Психологическое консультирование родителей младших школьников (на примере диагностики степени тревожности и развития внимания)

Критерии по выявлению тревожного ребенка.

1.            Не может долго работать не уставая;

2.            Ему трудно сосредоточиться на чем-то;

3.            Любое задание вызывает излишнее беспокойство;

4.            Во время выполнения задания очень напряжен, скован;

5.            Смущается чаще других;

6.            Часто говорит о возможных неприятностях;

7.            Как правило, краснеет в незнакомой обстановке;

8.            Жалуется, что снятся страшные сны;

9.            Руки обычно холодные и влажные;

10.       Нередко бывает расстройство стула;

11.       Сильно потеет, когда волнуется;

12.       Не обладает хорошим аппетитом;

13.       Спит спокойно, засыпает с трудом;

14.       Пуглив, многое вызывает у него страх;

15.       Обычно беспокоен, легко расстраивается;

16.       Часто не может сдержать слезы;

17.       Плохо переносит ожидание;

18.       Не любит браться за новое дело;

19.       Не уверен в себе, в своих силах;

20.       Боится сталкиваться с трудностями.

Работа с родителями.

Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать не малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.

Исследования специалистов показывают, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с психологом. Так, иногда, «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка. Чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.

Большое количество замечаний, окриков, одергиваний, может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение одного дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку. Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, в связи с чем имеют низкую самооценку, страдают от мышечных зажимов, не удовлетворены собой и своими действиями и т.д. Специалисты рекомендуют шесть рецептов избавления от гнева и восемь способов повышения самооценки.

Благоприятный психологический климат семьи способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности. Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, выставки. А жителям больших городов желательно почаще выходить на природу. Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то ласкать и любить, то хорошо бы иметь дома собственных животных. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителем и ребенком.

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Переход из дошкольного детства к школьному обучению привносит в жизнь ребенка определенные значительные нагрузки. Уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения. Эмоциональный уровень дошкольников значительно высок. И при этом они не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление. Эмоциональность младших школьников выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Причиной глубоких эмоциональных переживаний у учащихся может стать недооценка со стороны взрослых или ровесников, неумение общаться, поддерживать ровные эмоциональные взаимоотношения с окружающими, включая родителей.

Благоприятный психологический климат семьи способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.

Были выделены критерии по выявлению тревожности ребенка.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

4.                 Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение.

5.                 Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями.

6.                 Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа.




2.           Методика проведения психологического консультирования младших школьников, испытывающих тревожность


2.1           Методика проведения индивидуальной консультативной работы с детьми и их родителями


Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоемкий процесс, требующий определенной организации. Наиболее рациональной представляется следующая схема исследования конкретного случая.


Таблица 1 – Модель психологического обследования ребенка в индивидуальном консультировании

Задачи

Содержание, формы и методы работы

Методики

1 Этап. Сбор предварительной информации

Установление доверительных отношений с клиентом. Снятие эмоционального напряжения. Ориентирование клиента в правилах и условиях обследования.

Получение информации о социальной ситуации развития ребенка гипотез относительно психологической проблемы ребенка. Определение стратегии индивидуального обследования ребенка. Первичная беседа с родителями, получение информации от врачей, учителей. Наблюдение за ребенком в школьной или иной обстановке. Анализ продуктов творчества ребенка (поделки, рисунки, школьные тетради в динамике)

Опросник АСВ («Стиль семейного воспитания» Эйдимиллера, Юстицкого. Опросник родительского отношения. Анкета по сбору данных о ребенке. Методика «Родительское сочинение». Сбор психологического анамнеза по прилагаемой схеме

2 Этап экспериментально-психологического обследования

Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин, имеющихся трудностей и нарушений. Установление основных психологических характеристик ребенка.

Сочетание тестового и клинического методов обследования. Наблюдение за ребенком в естественной для него обстановке и обстановке консультации. Изучение личностных особенностей родителей (при необходимости)

Тест Векслера; Прогрессивные цветные матрицы Равенна «Рисунок человека»; Ф. Гуденаф-Харриса; Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер

Рисунок семьи; Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн («Лесенки» – модификация А.С. Спиваковой)

Проба на совместную деятельность ребенка с родителем: «Архитектор-строитель», «рисуночный диалог»

Диагностика межличностных отношений и мотивационной сферы «Два дома», «Три желания» и др.


Таким образом, для квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам.

I. Информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья.

Беседа с родителем по поводу истории развития ребенка может происходить в форме полу стандартизированного интервью по ниже приведенной схеме:

Жалоба _____________________________________________________

Запрос ______________________________________________________

1. Анкетные данные.

Основные сведения о семье: полный состав семьи и (характеристика) – круг лиц, которые реально участвуют в воспитании ребенка. Характер работы (сменность работы, «вредная» работа при беременности). Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Жилищные условия, если неблагоприятные – уточнить.

2. Особенности пренатального периода развития ребенка. Токсикозы первой и второй половины беременности. Другие осложнения беременности. Рождение (в срок, раньше, позже). Осложнения при родах (гипоксия, асфиксия, обвитие пуповиной, родовые травмы и др.). Статус по шкале Апгар.

3. Состояние ребенка к моменту обследования, перенесенные заболевания. Характер приспособления, эмоциональную реакцию. Состоит ли на учете у: психиатра, невропатолога, других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения; как установилась регулярность функций.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Где и кем воспитывался на каждом этапе. В каком учреждении (обычном, круглосуточном, логопедическом и др.). Как складываются отношения с детьми, воспитателями. Были ли жалобы воспитателя.

5. Развитие в раннем возрасте. Развитие моторики, когда ребенок начал: сидеть, стоять, ходить. Общий эмоциональный фон развития. Сроки появления первых слов, фраз. Активность речи. Отношение: к близким, к не знакомым взрослым. Овладение предметными действиями. Воспитывают ли родители самостоятельность у ребенка или делают все за него. Трудности в поведении ребенка в три года. Любимые занятия и игры. Характер совместной деятельности: игры, чтения, рисование, слушание сказки. Что делаете вместе.

6. Дошкольный возраст. (Любимые занятия ребенка. Какие игры, с кем любит играть (какой уровень развития игры). Любит ли ребенок рисовать. С какого возраста, что рисует. Любит ли слушать сказки. Любит ли смотреть телепередачи, какие. Умеет ли ребенок читать. Когда и как, по чьей инициативе учился. Совместная деятельность со взрослыми. Как развит физически. Какая рука является ведущей. Имеются ли домашние обязанности. Совместная деятельность со взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками. Особенности характера ребенка (впечатлительность, неадекватное отношение к неудаче – группа риска по невротическим заболеваниям). Кружки, секции (обсудить, не перегружен ли ребенок). Проявляет ли ребенок инициативу, в чем состоит воспитательная позиция родителей по этому поводу.

7. Младший школьный возраст Поступление в лет. Тип школы. Особенности адаптации. Смена класса, школы. Успеваемость. Выполнение домашнего задания (кто помогает). Отношения с одноклассниками. Отношения с учителями. Общественная жизнь школы. Увлечения, секции. Степень самостоятельности. Домашние обязанности. Наиболее типичные конфликты.

II. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.).

Для получения этой информации дополнительно к выше приведенным методикам целесообразно использовать Опросник АСВ Эйдемиллера – Юстицкого, методику Рене Жиля, «Два дома», пробы на совместную деятельность, рисунок семьи и другие.

III. Особенности поведения и деятельности ребенка в различных ситуациях.

Для изучения особенностей поведения и деятельности ребенка в ситуации обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

Методические средства и приемы, используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны. Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребенка и др. Главное – это должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический статус ребенка.

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями (хотя это может быть и учитель) несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребенка, в ходе обследования ребенка и родителя на предмет специфики их взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на коррекционных занятиях (родительские группы, тренинг родительской уверенности и др.).

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются следующие действия психолога в процессе проведения бесед во время первых встреч:

1) умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям, искренне заинтересованным в устранении трудностей ребенка;

2) обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента в ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме консультативной работы;

3) формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ проблем ребенка;

4) предупреждение клиента о возможных трудностях, осложнениях и препятствиях в процессе поиска форм психологической помощи, а затем и в ходе ее реализации; снятие установки на ожидание немедленных результатов.

Беседа, проводимая психологом по итогам изучения случая, преследует несколько целей:

1) подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза его дальнейшего развития;

2) совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;

3) обсуждение проблем родителей, связанных с ребенком, их отношения к его трудностям;

4) планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости).

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в ней выделяют четыре основных этапа. При этом желательно вести беседу одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более объективную и разностороннюю картину жизни ребенка и, кроме того, позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребенка.

В начале беседы нужно побудить родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем ребенка, актуализации наиболее волнующих их вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах трудностей ребенка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение о том, какие цели можно ставить перед ребенком, на какое будущее его ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования, демонстрируемые психологом, обычно помогают родителям составить более верное представление о характере и степени трудностей ребенка. Необходимо стремиться к выработке у родителей реалистического представления о трудностях ребенка. После этого (на третьем этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребенка, планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить теплоту, понимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Беседу с родителями рекомендуется проводить в форме свободного либо полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого вариантов и т.д.

Целесообразно проводить максимально подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка, – часто это придает большую убедительность выводам консультанта; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или, по крайней мере, самим записать со слов психолога выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, исходя из зафиксированных выводов, проверять их правильность в ходе анализа дальнейшего развития ребенка.


2.2           Методика диагностирования степени тревожности


Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты