Психологическое консультирование детей

Психологическое консультирование детей

Содержание


Введение

1. Психологическое консультирование детей «группы риска»

2. Психологическое консультирование детей – жертв насилия

Заключение

Библиографический список



Введение


Психологическое консультирование – один из видов психологической помощи, выделившийся из психотерапии. Данная профессиональная деятельность возникла в ответ на потребности людей, которые, не имея клинических нарушений, искали психологическую помощь. Именно поэтому, специалисты по психологическому консультированию помогают, прежде всего людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы.

Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.

Для экзистенциального направления, цель психологического консультирования нацелена на поиск собственного направления в жизни. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.

В данной работе рассматривается использование методов психологического консультирования в работе с детьми «группы риска» и с детьми, пострадавшими от насилия.

Особенности процесса консультирования в этом возрастном периоде:

1.                  Дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые;

2.                  Психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом;

3.                  Консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

В связи с указанными выше особенностями с особой остротой встает проблема методов консультирования. Ребенок редко склонен сам рассказывать о своих проблемах чужому взрослому, а кроме того, он не всегда понимает, что является источником его бед.

В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрицательные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними.

Как правило, аффективные переживания устраняются у детей только после того, как меняется ситуация, провоцирующая эти переживания. Но бывает так, что изменить ситуацию невозможно в силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребенка и тем самым изменить его переживания.

Изменить личностный смысл возможно в том случае, если консультант покажет ребенку ситуацию не с привычной для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответствовать его личностным притязаниям.

Изменение личностного смысла ситуации позволяет сгладить, а иногда и совсем устранить аффективные переживания, вызываемые данной ситуацией, и соответственно добиться изменения поведения ребенка.

Найти новую точку видения событий психолог может с помощью выхода из состояния поглощения жизнедеятельностью в некую внешнюю позицию, откуда данная ситуация предстает в совершенно ином виде. Выход в рефлексивную позицию позволяет консультанту провести анализ существующего положения дел и понять, с какой стороны подать ситуацию ребенку, чтобы она приобрела бы для него новый личностный смысл.



1. Психологическое консультирование детей «группы риска»


К «группе риска» относится категория детей, которые обладают слабой сопротивляемостью к факторам социального риска в силу возрастных и психологических особенностей.

Они объективно (добровольно или нет) находятся в зоне реального или потенциального риска, проявляют различные формы социальной дезадаптации, выражающейся главным образом в педагогической запущенности и трудновоспитуемости вследствие нарушения их социализации.

Детей, относящихся к «группам риска», можно условно объединить в следующие группы (табл.1):


Таблица 1.

Классификация и характеристика детей «групп риска»

Группа

Характеристика

Причины (в семье)

Дети

из неблагополучных семей

−       Дети из социально-дезадаптированных, дисфункциональных семей.

−         Основной критерий: неблагоприятный социально-психологический климат в семье, негативное отношение к детям.

−       Негативный опыт родителей в детстве.

−       Деструктивные особенности личности родителей.

−      Низкий уровень образования, многодетность как следствие низкой моральной культуры, бедность чувств, узость социальных связей, хаотичность ролей и др.

Дети

с проблемами

в развитии

−          Проблемы в физическом и умственном развитии, и как следствие проблемы в обучении.

−       Дети-инвалиды, дети с задержкой психического и интеллектуального развития, дети с хроническими заболеваниями, подростки с акцентуациями характера.

−          Особенности развития ребёнка, формирование характера (невропатии, энцефалопатии, нарушение общения).

−          Соматические и психические заболевания, инвалидизация.

−          Школьная дезадаптация.

−       Дефекты и дефициты в развитии.

Дети-сироты

и дети,

оставшиеся

без попечения родителей

−          Дети имеющие статус сироты – воспитанники детских домов и школ-интернатов

−          Дети у которых статус сироты не определён (воспитанники приютов, центров реабилитации, «дети улицы» - скрытые сироты).

−          Родительское забвение

−          Различные виды депривации и сепарация

−          Социальная дезадаптация

−          Серьёзные нарушения процесса социализации

−          Негативный семейный опыт или отсутствие опыта жизни в семье.

Дети из семей находящихся

в трудной

жизненной

ситуации

Дети из:

−          бедных семей;

−          неполных семей;

−          многодетных семей;

−          опекунских и приёмных семей;

−          семей беженцев и эмигрантов.

−          Экономические проблемы

−          Демографические факторы

−          Проблемы воспитания

−          Проблемы адаптации к новой социальной и культурной среде.


Для детей дошкольного возраста характерны следующие ситуации повышенного риска:

−                   враждебное жестокое отношение в семье к ребёнку;

−                   эмоциональное отвержение ребёнка;

−                   недостаток надзора и ухода за ребёнком;

−                   родители фактически находятся в состоянии развода;

−                   чрезмерные требование к ребёнку, гиперопека;

−                   появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);

−                   противоречивое воспитание или смена его типа;

−                   чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура).

Для детей школьного возраста помимо перечисленных ситуаций психотравмирующими могут стать:

−                   невозможность соответствовать ожиданиям семьи (быть отличником, рекордсменом);

−                   переживание чрезмерной ответственности за других членов семьи (младших братьев, сестёр);

−                   неприятие ребёнка педагогом, сверстниками;

−                   неспособность справиться с учебной нагрузкой;

−                   отрыв от семьи, смена школьного коллектива, перемена места жительства;

−                   травма, серьёзное соматическое заболевание;

−                   ситуации связанные с насилием над ребёнком;

Основные направления социально-педагогической деятельности:

−                   раннее выявление факторов риска и причин неблагополучия конкретного ребёнка;

−                   разработка и реализация индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению дезадаптивных процессов или минимизации их негативного действия;

−                   разносторонняя помощь команды специалистов по выводу ребёнка из социально-опасного положения.

Основные признаки социализации и социально-психологической адаптации, их отличительные особенности приведены в табл.2.


Таблица 2.

Признаки социализации и социально-психологической адаптации

Признак

Социализация

Социально-психологическая адаптация

Цель индивида

Усвоение и воспроизводство социально-культурных норм, ценностей

Изменение отношения и поведения в результате изменившихся условий

Мотивация

Усвоить новый социальный опыт

Восстановить утраченное равновесие, достичь новую цель

Средства

достижения

Через институты социализации (семья, школа, СМИ и т.д.)

Посредством выработки личностью механизмов приспособления

Временные

условия

Постоянный процесс, протекающий в соответствии с возрастными изменениями личности

Дискретный процесс, возникающий в результате происшедших изменений – средовых и личностных

Результат

Освоенный личностью социальный и культурный опыт, его применение в различных ситуациях

Приспособление индивида к изменившимся условиям, успешное функционирование личности в новых условиях


Комплексное сопровождение детей «группы риска» должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

−                   правовая защита и правовой всеобуч;

−                   педагогическая поддержка;

−                   социальная помощь;

−                   психологическое сопровождение индивидуального развития;

−                   обучение детей навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать препятствия и др.).

Психологическая работа с детьми может осуществляться в форме:

−                   профилактической индивидуальной беседы;

−                   интервью;

−                   психологического консультирования;

−                   индивидуальной психотерапии;

−                   групповой психокоррекции.

Психологическое консультирование – это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого. В силу наибольшей распространенности остановимся на психологическом консультировании детей и подростков, входящих в «группы риска» (табл. 3).


Таблица 3.

Особенности психологического консультирования детей «группы риска»

Назначение

Психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений.

Предмет

Внутренний психологический мир подростка: само отношение, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития и т. д.

Условия

использования

Желание консультироваться - получать помощь в решении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами. Готовность консультируемого принять ответственность за изменение себя ради изменения своей жизненной ситуации.

Характер

Совместная деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на достижение цели, сформулированной в ходе затруднительной для клиента ситуации.

Цель

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Профессиональные

(психологические)

задачи

Меры (шаги), планируемые для достижения поставленной цели (задачи) конкретного консультирования, обусловливаются поставленной целью, индивидуальными особенностями, в том числе уровнем и характером девиации и возможностями подростка

Результат

Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка. Результатом конкретной консультации могут быть повышение информационности, понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, повышение (изменение) самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения, способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив


Вместе с тем можно выделить ряд типичных этапов психологического консультирования. Рассматриваемые далее этапы консультирования можно также назвать блоками, так как в конкретной консультационной ситуации последовательность решения консультационных задач может меняться.

Успешное решение задач предыдущего этапа является условием для перехода к следующему этапу. Однако в ряде случаев решение задач последующих этапов требует возвращения к задачам предыдущего этапа. Иногда продвинувшись в исследовании или поиске решений, приходится вернуться к уточнению ролей консультанта и консультируемого или коррекции состояния.

Соблюдение правила субъективности, как мы уже отмечали, предполагает, что консультируемый активен, осуществляет деятельность по разрешению собственного затруднения с помощью психолога. В связи с этим мы сочли весьма важным рассмотреть задачи, решаемые на разных этапах как консультируемым, так и консультантом (табл. 4).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты