Психология культурных различий

Психология культурных различий

Саратовский Государственный Технический Университет

 

Кафедра психологии и акмеологии

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1


по инженерной психологии

 

 

 

 

 

                                                                             

студента 1 курса ФЭТиП

заочного отделения

специальности _____

Иванова И. И.

 

 

              

 

 

 

 

 

 

          Проверил:

 

 

 

 

Саратов

2006

 

 

 

 

«Психология культурных различий»

 

 

 

 


Введение……………………………………………………………….3                                                                                       


I. Зигмунд Фрейд и его понятие культуры…………………….4


I.I Роль культуры в развитии социальных отношений…….…4


I.II Роль личности в культуре……………………………….….5


I.III Теологические представления Фрейда……………………5


II. Образование как способ вхождения человека

               в мир науки и культуры…………………………………….7


III. Понятие национального характера…………………………9


IV. Этнос………………………………………………………...12


V. Методы изучения национального характера

 (применительно к культурным различиям)……………….14


VI. Культурные исследования особенностей интеллекта……………...16


Заключение……………………………………………………………18                   


Список использованной литературы ……………………………….19                                       






Введение

 

Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий (и не только понятий, но и норм и схем действий). Каждому из этих понятий поставлены более или менее однозначное соответствие определенные символы и слова. Необходимо отдавать себе отчет в том, что психология – определенная культура, эффективное участие в которой, т.е. понимание происходящего в ней, возможно только при овладении принятой здесь системой понятий. Для «вхождения» в данную культуру или, терминах П. Лукмана и Т. Бергера, «систему знаний как смысловой подуниверсум», необходимо овладеть терминологией, значении которой разделяется поддерживающими данную культуру людьми. Следует отметить, что термин «культура» здесь используется в его расширенном значении, а именно как совокупность общепринятых представлений, проявляющихся в действиях и артефактах, которые характеризуют те или иные группы людей.

Психология – это определенный упорядоченный взгляд на события, относящиеся к внутренней, ментальной, психической, душевной жизни человека, а также к области поведения человека.

Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Основным объектом психологии — и объектом уникальным — является человек. Уникальность его, по сравнению с объектами некоторых дру­гих наук, заключается в том, что он может сам что-то сообщить исследователю, т.е. описать «изнутри» те явления, которые исследователь наблюдает «снару­жи». Сопоставляя эти сообщения, т.е. данные самонаблюдения, интроспекции, рефлексии, с объективными данными, наблюдатель (психолог) получает воз­можность составить более полную картину изучаемых явлений.

В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных. Организованная группа — это надиндивидное    целостное    образование,    внутри    которого    действуют собственные психологиче­ские закономерности,  определяющие как поведение группы в  целом, так и психические процессы и поведение отдельных индивидов. Именно при изучении группы были обнаружены психологические феномены, ускользающие от внимания при исследовании индивидуальной психики. Например, выявле­но, что простое присутствие другого человека модифицирует поведение субъекта

Еще одну группу объектов исследования в психологии че­ловека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют,   артефакты.   Под  влиянием мотива, руководствуясь образом окружающей среды, человек осу­ществляет свою деятельность, оставляя в ней определенный след.

В отечественной психологии используется системный культурно-исторический подход к описанию личности, в рамках ко­торого утверждается и убедительно доказывается, что личность человека, его мотивационная и познавательная сфера являются продуктом его активного, де­ятельного участия в общественном взаимодействии на протяжении всей его жизни.


                          

 

I. Зигмунд Фрейд и его понятие культуры

 

Зигмунд Фрейд родился в 1856  году.  Он  является   известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От   простой психиатрии он,  изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

           Итогом его научных  изысканий  послужила  теория  психосексуального  развития общества и индивида.  В своем  мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень  сложный           и  противоречивый  путь.  Делая свои первые шаги в области  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами естественнонаучного материализма ХХ века,  но как творец психоанализа ученый отошел от них в сторону  идеалистическо - иррационалистической "философии жизни" (Шопенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось           представление об основополагающем значении для человеческого  поведения  "психической  энергии",   присущей инстинктивно-физиологическим  влечениям  индивидов.  В           психике человека Фрейд сначала выделял две относительно  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного "оно" и сознательного           "Я",  а  затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго", которое внедряется  в  "Я",  но без специального анализа не осознается им.  По мнению Фрейда,  причиной невроза  является  особого рода конфликт между "оно",  "Я" и "сверх Я".

 

I.I Роль культуры в развитии социальных отношений

                По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм  ориентирован  на  изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе  тенденцию  объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом.  "Запреты",  которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права,  возникшими на  заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными  запретами"  и  полагал,  что чрезвычайно важно выяснить как,  почему,  при каких условиях они возникли, утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по  своему  опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время  их  развития  от  детского           возраста  до  взрослого.  Перенося  отдельные характеристики с отдельного  человека  на  все  человечество, Фрейд  пытался  таким  образом понять процесс эволюции общества.

            Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты  не  просто  индивида,  а невротика.  На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений.  По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками.  Во-вторых,  каждый ребенок в своем  индивидуальном  развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для  первобытного  человека.  Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило  достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества    является   отречением   от   природных страстей,  удовлетворение которых гарантирует  элементарное наслаждение нашему "Я".

                Следует подчеркнуть, что фрейдовский  термин "культура"  в  большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество".  В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что "она охватывает  все  приобретенные  людьми  знания  и  способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения  человеческих  потребностей",  и  в то же время она включает все институты,  регулирующие отношения  между  людьми,  в  особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и  что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны,  что определяют их поведение среди других.

                Можно сказать, что человек как бы находится между  двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека,  лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее);  с другой стороны,  культура защищает  его от факторов окружающей среды,  позволяет осваивать  все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений,  то он лишается защиты,  многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его  психику.  В  какую  же  сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так:  "В силу этого всякая культура  должна  быть построена  на  принуждении и на отказе от влечений,  и при ее понимании оказывается,  что центр тяжести с материальных  интересов передвинут на психику.  Решающим является вопрос,  удастся ли и в какой мере  уменьшить для людей тяжесть жертвы,  которая состоит в отказе от своих влечений,  примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы." Главным  остается  вопрос  о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.


I.II Роль личности в культуре

            Как нельзя обойтись без принуждения к  культурной работе,  так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы косны и недальновидны,  они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в  пользу  такого отказа,  а  индивидуальные представители масс поощряют           друг в друге вседозволенность  и  распущенность.  Лишь благодаря  влиянию образцовых индивидов,  признаваемых ими в качестве вождей,  они позволяют склонить себя  к напряженной  внутренней работе самоотречения,  от чего  зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями  становятся  личности с незаурядным пониманием этой           жизненной необходимости,  сумевшие добиться господства над  собственными  влечениями.  Но  для них существует опасность,  что,  не желая утрачивать своего  влияния, они начнут уступать массе больше,  чем та им, и потому нам представляется необходимым,  чтобы они были  независимы от власти как распорядители средств власти.

                Короче говоря, люди обладают двумя распространенными  свойствами,  ответственными за то,  что институт  культуры может поддерживаться лишь  в  известной  мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.



                                               I.III Теологические представления Фрейда

                   

                Культурологические размышления  Фрейда  неизбежно подвели  его  к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы.  При рассмотрении  культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями,  тем  более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь,  божественное  происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе.  Из этого вытекает  вывод, что  при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек  слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

           Человек должен войти в сообщество, которое в результате  своего  развития  налагает запреты на его желания.

           Как мы уже упоминали,  чтобы выжить,  личность  должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями,  защитить  его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества.  Встает вопрос: кто  же  выполнит все эти функции?  В раннем детстве каждый  замечал влияние отца  в  семье.  Он  обладал  властью,    устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по  отношению к отцу вырабатывается комплекс:  он  считает          отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к своей матери  и  пытается  занять  его место,  но позже инцестуальные влечения утрачивают  свою силу,  тогда как уважение  и  страх  перед  отцом  остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема появился целый пантеон богов,  а из них, в свою очередь,  выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога,  сделав его,  таким образом, как  бы  громоотводом.  Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет  бога помогает им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Мы видим, что религия является одной           из  основополагающих  частей  культуры.  Однако  Фрейд  установил,  что религия является массовым неврозом. На  основе  чего он сделал такие выводы?  Дело в том,  что           религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние.  Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится  не выполнить  какой-либо  религиозный  обряд.  Разница  заключается  лишь  в  том,  что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми  оговорками,  можно назвать религию общественным неврозом.  Тем не менее религия  имеет  положительное значение.  Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного,  так как он отрицательно влияет  на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Также  религию можно назвать и антиневрозом,  так как она  помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные  противоречия.  И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры.  Такое явление наблюдалось в России после революции,  хотя позже произошла подмена веры.  Для развития  общества  нужны  какие-то  основы,  и  с  падением старых появляются новые.  Так, например,  религиозную основу в России сменила  коммунистическая.  Сейчас,  в наше время, старые основы уже   рухнули,  а новые еще не установились, и поэтому резко возросло  астеническое  состояние  общества,  возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Образование как способ вхождения человека

 в мир науки и культуры


           

Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взра­щивание, совершенствование, формирование его образа.

Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосыл­кой и результатом образования человека.

В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче­ское наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательно­го характера представляют собой совокупность материального и духовного до­стояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. Как известно, язык является спо­собом познания окружающего мира и средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, которая передается от поколения к поколению. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного

человека) определяется отношением к языку. Поэтому одна из миссий образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отноше­ние к родному и иностранному языкам, к сохранению и обо­гащению исторических, научных и культурных ценностей.

Процесс общения педагога и учащихся с представителями разных наций и народностей выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется      принцип      диалога      культур (русской, европейской, американской, западной и восточной).


Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:


• в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

• через формирование поликультурного образования;

• в условиях культурно-исторического типа образователь­ной системы (вуза, школы);

• как систему культурно-образовательных центров в рам­ках одной или разных стран;

• через анализ учебных дисциплин культурологической направленности;

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты