поведения обычно относятся ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность, ситуационные поведенческие ошибки, краткие эмоциональные срывы и т.д.

Сильные (или устойчивые) формы отклоняющегося поведения и зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем. К таким формам относят аморальное и противоправное поведение, вообще любую форму антиобщественного поведения, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию. Следствием дезорганизации группового поведения могут быть психические расстройства, заболевания и аномалии, социальная опасность которых велика, поскольку психические нарушения, в свою очередь, становятся фактором, порождающим отклонения в поведении за пределами стимулирующих его ситуаций.

Вероятность возникновения социальных девиаций (отклоняющегося поведения в обществе) резко возрастает в условиях стресса, назревания и развертывания внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, при внезапных либо достаточно быстрых изменениях социальной ситуации. Причины таких форм отклоняющегося поведения, как аморализм, правонарушения, преступность, в существенной форме варьируют в различных социально-экономических и политических условиях, что составляет предмет изучения в социальной психологии, социологии преступности и в криминологии.

В отечественной литературе проблемы отклоняющегося поведения рас сматривались до конца 1980-х годов в контексте антиобщественных явлении социальной жизни, которые вступали в противоречие с общепринятыми и социалистическом обществе нормами нравственности и гуманизма. Социальной основой этих явлений считались нерешенные проблемы социалистического хозяйствования и распределения, недостатки в хозяйственном механизме и правовом регулировании, примиренческое отношение к нарушениям закона и нравственных норм социалистического общества. К антиобщественным - явлениям (и, соответственно, определенным формам девиантного поведения.) относили кроме алкоголизма, наркомании, хулиганства, преступности и других форм социального паразитизма также формализм, бюрократизм, безответственность, протекционизм, нескромность и славословие. Задачей социальной психологии и социологии в этих условиях был изучение социальных причин и социальной природы всех перечислении выше явлений, степень их распространенности в различных общественных слоях и группах и на этой основе выработка научных рекомендаций по усилению борьбы с данными антиобщественными явлениями. При этом социологии преступности как отрасли социологического знания, занимающейся исследованием социальных проблем преступности и определением места данного явления в обществе, причин, порождающих преступность а также мер её предупреждения, отводилось особое место. Особенность эта состояла в том, что, во-первых, уже имелась наука, осмысливающая проблемы преступности с точки зрения юриспруденции, наука о преступности, её причинах, личности преступника, путях и средствах предупреждения преступности и перспективах её ликвидации — криминология. Во-вторых, круг возможных социальных причин антиобщественных явлений и их место в социалистическом обществе были достаточно ясно определены в философско-методологическом и идеологическом плане. Прикладные исследования в этой области социологического знания зачастую ограничивались анализом доступных материалов официальной статистики о количестве зафиксированных правонарушений (или преступлений) в отдельно взятом районе страны. Однако в условиях достаточной стабильности социальной системы и относительно невысокого роста количества зарегистрированных правонарушений в год (порядка 1-2%) такой анализ был довольно Полезен и вполне достаточен.

Итак, сделаем некоторые промежуточные выводы: в условиях стабильного состояния экономической, политической и социальной сферы общества уровень регистрируемых социальных отклонений был относительно низким (правда, за счет подавления государством частной инициативы граждан и тотального контроля во всех сферах социальной жизни) и, самое главное, оказывал, да и не мог оказывать существенного влияния на сложившиеся и обществе нормы и правила поведения. В этих условиях регистрируемые отклонения получали в общественном сознании статус антиобщественных явлений, и проблема предупреждения девиантного поведения сводилась к мерам профилактики антиобщественных явлений в семье, школе и в трудовом коллективе. Следует заметить, что и сами эти явления занимали в общем объеме общественных связей и явлений небольшое место, хотя и мешали нам жить". Преступность как отдельная специфическая сфера социальной активности являлась предметом изучения криминологии и других юридических дисциплин, и если некоторые факты преступного поведения и вносились на суд общественности, то с целью демонстрации отрицательно-показательного примера с соответствующим нравственно-этическим и идеологическим (если это было необходимо) комментарием.

Организованность и упорядоченность жизнедеятельности людей в обществе достигается путем регулирования их отношений и поведения при помощи:

а) ряда элементов общественного сознания, не имеющих нормативного фактора (идеология, наука, искусство);

б) разнообразных социальных норм.

Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом к поведению личности, в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями, с другими людьми.

Социальные нормы носят исторический характер: в каждой общественно-экономической формации вырабатываются свои принципы, правила поведения людей. В социальных нормах отражается система общественных отношений (производственных, юридических, управленческих, нравственных, идеологических), оказывающих решающее влияние на формирование личности.

Социальные нормы выступают как определенные ценности.

В обществе человека всегда интересовало и интересует, как надо жить, что является нормой в отношении людей, в общении, в деятельности, что отклонением от нормы, что - добром, злом, красотой, правдой и т.д.

Отношение человека к социальным условиям жизни всегда было заинтересованным, ценностным нормативом.

Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает и предполагает желательность тех или иных действий и поступков личности.

Сердцевиной социальных норм являются нормы нравственности и правовые нормы. Личность, строящая свой образ жизни в соответствии с требованиями социальных норм, считается нормотипической (нормотипом). Образ жизни нормотипичной личности, соответствующей социальным требованиям, свидетельствует о полной ее адаптации (приспособленности) к социальным условиям функционирующей системы.

На ранних стадиях общественного развития, например в первобытном; обществе, нормотип формировался на традициях, обычаях, нормах нравственности, единых для данной социальной системы.

На более поздних этапах развития человечества с возникновением государств появляются правовые нормы, предписывающие права и обязанности в поведении граждан в зависимости от их социального положения, защищая, в первую очередь, интересы и привилегии господствующих классов. На индустриальной (капиталистической) и постиндустриальной стадиях развития общества права и статус граждан в государствах претерпели заметные изменения вместе с содержанием правовых норм, но сам принцип их функционирования как регулятора человеческих отношений сохранился.

Моральные же нормы поведения в каждой социальной группе носят специфический характер. В них находят отражение:

а) общечеловеческие нормы поведения,

б) нормы поведения, типичные для данной социальной группы.

В психологическом плане личность проходит в своей жизни следующие стадии развития:

Первая стадия - (дошкольный и младший школьный возраст), для которой характерно безусловное принятие психологии старших. Дошкольник вольно или невольно думает и поступает так, как думают родители, учителя, авторитетные старшие из их окружения (конечно, в соответствии с их возможностями). Они даже себя оценивают, исходя из оценки их другими.

Вторая стадия - (средний школьный возраст) или, как его называют, переходный, подростковый, — это возраст критического отношения к наследству старших. Подростки начинают подвергать сомнению некоторые установки, мнения старших, родителей и даже учителей, но не всегда умеют противопоставить им свои разумные доводы, так как у них нет еще для этого достаточных умственных сил и жизненного опыта. Отсюда, в некоторых случаях имеет место негативизм - простое отрицание влияний наряду с подражанием, копированием поведения тех, кто признан авторитетным.

Третья стадия - юность (старший школьник).

В юности парни и девушки находятся на пороге самостоятельной жизни или уже вступают в нее. Для них опыт старших ценней и они прислушиваются к их голосу, хотя и избирательно относятся к содержанию этого опыта. Юноша пытается осмыслить социально-психологическое наследство. Он принимает только то, что представляется ему прогрессивным.

Четвертая стадия - зрелый возраст. В зрелом возрасте люди вносят поправки не столько в то, что унаследовали, сколько в то, что сами сформировали в юности и что могло не полностью соответствовать реальной жизни.

Они снова, уже по более совершенным критериям, пересматривают наследство отцов и дополнительно находят много интересного без чего невозможно развитие. Вместе с тем, идет и дальнейший процесс обогащения психологии в творческой деятельности личности.

Пятая стадия - преклонный возраст, когда люди больше начинают думать о сохранении унаследованного или выработанного самими, чем о развитии наследства. В этот период жизни у людей зарождается консерватизм или, по крайней мере, некоторое недоверие и сомнение в ценности нового. Основной заботой людей в преклонном возрасте является передача "своего опыта" молодому поколению. Именно в этих признаках - характерная черта психологии людей преклонного возраста.

Шестая стадия - старший возраст, когда чаще всего звучит фраза "молодое поколение не то, что было раньше". Это объясняется известной инертностью взглядов, привычкой обо всем судить со старых позиций, требовать беспрекословного подчинения старым нормам жизни, образу мыслей и чувств. Молодежь с этим не согласна; так происходит развитие. Наследство — необходимая предпосылка для движения вперед, вместе с тем оно непрерывно обогащается новыми поколениями и так - без конца.

В процессе социализации человек воспринимает существующую в обществе структуру отношений, требований, ожиданий, научений, правил, различных запретов в социальной жизни, которые служат основами и мотивами поведения. Чтобы разобраться в сути этих явлений, нам придется условно расчленить их на два направления единых в действительности: комплексный процесс социо-психологического взаимодействия личности и социальной среды, влияющих на выбор поведения.

Прежде всего, человек обучается действовать наиболее целесообразно, практически правильно. Усвоение здесь идет не по методу проб и ошибок. Неудовлетворительный результат того или иного поступка, нежелательные его последствия ведут к отказу от подобных неэффективных действий в будущем. Наоборот, нужные, удовлетворительные последствия убеждают человека в целесообразности действий, их вызывающих. Так происходит научение. Используя метод проб и ошибок, человек быстро научается повторять именно те действия, которые дают подходящий для него, устраивающий его результат, и не повторять такие, которые удовлетворительных для него последствий за собой не влекут.

Однако (и это принципиально), во многих случаях человек усваивает определенные нормы поведения не столько потому, что он их желает, выбирает, предпочитает, сколько потому, что этого требует общество, в котором он живет. Причем, общество не только предъявляет к человеку определенные требования, но и подкрепляет их соответствующими санкциями, неприятностями, лишениями в случае отклонения его поведения от этих требований.

Таким образом, человеку приходится сдерживать свои желания, поступать не так, как он предпочитает, а так как полагается, о чем мы уже вели речь в предыдущем параграфе.

Поведение личности и ее развитие, не отвечающее требованиям социальных и психических норм, есть отклонение от нормы. С отклонениями следует не только бороться, но и изучать их. Все отклонения можно классифицировать.

1.   По содержанию и форме проявления.

2.   По степени устойчивости.

3.   По объему и широте пораженности личности.

4.   По степени выраженности.

5.   Рассмотрим каждую из них отдельно.

1. По содержанию они могут быть: отклонениями от социальной нормы и отклонениями от психической нормы.

Отклонения от социальной нормы (нравственные и криминальные) не являются патологическими в прямом смысле слова. Человек, имеющий отклонение от социальной нормы, вменяем, т.е. остается сознательным существом - личностью, отдающей отчет в своих действиях, а поэтому несет за них ответственность. У него не нарушены ни мышление, ни память, ни какие-либо другие психические функции. Сущность отклонений заключается в неправильном осознании личностью своего места и назначения в обществе, в дефективности нравственного и правового сознания, социальных установок и сформировавшихся привычек.

Следовательно, когда мы говорим об отклонениях от социальной нормы, то имеем ввиду, прежде всего, морально-психологические свойства, проявляющиеся как в поведении личности, так и в ее психической деятельности.

Например, грабитель стремится к тому, чтобы найти жертву, выследить ее, а затем совершить преступные действия. Здесь определенная позиция и преступная установка сказывается не только в направленности действий (поиск и выслеживание жертвы), но и в направленности психических процессов (мышления, восприятия, воображения и т.п.).

Иной характер имеют психические отклонения. Их причинами могут быть социальные факторы, но психологический механизм их заключается в нарушении мозговой функции. Отсюда понятно, что морально-психологические отклонения выправляются педагогическими средствами, а психические - преимущественно, медицинскими мерами.

На основе моральных, а иногда и психических отклонений возникают криминальные отклонения. Например, невыдержанность и слабый самоконтроль могут перерасти в хулиганские действия. Неправильная оценка своих личных качеств, выражающаяся в самонадеянности, может стать причиной преступлений по неосторожности. Карьеризм нередко побуждает такого человека к достижению поставленных целей противозаконными средствами и т.п. А такие патологические отклонения как навязчивые идеи, извращенные эмоции, бредовые состояния, аффективность могут стать причиной различных общественно-опасных деяний (убийств, тяжких телесных повреждений и др.).

2. По степени устойчивости все отклонения можно классифицировать на временные (случайные) и устойчивые (характерные для данного лица). Причиной временных отклонений от социальной нормы в поступках и поведении человека может быть неблагоприятная ситуация, которая в результате действий сверхсильных раздражителей приводит к ошибке нервной системы, вызывает тяжелые психические состояния и нарушает привычную картину поведения. Так, вследствие длительного нервного напряжения, истощения нервной системы болезнью, переживаемых психических состояний (подавленности, угнетенности, отчаяния и т.п.) всегда выдержанный человек может проявить вспыльчивость, грубость, т.е. все то, что называется отклонением от моральной нормы.

Устойчивые, характерные для человека социальные отклонения (нравственные и криминальные) свидетельствуют об атипичности черт личности в целом и ее поведения для данной социальной группы и общества, а устойчивые патологические отклонения - о распаде личности.

3.По объему и широте пораженности личности отклонения могут быть частичными (парциальными) и глобальными.

Частичные социальные отклонения - это отклонения, затрагивающие лишь одну группу отношений человека и характеризующие его непоследовательность и двуликость, Есть люди, у которых правильные политические убеждения мирно уживаются с аморальным поведением в быту, честное отношение к труду - с недостойным поведением в семье, в отношении к женщинам, детям, родителям, что проявляется в непосредственном поведении человека в разнообразных жизненных ситуациях (на работе и дома; на глазах коллектива и наедине с самим собой и т.п.). Эта непоследовательность поведения, раскрывающая внутреннюю противоречивость и отсутствие цельности личности, может при определенном стечении обстоятельств породить криминальные черты личности и перерасти в криминальное поведение.

К глобальным относятся отклонения, захватывающие сознание и психику личности в целом. Комплекс устойчивых глобальных социальных отклонений свидетельствует о завершении формирования законченного отрицательного типа или атипичной для данных общественных условий личности. Атипичность личности имеет относительный характер, зависящий от ряда факторов, определяющее место среди которых занимает социалъно-политическая система, в которой она функционирует. Поэтому типичное поведение человека в одних условиях (например, в тоталитарном обществе) является неприемлемым для других (в обществе классической демократии).

При устойчивых глобальных патологических отклонениях речь идет о разрушении (распаде) личности. Подобное может происходить с человеком попавшим в дискомфортные условия жизни, например, в концлагере, и стремящимся выжить за счет попрания элементарных нравственных и других норм поведения.

4.По степени выраженности отклонения классифицируются на отчетливо выраженные и неотчетливо выраженные (стоящие на границе нормы).

Отчетливо выраженные отклонения от социальной нормы закрепляются в тех или иных устойчивых чертах личности, вызывающих идентичное аморальное и преступное поведение ее в сходных условиях. Вследствие этого можно прогнозировать такое поведение личности и проводить профилактику возможных преступлений.

Неотчетливо выраженные отклонения от психической нормы могут свидетельствовать о начале психической болезни, а резко выраженные - о её прогрессе. Причины отклонений от социальных норм поведения могут быть самыми типичными, но наиболее часто среди них выделяют:

Отставание сознания личности от социальной реальности, в результате чего человек может не адаптироваться к ней а, как следствие - совершать противоправные действия. Отрицательное влияние микросоциальной среды (влияние безнадзорности детей, дурное влияние семейных отношений, отрицательное влияние уличного окружения и т.п.).

Проявление отрицательных воздействий со стороны макросоциальной среды (элементы неправильного экономического планирования и стимулирования деятельности людей, нарушение принципа оплаты по труду, факты бюрократизма и формализма в работе с людьми и т.п.). Ошибки в воспитании в семье, школе, в производственном и других коллективах, незнание личности воспитуемого и т.п. Причинами их обычно бывают психолого-педагогическая неподготовленность людей, призванных оказывать воспитательное влияние на подрастающее поколение. Противоречия воспитательных влияний в семье и школе, на производстве и в окружающей социальной среде и т.п.

Знание природы степени выраженности отклонений от социальных норм введения позволяет дать более полную психологическую характеристику личности правонарушителя.

Знание ее необходимо по ряду причин, в том числе, и потому, что проблема личности преступника является одной из центральных в курсе "Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел". По мнению психологов, ключ к ее познанию лежит в комплексном Подходе, в основе которого находится характеристика преступника как временного асоциального типа личности, представляющей общественную опасность и совершившей или совершающей уголовно-наказуемые деяния.


Заключение


Итак, личность преступника — совокупность негативных социально значимых качеств, проявляющаяся в конкретном преступном деянии. Качества личности виновного должны быть рассмотрены с точки зрения их иерархической структурированности. И здесь на передний план выдвигаются как общая ценностно-ориентировочная схема личности, так и психологические особенности отдельных категорий преступников.

Личность преступника представляет не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.

Психологическое изучение личности преступника, включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов). Изучение этих психологических особенностей преступника должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности преступника следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительных проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник – СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты